Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 15:11, курсовая работа
Описание работы
Цель данной работы - рассмотреть особенности развития железнодорожного транспорта в Сибирском экономическом районе. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: 1. Дать общую экономико-географическую характеристику района; 2. Описать административно - территориальный состав; 3. Описать природные условия и ресурсы;
Отраслями рыночной
специализации индустриального комплекса
Сибири являются производство продукции
таких межотраслевых комплексов тяжелой
индустрии, как топливно-энергетический,
металлургический, химико-лесной.
Заметное место
в отраслевой структуре промышленности
СФО занимает -машиностроение.
Крупные центры
машиностроения размещены в Красноярском
и Алтайском краях, Новосибирской, Омской,
Кемеровской, Иркутской областях, Республике
Хакасия. Здесь получили развитие производство
горнодобывающего оборудования и техники
(Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Киселевск,
Прокопьевск, Красноярск, Иркутск, Усолье
-Сибирское), энергетического оборудования
(Новосибирск, Барнаул и Бийск в Алтайском
крае); станкостроение и радиотехника
(Новосибирск); электротехника (Минусинск
в Республике Хакасия); производство зерноуборочных
комбайнов (Красноярск), тракторов (Рубцовск),
другой сельскохозяйственной техники
(Новосибирск ,Омск);
В южных регионах
Сибири с более благоприятными для ведения
сельского хозяйства природными условиями
получили развитие зерновое хозяйство,
мясо- молочное скотоводство и овцеводство,
а на севере -оленеводство и заготовка
пушнины.
В середине
2000- х гг. сельское хозяйство округа производило
около 15 % продукции отрасли в России (четвертое
место среди федеральных округов). Более половины
сельскохозяйственного производства
приходилось на животноводство: скотоводство
(молочно-мясное и мясо - молочное), овцеводство
и другие его отрасли. В растениеводстве
преобладало выращивание яровой пшеницы,
льна-долгунца, семян подсолнечника, сахарной
свеклы, картофеля и овощей. По размерам
посевных площадей-15,5млн га(1/5 всех посевных
площадей в России ) СФО занимает второе
место после Приволжского федерального
округа. Большая их часть (около 4/5 )находится
на юге Западной Сибири в Алтайском крае,
Омской, Новосибирской и Кемеровской областях,
а также в Красноярском крае.
В северных
районах СФО распространены оленеводство,
рыболовство, пушной промысел и звероводство,
которыми занимается главным образом
коренное население.
Запасы
основных полезных ископаемых на территории
Сибирского
федерального округа,
Полезные ископаемые
Запасы
Добыча
Медь
69
64
Свинец
85
22
Никель
71
75
Олово
8
-
Титан
17
-
Вольфрам
36
11
Золото
40
30
Серебро
44
23
Платина
85
90
1.4
Сельское хозяйство
Сельскохозяйственное
производство в Сибирском федеральном
округе из-за экстремальных естественно-биологических
условий на большей части территории сосредоточено
в южных зонах округа, вдоль Транссибирской
магистрали. Тем не менее значимость сельскохозяйственного
производства в регионе велика; это один
из важнейших районов производства зерна
и животноводства. На западе округа в структуре
сельхозугодий преобладает пашня, а на
востоке -- сенокосы и пастбища.
Производство
зерна отличается высокой эффективностью
в западно - сибирской части, где доля зерновых
доходит до 70% в структуре посевных площадей.
Основная культура здесь – яровая пшеница,
также выращивают рожь, овес, ячмень, гречиху.
В Восточной Сибири зерновые в основном
идут на кормовые нужды, здесь основная
отрасль – животноводство. Животноводство
округа также имеет значительные территориальные
различия. Если на западе оно в основном
представлено молочным и молочно-мясным
скотоводством и свиноводством, то на
востоке – полутонкорунным и тонкорунным
овцеводством, мясным и мясомолочным скотоводством.
Зональная
специализация сельского хозяйства имеет
следующие основные черты: в тундре и лесотундре
развито оленеводство, для северной и
средней таежной зоны характерны охота
(особенно пушной промысел) и очаговое
сельскохозяйственное производство по
долинам рек. В наиболее благоприятных
для сельского хозяйства южной таежной
зоне, лесостепи и степи наблюдаются некоторые
отличия в специализации между западной
и восточной частями. В западной части
с лучшими условиями увлажнения имеются
возможности для развития молочно-мясного
скотоводства, зерно- производства. К востоку
по мере увеличения сухости климата преобладают
овцеводство и мясомолочное скотоводство,
зерно-производство развито гораздо слабее,
например в Забайкалье.
Отрасли перерабатывающей
промышленности представлены на западе
в основном мукомольной (Томск, Прокопьевск),
мясной (Новосибирск, Банаул, Кемерово,
Новокузнецк) и маслосыродельной отраслями.
На востоке пищевая промышленность имеет
местное значение. Крупные мукомольные
предприятия имеются в Ачинске, Канске,
Красноярске, мясокомбинаты – в Улан-Удэ,
Чите, Иркутске, Абакане, молочно-консервные
– в Канске, Назарове.
2. Характеристика транспортной
сети Сибирского федерального
округа
Транспортный комплекс в Сибирском
федеральном округе развит недостаточно,
и это тормозит дальнейшее развитие его
производительных сил. Основной вид транспорта - железнодорожный.
Важнейшими магистралями, обеспечивающими
перевозки «Запад-Восток», являются Сибирская
(Челябинск-Владивосток), Южносибирская
(Павлодар- Барнаул- Новокузнецк-Абакан),
Среднесибирская (Кустанай- Барнаул). От
Новосибирска через Барнаул на Семипалатинск
проходит Туркестано-Сибирская магистраль.
В этом направлении также действуют железная
дорога Усть-Кут - Тайшет - Абакан - Новокузнецк,
западный участок БАМа. В направлении
юг-север перевозки осуществляются в основном
по Енисею, достроен небольшой меридиональный
участок железной дороги Ачинск-Лесосибирск.
От основных железнодорожных магистралей
отходят небольшие ветки к местам разработки
природных ресурсов и в Монголию, Китай.
Водный транспорт представлен перевозками
в основном лесных, минеральных, строительных
грузов по Оби, Енисею, Иртышу, Лене и их
притоками, а также по Байкалу. Большое
значение имеет Северный морской путь,
который обеспечивает снабжение и вывоз
продукции северных территорий.
Сеть автомобильных дорог в регионе развита
слабо, автомобильный транспорт обслуживает
внутренние перевозки.
Трубопроводный транспорт представлен
магистральными нефтепроводами Нижневартовск-
Анжеро- Судженск- Красноярск, Туймазы-
Омск- Новосибирск- Ангарск. В регионе
действуют небольшие газопроводы (Мессояха-
Норильск).
В структуре вывоза Сибирского федерального
округа преобладают крупнотоннажные грузы-
лес, уголь, железная руда и цветные металлы,
особенно алюминий. В другие районы также
поставляются отдельные изделия машиностроения,
химической промышленности. Увеличиваются
поставки электроэнергии. Во ввозе преобладают
нефть и нефтепродукты, прокат черных
металлов, машины и оборудование, товары
народного потребления.
Сибирский федеральный округ - важный
транспортный узел России , через который
проходят основные транзитные потоки
(грузовые и пассажирские перевозки) из
европейской части страны в азиатскую.
Доля Сибирского федерального округа
в общей протяженности: железных дорог России – 17,5% (2-е место),
автомобильных дорог общего и ведомственного
пользования России - 16,8% (3-е место), судоходных
внутренних водных путей России - 29,7% (1-е
место).
Транспортная система Сибирского федерального
округа включает все виды современного
транспорта: автомобильный, железнодорожный,
морской, речной и авиационный.
В её составе:
-14,551 тысяч км
Управлений Западно-Сибирской, Красноярской,
Восточно-Сибирской и Забайкальской железных
дорог.
-101,23 тыс.км
автомобильных дорог, в том числе – 8,422
тыс.км федеральных управлений автомобильных
дорог «Сибирь», «Байкал», «Амур». Это
дороги:
- Красноярск,
Иркутск, Улан-Удэ до Читы, М-55 Подъезды
к городам Тюмень, Томск; Улан-Удэ
- Кяхта до границы с Монголией)
- М-52 "Чуйский
тракт" (от Новосибирска через
Бийск до границы с Монголией,
подъезды к городам Барнаул, Горно-Алтайск)
- М-54 "Енисей"
(от Красноярска через Абакан,
Кызыл до границы с Монголией)
- "Амур"
- строящаяся дорога от Читы
через Невер, Свободный, Архару, Биробиджан
до Хабаровска
- М-38 (Омск -
Черлак до границы с Республикой
Казахстан (на Павлодар, Семипалатинск,
Майкапчигай)
- А-166 (Чита -
Забайкальск до границы с Китайской
Народной Республикой )
- А-349 (Барнаул
- Рубцовск до границы с Республикой
Казахстан (на Семипалатинск)
- 1Р 418 (Иркутск
- Усть-Ордынский)
- Култук - Монды
- 26654 км внутренних
судоходных путей, бассейновых Управлений
Обского, Енисейского, Байкало-Ангарского,
Обь-Иртышского и Ленского.
-1 морской порт
в городе Дудинке,
-Крупные речные
порты в городах Новосибирск, Омск, Красноярск,
Томск, Иркутск (на реках Обь, Енисей, Томь,
Ангара).
-9 крупных международных
аэропортов в городах Улан-Удэ, Абакан,
Барнаул, Красноярск, Братск, Иркутск,
Кемерово, Новосибирск, Омск.
2.1.
Железнодорожный транспорт
Основную роль в удовлетворении потребностей
округа в перевозках пассажиров и грузов
играет железнодорожный транспорт. Даже
для регионов, отстоящих от сети железных
дорог на сотни и тысяч км его значимость
в перевозках грузов весьма велика, поскольку
все грузы, завозимые в эти регионы внутренним
водным транспортом следует через перевалочные
порты на реках Обь (Новосибирск) и Енисей
(Красноярск, Лесосибирск).
Большая часть продукции, приводимой
в малоосвоенных и необжитых районах,
доставляемая потребителям также через
перевалочные порты на магистральных
внутренних судоходных путях. Через СФО проходят основные транзитные
потоки России (грузоперевозки и пассажирские
перевозки) из европейской части страны
в азиатскую. Доля Сибирского федерального
округа в общей протяженности: железных дорог России – 17,5% (2-е место).
Железнодорожные линии округа обслуживаются
шестью железными дорогами, из них наибольшая
часть - 6 000 км Западно-Сибирской железной
дорогой; Восточно-Сибирской железной
дорогой 3848,1 км; Красноярской железной
дорогой 3157,9 км ; Забайкальской железной
дорогой 3336,1 км ; Свердловской железной
дорогой 7152,2 км; Южно-Уральской железной
дорогой 4545,2 км ; .
По территории округа размещение сети
железных дорог крайне неравномерно.
Размещение
сети железных дорог на территории
Сибирского
федерального округа
(данные
за 1 января 20__)
Субъекты Российской Федерации
Протяженность железных дорог, км
Республика
Алтай
Республика
Бурятия
Республика
Тыва
Республика
Хакасия
Алтайский
край
Забайкальский
край
Красноярский
край
Иркутская
область
Кемеровская
область
Новосибирская
область
Омская
область
Томская
область
Протяженность
- 3848,1 км. Пролегает по территории Иркутской
и Читинской областей и республик Бурятия
и Саха-Якутия. Дорога обслуживает крупные
промышленные районы по добыче железной
руды и угля, заготовке и обработке леса,
предприятия энергетической и химической
промышленности, цветной металлургии.
Управление
дороги находится в г. Иркутске.
На долю дороги
приходится 89% грузооборота в регионе,
выполненного всеми видами транспорта.
Ежегодно по магистрали перевозится более
278 млн.т. груза. В среднем в год дорога
перевозит более 30 млн. человек.
В состав ВСЖД
входит Кругобайкальская железная дорога
– памятник промышленной архитектуры
федерального значения. Ныне она проходит
от ст.Байкал до ст.Култука (длина - более
85 км). Уникальность этого грандиозного
сооружения заключается в том, что ни одна
железная дорога в мире не обладает таким
огромным количеством рукотворных объектов:
40 тоннелей, 16 галерей, 470 виадуков, мостов
и водопропускных труб, около 280 подпорных
стенок, и это не считая различных станционных
построек, также являющихся памятниками
архитектуры вековой давности. На КБЖД
находится "золотая пряжка" Транссибирской
магистрали. Именно на берегах Байкала
было закончено строительство Великого
Сибирского пути.
Северный участок
Восточно-Сибирской магистрали – Байкало-Амурская
магистраль. В 2003 г. на этом участке запущен
в эксплуатацию Северо-Муйский тоннель,
который является крупнейшим в России
и пятым по протяженности в мире. Его длина
- 15 343 метра, глубина в некоторых местах
достигает 1 км. Большая часть тоннеля
проходит в зоне тектонических разломов,
пересекает Северо-Муйский горный хребет,
(его протяженность - 300 км, ширина 20-30 км,
абсолютные отметки высоты достигают
2500 м). 5 декабря 2003 года Северомуйский
тоннель был сдан в эксплуатацию.
Самый крутой
спуск на Транссибе находится между станциями
Андрияновская и Слюдянка II ВСЖД. Он продолжается
от перевала Андриановский до берега озера
Байкал, железная дорога спускается вниз
более чем на 400 метров. Участок построен
в 1947-49 г.г. сдан в эксплуатацию в 1949 г.
Вокзал ст. Слюдянка
ВСЖД - единственный в мире вокзал, полностью
построенный из мрамора. Возведен в 1904
г., завершил сооружение Кругобайкальской
железной дороги. Сохранился практически
в первозданном виде.