Социально- экономическая позиция Калининградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:58, контрольная работа

Описание работы

Региональная экономика — прикладная экономическая наука, изучающая основы рационального размещения производства и рынков сбыта продукции. Региональная экономика возникла в Соединенных Штатах в 50-е годах двадцатого столетия на стыке экономики и экономической географии в трудах основателя региональной науки Уолтера Айзарда.

Содержание работы

1. Общая характеристика экономического района
2. Природно-ресурсный потенциал
3. Население и трудовые ресурсы

4. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства
4.1. Рыбопромышленный комплекс
4.2. Машиностроительный комплекс
4.3. Лесопромышленный комплекс
4.4. Агропромышленный комплекс



Проблемы Калининградской области

Файлы: 1 файл

география.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

В мире, в котором  происходят изменения границ, а также  развиваются интеграционные связи, разделение между региональной и  международной торговлей и экономикой не закреплено навечно.

Например, пока Восточная и Западная Германия представляли собой две разных страны, торговые потоки между ними представляли международную торговлю, после объединения Германии, когда национальные границы двух стран были объединены, торговые потоки между восточной и западной частями страны стали представлять собой межрегиональную торговлю и, следовательно, стали предметом для региональной экономики. Наоборот, связи России с Казахстаном в рамках СССР были межрегиональными, а после распада СССР и образования независимых государств они превратились в международные.

Справедливости  ради следует отметить, что технический  и технологический прогресс уменьшают  зависимость развития и размещения производства от географических факторов, ослабляя прежнюю зависимость производства от сырья и размещения природных ресурсов, так же как развитие инфраструктуры ведет к сглаживанию межрегиональных различий в условиях проживания населения, пространство становится более однородным.

Однако это  не означает, что исчезает или уменьшается  число проблем, связанных с пространственными аспектами развития. Активная региональная политика, проводимая практически всеми странами, и постоянный интерес к развитию методов регионального анализа показывает, что проблемы пространственного анализа далеко не исчерпаны и будут продолжать служить базой для развития региональной экономики.

Несмотря на то, что, как правило, во времена реформ и экономических потрясений региональные проблемы отодвигаются на второй план, для российской экономики именно реформа вызвала новую волну  интереса к региональным проблемам. Обусловлено это было политическими решениями, принятыми в начале реформы, когда вместе с существенным расширением политических и экономических полномочий регионов центр тяжести реформ также начал смещаться в сторону регионов. В силу этого обстоятельства перед региональными органами управления возник ряд практических задач организации экономической жизни в регионе, его взаимодействия с центром и другими регионами, проведения реформы, что стимулировало интерес к региональным исследованиям и выработке на их основе конкретных рекомендаций для экономической политики.

Региональная  политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Является составной  частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (областикрая,провинции); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития.

Региональная  политика охватывает все важнейшие  отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы  обслуживания, стимулирование туризма  и т. д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

Методы  проведения региональной политики 
Методы проведения региональной политики: 
— выделение «нуждающихся» районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику; 
— «реанимация» депрессивных районов; 
— «стимулирующая» политика; 
— «компенсирующая» политика. 
 
Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают: 
— прямую финансовую помощь; 
— займы на выгодных условиях и налоговые льготы; 
— создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры; 
— размещение государственных заказов; 
— политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.

Стимулирующая политика

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев

Компенсирующая политика - комплекс мер, использующих те же средства, что и стимулирующая политика,  для смягчения социальных и экологических последствий экономического развития. Направлена на компенсацию социально-географического неравенства. Использует следующие средства для урегулирования проблем в отсталых депрессивных районах: экономическая помощь,  обустройство этих районов, требующее дотаций, льгот, профессиональной переподготовки трудоспособного населения, привлечения частного бизнеса и т.д. 
 

Элементы политики:

  • Налоговая политика — определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.
  • Бюджетная политика — механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.
  • Ценовая политика — государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.
  • Инвестиционная политика — мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.
  • Структурная политика — система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.
  • Социальная политика — определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социально- экономическая позиция  Калининградской  области.

1. Общая характеристика  экономического района

       Калининградская область, представляющая собой полуанклав, — это западные ворота России к Балтийскому морю у границы с Польшей и Литвой. Ее площадь составляет 15,1 тыс. км2. Область имеет выгодное экономико-географическое положение — омывается водами незамерзающего у ее берегов Балтийского моря. Население области составляет 932,2 тыс. чел. Высокий удельный вес имеет городское население — 79%. Для области характерны мягкий, влажный климат, обилие болот. Ископаемые богатства — бурый уголь, торф, строительные материалы и янтарь. Найдены запасы нефти, природного газа и каменной соли. Ведется добыча нефти в пределах 1 млн т в год. Около 1/5 всей территории занято лесами, состоящими преимущественно из хвойных и широколиственных пород — ели, сосны, дуба, граба и бука, 1/3 площади области — лугами и пастбищами.

       Экономика области тесно связана с морем. Роль области велика как в рыболовстве  страны, так и в осуществлении  торгово-экономических экспортно-импортных  связей. За короткий срок своего существования (область образована в 1945 г. на территории бывшей Восточной Пруссии) Калининградская область стала высокоиндустриальным регионом с развитым сельским хозяйством. Объем выпуска промышленной продукции в 9 раз больше, чем производилось на этой территории до Великой Отечественной войны. Основными отраслями рыночной специализации являются рыболовство и переработка рыбы, машиностроительная, целлюлозно-бумажная и янтарная промышленность.

2. Природно-ресурсный  потенциал

       Весь  комплекс полезных ископаемых обусловлен геологическим строением территории Калининградской области, расположенной на восточном склоне Балтийской впадины северо-западной части Русской платформы. Наиболее перспективны месторождения нефти. Нефть высококачественная: легкая, малосмолистая и смолистая, парафинистая. Всего открыто 14 нефтяных месторождений.

       Из  важных ископаемых, разведанных в  области, следует отметить фосфориты. Фосфориты, наряду с такими элементами, как калий, железо, марганец, являются важнейшим источником жизнедеятельности растительного и животного мира. Фосфорные минеральные удобрения имеют большое значение в повышении плодородия сельскохозяйственных земель. К важным полезным ископаемым в регионе относится янтарь. Запасы янтаря Калининградской области составляют 90% всех мировых запасов.     Хорошо разведаны запасы бурого угля. Угли пригодны как энергетическое сырье, сырье для комплексной переработки с целью производства горного воска, углещелочного реагента, углегуминовых и органо-минеральных удобрений, топливных брикетов и других продуктов углехимии.

       В регионе богатые месторождения кирпичных и керамзитовых глин, песчано-гравийного материала. Глины пригодны в качестве сырья для приготовления обыкновенного и пустотелого кирпича. Песчано-гравийный материал используется для получения фракционного гравия и производства щебня, а также для строительства и ремонта автомобильных и железных дорог.

       На  суше, а также на дне Балтийского  моря известны проявления железных руд, цветных и редких металлов.

3. Население и трудовые  ресурсы

       В настоящее время численность  населения в регионе составляет свыше 930 тыс. человек. Население области многонационально. В области проживают граждане около 100 национальностей. В формировании населения области снижается роль естественного прироста, возрастает роль миграции. С 1992 года наблюдается резкий спад естественного прироста населения.

       В современных экономических условиях резкое снижение рождаемости объясняется отсутствием четкой демографической политики, поощрения рождаемости.  

       4. Структура и размещение  ведущих отраслей  хозяйства

4.1. Рыбопромышленный комплекс

       В области созданы мощный рыболовный флот и рыбоперерабатывающая промышленность. Лов рыбы ведется в водах Балтийского моря и Атлантического океана. Основные промысловые рыбы — салака, треска, килька, угорь. Работают рыбоконсервные комбинаты и холодильные установки.

       Рыбопромышленный  комплекс играет ведущую роль в хозяйстве  Калининградской области.

       К 1990 году рыбопромышленный комплекс включал  в себя 25 крупных предприятий и организаций, образующих единую технологическую цепь: рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие, машиностроительные, судоремонтные и транспортные предприятия, научные учреждения и высшие учебные заведения. Промышленность располагала около 300 крупно- и среднетоннажными рыболовными, обрабатывающими, транспортными и обслуживающими судами. Производственные мощности комплекса с учетом доступной для рыболовства сырьевой базы в Атлантике и Тихом океане позволяли добывать ежегодно 800 тыс. тонн рыбы и выпускать 500-600 тыс. тонн пищевой продукции.

       Темпы сокращения улова рыбы, морепродуктов в Калининградской области более высоки, чем в среднем по Российской Федерации.

       В связи с резким подорожанием топливно-энергетических ресурсов, разрушением централизованного  материально-технического снабжения, прекращением государственной финансовой поддержки рыбной отрасли эксплуатация мощного флота в отдаленных районах лова стала практически неэффективна.

       За  счет нелегального экспорта морских  биологических ресурсов в последние  годы государству нанесен ущерб  в размере 35 млрд. долларов США (в  целом по Российской Федерации). Бюджеты всех уровней не получают соответствующих налоговых поступлений.

       Россия  подписала договор с Норвегией, согласно которому норвежская сторона  представляет России полную информацию обо всех российских судах, осуществляющих выгрузку рыбной продукции в портах этой страны.

       Объемы  добычи трески в Балтийском море незначительны  из-за слабой технологической оснащенности флота и несовершенства орудий лова.

       В состав рыбопромышленного комплекса  входят научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации,  КГТУ, Всероссийский институт повышения квалификациии, Балтийская государственная академия рыбопромышленного флота, Калининградский морской колледж и мореходная школа. В Калининграде на начало 1990 года было сконцентрировано около 40% научно-технического потенциала рыбной отрасли бывшего СССР. В высших и средних учебных заведениях обучалось более 5000 студентов и курсантов по 12 специальностям.

Информация о работе Социально- экономическая позиция Калининградской области