Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:25, контрольная работа
Экономико-географическое положение района - приморское, выгодное. Северо-Западный экономический район, занимающий второе место в стране по уровню развития, – один из самых небольших по площади районов России. Он расположен на северо-западе европейской части страны и занимает 1,2% территории, сосредоточивая 5,4% населения России.
Район отличается удобным транспортно-географическим положением, высокой степенью заселенности, слабой природно-ресурсной и богатой историко-культурной базой, наличием на его территории второй столицы России – Санкт-Петербурга, а также развитой транспортной и социальной инфраструктурой.
1. Краткая характеристика северо-западного экономического района.
2. Состав северо-западного экономического района.
3. Экономико-географическое положение района.
4. Природные условия и природные ресурсы:
4.1. нерудные ресурсы
4.2. лесные ресурсы
4.3. водные ресурсы
4.4. топливно-энергетические ресурсы
4.5. гидроэнергетические ресурсы
4.6. сельскохозяйственные ресурсы
4.7. рекреационные ресурсы
5. Отрасли специализации:
5.1. Машиностроение
5.2. Химическая промышленность
5.3. Лесная и целлюлозообрабатывающая промышленность
6. Характеристика состояния иных отраслей (текстильная промышленность, индустриально строительный комплекс, топливно-энергетический комплекс, металлургический комплекс, агропромышленный комплекс.)
7. Транспорт и экономические связи.
8. Основные проблемы развития района.
9. Использованные источники.
Роль ГЭС в районе невелика, станции работают лишь в пиковом режиме (Волховская ГЭС). Для снятия пиковых нагрузок приобретают значение гидроаккумулирующие станции и газотурбинные теплофикационные установки –ГТУ.
Энергетика района развивается относительно быстрыми темпами несмотря на слабую базу.
Металлургический комплекс:
Почти весть материал для производства металла, конструкционного литья, проката, стальных и чугунных труб, крепежных изделий, проволоки привозится из других районов. Район обеспечен этими изделиями частично.
Развитие цветной металлургии сдерживается бедностью сырьевой базы и напряженностью топливно-энергетического баланса. Добыча и первичная обработка цветных металлов (прежде всего меди и никеля) сосредоточена в Мурманской области, а переработка в Ленинградской области. Глиноземные заводы располагаются в Тихвине, Пикалеве. Волхове. Имеет место производство алюминия в Ленинградской области, прокат никеля и меди. Предприятия огнеупорных материалов работают на местном сырье. Развитие отраслей металлургии требует решения проблем охраны окружающей среды, повышения надежности работы нейтрализационных установок биологической очистки, внедрения новых способов электротехнической очистки.
Агропромышленный комплекс:
Сельское хозяйство занимает центральное
место в АПК района и имеет
подчиненную роль промышленности. Главная
роль сельского хозяйства – удовлетв
До революции в сельском хозяйстве района значительную роль играло производство скоропортящихся овощей и фруктов, мясопродукции, свеже- и кисломолочной продукции, а также производство серых хлебов – ржи, ячменя и овса.
В АПК Северо-западного района рост производства связан с:
- укреплением межрегиональных связей
- развитием предпринимательства на селе
- многообразием форм
- созданием сети
-
7. Транспорт и экономические связи.
Район владеет всеми видами современного транспорта. На долю района приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург – 1 из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он находится “в теле” крупного города. Расчетная мощность Петербургского порта после его расширения составляет 25-30 млн. т. грузооборота в год, что не удовлетворяет потребности России в Северо-западном районе 100-120 млн. т. В связи с этим предполагается расширение уже существующих портов в Выборге и Высоцке и строительство новых крупных портов в устье р. Луки и в районе г. Ломоносова. Основной вид транспорта – железнодорожный, плотность железнодорожной сети велика: от Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и Украину. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем и топливом. Вывозится продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозо-бумажной промышленности, а ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, продовольствие и стройматериалы. Доля ввоза преобладает над вывозом, что является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности. Особое значение железные дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой. В настоящее время в районе намечается строительство высокоскоростной магистрали “Москва-Скандинавия” через Санкт-Петербург и модернизация Октябрьской магистрали. Планируется сооружение кольцевой автомобильной магистрали вокруг Петербурга, создание нового аэропорта и реконструкция старого (Пулково). В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт (Введен трубопровод “Сияние Севера”, планируется сооружение трубопровода от Киришского НПЗ).
Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты экономические связи с Центральным районом.
8. Основные проблемы развития района.
Высокая освоенность территории Северо-Западного района обусловила значительную антропогенную нагрузку на природную среду, что требует расширения природоохранительных мероприятий. Интенсивное водопотребление создало во многих городах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и воздушного бассейна.
В настоящее время в районе большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, проводятся природоохранные мероприятия.
В настоящее время сельское хозяйство региона осталось практически без государственной поддержки, в том числе без достаточной поддержки региональных органов государственной власти. Развитие товарного индивидуального хозяйства нереально при достигнутом уровне производительности сельскохозяйственного труда, если не будет оказана долгосрочная значительная государственная помощь, которая позволит создать в районе реальное фермерство. Развитие сельского хозяйства в Северо-Западном районе должно осуществляться на основе его всесторонней интенсификации учетом местных природных условий, сельского расселения, инженерной и транспортной инфраструктуры и др. Для района может оказаться эффективным товарное крестьянское хозяйство ( в т.ч. разнообразные товарищества, кооперативы).
В связи с тем, что в настоящее время район стал практически единственным выходом России в западную сферу мирового рынка, выяснилось что этот выход недостаточно обустроен для этой цели. Сформировать полноценный морской выход России в Европу – это задача не только для Ленинградской области и Санкт-Петербурга, но и для всей России.
Для высвобождения ресурсов для создания и развития Северо-Западной контактной зоны необходимо решить задачи:
1. Целенаправленное и
2. Стимулирование развития ряда
относительно тех отраслей
3. Обеспечение на современном уровне и в нужных масштабах развития всей региональной инфраструктуры.
4. Ускорение развития ряда
Необходимо всестороннее развитие непроизводственной сферы. При решении этой проблемы необходимо осмыслить социально-экономическую функцию этой сферы. Ряд отраслей непроизводственной сферы могут стать реальными отраслями региональной специализации, и кроме того, непроизводственная сфера является полем для развития малого и среднего бизнеса.
Важнейшие направления экономического и социального развития Северо-Западного экономического района в условиях перехода к рынку в значительной мере определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма, увеличение пропускной способности транспорта, в первую очередь морского, создание современной инфраструктуры связи.
9. Использованная литература.
1. Региональная экономика.
Учебное пособие для вузов/Под редакцией проф. Морозовой Т.Г. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995г.
2. Регионоведение.
3. Учебник для вузов/ Под
4. География промышленности. Хрущев А.Т.
5. Статистический сборник.