Система экономических районов Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 16:45, реферат
Описание работы
В условиях становления и развития рыночных отношений для научного
обоснования радикальных экономических реформ большое значение
приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении
производительных сил, экономике регионов (районов).
В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в
регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы,
устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными страна
Содержание работы
1. Введение.........................................................................................................
2.Основы современного экономического районирования и формы
территориальной организации хозяйства России...........................................
3.Основные принципы экономического районирования................................
4.Системы экономических районов..................................................................
5.Заключение.......................................................................................................
Файлы: 1 файл
Задание 3.
Реферат
тема: «Система экономических районов РФ»
Содержание
1. Введение.........................................................................................................
2.Основы современного экономического районирования и формы
территориальной организации хозяйства России...........................................
3.Основные принципы экономического районирования................................
4.Системы экономических районов..................................................................
5.Заключение.......................................................................................................
1. Введение
В условиях становления и развития рыночных отношений для научного
обоснования радикальных экономических реформ большое значение
приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении
производительных сил, экономике регионов (районов).
В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в
регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы,
устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами.
Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности
их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру
хозяйства, уровень экономического развития, специализацию. Каждый регион
занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в
то же время единое экономическое целое с другими регионами.
Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний
всех ее регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в
научном обеспечении экономических преобразований, создания единого
экономического пространства при рационализации межрегиональных связей,
формирования региональных рынков.
2. Основы современного экономического районирования и формы
территориальной организации хозяйства России.
Экономическое районирование — разделение территории страны на
экономические районы — служит важным инструментом регулирования
территориального развития.
Научно обоснованное экономическое районирование необходимо в условиях
становления и развития рыночных отношений для осуществления
территориального управления, повышения его совершенствования при учете
исключительного разнообразия и богатства природно-ресурсного потенциала
во всех регионах России. Экономическое районирование оказывает огромное
влияние на повышение эффективности развития и размещения произво-
дительных сил каждого региона и страны в целом.
Экономический район представляет собой целостную территориальную
часть народного хозяйства страны, имеющую свою производственную
специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический
район неразрывно связан с другими частями страны общественным
территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с
прочными внутренними связями.
Образование экономических районов является объективным процессом,
выраженным в развитии территориального разделения труда.
В зависимости от целей экономического районирования различают две его
разновидности.
• интегральное (общехозяйственное) районирование;
• отраслевое районирование (промышленное, сельскохозяйственное и т.
д.).
В основу общехозяйственного районирования положено разделение России
на компактные географические регионы, которые составляют экономически
целостные подсистемы. Экономическая целостность указанных регионов
обусловлена сходством:
• географического положения;
• природно-климатических условий;
• плотности населения;
• уровня развития производительных сил.
По критерию общехозяйственного районирования в РФ выделяются
следующие экономические районы:
• Центральный;
• Северо-Западный;
• Северный;
• Центрально-Черноземный;
• Волго-Вятский;
• Поволжский;
• Северо-Кавказский;
• Уральский;
• Западно-Сибирский;
• Восточно-Сибирский;
• Дальневосточный;[5]
3. Основные принципы экономического районирования.
Экономический, рассматривающий район как специализированную часть
единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным
составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому
принципу специализацию района должны определить такие отрасли, в
которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку
потребителю по сравнению с другим районами будут наименьшими.
Экономическая
эффективность
специализации
района
должна
осуществляться как с точки зрения установления наиболее целесообразного
территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки
зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов
района.
Национальный, учитывающий национальный состав населения района, его
исторически сложившейся особенности труда и быта.[7;253]
Административный, определяющий единство экономического
районирования
и
территориального
политико-административного
устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного
самостоятельного развития районов и укрепления их роли в
территориальном разделении труда России.
Эти принципы являются основополагающими для современной теории и
практики экономического районирования России. В современных условиях
выделение федеральных округов диктуется необходимостью укрепления
вертикали власти. Контуры границ экономических районов определяются
ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших
вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализа-
ции технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией
производств. К районообразующим факторам современных экономических
районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных
ископаемых, высокую плотность населения, накопленный ими трудовой опыт и
т.д.[7;254]
На сегодняшний день в России существует 7 федеральных округов, среди
которых:
1. Центральный.
2. Северо-Западный.
3. Приволжский.
4. Южный.
5. Уральский.
6. Сибирский.
7. Дальневосточный.
Федеральные округа России
[5] Главной целью последних изменений в экономическом районировании
является укрепление государственности, предотвращение распада страны,
ограничение чрезмерной суверенизации субъектов Федерации, процесс которой
особенно интенсивно шел в начале 1990-х годов, что привело к резкому
снижению авторитета центрального руководства. Были допущены противо-
речия законов регионального уровня Конституции Российской Федерации, что
привело к нестабильности политической обстановки, снижению уровня
федерализма. Поэтому укрупнение районов, создание 7 федеральных округов с
непосредственным их подчинением президенту позволит исправить возникшие
негативные процессы. Образование федеральных округов предусматривает
построение эффективной вертикали государственной власти и позволяет
создать действенную систему управления территориальным развитием.
В каждом федеральном округе президентом назначается полномочный
представитель, который формирует свой аппарат управления округом и в целях
решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:
1) Обеспечивает
координацию
деятельности
федеральных
органов
исполнительной власти с региональными органами, органами местного
самоуправления,
политическими
партиями,
иными
общественными
организациями.
2) Разрабатывает
совместно
с
межрегиональными
ассоциациями
экономического
взаимодействия
программы
социально-экономического
развития территорий в пределах федерального округа.
3) Организует контроль за реализацией федеральных программ в округе.
4) Принимает действенное участие в решении кадровых назначений в
субъектах Федерации, входящих в федеральный округ.
5) Организует и проводит согласительные процедуры между федеральными
органами государственной власти и органами государственной власти
субъектов Федерации, находящихся в пределах округа.
Федеральные округа выделялись в соответствии с принципами общности
территории, специализации хозяйства, общности и достаточности природно-
ресурсного потенциала, достаточности самообеспечения.[7:249]
Кроме того, существуют отраслевое районирование, например районы
размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения
транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей
промышленности, и сельскохозяйственное районирование. Так, предполага-
ется, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить
пять сельскохозяйственных районов России:
1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности –
основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части
Восточной Сибири и Дальнего Востока.
2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими
– Центральное Черноземье, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный
Урал, юг Западной Сибири.
3. Горные регионы – республики Северного Кавказа, Алтай.
4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – республики Калмыкия,
Тува, Бурятия, Читинская область.
5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым
режимом землепользования – это основная часть зоны Севера.[7;256]
Особое место в системе экономического районирования занимают
свободные экономические зоны (СЭЗ).
Обычно в мировой практике выбор административно-хозяйственного
управления СЭЗ зависит от ее типа и размера территории, особенностей
государственного устройства страны, развитости частного сектора и т.п.
Однако общим и принципиальным моментом является то, что СЭЗ, будучи
локальной социально-экономической системой, должна находиться вне
юрисдикции отраслевых министерств и центральных ведомств.
Свободные экономические зоны наделяются определенными льготами:
• внешнеторговыми льготами, предусматривающими введение особого
таможенно-тарифного режима — снижение или отмену экспортно-импортных
пошлин и введение порядка осуществления внешнеторговых операций;
• льготами, связанными с налоговым стимулированием отдельных видов
деятельности предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую
систему (прибыль, доход, стоимость имущества и т.д.), амортизационные
отчисления, издержки на заработную плату, транспорт, т.е. они
предусматривают
временное
или
постоянное
освобождение
от
налогообложения;
• финансовыми льготами, которые включают различные формы субсидий,
предоставляемых в виде установления низких цен на коммунальные услуги,
снижения арендной платы за пользование земельными участками и
производственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и
государственных кредитов;
• административными льготами, предоставляемыми администрацией зоны с
целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда и
выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.
Система предоставляемых льгот должна служить инструментом реализации
имеющихся сравнительных преимуществ данной зоны, а не механизмом
компенсации отсутствующих здесь факторов развития. Важно также принять во
внимание, что при нынешних масштабах распространения свободных
экономических зон налоговые льготы — далеко не главный стимул для
прироста в зоне иностранного капитала. Более существенными в этом
отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность,
инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей
силы, упрощение административных процедур, а также возможность получения
на внутреннем рынке относительно дешевых предметов. Все названные
преимущества срабатывают лишь в сочетании с базовыми преференциями,
предопределяющими типовую специфику данной зоны.
4. Системы экономических районов.
Современное экономическое районирование России включает три основных
звена (таксономические единицы):
высшее звено – федеральные округа;
среднее звено – края, области, республики;
низшее звено – административно-хозяйственные районы, городские
и сельские районы.
Каждый вид экономического районирования отвечает определенным
задачам территориального развития.
1. Высшее звено районирования используется центральными рес-
публиканскими органами власти для общегосударственного управления
экономикой в территориальном разрезе. Федеральные округа — это четко
специализированные
и
относительно
завершенные
территориальные
хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском
разделении
труда.
Располагая
значительной
территорией,
большой
численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом,
федеральные округа имеют четко выраженную специализацию (до 5—7
отраслей), широкий производственный профиль, сложный хозяйственный
комплекс.
2. Среднее звено районирования используется для руководства отраслями
хозяйства и социальной сферой в пределах области, края, республики.[7;254]
3. Низшее звено районирования представляет собой первичные звенья в
таксономии экономического районирования. На их основе образуются
начальные
специализированные
территориальные
производственные
комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении
перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и
социально-культурного строительства, в размещении и специализации
предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции,
местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного
питания.
Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или
экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами
экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон
четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.
Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного
освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью
их использования.
Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны –
Западную (Европейская часть России) и Восточную (Урал, Сибирь и Дальний
Восток).[7;254-255]
Заключение.
Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного
макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская
Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории,
особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития,
соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития.
Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в
Западном макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако сетка экономических
районов, используемая до сих пор, устарела.
Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления
(оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, областях и краях).
Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более
50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В
ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в
других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались
крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам
этих районов. В целом, по стране, изменился географический рисунок
экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.
В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по
численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что
они отличаются по размерам территории. Поэтому Центральный район, где
проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного,
1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком –
огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5%
жителей) или с северными районами (4% жителей).
Другими словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям,
происшедшим в экономике страны. В то же время осложнены возможности
использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.
И самое главное, районирование должно способствовать формированию не
только
эффективной
экономики,
территориально-производственных
комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов,
корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.
Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать
улучшению экологических условий, учитывать местные природные
особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов. Районирование должно
способствовать укреплению единства всех частей государственной территории
России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи. В то
же время, территориальное управление, отсутствующее в экономических
районах, присутствует в элементах административно – территориального
деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно –
территориальное деление устарело. Поэтому, необходимо:
- Проведение нового комплексного общественного районирования,
способствующего решению не только экономических задач.
- Новое административно–территориальное деление – создание
единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской Федерации.
Современный этап организации территориального управления требует
экономического районирования, учитывающего комплексный характер
воздействия всех факторов.
Информация о работе Система экономических районов Российской Федерации