Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:40, реферат
Российская федерация является страной с обширной территорией, богатой природными ресурсами. Объектом исследования является орган природоохранной деятельности, задача которого, состоит в надзоре за соблюдением действующего законодательства в сфере охраны природных ресурсов нашей страны от уничтожения, либо их неправомерного использования. Все полномочия и механизмы органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды определяются действующим законодательством, анализ которого и есть цель моей работы.
Введение
Понятие природоохранного законодательства
История природоохранного законодательства России
Обзор действующих нормативно-правовых актов в области защиты и (или) охраны окружающей среды
Анализ федерального закона об охране окружающей среды
Проблемы Российского законодательства в области охраны окружающей среды
Заключение
Список используемой литературы
ФГБОУ Самарский государственный экономический университет
Кафедра «Региональной экономики государственного муниципального управления»
Реферат
По экономике
По теме: «Система природоохранных законодательных актов России»
Выполнила студентка 1ого курса
Группа ЭУИ
Харитонова А.О.
Проверила
Минаева В.П.
Самара,2012
Система природоохранных законодательных актов России.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Российская федерация является страной с обширной территорией, богатой природными ресурсами. Объектом исследования является орган природоохранной деятельности, задача которого, состоит в надзоре за соблюдением действующего законодательства в сфере охраны природных ресурсов нашей страны от уничтожения, либо их неправомерного использования. Все полномочия и механизмы органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды определяются действующим законодательством, анализ которого и есть цель моей работы.
Понятие природоохранного законодательства отечественной доктриной определяется через предмет правового регулирования двояко: в узком и широком смыслах. В первом случае оно представляет собой совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие только охрану окружающей среды. Во втором случае в предмет правового регулирования включается использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности и правопорядка.
Природоохранное законодательство представляет
собой результат, конечный продукт
правотворчества, осуществляемого
на разных уровнях различными субъектами.
В то же время оно является упорядочивающим
поведение людей фактором, более
или менее согласованной
Построение системы
В настоящее время систему
Рассматривать систему законодательства
удобнее с помощью
1) по юридической силе и форме
- Конституцию, конституционные
2) по территориальному действию
- распространяющиеся на все
3) по предмету регулирования
- общие экологические,
4) по объекту регулирования -
устанавливающие правила: а)
5) по субъекту принятия - принятые
парламентом, главой
Наконец, необходимо учитывать, что по источникам права в массиве экологических норм выделяются предписания, содержащиеся в: а) законодательных актах; б) нормативных актах органов управления (исполнительной власти); в) правовых обычаях; г) судебной практике и судебном прецеденте; д) правовой доктрине (юридической науке); е) нормативных актах частных организаций; ж) договорах; з) актах общественных организаций, в том числе программах партий, уставах и т.п.;
Для того чтобы получить самое общее
представление о системе
Специальные законы с определенными оговорками можно сгруппировать в зависимости от основного объекта регулирования, выделяют, в частности, законы, регламентирующие следующее:
- охрану атмосферного воздуха, климата - Федеральные законы "Об охране атмосферного воздуха" и "О гидрометеорологической службе";
- охрану животного мира и
заповедных территорий - Федеральные
законы "О животном мире", "Об
особо охраняемых природных
- охрану морской среды - Федеральные
законы "О континентальном шельфе
Российской Федерации", "Об
исключительной экономической
- охрану земель (почв) - Федеральные
законы "О мелиорации земель",
"О государственном
Особое место в системе
История природоохранного законодательства России
Если немного углубиться
в историю экологической и
природоохранной культуры, так сказать,
найти корни этих явлений, то ещё
со времён Древней Руси существовали
правила бережного обращения
с землёй-матерью. Что характерно
для самоопределения
Имеющая высшую юридическую
силу и прямое действие Конституция
Российской Федерации создает основы
всех отраслей российского законодательства,
в том числе об охране окружающей
среды и экологической
Первые конституции нашей страны содержали лишь нормы об исключительной государственной собственности на землю и другие основные природные ресурсы, об обязанностях землепользователей повышать плодородие почв.
Россия была одним из первых государств, принявших в 1960 г. Закон "Об охране природы в РСФСР", провозгласивший основы правовых отношений "человек - природа". Немало из содержавшихся в нем положений себя оправдали и нашли дальнейшее развитие - например, о преподавании охраны природы в учебных заведениях и пропаганде ее издательствами, музеями, телевидением, редакциями газет и журналов, об общественной природоохранной экспертизе проектов крупнейших строек, о необходимости рационального использования природных ресурсов и государственной охране объектов природы, об ответственности руководителей ведомств и предприятий, а также граждан за нарушения природоохранных правил. Но многие законодательные положения оказались излишне декларативными и не подкрепленными подзаконными актами.
На конституционном уровне экологическая тема получила отражение в Конституциях СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., когда в ст. 18 (после международной Стокгольмской конференции 1972 г.) был закреплен принцип, согласно которому в интересах настоящего и будущих поколений в России принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.
Конституционный институт охраны окружающей среды имел ярко выраженный экономический, социальный, политический характер, хотя уже тогда наукой ставились и обосновывались перспективные задачи перенесения приоритета на социальные цели, связанные с обеспечением здоровья человека, его местообитанием и жизнью; вовлечения в экологический контроль общественности, человека, право которого на благоприятную среду предполагалось, но не гарантировалось; превращения граждан из объектов в субъекты экологического управления.
Конституция РФ 1993 г., со дня
принятия которой исполнилось десять
лет, содержит более конкретные экологические
предписания и принципы, которые
должны применяться на всей территории
страны, а все принимаемые в
Российской Федерации правовые акты
не должны им противоречить. Это повышает
фундаментальность влияния
Федеральный закон, принятый государственной думой Российской федерации и одобренный Советом Федерации в декабре 2001года об охране окружающей среды является новейшим нормативно-правовым актом, существующим на данный момент.
Обзор действующих нормативно-правовых актов в области защиты и (или) охраны окружающей среды
Конституция Российской Федерации является нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой. В конституции содержится множество статей, в которых, так или иначе, регулируются общественные отношения в области окружающей среды.
Например, ст.9: «1.Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории
2.Земля и другие
природные ресурсы могут
В ст. 42 Конституции РФ чётко определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В Конституции закрепляются только основы государственного и общественного устройства, а конкретные механизмы прописываются в нижестоящих по компетенции нормативно-правовых актах, либо в международных договорах и соглашениях. Как и в других государствах, этот конституционный тезис представляется слишком общим, нуждается в конкретизации, подкреплении иными актами и правоприменением. Иски граждан, основанные на этой статье Конституции РФ, либо остаются без удовлетворения, а если удовлетворяются, то остаются нереализованными.
Информация о работе Система природоохранных законодательных актов России