Охрана природы и природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать охрану природы и рациональное природопользование, выявить очаги загрязнения, а так же меры, которые применяются для сохранения окружающей среды.
Задачи:
1:рассмотреть теоретические основы охраны природы и природопользования
2: проанализировать основные экологические проблемы использования природных ресурсов, выявить очаги, проблемы рационального природопользования в которых стоят наиболее остро
3: проанализировать природоохранное законодательство в РФ, а так же определить пути решения проблем природопользования

Содержание работы

ВВЕЛЕНИЕ………………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ……………………………………………………...5 1.1. Понятие охраны природы………………………………………..…………..5
1.2. Сущность природопользования. …………………………………..………..6
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В РФ……………………………….............................................….9
2.1. Основные экологические проблемы использования природных ресурсов………………………………………………………………….……….9
2.2. Территориальные особенности природопользования и охраны природы………………………………………………………..………………..14ГЛАВА 3. ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВО В РФ……....21
3.1.Необходимость государственного регулирования природопользованием …………………………………………………………………………………….21
3.2. Пути решения проблем природопользования……………..………….......23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………….……...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………...….…………………………..…30

Файлы: 1 файл

охрана природы и природопользования.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

10. Район озера Байкал. Уникальное достоинство Байкала — огромный объем содержащейся в озере чистой пресной воды (80% российских и 20% мировых запасов пресной воды). Естественно, что в первую очередь тревогу вызывает загрязнение байкальской воды. Основной «вклад» в него вносят предприятия целлюлозно-бумажной промышленности (Байкальский и Селенгинский комбинаты). Не решена проблема очистки канализационных стоков населенных пунктов в бассейне озера. Большую ценность представляет животный мир Байкала, значительную долю в котором составляют эндемичные виды, не встречающиеся нигде больше на Земле. Животный мир страдает и от загрязнения воды, и от браконьерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВО В РФ

 

3.1. Необходимость государственного регулирования природопользования

Механизм государственного контроля за природопользованием и  сохранением окружающей природной  среды - одна из важных и актуальных тем на  сегодняшний день.

Государственная экологическая политика – самостоятельная  сфера общественной жизни в области  охраны окружающей среды и природных ресурсов, вершина экологической функции государства. Во времена перемен её значение возрастает.

Вступление  в силу изменений федерального законодательства 1 января 2005 г. стало заметным событием общественной жизни и очередным  шагом в развитии системы управления и охраны окружающей среды.  
Экономика природопользования, отражающая складывающиеся хозяйственные отношения в процессе использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды, тесно связана с экономикой государства и формирует исходную информацию о необходимости использования природных ресурсов при решении задач эффективного развития экономики. Наиболее явно данная связь проявляется в России, так как основная часть ее земельных, водных, лесных угодий находится в собственности государства. [8с.422]

 Стратегической  целью государственной экологической  политики является сохранение  природных систем, поддержание их  целостности и жизнеобеспечивающих  функций для устойчивого развития  общества, повышение качества жизни, обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, улучшение здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны. Вопросам формирования и совершенствования государственной экологической политики на современном этапе была посвящена Всероссийская конференция «Государственная экологическая политика на новом этапе экономических преобразований» (ноябрь 2005 г., Москва).

Экология в  настоящее время переросла в  первоочередную глобальную проблему человечества, имеющую особые экономические аспекты. Именно государство обязано взять на себя решение данной проблемы. Если не будут приняты меры по предотвращению загрязнения окружающей среды, сохранению и восстановлению природных ресурсов, то существующий экологический кризис может перерасти во всемирную катастрофу.

Решение таких  глобальных задач под силу только государству.  
Эколого-экономический аспект охраны природы стал формироваться недавно. Его возникновение и развитие обусловлены бурным ростом производства и научно-техническим прогрессом. Когда масштабы хозяйственной деятельности людей неизмеримо выросли, изменения природного равновесия стали отражаться на развитии народного хозяйства (вследствие недостаточного учета экологического фактора) и проблема охраны природы приобрела большое экономическое значение. При этом отдельные компании не в силах противостоять данной проблеме, как следствие — необходимость государственного вмешательства.  
      Следовательно, для реализации государственной экологической политики на современном этапе необходимо сформулировать новую систему государственного природоохранного регулирования, в основе которой должны быть:

– законодательное  закрепление режимов экологической  защиты территорий с установлением  дифференцированных требований к природопользованию и экономической деятельности;

– нормирование воздействия на окружающую среду, основанное на технологических требованиях  к производству продукции и услуг  в соответствии с законодательством  о техническом регулировании, об охране окружающей среды;

– переход от практики установления индивидуальных разрешений к декларированию соблюдения природоохранных требований и внедрению  механизма экологической оценки последствий хозяйственной деятельности;  
– формирование эффективной системы экономических санкций за несоблюдение установленных требований, организация государственной поддержки проектам, направленным на оздоровление окружающей среды;  
– использование экономических механизмов снижения ресурсоемкости и повышения энергоэффективности хозяйственной деятельности;  
– создание условий сохранения малонарушенных природных территорий путем оптимизации размещения новых производств в регионах интенсивного экономического и промышленного развития. [24]

3.2. Пути решения проблем природопользования

           Защита окружающей среды в  России - проблема очень сложная  и многогранная, для ее решения  не достаточно одних только  экологических мер. Для того  чтобы подорвать ее корни, необходимо, прежде всего, покончить с бедностью.  Неоценимую помощь в этом деле могут оказать внешние инвестиции и экспорт передовых (по крайней мере, относительно передовых) технологий: создание новых рабочих мест увеличит благосостояние жителей, а следовательно - и благосостояние государства, и его способность оплачивать экологические программы. Местные товары, благодаря дешевизне рабочей силы и ресурсов, будут для большинства населения привлекательнее импортных, что значительно снизит потребность в экспорте сырья для покрытия внешнеторгового дефицита. И наконец, более современные технологии являются и более экологически чистыми. Но вместе с тем, и технологии, и оборудование должны быть приспособлены к конкретным условиям той или иной страны.  

Важным подспорьем в деле защиты природы явилось  бы развитие национальной науки и особенно - технических наук. Многие развивающиеся страны уже осознали это: создается система высшего образования, появляются специалисты высокого класса, но недостаток финансирования (в 80-х годах развивающиеся страны расходовали на науку всего 3% общемировых затрат не позволяет радикально изменить ситуацию. И главной задачей стран третьего мира является не столько проведение исследований, сколько эффективное использование уже накопленных знаний. [2с.82]

Охрана природы  невозможна без активной помощи государства, и в этом вопросе нельзя не заметить позитивных сдвигов: во многих странах (Индия, Нигерия, Филиппины и др.) уже действуют государственные учреждения по экологии, в программах социально - экономического развития, принятых рядом развивающихся стран, появился тезис об эффективности природопользования. Особенно последовательную программу проводит Индия. Однако в большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки экологическое законодательство либо отсутствует, либо действует неэффективно. Отчасти это объясняется недостатком средств, отчасти - несовершенством системы управления, а во многом - боязнью отпугнуть инвесторов. Без радикальных изменений в данной сфере решить экологическую проблему невозможно.

Использование альтернативных источников энергии  могло бы значительно снизить остроту энергетической проблемы, позволив уменьшить потребление угля и нефти, сократить вырубку лесов. Азиатские страны, сосредотачивая 30% мирового гидроэнергетического потенциала, используют его только на 7.5%, Африка, способная производить 19% мировой гидроэлектроэнергии, использует свой потенциал всего на 1.5%. Но вряд ли стоит переоценивать перспективность этого направления: неизбежная потеря земель в зоне затопления может обернуться издержками, превышающими выгоду. Более перспективным представляется использование геотермальной, солнечной энергии и энергии ветра. В некоторых странах хорошие результаты дало применение биогаза.

Очень серьезным  подспорьем для экологии стала бы демилитаризация экономики (особенно это касается стран Латинской Америки). Военные расходы съедают огромную долю национального продукта, требуют большого импорта, а сами военные заводы наносят невосполнимый вред окружающей среды.

Необходимо  законодательное регулирование  экспорта природных ресурсов и согласованность действий различных государств при проведении экспортной политики. И опыт 1973 года, когда странам-членам ОПЕК удалось заставить развитые государства считаться с их интересами, говорит о многом. Однако, проведение такой политики требует большой взвешенности: можно очень легко потерять старые рынки. После трехкратного повышения цен на нефть страны Запада стали изыскивать внутренние источники, одновременно сокращая потребление энергии, и в 1986 г. цены на нефтепродукты снова упали. [22]        

Для эффективного использования природных ресурсов ряд российских ученых предлагал создать территориально - производственные комплексы по примеру Сибири, что уменьшило бы транспортные расходы, позволило бы на месте перерабатывать отходы, принося не только экономический, но и серьезный экологический эффект. Как мне кажется, рациональное зерно в этом предложении, безусловно, есть, но затраты, связанные с осуществлением этого проекта, вряд ли окажутся в ближайшее время по силам развивающимся странам.        

Создание обширных национальных парков позволит спасти от вымирания многие виды животных. Значительной будет и экономическая отдача: туристов всегда привлекала южная экзотика, а парк сможет им эту экзотику предложить в самом лучшем виде. Опыт некоторых африканских стран позволяет смотреть на это направление с оптимизмом.  

И, наконец, охрана природы развивающихся стран  невозможна без внешней помощи. Возможно, это утверждение покажется оторванным от реальности, однако в настоящее  время к пониманию этого приходят и на Западе: для примера можно назвать работы А.Льюиса, Г.Зингера и многих других. Экосистема Земли едина, и последствия экологических катаклизмов не ограничатся рамками одного региона: уничтожение тропических лесов повысит содержание углекислого газа во всей атмосфере, кислотные тучи не знают национальных границ, загрязнение мирового океана также отразится на судьбе всего мира, и эти примеры можно продолжить. Если сейчас многие развитые страны, прямо скажем, по-хищнически относятся к Востоку, то через некоторое время неизбежно придет понимание того, что нельзя строить собственное экономическое благополучие за счет других стран: расплата будет неизбежной.

Существует много организаций  по борьбе с загрязнением окружающей среды. Охрана лесов от пожаров –  одна из главных задач в условиях сухой степи. Уроки последних лет показали, что главным направлением в борьбе с лесными пожарами является усиление профилактической лесоохранной деятельности. В качестве предупредительных мер к возникновению лесных пожаров в области завершается противопожарное устройство хвойных лесов, наиболее опасных в пожарном отношении. Для защиты леса от вредителей и болезней проведен лесопатологический мониторинг. Настоящей Программой установлен механизм финансового обеспечения мероприятий по развитию лесного хозяйства. Расходы на содержание территориальных органов управления лесным хозяйством, осуществление мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, выполнение работ по строительству лесохозяйственных дорог, устройству оросительных сетей, их содержанию и ремонту, семеноводство, проектные работы в области лесного хозяйства, подготовку кадров, обеспечение форменным обмундированием работников лесного хозяйства предусмотрено финансировать из федерального бюджета и собственных средств лесхозов, в т.ч. лесных податей и арендной платы.

Основная цель программы  – через систему лесоводственных, организационно-технических и экономических  мер уменьшить площадь не покрытых лесом земель, повысить продуктивность лесов и сохранить их роль в  экологическом оздоровлении области.

Вот вырезка из заключения экологической программы Green Pease по уменьшению вырубки лесов:

Недавно о своем решении  отказаться с сентября 2000 г. от использования  древесины, вырубленной в малонарушенных естественных лесах, объявила шведская кампания IKEA. Это один из крупнейших производителей и поставщиков мебели в Европе, предприятия и магазины которого расположены в 28 станах мира.

Естественные, малоизмененные человеком леса сохранились менее  чем на 20% площади лесного покрова  планеты, и эта цифра продолжает неминуемо сокращаться с каждым годом.

С января 1997 г. мораторий  на вырубку и покупку древесины  из девственных лесов Карелии  и Мурманской области ввели крупные  финские компании "ENSO" и "UPM Kummene". Ежегодно они продлевают мораторий, ведутся переговоры о его распространении на другие районы (Коми, Вологодскую, Архангельскую, Кировскую области).

В 1998 г. от сплошных рубок  в лесах, имеющих важное природоохранное  значение, отказалась канадская фирма McBlodel. [21]

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Скоро природа  будет находиться на краю выбора: или  она или человек. Процесс изменения  природы закономерен и, конечно  должен изучаться. Вряд ли можно надеяться  на сохранение девственных участков территории области в условиях глобального  изменения параметров географической среды. И поэтому каждый житель нашей страны  в той или иной степени причастен к состоянию природы, территории своего края. Причастен либо отношением к событиям, либо поведением, либо принятием решений. Негативное влияние природопользования на окружающую среду очевидно. Влиянию окружающей среды на применяемые способы природопользования уделяется меньше внимания. Человечество должно обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач; сохранить благоприятную окружающую среду, биологическое разнообразие и природные ресурсы в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений; укрепить правопорядок в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Так же охрана природы невозможна без активной помощи государства, и в этом вопросе нельзя не заметить позитивных сдвигов. Однако, необходимо отметить, что Природоохранительное законодательство, хотя и является довольно обширным и разносторонним, на практике действует еще недостаточно эффективно. Причин этому много, но одной из важнейших является несоответствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низкие ставки взимаемых штрафов.

Информация о работе Охрана природы и природопользования