Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 19:17, реферат
Южная Корея – государство в Восточной Азии, занимающее южную часть Корейского полуострова. Страна, в своё время сильно подвергшаяся влиянию конфуцианства из Китая, которое по сей день проявляется не только через религию, но и в поведении самих корейцев. Страна, ставшая на путь модернизации не так давно, достигшая больших успехов и признания за немногие годы, при этом сохранившая то нечто неподдельное, что веками хранило честь и достоинство всей нации перед обществом и самим собой. Страна, именуемая страной утренней свежести.
Введение
Южная Корея – государство в Восточной Азии, занимающее южную часть Корейского полуострова. Страна, в своё время сильно подвергшаяся влиянию конфуцианства из Китая, которое по сей день проявляется не только через религию, но и в поведении самих корейцев. Страна, ставшая на путь модернизации не так давно, достигшая больших успехов и признания за немногие годы, при этом сохранившая то нечто неподдельное, что веками хранило честь и достоинство всей нации перед обществом и самим собой. Страна, именуемая страной утренней свежести.
Правовая система Республики Корея
Современная правовая система Республики Корея входит в романо-германскую правовую семью, имея также значительные заимствования из американского права. При этом правосознание и правовая культура корейцев по-прежнему в значительной степени основываются на общих для народов Восточной Азии конфуцианских традициях: коллективизм, патернализм (система отношений, основанная на покровительстве, опеке и контроле старшими младших ), приоритет этических норм над юридическими, обязанностей над правами, предпочтение неформальных примирительных процедур судебному разбирательству и т.д.
На протяжении столетий Корея находилась под влиянием китайской (конфуцианской) государственно-правовой культуры. В соответствии с этим собственно правовые предписания ограничивались преимущественно уголовными нормами. Основная масса общественных отношений регулировалась морально-этическими нормами, обычаями и традициями. Наряду с заимствованием китайских законов в средневековой Корее принимались и оригинальные правовые акты.
Первая рецепция европейского, романо-германского права в Корее произошла "опосредованно" через введение японского законодательства в период реформ конца XIX в. и японского колониального господства (1910-1945 гг.). В то же время в период японской оккупации корейское обычное право сохраняло роль главного правового источника в сфере семейных отношений и наследования.
После достижения независимости все японские кодексы и законы, ассоциировавшиеся с иноземным гнетом, были заменены на корейские. В частности, приняты собственные Уголовный кодекс (1953), Уголовно-процессуальный кодекс (1954), Гражданский кодекс (1958), Гражданский процессуальный кодекс (1960) и Торговый кодекс (1962), а также ряд других кодексов, при разработке которых законодатель подчеркнуто старался отойти от прежних японских актов. Тем не менее в наиболее важных отраслях и институтах южнокорейское право сохранило основные принципы и черты романо-германского права в том самом виде, в котором они были заимствованы через японское законодательство.
Как результат деятельности американской военной администрации в 1945-1948 гг. и общей ориентации сеульского правительства на США, в послевоенный период правовая система Кореи заимствовала многие элементы американского права, особенно в административной, торговой, трудовой, уголовно-процессуальной сферах.
В 1980-1990-е гг. важнейшие изменения в южнокорейской правовой системе связаны с ее демократизацией. Конституция 1987 г. ввела прямые президентские выборы вместо многоступенчатых, расширила права парламента, ограничила полномочия Президента и сократила срок его пребывания на посту с 7 до 5 лет, закрепила свободу печати, право на создание профсоюзов и проведение собраний, демонстраций. Под давлением оппозиции в Конституцию включено положение о недопустимости вмешательства армии в политику. В конце 1988 г. приступил к работе Конституционный суд.
Основным источником права в РК являются законодательные и другие нормативные акты. Иерархию образуют: Конституция, законы Национального собрания, декреты Президента, ордонансы премьер-министра или исполнительного министерства.
Южнокорейской правовой системе известен институт чрезвычайного законодательства. В соответствии со ст.76 Конституции во время внутренних беспорядков, внешней угрозы, естественного бедствия или серьезного финансового или экономического кризиса Президент может издавать приказы, имеющие силу закона, если необходимо принять срочные меры для обеспечения национальной безопасности или публичного мира и порядка и нет времени ждать созыва Национального собрания. Такие же полномочия принадлежат Президенту в случае военных действий.
Согласно Конституции (ст.6) ратифицированные международные договоры становятся частью правовой системы. Они, как и общепризнанные нормы международного права, имеют ту же силу, что и внутренние законы.
Вспомогательным источником права для некоторых отраслей (гражданское, торговое, трудовое право) признается обычай, который не должен противоречить законодательству. Вспомогательным источником рассматривается и судебная практика.
Особое место в системе источников занимают решения Верховного суда и Конституционного суда, выносимые в порядке конституционного контроля. Некоторые из них имеют революционное значение для развития правовой системы страны, утверждая новые стандарты защиты прав человека.
Гражданское и смежные с ним отрасли права
Гражданское право Республики Корея в большинстве своих подотраслей представляет собой опосредованную рецепцию романо-германского гражданского права. После установления в 1910 г. в Корее японского колониального господства здесь был введен японский Гражданский кодекс 1898 г., основанный преимущественно на нормах Германского гражданского уложения 1896 г. и в меньшей степени - на нормах французского гражданского права. Вопросы гражданской правоспособности, брачно-семейных и наследственных отношений весь период японской оккупации продолжали регулироваться корейским обычным правом.
В 1958 г. был принят собственный Гражданский кодекс РК, который вступил в силу с 1 января 1960 г. Он воспроизводит принципы и большинство норм прежнего японского ГК. Кодекс 1958 г. состоит из пяти разделов: Основные положения; Право собственности; Обязательственное право; Семья; Наследование.
Перечень вещных прав включает собственность, владение, суперфиций, сервитут, преимущественное право покупки, залог, ипотеку.
Семейное право РК является одной из немногих отраслей, в которых традиционные корейские нормы преобладают над заимствованиями из западных правовых систем. От западного (романо-германского) семейного права его отличает прежде всего само понятие семьи. Она включает всех лиц с общими предками, объединенных родовой фамилией. Соответственно не разрешается брак между однофамильцами. Замужняя женщина всегда сохраняет свою девичью фамилию.
Согласно обычному корейскому праву брак создается особой церемонией. Однако ГК (ст.812 пар.1) предусматривает, что брак становится юридически действительным с его регистрацией. Фактические браки могут быть "узаконены" по решению Семейного суда в Сеуле.
Вплоть до начала 1990-х гг. южнокорейское семейное и наследственное право носило откровенно дискриминационный характер по отношению к женщинам. Изменения в семейном законодательстве, вступившие в силу в 1991 г., впервые позволили женщине быть главой домашнего хозяйства, признали право жены на часть имущества супругов, а также предоставили женщине больше возможностей для общения с ее детьми после развода.
Коллизионные нормы содержатся в Законе о международном частном праве 1962 г., который включает положения, относящиеся как к гражданскому, так и торговому праву.
Важнейшими источниками торгового права являются Торговый кодекс 1962 г., Закон о переводном и простом векселе и Закон о чеках 1962 г. Торговый кодекс имеет 5 разделов: 1) Общие положения; 2) Торговые сделки; 3)Компании; 4) Страхование; 5) Морское право. Концепции и нормы южнокорейского ТК в целом следуют образцу японского торгового права, которое в свою очередь основывается на Германском торговом уложении 1898 г.
Правовая база для защиты интеллектуальной собственности была заложена законами о торговых марках (1949), об авторском праве (1957), о полезных моделях (1961), о промышленных образцах (1961), о предотвращении нечестной конкуренции (1961), Патентным законом (1961). Пакет современных законов об интеллектуальной собственности был принят также в 1973 г., а в 1990 г. - утвержден в новой редакции. В 1987 г. принят Закон о защите компьютерных программ. Перечисленные законы предусматривают уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком до 5 лет или крупного денежного штрафа.
С 1961 г. правившие в Южной Корее военные режимы проводили политику поощрения частной инициативы, укрепления национального частнокапиталистического уклада. Главным средством достижения этих целей стала система "управляемой капиталистической экономики", что означало введение государственного регулирования хозяйством. Составной частью экономической политики стали пятилетние планы развития. Выполнение первой пятилетки началось в 1962 г. При этом пятилетние планы в Южной Корее никогда не носили директивного характера, хотя в руках правительства имелись достаточные рычаги воздействия на экономику.
Вышеуказанные принципы нашли закрепление и в действующей Конституции страны, согласно которой экономический порядок Республики Корея основан на уважении свободы и творческой инициативы предприятий и личности в экономических делах. Государство может регулировать и координировать экономические дела, чтобы поддерживать сбалансированный рост и стабильность национальной экономики, гарантировать правильное распределение дохода, предотвращать доминирующее положение на рынке и злоупотребление экономической властью и "демократизировать экономику через гармонию между участниками экономических отношений".
Одной из наиболее динамично развивающихся подотраслей экономического права является законодательство об иностранных инвестициях, которое подвергается постоянным изменениям в сторону либерализации (расширение сфер для инвестиции, упрощение инвестиционных процедур, сокращение налогов и т.д.). Принятый в 1966 г. Закон о поощрении иностранного капитала в 1997 г. был полностью пересмотрен и переименован в Закон о поощрении иностранных прямых инвестиций и капитала. Однако уже в сентябре 1998 г. его сменил новый Закон о содействии иностранным инвестициям (Foreign Investment Promotion Act). Новый акт направлен на создание в РК режима наибольшего благоприятствования прямым иностранным инвестициям, полностью соответствующего международным стандартам. В этих целях предусматривается либерализация практически всех секторов экономики РК.
С 1 февраля 1997 г. система выдачи разрешений на иностранные инвестиции в открытые сектора экономики была заменена на уведомительную систему, в соответствии с которой иностранному инвестору, чтобы начать свою деятельность, достаточно направить соответствующее уведомление местному банку. В конце 1997 г. допущено беспрепятственное приобретение иностранцами государственных и частных облигаций, специальных и корпоративных облигаций. В мае 1998 г. сняты ограничения на покупку иностранцами местных компаний путем нежелательных "слияний и поглощений", в результате чего количество отраслей, полностью или частично закрытых для иностранных инвесторов, сократилось до 31.
Гражданский процесс регулируется ГПК 1960 г., следующим японскому образцу. Хотя в целом гражданский процесс построен на романо-германской модели, в нем есть определенные заимствования из англо-американского права, в частности институт перекрестного допроса. В гражданском процессе рассматриваются как собственно гражданские, так и торговые дела.
В отличие от большинства других стран, в которых трудовое право формировалось на протяжении многих десятилетий по мере их социально-экономического развития, трудовое право Кореи было создано почти одномоментно после окончания Второй мировой войны в условиях американской оккупации, по определенной схеме, разработанной с помощью военной администрации США и отражающей концепцию развития Южной Кореи по капиталистическому пути. Соответственно южнокорейская система трудового права построена в целом по американскому образцу. В то же время заимствованы и некоторые аспекты европейского опыта.
Основные принципы регулирования трудовых отношений заложены в Конституции 1987 г., провозглашающей право на труд (и обязанность трудиться), необходимость охраны труда и человеческого достоинства работников через установление законодательным путем достойных условий работы, специальной охраны труда женщин и подростков, право работников на организацию, коллективные переговоры и коллективные действия. В то же время в Основном законе допускается возможность ограничения коллективных трудовых прав (например, права на забастовку) государственных служащих, работников государственных предприятий, работников оборонных предприятий, а также лиц, занятых "существенными услугами".
Фундамент трудового права в Республике Корея составляют четыре закона: Закон об условиях труда (фактически это трудовой кодекс), Закон о профсоюзах, Закон о порядке разрешения трудовых споров и Закон о комитетах по вопросам труда. Их дополняют такие акты, как Закон о занятости (1961), о труде моряков (1962), о профессиональном обучении (1973), о совместных производственных советах (1980).
До 1990-х гг. нормы южнокорейского трудового законодательства были одними из наиболее жестких, антирабочих в мире, что обеспечивало местной экономике дополнительную конкурентоспособность. В настоящее время положения пересматриваются и постепенно приближаются к мировым стандартам. Увольнение работника допустимо только по уважительным причинам, которые в законе не расшифрованы. Эти причины конкретизируются в коллективных договорах и правилах внутреннего трудового распорядка. Продолжительность нормального рабочего времени установлена в 8 часов в день и 44 часа в неделю (с 1989 г.). Сверхурочная работа возможна только с согласия работника и при надзоре инспекции труда. Минимальный возраст приема на работу - 13 лет.
В Республике Корея достаточно развита система социального партнерства, сходная с европейской моделью. В частности, предусмотрено создание двух органов: совместных производственных советов на предприятиях, основанных на двустороннем сотрудничестве предпринимателей и работников, и комитетов по труду - органов трехстороннего сотрудничества профсоюзов, организаций предпринимателей и государства (правительственных органов). В рамках производственного совета путем консультирования принимаются решения по вопросам, представляющим взаимный интерес для трудового коллектива и администрации (повышения производительности труда, профессионального обучения, предотвращения трудовых конфликтов, безопасности и гигиены труда, улучшения производственной среды, совершенствования управления).
В феврале 1998 г., после принятия нового Закона о труде, рынок рабочей силы стал более эластичным. Этому способствовали поправки, предусматривающие возможность как массовых увольнений, так и создания крупных отраслевых профсоюзов.