Шенгенская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

На Международной конференции по миграционной политике стран Центральной Азии, Завказья и соседних государств в мае 1999 года на Иссык-Куле отмечалось, что все представленные на конференции страны испытали новый и сильный вызов в сфере миграции и других форм перемещения людей.1. На европейском уровне Шенгенская система анализует в официальных документах Евросоюза, выступлениях должностных лиц ЕС и стран-участниц, парламетских материалах.
Таким образом, можно констатировать, что «Шенгенская система» особое внимание уделено вопросам незаконной миграции, защиты беженцев и прав мигрантов, возращения мигрантов, визовой политики, информационного обмена между странами-участницами Шенгенского соглашения. особый интерес для исследования.

Содержание работы

Введение_______________________________________________3
Глава 1.Новое изменение Шенгенского ACQUIS_____________9
1.1.Расширение Европейского союза и Шенгенская система_____15
1.2.Договорно-правовая база Шенгенской системы____________20
Глава 2. На пути к Европейской мечте______________________25
1.1.Шенгенская практика_________________________________30
Заключение____________________________________________35
Список использованной литературы________________________40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 44.33 Кб (Скачать файл)
 

 

 

                           

  Министерство  образования и науки Кыргызской  Республики 

 Кыргызский  Государственный   Университет им.И .Арабаева 

        Факультет  Востоковедения и международных  отношений  

                            Кафедра Регионоведения 

 

 

 

                           Курсовая работа

 

                 На  тему: Шенгенская система          

                Выполнил (а) : Бекболот кызы Нургуль 

               Студентка 4 курса, группы Р-109 

 

 

    Научный  руководитель: ст. предподаватель  Кашкараева Ч.К.

 

                                      

                                    Бишкек  2013

                                       

                                Содержание:

Введение_______________________________________________3                                              

Глава 1.Новое изменение Шенгенского ACQUIS_____________9

1.1.Расширение Европейского союза и Шенгенская система_____15

1.2.Договорно-правовая база Шенгенской системы____________20  

Глава 2. На пути к Европейской мечте______________________25

1.1.Шенгенская практика_________________________________30

Заключение____________________________________________35

Список использованной литературы________________________40

                                    

 

 

 

 

 

 

 

                                         ВВЕДЕНИЕ

 

На Международной конференции по миграционной политике стран Центральной Азии, Завказья и соседних государств в мае 1999 года на Иссык-Куле отмечалось, что все представленные на конференции страны испытали новый и сильный вызов в сфере миграции и других форм перемещения людей.1.  На европейском уровне Шенгенская система анализует в официальных документах Евросоюза, выступлениях должностных лиц ЕС и стран-участниц, парламетских материалах. Шенгенская  тематика широко отражена в западных научных публикациях’. Реализация положений Шенгенского «acguis» анализуется в материалах международных, а также национальных семинаров и тренингов. Различные аспекты функционирования Шенгенской системы, деятельности Евросоюза в вопросах убежища, иммиграционного и пограничного контроля раскрывают материалы зарубежной периодики. Более угубленному пониманию проблемы способствуют западные публикации, посвященные предстоящему расширению Евросоюза за счет ряда стран Центральной и Восточной Европы. При изучении  Шенгенской системы мы прежде всего опирались на официальные документы. Ценнейшими источниками нормативно-правовой базы Шенгенской системы являются  Договор между Королевством Нидерландов, Королевством Бельгии, Федеративной Республикой Германии, Французской Республикой и Великим Герцогством Люксембурга о поэтапной отмене контроля на общих границах. Инкорпорация Шенгенского «acguis»в структуры и правовое поле Европейского союза придает первостепенное значение его официальным документам, материалам, выступлениям должностных лиц, преимущественно по вопросам иммиграции, пограничного контроля, убежища, борьбы с организованной и трансграничной преступностью.               

 

                  Цель и задачи исследования.

Таким образом, можно констатировать, что «Шенгенская система» особое внимание уделено вопросам незаконной миграции, защиты беженцев и прав мигрантов, возращения  мигрантов, визовой политики, информационного обмена между странами-участницами  Шенгенского соглашения. особый интерес для исследования. 

Основы  права Европейского союза. Уч. Псобие // Под. ред. Кашкина С.Ю.-М.,1997;Топорнин Б.Н.Европейские сообщества: право и институты. М.,1993; Топорник Б.Н.Европейское право. Учебник.-М.,1998; Энтин  М.С. Суд Европейских сообществ: правовые формы обеспечения западноевропейской интеграции.- М.,1987;Европа на пороге ХХ1 века: ренессанс или упадок? -М.,1998; Европейская интеграция: большая гуманистическая Европа и культура/Под .ред. ГлухареваЛ.И.-М.,1998;Европейский союз. Федералистские концепции европейского строительства.-М.,1996.

 

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

**рассмотреть  Шенгенскую  систему в отношение миграционной политики Шенгенских стран по регулированию существующих демографических тенденций и динамики потенциального присоединения стран Центральной Европы к Шенгенскому соглашению;                                                                      **представляет собой ценный вклад в изучение  Шенгенской системы, который следует широко распространить во всех постсоветских странах;                                                                          **отношений между государствами Шенгена, но и базовым пособием для изучения этих процессов в чисто практическом .

** В целом является ценнейшим вкладом в изучение Шенгенской системы, который следует распространить не только в центральноазиатских  государствах,но и других странах СНГ.

  Структура исследования составлен в соответствии с поставленными задачами.                                                          Курсовая работа состоит из введения, глав, из трех параграфов, заключение и список литературы.                

    В  заключении  автором подведены итоги исследования.

 

                

 

              

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

       Глава 1. Новое изменение Шенгенского «ACQUIS»                   

1.1.Расширение Европейского союза и Шенгенская система

    Несколько лет  Шенгенские положения, решения и заявления Исполнительного комитета имели силу только для стран-участниц. Однако спираль европейской интеграции подняла вопрос стрихский договор, учредивший Европейский союз и объединивший все сферы сотрудничества в трех «опорах». Первая –Европейское сообщества; вторая-внешняя политика и политика в области безопасности; третья-юстиция и внутренние дела ,влючая убежище и иммиграцию. В компетенцию ЕС вошли вопросы культуры, здравоохранения, защиты прав потребителей. Постепенно сфера ведение ЕС охватывает весьма деликатные области взаимодействия: внешнюю политику, сотрудничество органов юстиции, внутренних дел, таможни, защиту прав граждан. Достойно упоминания, что уже после Маастрихта обсуждалась идея инкорпорации шенгенских положений в рамки Евросоюза. Инкорпорацию «acquis»в Евросоюз оформили специальным Шенгенским протоколом-приложением к Амстердамскому договору. 2-я статья протокола оговаривает, что момена вступления договора в юридическую силу Шенгенский «acquis»,включая решения Исполкома, принятые до этой даты, будет немедленно применяться во всех тринадцати государствах, перечисленных в статье 1протокола;Норвегия и Исландия  имеют особый статус (14).Таким образом, была поставлена точка в аномальном сосуществовании двух отдельных систем. Мысль влючить шенгенские положения в Евросоюз появилась не на пустом месте:оба документа содержат схожий тезис о свободном перемещении людей как важнейшей стратегической цели. Что же касается другого соображания,то инкорпорация одновременно выполнила две задачи:ввела демократическую отчетность и установила правовой надзор за исполнением Шенгенских соглашений на уровне Евросоюза. На саммите в финском городе Тампере 15-16октября 1999года Евросовет подтвердил свое стремление развивать Союз как пространство свободы ,безопастности и справедливости, используя все возмозности, которые открывает Амстердамский договор(4).Упомянутый поворот событий побудил амстердамскую межправительственную конференцию стран Евросоюза в июне 1997 года согласиться инкорпорировать Шенгенский «acguis»в структуры и право Сообщества.  Успеху предприятия способствовала статья 134 Шенгенского соглашения, которая гласит,что его положения применяются лишь в части, не противоречающей законодательству Европейского сообщества(5).Логике сближения двух систем-Шенген и Евросоюза--отвечала также статья 142 Шенгенского соглашения: »Если между государствами—членами Европейского сообщества будет заключено соглашение о создании пространства будет заключено соглашение о создании пространства без внутренних границ, Договаривающиеся Стороны вступают в переговоры о том, на каких условиях настоящее Соглашение с учетом соответствующих положений упомянутого Соглашения». В  целях интеграции Шенгенских положений был предпринят ряд соответствующих шагов. Прежде всего заменили  Шенгенский Исполком как руководящий орган.1мая 1999 года состоялась процедура инкорпорации Шенгенского секретариата, включая положения, касающиеся его сотрудников, в Генеральный секретариат Совета Инкорпорацию «acguis»в Евросоюз оформили специальным Шенгенским протоколом-приложением к  Амстрдамскому договору.2-я статья протокола,что с момента вступления договора в юридическую силу Шенгенский »acguis»,включая решения Исполкома, принятые до этой даты, будет немедленно применяться во всех тринадцати государствах, перечисленных в статье1протокола; Норвегия статус.                                                                                                  Второе последствие инкорпорации Шенгенского »acguis»в Европейский союз-установление пятилетнего переходного периода в течение которого   отдельные государства сохраняют право выдвигать инициативы вместе  комиссией. После окончания переходного периода только комиссия будетвправе выдвигать предложения; в очередь государства смогут только просить комиссию внести предложения в Евросовет, что приведет к усилению роли союзных органов, повышению их компетенции в отношении многих актуальных вопросов регулирования миграционных процессов преступностью и прочее. Из всего вышесказанного следует, что инкорпорация Шенгенского «acguis»в институциональные и правовые рамки Евросоюза, положив конец аномальному сосуществованию двух систем, явилась важным событием европейской истории, расширила возможности применения шенгенских положений, способствовала большей прозрачности Шенгенской системы, усилении демократических                                                                                                                   начал в принятии решений, повысали роль институтов и права Евросоюза. Хотя процесс расширения полномочий союзных органов наталкивается на определенные трудности, в том числе процедурного характера можно предложить, что политики стран Евросоюза, имеющие богатый опыт устранения разногласий и конфликтых ситуаций, и на этот раз окажутся на высоте. Мысль включить шенгенские положения в Евросоюз появилась не на пустом месте:оба документа содержат схожий тезис о свободном перемещении людей как важнейшей стратегической цели. Что же касается другого соображения,то инкорпорация одновременно выполнила две задачи:ввела демократическую отчетность и установила правовой надзор за исполнением Шенгенских соглашений на уровне Евросоюза. Шенгенская система не знала таких правовых рыгачов15. Шенгенский Исполнительный комитет например, выносил решения относительно индивидуальных прав и свобод, хотя отсутствовало предварительное парламентское расследование его деятельности. Дело не спасали даже челобитный на его решения в национальный суд. Kоммунитаризация  подчинение Шенгенских соглашений праву сообществ, означает одновременно распространение на сферу юрисдикции ЕС. Это имеет тем более значение, что вопросы, регулируемые  Шенгенским соглашением, относятся к сфере, входящей в третью опору Союза.  Наиболее важным последствием инкорпорации Шенгенского “acguis”видный сановник Евросоюза  Эрвин Буссен называет перевод вопросов “третьей опоры”визы, убежище и т.д в “первую опору”,т.е. их передачу из межправительственной компетенции в наднациональную-компетенцию Евросоюза Полная инкорпорация этих проблем будет осуществлена к окончанию пятилетнего переходного срока-после 1мая 2004 года. Если конвенции не предусматривают иное, они ,будучи одобренными не менее чем половиной государств-членов, вступают в силу для этих государств. Меры, необходимые для применения соглашения, принимаются в Совете большинством в две случаях предусматривается голосование квалифицированным большенством -т.е.если “за"подано не менее 62 голосов, включая как минимум 10 государств-членов Решения по процедурным вопросам принимаются Советом простым большенством голосов. Таким образом, интересующим Евросоюз, существует два уровня принятия решений:наднациональный и национальный. В первом случае это структуры Евросоюза-Совет министров, Еврокомиссия, Европарламент и Евросуд. Совет, который является главным институтом с правом решения, состоит из министров 15 государств. Состав Совета обусловлен профилем обсуждаемого вопроса, например, Совет  министров по вопросам юстиции и внутренних дел, Совет министров по иностранным делам, Совет министров транспорта и т.д. Совет  выносит решения по большинству нормативных актов ЕС, заключает договоры с иностранными государствами, совместно с Европарламентом принимает бюджет Сообщества. Должность председателя Совета поочередно занимают в течение шести месяцев представители государств-членов. Важнейший инструмент деятельности Совета-процедура голосования.                  Постшенгенская институциональная структура “первой опоры”практически ничем не отличается от структур управления вопросами “третьей опоры”:на  низшем уровне работа ведется в рабочих группах; более высокий уровень представлен стратегическим комитетом; затем следуют КОПОПР(23) и наконец, Совет министров внутренних дел и юстиции-единственный правомочный орган в области юстиции и внутренних дел. Анализируя новую институциональную структуру, министр внутренних дел Германии К. Клос заметил, что она утратила эффективность “маленьких круглых столов” Шенген  с их полуофициальной атмосферой работы(24). Большие институциональные и процедурный головоломки ожидаются с расширением Евросоюза. Каждый уровень-Союза, государства-члены, регионы и федеральные единицы-должны знать свои полномочия. Необходимо  создать четкие и определенные соглашения, отвергающие мнения.                                               Второе последствие инкорпорации Шенгенского  “acguis” в Европейский союз-установление пятилетного переходного периода с момента вступления в силу Амстердамского договора, в течение которого отдельные государства сохраняют право выдвигать инициативы вместе с комиссией. После окончания переходного периода только комиссия будет вправе выдвигать предложения; в свою очередь государства смогут только просить комиссию внести предложения в Евросовет, что приведет к усилению роли союзных органов, повышению их компетенции в отношении многих актуальных вопросов регулирования миграционных процессов, борьбы  с преступностью и прочее. Из всего вышесказанного следует, что инкорпорация  Шенгенского “acguis” в институциональные и правовые рамки Евросоюза, положив конец аномальному сосуществованию двух систем, явилась важным событием европейской истории, расширила возможности применения шенгенских положений, способствовала большей прозрачности Шенгенской системы, усилению демократических начал в принятии решений, повысила роль институтов и права Евросоюза. Хотя процесс расширения полномочий союзных органов наталкивается на определенные трудности, в том числе процедурного характера, можно предложить, что политики стран Евросоюза, имеющие богатый опыт устранения разногласий и конфликтных ситуаций,и на этот раз окажутся на высоте.

Примечание и ссылки

 

1.См.:Консолидированный  текст Договора о Европейском  союзе.//В кн. Европейское право.Учебник  для вузов./Под ред.Энтина Л.М.-М.,2000 С.526.

2.См.:Европейское право.Учебник  для вузов./Под ред.Энтина Л.М.-М.,2000.-С.8.

3.См.подробнее:Консолидированный  текст Договора о Европейском  союзе и Договора об учреждении  Европейского Сообщества.//В кн.Европейское  право./Под ред.Энтина Л.М.-М.,2000.-С.580

4.Future External Borders of the EU-European Union Odysseus Projects in Co-Operation with the Austrian Ministry of the Interior/-Vienna,1999.-P.138

 

 

 

      Рубеж 80-90-х гг. вошел в европейскую и мировую историю в качестве важнейшего водораздела:завершилось многолетнее в обстановке «холодной войны»противостояние Востока и Запада, двухполюсный мир качнулся в сторону однополюсного, резко изменелисись геополитические позиции двух крупнейших государств-США и России, снизился порог военной напряженности,  распалось социалистическая система. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы (Румыния, Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша и другие) резко изменили свой внутренний и внешний курс, переориентировали политические, экономические, идеологические и культурные интересы на Запад, соответственно свернув многие отношения с правопреемницей СССР – Российской Федерацией.

       Конкретно новый курс бывших стран социализма выразился в стремлении влиться в политические, военные, экономические структуры Запада. Основные приоритеты – членство в организации Североатлантического блока и Евросоюзе.

        Вхождение  в Европейский союз – акт  далеко не формальный, но требующий  выполнения множество условий  странами претендентами. В некоторых  из них между тем доминировало  настроения благодушия. Будущее  членство в Евросоюзе сопряжено  с серьезными последствиями для  стран – претендентов и всего  Европейского сообщества. Предполагается, что оно “ усилит способность  Евросоюза противостоять вызовам  нового века “. (4).Ежегодно проверяется  готовность стран – кандидатов  принять и реализовать принципы  и положения “ acquisa “ сообщества, включая Шенгенские нормативно – правовые нормы в отношении своды перемещения людей, убежище, и миграции, правового сотрудничества  по гражданским и уголовным делам. Проиллюстрируем это на двух приемах. Чешкая Республика может похвастать зримыми успехами в последние годы: образована межведомственная рабочая группа по оценке влияния  Шенгенского  “acguis”,принят закон о психотропных веществах, внесены изменения в Уголовный кодекс, касающиеся наказания за обладание определенной дозой наркотиков, подписано Европейское соглашение об отмене виз для беженцев .В то же время в стране отсутствовал закон об иммиграции, крайне напряженная ситуация сложилась с организованной преступностью, оставляет желать лучшего координация и сотрудничество полицейских подразделений, не были зафиксированы сроки введения новых виз в отношении  Белоруссии, России и других стран данные на 1999 год. Готовность Польши к вступлению в Евросоюз,  начиная с 1997 года, проверялась трижды. В 1999 году стран имела весьма скромные результаты в законодательстве по убежищу и борьбе с     организованной преступностью; положения, регулирующие въезд на территорию Польши граждан стран, которые не входили в Евросоюз, не соответствовали европейскому праву. К тому же отмечалась текучесть полицейских кадров и трудности в наборе новых служащих. Правда, страна добилась и положительных сдвигов: приняты новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, подписан ряд соглашений о реадмиссии, подписаны, ратифицированы и частично реализованы конвенции, которые рассматривается элементом европейского “ acguis”. Предмет особого внимания на 2000-2006гг.-деятельность польской пограничной полиции в борьбе с нелегальной миграцией и трафиком различного рода на всех границах страны, а также адаптация управления границами и пограничного контроля к требованиям Шенгенского соглашения и Амстердамского договора(11).

      Важнейшим последствием расширения Евросоюза будет, безусловно, перемещение его внешних границ на Восток. Евросоюз гложет сомнение: смогут ли страны-кандидаты в этом случае поддерживать адекватный пограничный и иммиграционный контроль на своих восточных и южных границах(12). В 1997 году программу переориентировали на удовлетворение наиболее насущных нужд  стран-кандидатов при подготовке к членству в Евросоюзе. Программа преимущественно фокусировалась на институциональных вопросах, т.е. укреплении административного потенциала стран, способности инкорпорировать “acguis” Евросоюза. Приблизительно 80% бюджета программы идет на национальный программы, заключаемые двусторонней основе отдельно с каждой страной. Существуют также “Горизонтальный программы”. Во взаимоотношениях стран-кандидатов и Европейского союза принципиальное значение имеют визовые вопросы. Суть  проблемы –максимальное соответствие визовой политики стран Центральной и Восточной Европы стандартам Евросоюза. В этом смысле наиболее предпочтительны государство Балтии, визовый режим которых едва ли не совпадает с европейским и Шенгенский список расходится с шенгенским на 24,польский- на 17,словенский и словакский- на 7 позиций(29).

        Страны-кандидаты  сегодня занимают передовой форпост  борьбы с нелегальной иммиграцией.  Разумеется, что к моменту вступления в Евросоюз этим странам предстоит сделать еще многое, чтобы полностью отвечать европейским и шенгенским стандартам в различных сферах, в том числе в сфере законодательства, институционального развития,  совершенствования пограничного и иммиграционного контроля и т.д.

 Итак, Шенгенская система движется на Восток. Расширение Шенгена в этом направление увеличивает зону свободного передвижения людей,транспорта для шенгенских стран и в то же время создает трудности для других стран.Совсем не случайно МИД Российской Федерации выступил с предложением о реализации в Балтийском регионе идет “Балтинского Шенгена”,т.е. дать возможность жителям Калинградской области России, Литвы, Латвии и Эстонии ездить внутри этих республик без виз(30),предложение, которое, кстате,поддерживает и генеральный секратерь Совета Европы Д.Таршис. По его словам, расширение Евросоюза должно проходить в развитии идеи:Европа без разделительных линий(31). Нам остается только ожидать, удается ли Европе осуществить эту идею.   

                     

           1.2. Договорно- Правовая база Шенгенской системы

Шенген представляет собой  прежде всего политико-юридическую  систему, основанную на межправительственных договоренностях стран-участниц и нормативно-правовых актах 1993-1999гг.руководящего органа Шенгенского соглашения-Исполнительного комитета. Правовую базу Шенгена заложил договор правительств государств Бенилюкса, Федеративной Республики Германии и Французской Республики 14 июня 1985 года  о предусматривал кратко и долгосрочные меры по реализации идеи свободного передвижения на территории этих стран. Краткосрочный меры вплоть до полной отмены контроля на границах устанавливали облегченный правовой режим ее пересечения автотранспортом и людьми в соответствии с рядом условий.  В частности, с 15 июня 1985 года полицейские и таможенные власти должны были осуществлять лишь визуальный контроль за личным автотранспортом, пересекающим границу на ограниченной скорости, не останавливая его. В случае необходимости можно было проводить более тщательный выборочный контроль, но так,чтобы не препятствовать движению транспорта через границу. Для облегчения визуального контроля граждане государств Европейских сообществ должны были выставлять на заднем стекле автомобиля зеленый диск.

      С 1 января 1986 года упрощался переход границы  для граждан Европейских сообществ.  С 1 января 1986 года по возможности  следовало предпринять ряд шагов, чтобы ввести свои процедуры по вопросам визы и допуска на свою территорию, отдавая при этом должное защите общей  территории Шенгенских государств против нелегальной миграции и деятельности, чреватой угрозой безопасности. Шенгенские страны обязались усилить сотрудничество таможенных и полицейских властей в борьбе с трафиком наркотиков и оружия, незаконным въездом и проживанием лиц, для чего намечались регулярные встречи компетентных органов. Договор обязал  страны-участницы гармонизировать к 1 января 1986 года  системы лицензирования коммерческого грузового транспорта при пересечении границ, чтобы по- возможности заменить лицензирование поездок лицензированием на определенный период времени. В долгосрочном плане намечались совместные инициативы Европейских сообществ в отношении туристов, туристического транспорта и т.д. Для выработки общих подходов к вышеупомянутым проблемам принципиальной явилась статья о взаимных консультациях стран-участниц в случае намерения заключить любое двустороннее или многостороннее соглашение, аналогичесное договору 1985 года, с третьим государством. Наконец,договор установил точки отсчета кратко и долгосрочных мер-соответственно с 1января 1986 года и по  возможности с 1 января 1990 года.

              Положения договора 1985 года, по сути своей декларативные, детализировало Шенгенское соглашение 1990 года. Квинтэссенция соглашения заключается в том, что его 142 статьи регулируют порядок свободы передвижения граждан по территории стран-участниц. В целях унификации позиции шенгенских стран по этим проблемам .

 Статья 2 регулирует переход  внутренних границ шенгенских  стран. С момента вступления  в силу соглашения общие границы “…могут пересекаться в любом месте без личного контроля”(2).

  Статьи 3-8 регламентируют  переход внешних границ. Эти   границы пересекаются, как правило, только на пограничных перехода в установленное время. Нарушение правил перехода внешней границы, невзирая на гражданство нарушителя влечет определенные санкции. Анализируя проблему защиты Шенгенских внешних рубежей, сотрудник Центра международного и европейского иммиграционного права университета Констанцы (ФРГ) Клаус Тьери пишет, что страны –участницы делегируют свои полномочии по контролю собственной внутренней границы тем парнерам по соглашению, которые граничат с третьими странами, одни государства Шенгена выступают в качестве “гарантов”по отношению к другим(4). Статья 19-24 пунктуально излагает условия передвижения иностранцев по территории Шенгена. Граждане третьих государств, имеющих единую визу и законно въехавшие на территорию одной из участниц соглашения, могут течение срока действия визы свободно передвигаться по всей Шенгенской территории. Шенгенские и другие европейские страны вынуждены были ответить на иммиграционный вызов лиц, ищущих убежища.  ”Мотором “гена является информационная электронная система SISВ Страсбурге, востоке Франции.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
 

 

 

 

 

 



Информация о работе Шенгенская система