Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:36, реферат
Малый и средний бизнес превратил Китай из отсталой аграрной страны в крупнейшего промышленного производителя. Многие сегодня поражены колоссальными успехами современного Китая. Еще бы, даже в условиях кризиса страна наращивает свою экономику. За современными успехами Китая стоит не только «грамотное» управления страной, но и богатые исторические традиции плюс многовековой опыт предпринимательства. Сейчас мы не можем не замечать, что китайцы задают тон мировой торговле и промышленности.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
«Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Высшая школа экономики и менеджмента
Корпоративный менеджмент
Развитие бизнеса в Китае: краткий экскурс и современное состояние
Екатеринбург
2013
Введение
Малый и средний бизнес превратил Китай из отсталой аграрной страны в крупнейшего промышленного производителя. Многие сегодня поражены колоссальными успехами современного Китая. Еще бы, даже в условиях кризиса страна наращивает свою экономику. За современными успехами Китая стоит не только «грамотное» управления страной, но и богатые исторические традиции плюс многовековой опыт предпринимательства. Сейчас мы не можем не замечать, что китайцы задают тон мировой торговле и промышленности. На сегодняшний день они производят гигантское количество товаров на экспорт, а практически каждый из нас, хоть раз да покупал товары с пометкой «Made in China». Конечно, ведь произведенные в Китае товары стоят дешевле, и в соотношении цена/качество им «равных» нет.
В нашей работе мы хотим рассмотреть причины преобразования некогда крестьянской страны Азии до инновационной державы с отличным производством и, соответственно, экономикой, а также обратить внимание на ее текущее и возможное будущее состояние.
В экономическом
успехе Китая ничего необычного нет
– за этим кроется исторический
опыт. И первое, с чем вам придется
столкнуться в Китае, – это
с наследием исторического
История
Многие китайские компании возникли раньше западных, так, например, к моменту активного прихода европейцев в Китай в XIX в. здесь существовали фирмы, история которых насчитывала 400–500 лет. Например, китайская компания «Жуйфусян» владела десятками магазинов штучных товаров и скобяными лавками на протяжении трехсот лет. Другая компания, «Юйтан», занимающаяся производством и продажей продуктов питания, возникла в 1776 г. и закрылась лишь в 1949 г., после Народной революции в Китае. Своими торговыми династиями славились такие города, как Шанхай, Тяньцзинь, Ханьчжоу. Так, в Тяньцзине существовало несколько крупных торговых династий, которые возникли в конце XVII – начале XVIII в., то есть в момент воцарения династия Цин, причем эти династии, владевшие десятками магазинов и производств, дожили до ХХ в.
Формирование среднего и малого бизнеса, составившего основу экономики Китая, стало результатом рыночных реформ, затеянных китайскими коммунистами в конце 1970-х годов. Начиная с 1978 г. основой экономической политики Китая стал тезис о неделимости благосостояния потребителей, экономической эффективности и политической стабильности. Акцент был сделан на повышение уровня личных доходов и потребления, на внедрение новых систем стимулирования, управления и повышения производительности. В августе 1980 году была принята противоречивая программа реформ, нацеленная на уменьшение роли центральных органов управления в пользу смешанной экономики с планово-рыночными методами хозяйствования. Эта программа нашла отражение в принятом тогда же шестом пятилетнем плане экономического развития Китая. В качестве ключевых элементов предлагались: осуществление сельскохозяйственных реформ (включая долгосрочную аренду земли и разрешение фермерам производства товарных культур и участия в несельскохозяйственной деятельности); право предприятий на самоуправление; развитие большей конкуренции на рынке. А так же, снижение налогового бремени предприятий, не находящихся в государственной собственности, и, наконец, развитие прямых контактов между китайскими и зарубежными торговыми компаниями.
Заботу о
малом и среднем бизнесе взяла
на себя Национальная комиссия по развитию
и реформированию, в рамках которой
был создан департамент малого и
среднего предпринимательства. Еще
одним государственным
В целях обеспечения
всестороннего и своевременного
информационного обслуживания населения
страны и всех государственных органов
по всем вопросам деятельности МСП
по решению Правительства в 2001 г.
была создана государственная
В 2002 году китайские
власти приняли закон "О стимулировании
развития малых и средних предприятий".
Закон дал этим предприятиям равные
права с крупными компаниями, в
том числе в доступе к
Все эти меры привели к быстрому развитию малого и среднего бизнеса, росту его прибыльности. К 2005 году в Китае насчитывалось 4,3 млн. малых и средних предприятий, а также более 28 млн. индивидуальных предпринимателей. Малый и средний бизнес давал стране более 80% (по некоторым данным, до 90%) рабочих мест. На его долю приходилось 55% ВВП и 60% объема промышленного производства (для сравнения: в России доля малых и средних предприятий в ВВП приблизительно 13-17%). Кроме того, сектор малого и среднего бизнеса давал 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% инновационной продукции Китая. А еще обеспечивал 46,2% налоговых поступлений страны и 62,3% общего объема экспорта. Стоит сказать, что к малым предприятиям (с численностью персонала до 100 человек) относится почти 99% всех предприятий КНР. И только 0,6% — к средним (с количеством занятых от 101 до 999).
В 2007 году в КНР был принят закон о вещном праве, предоставивший частникам равное с государством и коллективом право на собственность. Это, понятно, значительно укрепило позиции представителей малого и среднего бизнеса.
Современное состояние
Однако становление рыночной экономики в КНР не обошлось без побочных негативных эффектов. Резко выросло имущественное расслоение населения. Усилилась диспропорция в развитии, с одной стороны, прибрежных районов, где создавались экономические зоны, и, через которые велась торговля с заграницей, и внутренних районов, где правят бал аграрный и добывающий секторы экономики,— с другой. Много проблем китайским предпринимателям создала алчность чиновников. В Китае (как и в России) власть и близость к ней всегда были средством обогащения, и развитие рыночных отношений не могло не подстегнуть рост коррупции. Несмотря на обилие законов, призванных поддерживать средних и малых предпринимателей, несмотря на регулярные кампании борьбы с взяточниками, сплошь и рядом получалось, что китайские предприниматели без взятки не могли ни получить вроде бы положенный кредит, ни зарегистрировать фирму.
Новые рыночные реалии и демографические проблемы породили в КНР уродливое и при этом распространенное явление — торговлю детьми. Родители фактически продают их за небольшую сумму хозяевам мастерских и заводиков, где зарплатой зачастую служат ежедневная миска с едой и минимальный комплект одежды. Этот, по сути, рабский труд на десятках тысяч подпольных предприятий — один из главных секретов прибыльности китайского малого бизнеса. Наряду с готовностью большой части населения работать за гроши.
Еще один недостаток
рыночных реформ по-китайски связан с
опробованной 30 годами раньше Японией
ориентацией экономики на экспорт.
В Китае это привело не только
к стагнации потребительского рынка
и замораживанию низкого уровня
жизни в глубинке, но и к появлению,
образно выражаясь, наркотической
зависимости от экспорта. При этом
заработанные на нем миллионы многие
китайские предприниматели
Однако пока
мировая экономика чувствовала
себя нормально, на все эти "мелочи"
никто большого внимания не обращал.
Казалось, росту экспорта из Китая
нет предела и, соответственно, не
будет предела росту доходов
миллионов "новых китайских". Правда,
радужную картину слегка омрачили начавшиеся
пару лет назад скандалы. Произведенные
в КНР медикаменты, продукты питания
и даже детские игрушки из-за нарушения
технологии производства или использования
ядовитых ингредиентов оказывались
не просто низкокачественными, а опасными
для здоровья. Китайское правительство
оперативно развернуло мощную пропагандистскую
кампанию, стремясь доказать, что обвинения
в адрес китайских
Жертвами резкого снижения спроса на китайскую экспортную продукцию стали в первую очередь производящие ее малые и средние предприятия, на которых трудится больше половины трудоспособного населения страны. По данным Госкомитета по делам развития и реформ КНР, только в первом полугодии в Китае из-за экономического спада обанкротились 67 тыс. средних и малых предприятий. К осени кризис обострился, на улице оказались сотни тысяч людей, в ряде провинций начались волнения.
Для спасения малого и среднего бизнеса, основы основ экономики КНР, нужны были особые меры. В качестве таковых 15 ноября 2008 года премьер госсовета КНР Вэнь Цзябао предложил правительствам провинций ввести для малого и среднего бизнеса льготное налогообложение и облегчить получение кредитов, в том числе на развитие прогрессивных технологий. Последняя мера поможет малому и среднему бизнесу выполнить призыв Вэнь Цзябао касательно разработки новых видов продукции, улучшения их ассортимента и качества, что необходимо для восстановления спроса на китайские товары.
Еще через несколько дней Ассоциация малого и среднего бизнеса Китая приступила к созданию инвестиционного фонда в 3 млрд. юаней ($439,2 млн.) для оказания помощи малым и средним предприятиям. Она объявила также о намерении выпустить облигации в поддержку малого и среднего бизнеса и создать банк с уставным капиталом 10 млрд. юаней для обслуживания таких предприятий. Размеры ссуд под низкие проценты составят от 5 тыс. до 10 тыс. юаней. Планируется также провести налоговую реформу, чтобы уменьшить налоговый гнет на малый и средний бизнес в общей сложности примерно на 120 млрд. юаней ($17,5 млрд.). В Пекине понимают — выживание малого и среднего бизнеса сейчас равнозначно выживанию Китая.
Заключение
В нашей работе мы проанализировали причины преобразования инновационной державы и рассмотрели текущее состояние развития бизнеса. На основании изученного материала, сделали выводы о возможном будущем состоянии данной страны на мировых рынках.
На данный момент правительство Китая постоянно предпринимает различные меры по созданию более благоприятных условий для дальнейшего развития малых и средних предприятий: совершенствование правовой системы регулирования их деятельности и оказание услуг этому сектору экономики.
На сегодня структура производства в Китае состоит из 360 различных отраслей. Кроме традиционных отраслей (химической, угольной, газовой, пищевой, текстильной и пр.), большое внимание уделяется развитию современных отраслей: авиастроение, электроника, нефтехимия, металлургия редких металлов. Такие стремительные темпы развития бизнеса в Китае, не могли не отразиться на положении страны в мировом сообществе. Высококачественная продукция, которую выпускают фабрики и заводы Китая, пользуются большим спросом в других странах мира.
Такое динамичное развитие бизнеса в Китае со временем может составить на промышленных рынках большую конкуренцию не только странам Европы, но и США.
Приложение
Информация о работе Развитие бизнеса в Китае: краткий экскурс и современное состояние