Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:10, контрольная работа
Региональная экономика — прикладная экономическая наука, изучающая основы рационального размещения производства и рынков сбыта продукции. Региональная экономика возникла в Соединенных Штатах в 50-е годах двадцатого столетия на стыке экономики и экономической географии в трудах основателя региональной науки Уолтера Айзарда. С 60-х годов двадцатого столетия региональная экономика получила развитие в СССР, где трактовалась как отраслевая экономическая наука, исследующая экономическое развитие регионов в целях планирования территориальной организации хозяйства
Введение 2
1.Сущность организации управления экономикой региона. 3
2.Классификация организационных структур управления. 9
Заключение 11
Список используемой литературы 13
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
Филиал
в г. Самара
Кафедра
экономико-управленческих и правовых
дисциплин
Контрольная работа
на
тему: «Органы управления экономикой
регионов»
Вариант-17
по
дисциплине «Региональная экономика»
Выполнил студент
дневного отделения
специальности «Финансы и кредит»
третьего курса группы 281
Джугань Е.С.
Проверил
преподаватель
Жунина
М.А.
Оценка:________
Самара
2011
Содержание
Введение 2
1.Сущность организации управления экономикой региона. 3
2.Классификация организационных структур управления. 9
Заключение 11
Список
используемой литературы 13
Введение
Региональная экономика — прикладная экономическая наука, изучающая основы рационального размещения производства и рынков сбыта продукции. Региональная экономика возникла в Соединенных Штатах в 50-е годах двадцатого столетия на стыке экономики и экономической географии в трудах основателя региональной науки Уолтера Айзарда. С 60-х годов двадцатого столетия региональная экономика получила развитие в СССР, где трактовалась как отраслевая экономическая наука, исследующая экономическое развитие регионов в целях планирования территориальной организации хозяйства. В Российской Федерации учебная дисциплина «региональная экономика» изучает размещение производительных сил и экономику регионов. За счет расширения базисных факторов региональная экономика трансформировалась в «регионалистику», на основе которой в российских вузах изучается междисциплинарный курс «Регионоведение».
Главная задача региональной
экономики заключается в
В рамках региональной
экономики исследуются
1.Сущность организации управления экономикой региона.
Организационная структура управления является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупных звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие и координацию элементов внутри данной системы. Структура отражает состав элементов, внутреннюю форму организации системы, ее статику, тогда как организационные отношения обеспечивают тесноту и эффективность структурных связей.
Организационные структуры управления имеют три сферы применения: государственную, коммерческую и общественную. Государственная сфера имеет в свою очередь три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий. Коммерческая сфера управления охватывает различные уровни корпоративного (обобществленных собственников) управления: малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах. Это субъекты хозяйствования – кооперативы, концерны, холдинги и др. Общественная сфера в настоящее время приобретает экстраординарный характер. Если раньше органы общественного самоуправления имели определенные и ограниченные функции, то теперь общественными структурами являются как представительные и судебные органы, государственные общественные фонды, органы самоуправления, так и структуры попечительского характера и вспомоществования, политические движения и партии.
Такая
типизация организационных
Элементы организационной структуры в совокупности образуют организационное единство для реализации общей цели. Каждый элемент наделяется соответствующими функциями. Нет и не может быть чистых функций без субстанциональных носителей, равно как и не принадлежащих определенной структуре. Поэтому естественны и необходимы изменения в структуре, если меняются функции ее отдельных компонентов.
Формирование
рыночной экономики предполагает создание
новых организационных
Во-первых, характерным становится перераспределение функций между различными органами государственного, коммерческого и общественного управления, делегирования функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. Стремление региональных и муниципальных образований к расширению управленческой самостоятельности имеет под собой убедительные основания. Одно из них – невозможность центральной власти как прежде централизовать доходы от налогов и прибыли; другое – то обстоятельство, что центральная власть фактически не может обеспечить сохранение и развитие социальных стандартов в регионах, в силу чего не только уступает прерогативу местным органам власти, но настоятельно делегирует им функции социальной поддержки и защиты.
Во-вторых, со временем происходит моральное старение структуры управления, следствием чего становится неизбежной замена структур, не способных мобилизовать организационные резервы. Формируются перспективные организационные структуры. Среди последних важнейшими являются те, которые адекватны социальной рыночной среде экономического развития России, создают условия для качественных преобразований в системе общественных отношений; через структуры стимулируются интенсивные факторы роста социальной и экономической эффективности.
Факторы, влияющие на организационные структуры. На организационные структуры влияет ряд факторов. С одной стороны, они объективно обуславливают и предопределяют процесс их преобразования, а с другой – подчиняют эти структуры волевому воздействию полномочных органов и ответственных лиц.
Среди
объективных факторов, влияющих на
организационную структуру
В прошлом дискретный, а зачастую случайный процесс формирования организационных структур объясняется тем фактом, что в условиях командно-административной системы управления была непомерно велика роль субъективного фактора. При этом руководствовались волевыми решениями отдельных ведомств, государственных и хозяйственных организаций, субъективным мнением политических лидеров.
Типы организационных структур управления. На начальном этапе перехода к рыночным отношениям в экономике России действуют два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (товарный, рыночный). Особенность интенсивного типа заключается в значительном повышении роли социальных факторов общественного развития, что требует сбалансированности всех элементов организационной структуры управления. Смена приоритетов изменяет все связи между элементами структуры, акцентирует внимание руководителей разных уровней управления не на командных функциях по поводу распределения производственных планов и заданий, а на выявлении общих проблем развития предприятий и на удовлетворении запросов потребителей. Следовательно, интенсивный тип производства и адекватный ему тип организационной структуры приобретают стратегическое значение.
Общими предпосылками создания качественно новых организационных структур управления интенсивного типа являются:
Экстенсивный
тип организационных структур управления,
действующий до последнего времени,
характеризуется следующими чертами:
«многоголовым» централизмом управления;
бюрократическим методом
Экстенсивный тип структур управления имеет ряд качественных признаков:
Нельзя не видеть, что управленческие структуры по всей вертикали власти приспосабливаются к происходящим изменениям. На уровне Федерации и региона укрепляются исполнительные органы власти, все отчетливее доминирует авторитарный принцип руководства. В то же время многие социально-экономические проблемы жизни населения передаются общественным органам управления – муниципальным образованиям.
При недостаточной