Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 12:11, реферат
Демографическая политика — это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения.
Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.
Введение. Понятие демографической политики…………………2
История демографической политики развивающихся стран……6
Демографическая политика в развивающихся странах на современном этапе…………………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………….15
Список литературы………………………………
Содержание:
Демографическая политика —
это система административных, экономических
и пропагандистских и других мероприятий,
с помощью которых государство воздействует
на естественное движение населения.
Демографическая политика —
это целенаправленная деятельность государственных
органов и иных социальных институтов
в сфере регулирования процессов воспроизводства
населения.
В широком смысле демографическая
политика — это политика в области народонаселения.
Историческая цель демографической политики
государства достижение демографического
оптимума.
В англо- и испаноязычной научной
литературе, в международных документах,
рекомендациях и аналитических докладах
ООН в основном используется термин политика
населения.
Объектами демографической
политики могут быть население страны
в целом или отдельных регионов, социально-демографические
группы, когорты населения, семьи определенных
типов или стадий жизненного цикла.
Цели и направления демографической
политики
Структура демографической
политики, как и любой другой политической
деятельности, включает два важнейших
и взаимосвязанных компонента: определение
и изложение системы целей и разработку
и реализацию средств для их достижения.
Цели и задачи демографической
политики формулируются, как правило, в
политических программах и декларациях,
индикативных и директивных планах, в
стратегических целевых программах и
планах оперативной деятельности правительств
и иных исполнительных органов, в законодательных
и иных правовых актах, в постановлениях,
определяющих введение новых или развитие
действующих мер политики.
Основные направления демографической
политики включают:
Эти направления должны быть
согласованы с такими важными сферами
социальной политики как занятость, регулирование
доходов, образование и здравоохранение,
профессиональная подготовка, жилищное
строительство, развитие сферы услуг,
социальное обеспечение инвалидов, пожилых
и нетрудоспособных.
В общем виде цели демографической
политики обычно сводятся к формированию
желательного режима воспроизводства
населения, сохранению или изменению тенденций
в области динамики численности и структуры
населения.
Цели могут быть заданы в виде
целевого требования (словесное описание
целей), либо целевого показателя, системы
показателей, достижение которых интерпретируется
как реализация целей демографической
политики. Среди показателей, апробированных
в демографической политике разных стран,
как правило, не используют собственно
численность населения (исключения: КНР,
где целью политики последних десятилетий
ХХ века было «не превысить численность
в 1200 млн. человек в 2000 г.», а также Румыния
времен Чаушеску — достичь численности
в 30 млн. человек). Развивающиеся страны
в качестве целевого показателя чаще всего
выбирают снижение темпов роста населения
за определенный период, снижение общего
или суммарного коэффициента рождаемости.
В развитых странах для регулирования
притока иностранцев практикуются иммиграционные
квоты — ограничения на въезд и натурализацию
иностранцев.
Проведение демографической
политики в развивающихся странах с высокими
темпами роста населения особо актуально.
Однако, реализация демографической политики
затруднена нехваткой финансовых ресурсов
и часто ограничивается лишь декларативными
заявлениями. Зачастую эта политика вообще
не принимается гражданами из-за традиций
многодетности, высокого социального
статуса материнства и, особенно, отцовства.
Правительства большинства мусульманских
стран вообще отвергают вмешательство
государства в планирование семьи.
Простое воспроизводство населения,
или "нулевой рост" цель демографической
политики в развивающихся регионах теоретически
возможен, если каждая семья будет иметь
в среднем 2,3 ребенка (т.к. есть люди, не
вступающие в брак, семьи, не имеющие детей,
смерть в раннем возрасте из-за несчастных
случаев)1. Но достижение такого положения
автоматически не означает немедленной
стабилизации численности населения,
поскольку росту населения присуща инерция,
которую сложно переломить - в детородный
возраст, вступают люди, родившиеся при
высоком коэффициенте рождаемости. Кроме
того, если вследствие демографической
политики произойдет резкое уменьшение
рождаемости, для половозрастной структуры
населения будут характерны периоды резкого
колебания численности населения, весьма
"неудобные" для стабильного развития
экономики.
Решение глобальной демографической
проблемы упирается в сложный комплекс
социальных и экономических задач.
Во все большем числе развивающихся
стран, озабоченных высокими темпами роста
населения, затрудняющими экономическое
развитие, с 60-х гг. получает признание
и поддержку политика контроля рождаемости.
К 1975 г. в 34 странах Африки, Азии и Латинской
Америки действовали государственные
программы, базировавшиеся на распространении
практики планирования семьи и ориентированные
на снижение рождаемости и сокращение
темпов роста населения.
Большинство развивающихся
стран намечали в качестве официальной
цели сокращение общего коэффициента
рождаемости с 35-45%о в 1965-1970 гг. до 15-20% к
1985 г., например: Индия – до 20%о к 1984, Египет
– до 24%о к 19842 и т.п. Принятые программы предполагали
снижение рождаемости в результате популяризации
и распространения практики ограничения
супругами деторождения, включали санитарное
просвещение и консультирование по вопросам
планирования семьи, обеспечение населения
противозачаточными средствами, пропаганду
преимуществ малодетной семьи, стимулирование
малодетности экономическими и административными
мерами. Некоторые страны (Индия, Малайзия,
Непал, Пакистан и др.) в качестве одного
из методов ограничения величины семьи
разрешали добровольную стерилизацию
и обеспечивали ее проведение.
Во многих странах, взявших
официальный курс на снижение рождаемости,
программы планирования семьи вошли составной
частью в национальные планы экономического
развития, т.е., по сути своей, они шире
комплекса мер по ограничению рождаемости.
В 1969 г. XV сессия Комиссии по
народонаселению рекомендовала не ограничиваться
только финансированием программ контроля
над рождаемостью, а использовать эти
средства для исследования взаимодействия
социально-экономического и демографического
развития.
Программы планирования семьи
поддерживались и поддерживаются различными
специализированными и региональными
учреждениями ООН, а также рядом неправительственных
организаций: Международной федерацией
по планированию семьи, Советом по народонаселению
и др. Низкий культурно-образовательный
уровень населения и отсутствие социально-экономических
стимулов к внутрисемейному ограничению
деторождения не всегда позволяют успешно
осуществлять программы планирования
семьи. Реализация их тормозится также
нехваткой финансовых и технических средств,
недостатком квалифицированных специалистов
для служб планирования семьи.
В 70-х гг. в решение вопросов
регулирования размеров семьи как части
проблемы сохранения здоровья матери
и ребенка включился Детский фонд ООН
ЮНИСЕФ совместно с ВОЗ.
Региональные конференции по
народонаселению в Мехико (1970), Аккре (1971),
Токио (1972), Бейруте (1973) и Каире (1973) подчеркнули
в своих резолюциях, что политика народонаселения
– составная часть политики и планирования
развития.
В 1974 г. Комиссия по народонаселению
приняла документ «Деятельность ООН в
области народонаселения», в котором в
число пяти основных направлений оперативной
деятельности ООН вошли политика в области
народонаселения и программы планирования
семьи.
Принятый на Международной
конференции по народонаселению в Бухаресте
(1974 г.) Всемирный план действий в области
народонаселения обратил внимание правительств
на то, что политика народонаселения не
заменяет социально-экономическое развитие,
а является частью его. План предусматривал
создание в каждой стране органа, занимающегося
проблемами народонаселения, а также систематическую
оценку эффективности политики народонаселения.
При подведении итогов реализации
Плана на Международной конференции по
народонаселению в Мехико (1984 г.) был обобщен
опыт разработки политики в области народонаселения
в разных странах, проанализированы тенденции,
перспективы и цели политики. В Рекомендациях
по дальнейшему осуществлению Всемирного
плана действий в области народонаселения
(Мехико, 1984), были намечены новые ориентиры
в политике народонаселения, в частности,
по достижению определенных уровней продолжительности
жизни и снижению смертности, причем дифференцированно
для развитых и развивающихся стран.
Правительствам было рекомендовано поддерживать
планирование семьи в рамках программ
охраны здоровья матери и ребенка как
один из методов сокращения родов в слишком
раннем или позднем возрасте матери, увеличения
интервалов между рождениями и уменьшения
числа рождений более высокого порядка;
выделять необходимые ресурсы на оказание
услуг в области планирования семьи, улучшать
качество и повышать эффективность услуг
в области планирования семьи; обеспечить,
чтобы все супружеские пары и отдельные
лица пользовались основным правом человека
свободно и ответственно решать вопрос
о числе своих детей и о частоте их рождения,
а также иметь доступ к необходимой для
этого информации, образованию и средствам.
Подход многих правительств
к развитию сильно изменился в 80-е годы.
В 47 странах, где сосредоточено 83,5% населения
этой подсистемы мирового хозяйства, осуществляются
меры, поощряющие снижения темпов воспроизводства
населения (в вначале 70-х годов в 31 стране
с 74% населения). Правительства исходят
из того, что демографическая политика
выступает существенным элементом общего
экономического развития, и поэтому нужно
особое внимание уделять регулированию
численности населения. При этом следует
отметить, что правительства наименее
развитых стран, представляющие 51% населения
этой группы, не вмешиваются в демографические
процессы, а в странах, где проживает 2,5%
населения этой группы, политика преследует
цели увеличения воспроизводства населения
за счет сохранения высокой рождаемости
и снижения смертности.
Политика по ограничению прироста
населения чаще всего осуществляется
в рамках «планирования семьи». В целом
программы планирования семьи, как показывает
опыт отдельных стран, могут сыграть определенную
роль в поддержании уровня жизни в развивающихся
странах, но сами по себе они не могут сделать
бедную страну богатой, и даже не продвинут
ее на несколько градусов по шкале развития.
На сдвиги в демографической
политике развивающихся стран повлияло
ухудшение их экономического положения.
Это наглядно проявилось на конференции
по народонаселению в Каире в сентябре
1994 г. В ее документах заложена концепция
о том, что первопричиной сохраняющейся
в развивающихся странах отсталости является
быстрый прирост населения. Поэтому основные
рекомендации сводились к средствам планирования
семьи. Индия первой из развивающихся
стран с 1951 г. стала включать в государственные
пятилетние планы развития народного
хозяйства и задачи снижения уровня рождаемости.
Предусматривается распространение модели
двухдетной семьи. За прошедшие десятилетия
демографическая политика достигла определенных
результатов, хотя и совсем не в таких
масштабах, как планировалось, - прекращение
роста населения к концу столетия. Население
Индии в 1947 г. составляло 343 млн, а в 2010 г.
превысило 1,2 млрд.
В Китае планирование семьи
рассматривается как основополагающая
политика. С 1981 г. в стране существует государственный
комитет планирования рождаемости. Цель
программ планирования семьи — отсрочка
брака, увеличение интервалов между рождениями
детей и особенно — поощрение однодетной
семьи. Своеобразие демографической политики
КНР заключается в относительно большой
роли запретительных мер, в число которых
входят административные и экономические
санкции против многодетных, а затем и
двухдетных семей.
Противоречие демографической
политики в КНР, так же, как и в Индии, заключается
в том, что курс на однодетную семью не
соответствует репродуктивным установкам
более чем 700 млн сельского населения,
в основной массе ориентирующегося не
менее чем на двух детей. Однако сейчас
КНР по показателям воспроизводства населения
ближе стоит к промышленно развитым, чем
развивающимся странам. Ее политика явилась
своего рода катализатором, ускорившим
процесс демографического перехода в
мире. Осуществление поставленной цели
— сокращение прироста населения — вызвало
новые проблемы, в частности старение
населения. В середине 70-х годов КНР была
одной из самых молодых по возрасту населения
стран, где средний возраст жителей не
превышал 30 лет. Сейчас свыше 100 млн. человек
там старше 60 лет.
Программа действий, одобренная
в Каире, концептуально отличается от
принятой в 1974 г. в Бухаресте. Тогда прирост
населения определялся источником созидания
и определяющим «фактором человеческого
прогресса, утверждалось, что наиболее
эффективным решением проблемы народонаселения
выступает ускорение социально-экономического
развития. Планирование населения может
дать некоторые результаты лишь в плане
такого развития. Программа действий признавала
основное право человека «свободно и ответственно»
выбирать число детей. Подобные отличные
концептуальные подходы определяются
не только экономическими причинами. Они
связаны с коренными изменениями на международной
арене. Нет больше социалистического содружества,
и западные страны могут навязывать развивающимся
странам свое видение проблем. Возможно,
у них существует опасение, что со временем
западная цивилизация с ее низкими темпами
роста населения окажется слишком малочисленной,
чтобы противостоять многонаселенным
развивающимся странам. Беспрецедентный
рост населения в развивающихся странах
вызывает необходимость перераспределения
дохода в мире.
На современном этапе в развивающихся
странах сложился своеобразный переходный
тип воспроизводства населения, при котором
снижение смертности не сопровождается
соответствующим сокращением рождаемости.
Таким образом, демографические
процессы в развивающейся зоне сегодня
отличаются столь бурными формами и такой
интенсивностью, что создается немало
осложнений. Все это и привело к проявлению
глобальной демографической проблемы.
По мнению экспертов-демографов,
подобный «переходный период» может продлиться
в развивающихся странах до середины XXI
века, в связи с чем численность мирового
населения, вероятно, стабилизируется
к 2100 г. на уровне 10,5 млрд. человек. К этому
периоду уже 95% всего населения планеты
будут проживать в современной развивающейся
зоне.
Перспективы ослабления «демографической
напряженности» и последующего решения
этой проблемы специалисты определяют
следующим образом.
В связи с тем, что темпы естественного
прироста населения складываются из взаимодействия
двух основных демографических показателей
— рождаемости и смертности, а последние,
в свою очередь, зависят от уровня развития
общества (экономического, социального,
культурного и т. д.), отсталость развивающихся
стран служит одной из причин высоких
темпов естественного прироста населения
этой зоны (2,3-3,0% по сравнению с 0,7% в промышленно
развитых странах). В то же время в развивающихся
странах действует общая закономерность
возрастания роли социально-психологических
факторов на фоне относительного снижения
роли естественно-биологических факторов.
Поэтому и проявляется довольно
устойчивая тенденция к снижению рождаемости
по мере достижения страной более высокого
уровня развития.
С другой стороны, отличий развивающихся
стран от промышленно развитых держав
по уровню смертности заметно меньше.
Именно в этой области отмечается наиболее
впечатляющий прогресс развивающейся
зоны. Серьезные последствия демографических
процессов, протекающих в развивающихся
странах, связаны и с обратным воздействием
демографической проблемы на отсталость.
Кроме этого, в развивающейся
зоне происходит формирование специфической
возрастной структуры населения, в которой
несоразмерно большой удельный вес занимает
молодежь до 17 лет (свыше 2/5 населения в
этих странах в среднем по сравнению с
1/3 в развитых странах). Соответственно
меньшая доля принадлежит населению в
трудоспособном возрасте (чуть выше 1/2
по сравнению с 2/3 в странах Запада). То
есть чем выше коэффициент иждивенчества,
тем более ограниченны возможности повышения
жизненного уровня населения3.