Министерство образования
РФ
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ)»
ФАКУЛЬТЕТ ИТ________________________________________
КАФЕДРА ИБТКСиИ_________________________________
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ИиВТ______________________________________
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:_ Промышленная революция
второй
половины XVIII-XIX_____________________________________
Выполнил студент
__2__ курса, Группы А Филатов В.С
Фамилия, имя,
отчество
Принял__________________________________________________________
Должность, звание Фамилия, имя, отчество
«_____» ___________________2013 г. __________________________
Подпись
Новочеркасск, 2013 г.
Оглавление
Введение 3
ГлаваI.
Промышленный переворот в Европе и других
странах мира……….4
ГлаваII.
Социальные последствия промышленного
переворота 11
Заключение 14
Список
литературы: 15
Введение
Промышленная
революция с технической точки
зрения представляет переход от ручного
труда к механизированному, с организационной
– создание вместо мануфактур фабрик,
использовавших системы машин. Промышленный
переворот имел важнейшие экономические
и социальные последствия: изменилось
соотношение между сельским хозяйством
и промышленностью в пользу последней,
опережающими темпами развивались отрасли
тяжелой промышленности и новые виды транспорта,
получили развитие капиталистические
формы организации аграрного производства,
торговли, кредитно-денежной сферы, налоговой
системы. Более четко оформилась классовая
структура капиталистического общества.
На первый план из лиц наемного труда выступили
промышленные рабочие. Из многообразных
слоев буржуазии выделились промышленники,
противостояние этих социальных групп
стало определяющим фактором политического
развития капиталистических государств.
Промышленный
переворот происходил во всех странах,
вступавших на капиталистический путь
развития. Однако он имел как общие,
так и специфические предпосылки,
связанные с историческими, экономическими,
политическими, социальными, культурными
и психологическими особенностями
различных обществ, Переход к
промышленному капитализму (индустриальной
системе) осуществлялся многообразными
путями: революционным (Англия, Франция),
реформистским (Германия, Россия), переселенческим
(США), революционно-реформистским (Япония).
Глава
I. Промышленный переворот
в Европе и других странах мира.
Исторические
предпосылки развития крупной машинной
индустрии были созданы мануфактурной
формой капиталистического производства.
Первоначальное накопление капитала обеспечивало
дальнейшее развитие капиталистических
отношений — с одной стороны, создание
армии лишённых средств к существованию
людей, которые могут предложить в качестве
товара лишь свою рабочую силу, и, с другой
стороны, накопление крупных денежных
богатств, используемых формирующимся
классом капиталистов для приобретения
средств производства и рабочей силы.
Рост капиталистического производства
неизбежно влёк за собой быстрое расширение
как внутреннего, так и внешнего рынков;
однако стремление буржуазии к ускоренному
накоплению капитала наталкивалось на
ограниченные возможности основанного
на ремесленной технике мануфактурного
производства.
Промышленный переворот представлял
собой общеисторическое явление,
характеризовавшее определенный
этап развития капитализма в
промышленности ряда стран; однако
вызревание предпосылок перехода
от мануфактуры к крупной машинной
индустрии происходило неравномерно.
В 60-х гг. 18 в., раньше, чем в
др. странах, Промышленный переворот
начался в Великобритании. Английская
буржуазная революция 17 в. расчистила
путь для развития капиталистических
отношений. Мануфактурное производство
здесь достигло расцвета; к этому времени
голландские мануфактуры были далеко
превзойдены английскими. Однако узкая
техническая база мануфактуры, по словам
К. Маркса, вступила в противоречие с созданными
ей же потребностями производства. Это
противоречие наиболее остро проявилось
в производстве хлопчато-бумажных тканей,
спрос на которые увеличивался особенно
быстрыми темпами. Превращение ремесленного
или мануфактурного производства в машинное
началось с изменения средств труда. В
70—80-х гг. 18 в. в прядении хлопка всё большее
распространение получают механические
прялки «Дженни» (изобретена рабочим Дж.
Харгривсом). К 1787 в английской промышленности
использовалось уже более 20 тыс. таких
машин. Дальнейшее развитие механического
прядения связано с применением мюль-машин
(изобретение С. Кромптона, 70-е гг. 18 в.);
после того как последние получили распространение,
хлопчато-бумажная пряжа стала изготовляться
только фабричным путём. Механизация отдельных
производств порождала экономическую
необходимость повышения производительности
труда и в др. отраслях: так, с совершенствованием
техники производства в хлопкопрядении
обнаружилась большая диспропорция между
прядением и ткачеством. В 1785 был запатентован
образец механического ткацкого станка,
а в 1801 в Великобритании начала функционировать
первая механическая ткацкая фабрика,
насчитывавшая около 200 станков. Внедрение
в ткацкое производство новой техники
ускорило механизацию ситцепечатного,
красильного и др. производств. Распространение
машинной техники повлекло за собой упадок
кустарного производства и разорение
массы мелких товаропроизводителей. С
80-х гг. 18 в. в металлургии развёртывается
переход к пудлингованию, обеспечивавшему
производство железа из чугуна с помощью
минерального топлива.
Развитие рабочей машины, оснащение
её множеством одновременно действующих
органов порождало необходимость
в новом, более совершенном двигателе.
С конца 90-х гг. 18 в. в текстильной
промышленности стал широко использоваться
запатентованный в 1784 паровой двигатель
«двойного действия» Дж. Уатта. К 1810 в Великобритании
насчитывалось около 5 тыс. паровых машин. Быстрый рост масштабов промышленного
производства и дальнейшее расширение
рыночных связей требовали совершенствования
средств транспорта. В 1-й четверти 19 в.
начинают функционировать пароходное
сообщение и паровой ж.-д. транспорт.
Всё более широкое распространение
машинной техники вступало в
противоречие с ремесленной техникой
изготовления самих машин. Одна
из самых острых и длительных
диспропорций, обнаруживающихся в
процессе Промышленного переворота,
— несоответствие между стремительно
расширяющимся спросом на новые
средства труда и ограниченными
возможностями их мануфактурного
производства. Это несоответствие
было преодолено в результате
массового внедрения машин в
машиностроительное производство.
С начала 19 в. в промышленности всё шире
используются металлообрабатывающие
станки, и прежде всего — токарные, снабженные
механическим суппортом, механические
молоты и гидравлические прессы. Увеличивавшееся
производство машинного оборудования
и новых транспортных средств способствовало
повышению спроса на металл. На протяжении
1788—1820 выплавка чугуна увеличилась примерно
в 6 раз. Механизация различных производств
и дифференциация механических орудий
труда создали условия для перехода от
простой кооперации машин к системе машин,
представлявшей собой основной и наиболее
существенный признак крупной машинной
индустрии. В 10—20-х гг. 19 в. крупная машинная
индустрия в Великобритании одержала
решающую победу над мануфактурой и ремесленным
производством; страна стала крупной промышленной
державой, «мастерской мира». Быстрый
рост производительных сил сопровождался
резким обострением противоречий, присущих
капиталистическому способу производства;
в 1825 в Великобритании разразился первый
экономический кризис перепроизводства.
Вслед за Великобританией
на путь быстрого развития
крупной промышленности вступили
США, Франция, Германия и др.
страны. Общие экономические условия
для быстрого развития капиталистического
производства в США были созданы после
победы в Войне за независимость (1775—83).
Интенсивному техническому перевооружению
хлопчатобумажной промышленности и некоторых
др. отраслей способствовало полное отсутствие
мелочных цеховых стеснений и использование
технического опыта английской промышленности.
Массовое применение паровых двигателей
и ускоренное развитие машиностроения
в северо-восточных штатах США приходится
на 50—60-е гг. 19 в.
В Италии Промышленный переворот
начался в 40-х гг. 19 в. Фабричное
производство развивалось главным
образом в сев. районах страны, тем
самым усугублялась экономическая отсталость
Юга. Окончательную победу над кустарным
производством и мануфактурой крупная
машинная индустрия одержала в последнем
тридцатилетии 19 в.
Решающую роль в ускоренном
развитии капиталистических отношений
во Франции сыграла Великая французская
революция, ликвидировавшая феодальные
порядки. Первые шаги в механизации бумагопрядильного
производства в стране были сделаны ещё
в 80-х гг. 18 в., однако переход от мануфактурного
производства к использованию системы
машин в др. ведущих отраслях промышленности
занял многие десятилетия.
С большим запозданием осуществлялся
переход от мануфактуры к крупной
машинной индустрии в Германии,
где развитие капиталистической
промышленности сдерживалось засильем
феодальных и полуфеодальных
отношений. Франция и особенно
Германия, как отмечал Ф. Энгельс,
в области крупной промышленности
лишь плелись за Великобританией
и «... собственно только с 1848
г. узнали, что такое крупная
промышленность...». После Революций
1848—49 развитие крупной машинной
индустрии в этих странах резко
ускоряется; в Германии во 2-й половине
50—60-х гг. 19 в. завершающая стадия промышленного
переворота характеризовалась бурным
ростом тяжёлой промышленности.
В Японии условия для развития
капиталистического фабричного
производства были созданы революцией
Мэйдзи (1867—68).
В ходе Промышленного переворота,
начавшегося в последние десятилетия
19 в., японские предприниматели широко
использовали технический опыт
западно-европейских стран и США, ввозя
значительную часть машинного оборудования
из-за границы. Особенно активное участие
принимало государство в учреждении и
финансировании крупных промышленных
предприятий, прямо или косвенно участвовавших
в техническом перевооружении японской
армии.
Промышленный
переворот в России начался в 1-й
половине 19 в. Переход от мануфактуры к
фабрике прежде всего происходил в хлопчато-бумажной
промышленности, а затем и в других отраслях.
Замена ручного труда машинным резко повысила
производительность труда и вызвала огромный
скачок в развитии производительных сил.
Однако для развития промышленного переворота
требовались значительное число свободных
наёмных рабочих, широкий рынок для сбыта
промышленной продукции и приток в производство
крупных капиталов. Создание этих условий
тормозилось существованием в России
крепостного права. Поэтому в дореформенный
период переход от мануфактуры к фабрике
вёл к дальнейшему обострению кризиса
феодально-крепостнической системы, приближая
падение крепостничества.
Показателем завершения
технической перестройки промышленности
является наступление момента,
когда в ведущих отраслях производства
основная масса продукции изготовляется
предприятиями, оборудованными системой
машин, приводимых в движение
силой пара. В дореформенный период
в России лишь в хлопчатобумажной (а именно
в прядении и ситцепечатании), свеклосахарной
и писчебумажной промышленности основная
масса продукции изготовлялась на предприятиях
фабричного типа. В остальных ведущих
отраслях переход от ручного труда к машинному
в основном завершился к концу 70-х — началу
80-х гг. 19 в. В 1879 в отраслях текстильной
промышленности с помощью машин производилось
от 54,8% (суконная и шерстяная) до 96,3% (бумагопрядение)
всей продукции. На металлообрабатывающих
предприятиях машинами производилось
во всех отраслях 86,3% всей продукции, в
свеклосахарной промышленности — 85,1%.
В 1882 в горнозаводской промышленности
пудлинговые печи, сменившие кричные горны,
давали около 90% всего металла, а 63% энергетических
мощностей чёрной металлургии приходилось
на паровые установки. Но в ряде отраслей
промышленности ещё господствовал ручной
труд (мебельная, кожевенная и др.). Техническое
перевооружение транспорта также в основном
закончилось в пореформенный период. В
60—70-х гг. 19 в. Построено более 20 тысяч
километров железных дорог, то есть, создана
основа железно дорожной сети. Важной
особенностью промышленного переворота
в России было слабое развитие ряда отраслей
машиностроительной промышленности (прежде
всего станкостроения). Постоянные наёмные
рабочие имелись в России ещё в эпоху крепостничества.
Однако они ещё не были пролетариями, поскольку
в большинстве своём не имели личной свободы.
Лишь отмена крепостного права превратила
постоянных наёмных рабочих дореформенной
эпохи в подлинных пролетариев. После
крестьянской реформы 1861 формирование
пролетариата шло быстрыми темпами. Его
ряды складывались из промышленных рабочих
крепостной эпохи, безземельных и малоземельных
крестьян, а также крестьянства, разорившегося
в процессе расслоения.
К началу
80-х гг. в основном завершилось
формирование пролетариата как
класса. Постоянные наёмные рабочие
составляли в это время большую
часть всех промышленных рабочих
(в 1886—93 в 9 фабричных округах
Европейской России 71,8%; в округах
с высокоразвитой промышленностью
ещё выше: в Петербургском — 89,2%,
Московском — 80,2%, Владимирском — 80,5%).
В начале 80-х гг. уже имелся многочисленный
слой потомственных пролетариев.
Переход
от мануфактуры к фабрике был
решающим этапом и в формировании
класса буржуазии. В ходе промышленного
переворота сложился и стал господствующим
слой крупной промышленной буржуазии,
которая вытеснила на второй план господствовавших
ранее представителей торгового капитала.
В 1879 в отраслях обрабатывающей промышленности
предприятия с числом рабочих свыше 100,
составляя всего 4,4% всех предприятий,
давали 54,8% всего производства. Формированию
крупной буржуазии содействовало самодержавие
(покровительственная таможенная политика,
казённые заказы, гарантированные прибыли
и т.п.).