Общая характеристика правовой системы Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:50, контрольная работа

Описание работы

Великобритания - унитарное государство. Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства - Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Административно-территориальное деление этих 4 стран различно. В Англии и Уэльсе - это графства (с населением свыше 1 млн. человек), которые в свою очередь делятся на округа. Самостоятельной административно-территориальной единицей является Большой Лондон, который включает 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия - на области. Самостоятельными административными единицами являются остров Мэн и Нормандские острова.
Правовая система функционирует на основе неписанной конституции, составленной из норм статутного права (наиболее важные среди них — Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего права и норм, представляющих собой конституционные обычаи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
3
1.Общая характеристика правовой системы Великобритании…………
4
2. Гражданское право………………………………………………………
8
3. Уголовное право…………………………………………………………
11
4.Судебная система…………………………………………………………
14
Заключение…………………………………………………………………
21
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 48.71 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….

3

1.Общая характеристика правовой системы Великобритании…………

4

2. Гражданское право………………………………………………………

8

3. Уголовное право…………………………………………………………

11

4.Судебная система…………………………………………………………

14

Заключение…………………………………………………………………

21

Список использованной литературы……………………………………..

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Великобритания - центр Содружества  Наций, политического и экономического объединения стран и территорий, входивших ранее в Британскую империю. Кроме Великобритании членами  Содружества являются 44 страны, в  том числе Австралия, Бангладеш, Мальта, Новая Зеландия и другие государства с населением 1 млрд. человек.

Великобритания - унитарное  государство. Исторически сложившиеся  части Соединенного Королевства - Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Административно-территориальное деление  этих 4 стран различно. В Англии и  Уэльсе - это графства (с населением свыше 1 млн. человек), которые в свою очередь делятся на округа. Самостоятельной  административно-территориальной единицей является Большой Лондон, который  включает 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия - на области. Самостоятельными административными единицами являются остров Мэн и Нормандские острова.

Правовая система функционирует  на основе неписанной конституции, составленной из норм статутного права (наиболее важные среди них — Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего права и норм, представляющих собой конституционные обычаи.

Наряду с английским правом, действующим в Англии и Уэльсе, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, функционирует как совершенно самостоятельная система право Шотландии. Также определенными особенностями отличается и английское право, действующее в Северной Ирландии.

 

 

 

 

 

1.Общая характеристика  правовой системы Великобритании

Британское право состоит  из общего права (common law), писаного права (statute law) и конвенций. Конвенции — это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства. Многие из конвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства1.

Законодательная власть принадлежит  двухпалатному Парламенту. Полномочиями он по Закону о Парламенте 1911 г. наделяется на срок не более 5 лет. Нижняя палата общин  избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе. В  ее состав входит 650 депутатов. В свою очередь, право заседать в верхней  палате лордов, приобретается либо по наследству, либо по назначению Королевы.

Среди наиболее важных функций  Парламента — принятие законов и  контроль за деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены Парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Приоритет принадлежит правительственным законопроектам: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю, в то время как члены правительства — в любое время. Законопроекты могут быть внесены и в верхнюю, и в нижнюю палаты, но, как правило, сначала происходит обсуждение в Палате общин, а затем — в Палате лордов.

 Контроль за деятельностью правительства осуществляет Парламент в таких формах: направляют вопросы к членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи Королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства.

По результатам парламентских  выборов формируется Правительство. Соответственно Премьер-министром  становится лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин. Королева по его совету назначает  остальных членов правительства. В  Великобритании различаются понятия  «правительство» и «кабинет». Кабинет  действует внутри правительства, в  его состав входят Премьер-министр  и основные министры. Состав правительства  гораздо шире (если число членов Кабинета 18–25 человек, то в правительстве  около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается на заседания, и фактически все вопросы  внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который  на деле осуществляет высшую исполнительную власть.

 Делами местного значения  в каждом графстве, округе, области  занимаются выборные советы. В  конце 1990-х гг. в Великобритании  началась крупная государственно-правовая  реформа, призванная наделить  некоторые исторические части  Королевства государственно-политической  автономией. В конце 1999 г. на  основе Акта о деволюции Парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что должно было положить конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. Правда степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе - ассамблея является лишь совещательным органом.

Свой собственный, старейший  в мире парламент - Тинвальд существует на острове Мэн, состоящий из назначаемого Короной Лейтенант-губернатора и 2 палат. Верхняя палата (Законодательный совет) включает епископа, генерального атторнея, местных судей и 7 членов, избираемых нижней палатой. Последняя состоит из 24 депутатов, избираемых на 5 лет. Парламент принимает законы, требующие одобрения Королевы в Совете. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г. На островах Джерси и Гернси (у побережья Франции) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (именуемыми Штатами), исполнительная — комитетами, утверждаемыми ассамблеями2.

Основными источниками английского  права являются судебные прецеденты, т. е. решения высших судов, имеющие  обязательную силу для них самих  и нижестоящих судов, статуты  — законодательные акты британского  Парламента и, наконец, издаваемые исполнительными  органами акты делегированного законодательства. В системе судебных прецедентов  различаются нормы общего права, которое начало формироваться еще  в XI в. и ныне играет основную роль либо дополняет законодательство в самых  различных отраслях правового регулирования. В ходе многовекового развития английского  прецедентного права сложились  многочисленные, часто противоречивые, но в целом весьма эффективные  правила, регламентирующие силу и обязательность судебных решений, способы их толкования, применения и т. п.

В развитии системы общего права сыграли судебные отчеты, которые  стали собираться с конца XIII в. в  «Ежегодниках», а в XVI в. были заменены сериями частных отчетов, составителями  которых становились виднейшие  английские юристы. С 1870 г. издаются «Судебные  отчеты», где в полуофициальном  порядке публикуются решения  высших судов, на которые обычно и  ссылаются как на прецеденты в  последующих судебных постановлениях. В тоже время публикуются «Еженедельные  судебные отчеты», «Всеанглийские судебные отчеты», «Судебные отчеты по Северной Ирландии» и другие издания подобного характера. Именно прецеденты долгое время служили основным регулятором правовых отношений. Английское законодательство же выступало в качестве дополнительного источника права. Оно представляло собой вплоть до начала XIX в. постоянно растущее собрание неупорядоченных, плохо согласованных между собой и даже прямо противоречащих друг другу статутов, принимавшихся, начиная с XIII в., при самых различных обстоятельствах и нередко продолжавших действовать в совершенно изменившихся исторических условиях3.

Английская буржуазная революция XVII в., не изменила взаимоотношений  между прецедентами и законодательными актами, сохраняющими свое значение и  по настоящее время. Среди них Хабеас корпус акт 1679 г. и Билль о правах 1689 г., в которых сформулированы отдельные принципиальные положения, относящиеся и к государственному праву, и к деятельности суда, провозглашены права обвиняемого в уголовном процессе и др. В последовавшую за английской революцией эпоху значительное развитие получило также правовое регулирование новых видов договоров, деятельности компаний, банков и т. п.

Начиная с 30-х гг. XIX в. английское законодательство подверглось последовательным преобразованиям в важнейших  его отраслях. Были изданы законодательные  акты, консолидирующие правовые нормы  по наиболее значительным институтам гражданского и уголовного права. В  результате к концу XIX – началу XX в. законодательным регулированием, главным образом с помощью  консолидированных актов, было охвачено большинство отраслей английского  права. Среди такого рода актов —  законы о семейных отношениях 1857 г., о партнерстве 1890 г., о продаже товаров 1893 г.

Таким образом, законодательство стало во многих отношениях более  важным источником права, нежели нормы, сформулированные в прецедентах, тем  более что законодательство при  необходимости может быть подвергнуто  гораздо более решительным и  быстрым преобразованиям. Но, необходимо заметить, что возрастание роли законодательства отнюдь не означает, что судебный прецедент  утратил свое значение. Прежде всего, сохраняется известное число  институтов, непосредственно регулируемых нормами общего права или даже права справедливости. С учетом исторически  сложившихся особенностей английской правовой системы все вновь принятые законодательные акты неизбежно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, которые истолковывают, уточняют и развивают лаконичные законодательные формулировки.

2. Гражданское право.

В сфере гражданского и  торгового права (в английском праве  отсутствует деление на эти отрасли), многие институты и ныне регулируются в законодательном порядке актами, принятыми в конце XIX в. либо в XX в. Отношения собственности, прежде всего  земельной, в настоящее время  регулируют 5 законов, принятых в 1925 г. (законы о собственности, об управлении имуществом и др.). С принятием этих актов были устранены многие архаизмы английского права, сохранявшиеся со времен господства феодальных отношений, в частности, режим приобретения и передачи земельной собственности был в значительной мере упрощен и приближен к другим видам недвижимости (в дальнейшем законодательство еще более существенно расширило права арендаторов).

Преимущественную роль в  регулировании договоров по-прежнему играют нормы прецедентного права, хотя относительно некоторых видов  договоров и изданы соответствующие  законодательные акты. Большое значение при заключении договоров придается  установлению и соблюдению стандартных  условий соответствующего вида договора, чтобы избежать произвольного включения  в них различных оговорок в  интересах одной из сторон.

Законодательство о компаниях, играющих важнейшую роль в экономике  страны, представляет собой специфическую  сферу английского права. На протяжении столетий это законодательство подвергалось неоднократным преобразованиям, особенно с середины XIX в., когда был принят Закон об акционерных компаниях 1844 г. и ряд других актов. Ныне центральное  место в этой сфере занимает Закон  о компаниях 1985 г., снабженный подзаголовком  «Закон, предназначенный для консолидации большей части законов о компаниях».

Закон о векселях 1881 г. и  Закон о потребительском кредите 1974 г., играют значительную роль в регулировании  торговых и финансовых отношений  разрешающий многие вопросы кредитования, продажи товаров в рассрочку  и одновременно направленный на известную  защиту прав потребителей.

В сфере семейных отношений  ныне действуют отдельные акты, каждый из которых регулирует определенный круг вопросов. Это Закон о браке 1949 г., Закон о реформе семейного права 1969 г., внесший уточнения и дополнения в прежние законы о наследовании, о правах незаконнорожденных детей и др., Закон о признании брака недействительным 1971 г., Закон о разводе и раздельном проживании супругов 1971 г., Закон об имущественных отношениях супругов 1973 г., Закон о реформе семейного права 1987 г., уточнивший, в частности, обязанности родителей незаконнорожденных детей, и другие акты. Значительно расширились за последние десятилетия права замужних женщин, а также возможности расторжения брака не только при наличии чисто формальных оснований, но и в результате раздельного проживания супругов в течение определенного времени.4

Наследование имущества  возможно как по завещанию, так и  по закону. Во многом сохраняет свое значение Закон о завещаниях 1857 г., придающий обязательную силу завещанию, составленному в письменной форме  в присутствии двух свидетелей. В  действующем законодательстве предусмотрена  возможность обращения в суд  с просьбой установить содержание из наследства, по завещанию и по закону, со стороны нетрудоспособных родственников, разведенного супруга и других лиц.

В регулировании трудовых отношений важная роль принадлежит  как законодательству, так и прецедентному  праву, которое формируется в  ходе судебного разбирательства  трудовых споров. Важнейшие условия  труда (ставки заработной платы, продолжительность  рабочего времени и др.) закрепляются в коллективных договорах; в других отраслях производства существуют лишь индивидуальные трудовые соглашения предпринимателей с работниками, для которых особое значение приобретают общие нормы, содержащиеся в парламентских актах.

Информация о работе Общая характеристика правовой системы Великобритании