Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 20:53, курсовая работа
Выгодное экономико-географическое положение района обеспечивается сложившейся транспортной сетью и наличием крупного незамерзающего Мурманского порта, а также наличием шельфовой зоны в западной части Кольского полуострова. Это способствует формированию в районе морского хозяйства - судоходства, производств по добыче и переработке морских ресурсов, развитию крупных промышленно-транспортных узлов, расширению внешнеэкономических и научно-технических связей с зарубежными странами, Отраслями рыночной специализации северного экономического районa являются: лесная, горно-химическая, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, рыбная промышленность и машиностроение.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Природно-ресурсный потенциал………………………..…………………….4
Население и трудовые ресурсы…………………………………………………..….9
Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства…………………………..11
Глава 2. Транспорт и экономические связи………………………………………...…20
2.1 Территориальная организация хозяйства…………………………………...…….21
2.2 Проблемы и перспективы Северного экономического района………………….24
Заключение…………………………………………………………………………...…26
Список литературы……………………………………………………………………..27
Добыча угля концентрируется в Печорском бассейне, угли которого обеспечивают выплавку лучших по качеству чугунов в стране, и поступают на Череповецкий металлургический завод.Лесная промышленность Тимано-Печорского комплекса включает лесозаготовительную, деревообрабатывающую, лесохимическую отрасли. Большое значение имеет развитие Троицке-Печорского и Усть-Куломского лесопромышленных комплексов. Роль агропромышленного комплекса (АПК) в хозяйстве Северного экономического района и России в целом невелика. В силу специфических природно-климатических, экономических условий район не может обеспечить своих потребностей в сельскохозяйственной продукции. Баланс важнейших видов продовольственной продукции по району складывается с отрицательным сальдо по всем ее видам, за исключением рыбы. Район поставляет в государственные фонды продукцию льноводства (Вологодская область), оленеводства (Архангельская, Мурманская области и Республика Коми), звероводства, охотничье-промыслового хозяйства. В составе АПК отраслью специализации является рыбная промышленность, свыше 78% продукции которой вывозится в другие районы. Главные центры рыбной промышленности - Мурманск, Архангедьск специализируются на океаническом лове рыбы. В связи с установлением прибрежной государственной 200-мильной зоны очень усложнились условия для деятельности рыболовного флота предприятий рыбной промышленности. Вместе с сокращением улова наблюдается ухудшение его видового состава. Поэтому намечается тенденция более глубокой переработки рыбы. В дальнейшем развитие рыбной промышленности будет ориентировано на максимально комплексное использование рыбного сырья. Важнейшим направлением остаются рациональное использование сырьевой базы Баренцева и Белого морей, а также внутренних водоемов, развитие промысла во вновь осваиваемых районах улова. Район отличается невысоким уровнем распаханности территории; в силу природно-климатических условий сельскохозяйственные угодья составляют только 21% общей земельной площади района. Ceльское хозяйство специализируется в основном на животноводстве, в частности на молочном и мясном скотоводстве и оленеводстве, а также на свиноводстве и птицеводстве. Особое место занимает оленеводство. В районе сосредоточено около 17% оленьего поголовья страны. Решающее значе-ние для развития оленеводства имеет рациональное использование оленьих пастбищ, которые занимают 21,4% общей площади земель района. Оленеводческие хозяйства играют важную роль в снабжении населения промышленных центров Севера мясом, продукция оленеводства служит ценным сырьем для легкой промышленности, а также поступает на экспорт. Оленеводство развито в Архангельской, Мурманской областях и Республике Коми. Основными районами-производителями продукции растениеводства остаются Архангельская и Вологодская области, где выращиваются кормовые и зерновые культуры, лен, картофель, овощи. Улучшение продовольственного обеспечения населения связано с развитием аграрных отношений в условиях рынка, возрастанием значимости индивидуальных крестьянских, личных и подсобных хозяйств, а также с развитием общественного сектора.[3]
Глава 2. Транспорт и экономические связи.
Транспортная система Северного экономического района включает все виды современного транспорта. Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится основная часть грузооборота. В последние годы все большее развитие получает трубопроводный транспорт. Основу транспортной сети составляет железнодорожный транспорт, включающий три главные магистрали: Волхов - Петрозаводск - Мурманск, Вологда - Архангельск, Коноша - Котлас - Воркута. В южной части района в пределах Вологодской области проходит часть широтной транспортной дороги Санкт-Петербург - Череповец - Вологда, в крайней западной части района - линия Санкт-Петербург - Сортавала - Юшкозеро. Созданная сеть железных дорог связывает регион со всеми районами страны. Важную роль играет в межрайонных связях трубопроводный транспорт. Из Тимано-Печорского ТПК берет свое начало газопровод «Сияние Севера». Часть газопроводов Западной Сибири проложены по территории Северного района, например Уренгой - Надым - Вуктыл - Центр. Широко используются водные виды транспорта - речной.и морской. Внутренними естественными путями через систему каналов обеспечивается перевозка грузов, топлива, машин, стройматериалов. Морской транспорт играет важную роль в обеспечении межрайонных и внешнеэкономических связей страны. По морям, омывающим. территорию района, проходит Северный морской путь, по которому осуществляется перевозка грузов вдоль Арктического побережья. Этой трассой из Норильска в Мурманск доставляется сырье для перерабатывающих предприятий района, на запад вывозят главным образом на экспорт лес. Незамерзающий порт Мурманск - крупнейшая рыбная база страны. Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных экономических связей. Из района вывозятся значительные объемы различных грузов: нефти, газа, апатитовых руд, леса и лесоматериалов, цветных металлов, бумаги, картона.[2]
2.1 Территориальная организация хозяйства
Республика Карелия является развитым индустриальным районом страны. Здесь представлены горнодобывающая, целлюлозно-бумажная, лесоперерабатывающая промышленность, машиностроение, цветная металлургия. Важную роль в хозяйстве республики играют рыбная промышленность и производство строительных материалов, получила развитие гидроэлектроэнергетика. Крупнейшим промышленным центром является Петрозаводск. Кондопожский и Сегежский промышленные узлы специализируются на продукции целлюлозно-бумажной промышленности, деревообработке, стандартном домостроении и машиностроении. Получают развитие производство оборудования для лесной и бумажной промышленности, лесохимия, производство строительных материалов, а также рыбоконсервная и судостроительная промышленность. Большое значение имеет ввод в действие на территории республики Костомукшского горно-обогатительного комбината. Сельское хозяйство специализируются на животноводстве молочно-мясного направления, птицеводстве, пригородном картофелеводстве и овощеводстве. В Республике Коми развиты угольная, нефтяная, газовая, лесная, целлюлозно-бумажная и химическая промышленность. Разрабатываются месторождения титановых руд, бокситов, каменных и калийномагниевых солей. Создан крупный Сыктывкарский лесопромышленный комплекс. Ведущими отраслями сельского хозяйства являются оленеводство, молочное животноводство. В бассейнах рек Вычегды и Сысолы на юге республики выращиваются рожь, овес, ячмень, овощи и картофель.
Архангельская область - одна из наиболее развитых в хозяйственном отношении среди регионов Северного экономического района - занимает особое место в обеспечении России и района продукцией лес-ного и машиностроительного комплексов. Ведущие отрасли специализации - лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность и машиностроение. Немаловажное значение имеют также рыбная промышленность и промышленность строительных материалов. В последние годы на территории Ненецкого автономного округа широкое развитие получили нефтедобыча и газодобыча. Центральное место в агропромышленном комплексе области принадлежит сельскому хозяйству. В структуре АПК основной отраслью является животноводство: молочно-мясное скотоводство и оленеводство. На долю области приходится 46% общего поголовья оленей европейского Севера.
В Вологодской области сформировался межотраслевой производственный комплекс, в структуре которого наиболее важное место занимают металлургическая, химическая, машиностроительная, лесная, строительная промышленность. Наибольший удельный вес в производстве промышленной продукции области принадлежит металлургическому комплексу. Такие его предприятия, как Черсповецкий металлургический комбинат и Черепоиецкий сталепрокатный завод, являются одними из самых крупных предприятий черной металлургии страны. К числу интенсивно развивающихся отраслей области относится химическая промышленность. Ее развитие осуществляется на базе действующих предприятий: ПО «Аммофос» и азотно-тукового завода, расположенных в г. Череповце. Основными видами продукции являются азотные и фосфорные удобрения, серная кислота, синтетические смолы и др. Машиностроительный комплекс представлен большим количеством предприятий, из которых 3/4 сосредоточены в Вологде и характеризуются производством сложных и высокоточных изделий.[4]
Мурманская область является ведущим социально-экономическим комплексом Северного экономического района. Ее можно считать наиболее хозяйственно развитым и обжитым районом Крайнего Севера. Природно-экономический потенциал области определяется в первую очередь морскими биологическими, в частности, рыбными ресурсами, а также крупными запасами руд цветных, редких и черных металлов, горно-металлургического и неметаллорудного сырья.
Уникальные по масштабам и качеству апатитонефелиновые руды Хибинского и Ковдорского массивов определили ведущее значение Мурманской области в общероссийском производстве фосфатного сырья и в получении нефелина - ценного сырья для производства алюминия. Приоритетным направлением хозяйства области является промышленность и прежде всего рыбная, горно-металлургическая и горно-химическая отрасли.
Для Северного экономического района из-за специфических природных, экономических условий и своеобразия транспортно-экономического положения важным фактором перехода к рынку являются всемерное улучшение использования природно-ресурсного потенциала, развитие транспортной сети и расширение транзитных экспортных функций, создание международных деловых центров, бирж и других объектов рыночной инфраструктуры. В связи с этим необходимо широкое комплексное освоение, рациональное использование на основе природосберегающих технологий в первую очередь нефтегазовых ресурсов, выявленных в шельфовой зоне Баренцева моря, а также алмазов, апатитонефелиновых, титановых и железных руд, бокситов, лесных ресурсов и др.
2.2 Проблемы и перспективы Северного экономического района
В условиях становления рыночных отношений для Северного экономического района наиболее важными являются структурные изменения в экономике, конверсия военно-промышленного комплекса, формирование нового рыночного пространства и увеличение экспортного потенциала.
Комплексное интенсивное освоение уникальных природных богатств региона в ближайшее время возможно при условии привлечения зарубежных инвестиций и новейших технологий добычи и переработки сырья, создание совместных с иностранными фирмами предприятий, организации СЭЗ. В числе перспективных проектов - создание на базе сырьевых ресурсов Кольского горно-промышленного комплекса предприятий по производству глинозема, кальцинированной соды, поташа, редких металлов, тяжелой нефти на Ярегском месторождении в Республике Коми, добыча алмазов в Архангельской области.
Особо следует выделить проблему конверсии оборонных отраслей промышленности Севера, на которые приходится значительная доля производственного и интеллектуального потенциала региона. В результате конверсии судостроительных предприятий г. Северодвинска Архангельской области могут быть налажены производство и поставка на рынок, в том числе мировой, различных типов судов и морских платформ для нефте- и газодобычи на малых и средних глубинах.
В условиях неразвитого рынка и нестабильности межреспубликанских связей наблюдается большая ориентация Северного района на ввоз необходимой продукции из регионов России, а также на импорт, обеспечиваемый прямыми, в том числе бартерными, поставками на внешние рынки энергоносителей, продукции черной и цветной металлургии.
Перспективы развития Северного района прежде всего связаны с освоением уникальных природных ресурсов, созданием крупного нефте- и газодобывающего района на континентальном шельфе Баренцева моря. Для добычи нефти и газа будут построены платформы морской добычи с привлечением инвестиций зарубежных стран, в частности Норвегии. Будет использован и передовой опыт компаний, добывающих нефть и газ в Северном море, в частности, опыт в сооружении платформ. По дну моря будут проложены трубопроводы к побережью. Очень перспективен район Варандей-море. В настоящее время там уже пробурены две скважины и получен промышленный приток нефти. Запасы Варандей-моря оцениваются примерно в 36 млн.т. Освоение Штокмановского месторождения намечается с привлечением иностранных фирм. Ведутся переговоры с американцами, французами, норвежцами, финнами.
Перспективы развития Северного района связаны также с освоением месторождения алмазов.
По-прежнему район будет занимать одно из самых важных мест в развитии рыболовства и рыбоперерабатывающей промышленности, а также в развитии отраслей лесопромышленного комплекса.
В настоящее время, как и в других районах России, экономика Северного района переживает кризис, спад производства, что вызвано разрывом хозяйственных связей, резким повышением цен на энергоносители, все возрастающими транспортными тарифами, износом производственного оборудования, потерей крупных государственных заказов на продукцию оборонного комплекса.
В условиях становления и развития рыночных отношений важнейшей задачей являются структурная перестройка, конверсия оборонных предприятий, переориентация их на выпуск продукции для отраслей рыночной специализации региона и для населения. [5]
Важнейшей задачей в освоении новых уникальных ресурсов являются бережное отношение к северной ранимой природе, недопущение разрушения экосистемы, разработка и выполнение специальных программных экологических мероприятий по охране природных ресурсов и рационального природопользования.
Заключение
Специфические региональные предпосылки перехода района к рыночным отношениям заключаются в развитии предпринимательской деятельности, связанной с комплексным освоением разнообразных полезных ископаемых и других природных ресурсов, в том числе ценнейших природных ресурсов, содержащихся в промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких металлов). К резервам развития предпринимательской деятельности относятся также лесные ресурсы, разнообразные древесные отходы и древесина, теряемая при лесосплаве, мелкие месторождения различных строительных материалов, рыбные ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого бизнеса является организация инфраструктурного обслуживания создающихся форм предпринимательства (фермерство, малые предприятия). В условиях перехода к рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на рыночные отношения потребует и новых подходов к решению социально-экономических проблем. Поэтому очень важно широко использовать разнообразные формы хозяйственного развития с широким привлечением зарубежных капиталов, технологий и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами предприятий, в частности эксплуатирующих и перерабатывающих природные ресурсы, создавать разнообразные отраслевые, межотраслевые и региональные свободные экономические зоны.