СОЕДИНЕННЫЕ
ШТАТЫ АМЕРИКИ — ИНФОРМАЦИЯ О
ГОСУДАРСТВЕ
|
Соединенные Штаты
Америки — государство в Северной
Америке. |
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ |
Официальное название: |
Соединенные Штаты Америки |
Столица: |
Вашингтон |
Регион: |
Америка (Северная Америка) |
Территория: |
9,826,675 км² |
Население: |
308,169,000 человек. |
Дата независимости: |
4 июля 1776 года (от Великобритании). |
Официальный язык: |
Английский. |
Административное
деление: |
50 штатов (48 смежных, а
также Аляска и Гавайи) и федеральный
(столичный) округ Колумбия. |
Государственное
управление: |
Президентская республика |
Глава государства: |
Президент, избираемый сроком
на 4 года. |
Высший законодательный
орган: |
Двухпалатный парламент
— Конгресс (Сенат, срок полномочий
— 6 лет и Палата представителей,
срок полномочий — 6 лет). |
Высший исполнительный
орган: |
Правительство — Кабинет
министров, назначаемый Президентом
с согласия Сената. |
Национальный
девиз: |
In God We Trust / На бога уповаем |
Денежная единица: |
Доллар США (USD). |
ПОКАЗАТЕЛИ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:
ИНДЕКС ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ. рЕЙТИНГ 12 МЕСТО.
Тренд -8. Индекс экономики знаний 8,77 и
индекс знаний 8,89.
ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ИННОВАЦИЙ (5 место)- 60,3.
РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО КОЛИЧЕСТВУ
ПАТЕНТОВ(2 место) - всего заявок 526 412, заявок
резидентов 415 829, заявок нерезидентов 110 583.
РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ(1
место)-208601 статей.
РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ
РАСХОДОВ НА НИОКР (8 место)-2,90%.
ПОКАЗАТЕЛИ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ:
РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ
РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ (17 место)-индекс
7,53.
ИНДЕКС СЕТЕВОЙ ГОТОВНОСТИ(8
место)-индекс 5,57.
РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ
РАЗВИТИЯ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ(67 место)- 139
пользователей на 100 человек.
РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ
РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТА(25 место)-77,9 пользователей
на 100 человек.
РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ
РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА(5 место) -индекс
0,8687.
ПОКАЗАТЕЛИ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:
РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ
ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА(1 место)-15684800
млн $.
РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ
ВАЛОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА НА ДУШУ
НАСЕЛЕНИЯ(14 место)-доход 50120$.
РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ(12 место)-страна
с преимущественно свободной экономикой,индекс
75,5.
ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ(5 место)-5,48.
ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА(4 место).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНДЕКС ЗАЩИТЫ
ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ – индекс 7,5.
ИНДЕКС ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТРАН
В МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ(23 место) - индекс
4,90.
Структура экономики США отличается ярко выраженной
постиндустриальностью. Большая часть
американского ВВП создаётся в отраслях сферы услуг, куда относятся,
прежде всего, образование, здравоохранение,
наука, финансы, торговля, различные профессиональные
и личные услуги, транспорт и связь, услуга
государственных учреждений. На долю материального производства (сельское
хозяйство, лесное хозяйство и рыбная
промышленность, добывающая и обрабатывающая
промышленность, строительство), таким
образом, остаётся 20,6% ВВП. В сфере сельского хозяйства создаётся
около 0,9% ВВП, а промышленность даёт менее
20% ВВП.
Среди развитых стран мира
США практически не имеют конкурентов
по своему индустриальному развитию.
По доле сферы услуг в структуре
производства ВВП США обогнали Нидерланды и Израиль, которые ввиду имеющихся
определённых конкурентных преимуществ
специализируются на услугах, уступая
только Гонконгу (доля сферы услуг —
86%). Однако Гонконг не является независимым
государством, оставаясь всего лишь особым
экономическим районом Китая, где доля сферы услуг
составляет менее 40%.
Общая закономерность происходящих
отраслевых сдвигов заключается
в заметном снижении в экономике
удельного веса сырьевых отраслей и
сельского хозяйства. Среди отраслей
материальной сферы промышленность
остаётся важнейшей, она по-прежнему
обеспечивает высокий уровень технического
развития других сфер хозяйства. Именно
в ней сегодня в первую очередь аккумулируются
новейшие достижения НТП. США располагают одним из самых высокоэффективных
хозяйств в мире. Отличительной чертой
их экономики является ориентация на НТП
и передовую технику. Она лидирует в области
внедрения результатов НТП в производство,
в экспорте лицензий на свои открытия,
изобретения и новейшие разработки. Все
это зачастую приводит к зависимости других
стран от США в области науки и техники.
Экспорт страны 1851 млрд $. Экспортируют
с/х продукцию (соя, фрукты, кукуруза), промышленную
продукцию (органические химические вещ-ва),
технику (транзисторы, самолеты, компьютеры,
телекоммуникационное оборудование),
потребительские товары (автомобили и
медикаменты). Основные партнеры экспорта:
Канада, Япония, Мексика, Китай.
Импорт составляет 2357 млрд $. Импортирует
Германия с/х продукцию, промышленную
продукцию, технику ( компьютеры, телекоммуникационное
оборудование, детали автомобилей, офисную
технику, электрическую мощность машин),
потребительские товары (авто, одежда,
лекарства, мебель, игрушки). Также США
импортирует сниженный природный газ
(СПГ). Основные поставщики Тринидад и
Тобаго, Алжир. Партнеры по импорту
это – Канада, Мексика, Япония, Германия.
Миграция в сша.
Основу миграционных потоков
по-прежнему составляют рабочие, в меньшей
степени — служащие. Но сравнительно
новой формой международной миграции
рабочей силы является перемещение
научно-технических кадров. В поисках
лучших условий для применения своих
сил и более высокого уровня жизни
лица высшей квалификации переселяются
в США и Западную Европу. В последнее
время усилилась нелегальная
иммиграция. Ки тайцы штурмуют границы
США и России, кубинцы перебираются
во Флориду, алжирцы — во Францию,
пакистанцы в Англию и т.д. Главной
причиной нелегальной иммиграции является
возможность для предпринимателей
использовать самую дешевую и
бесправную рабочую силу и получать
при этом огромные прибыли. Поэтому
американская полиция и не справляется
с потоками нелегальных мексиканских
иммигрантов.
Международное разделение труда и
его форм.
Одним из направлений международной
внутриотраслевой специализации производства
является предметная специализация, заключающаяся в сосредоточении выпуска
определенных видов продукции данной
отрасли в той или иной стране. В частности,
существует специализация крупных фирм
США. Международная внутриотраслевая
специализация производства развита и
в автомобильной промышленности, которая
в значительной степени работает на экспорт.
Так, западноевропейские страны специализировались
в основном на мало- и микролитражных автомобилях,
которые вывозили даже в США, являющиеся
одним из крупнейших производителей автомобилей
в мире.
Природно-ресурсный
потенциал.
Благодаря огромной
территории страны, в США можно
увидеть все разнообразие рельефа - от низменностей до
горных хребтов и климата - от арктических морозов
до тропической жары.
Недра богаты запасами
различных природных ископаемых,
в том числе — каменный и бурый уголь, железная и марганцевая руда. Кордильеры, плато Колорадо, Великие равнины и Примексиканская низменность обладают
месторождениями медных, цинковых, свинцовых, серебряных, хромитовых, ванадиевых, вольфрамовых,молибденовых, титановых, полиметаллических, урановых, ртутных руд, золота, серы, фосфатов и другого химического
сырья.
Склоны Кордильер
покрыты густыми хвойными лесами, Аппалачей — лесами из широколиственных пород; прерий почти не осталось. На
севере Аляски распространена тундровая растительность.
Реки, образовавшие глубокие каньоны, относятся к бассейнам,
впадающих в Тихий океан. Миссисипи (с притоком Миссури) — одна из самых длинных
речных систем планеты — протянулась на
6 420 км. На границе с Канадой находятся Великие озёра — Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио.
географическое
положение.
Основная территория США
(называемая континентальные
штаты) расположена на Североамериканском
континенте и простирается от Атлантического
океана на востоке до Тихого океана на западе. На юге США граничат с Мексикой, на севере — с Канадой. Кроме того, в состав США входят ещё
2 штата. На крайнем северо-западе континента
находится штат Аляска, также граничащий с Канадой. В Тихом
океане находится штат Гавайи. Граница с Россией проходит через Берингов пролив. США также принадлежит ряд островов
в Карибском море (например, Пуэрто-Рико) и в Тихом океане (Американское Самоа, Мидуэй, Гуам и др.).
Участие США в процессах международной
экономической интеграции.
Международное
экономическое взаимодействие определяет
сегодня экономическую и политическую
жизнь США. Его интенсивность и масштабы
свидетельствуют о том, что США вступают
в новый этап интернационализации хозяйственной
и социальной жизни, характеризирующейся
активным участием в развитии мировых
интеграционных процессов.
Активизация интеграционных
процессов между США, Канадой и Мексикой
(Нафта) может подтолкнуть Японию к проявлению
большей готовности участвовать во взаимодействии
с североамериканским интеграционным
комплексом. Сомнительно, что трехсторонней
замкнутой группировки, сокращение участия
в интеграции в АТР соответствует интересам
США, Канады и Мексики. Отнюдь не случайно
то, что в период американо-канадских переговоров
о создании общего ранка, США, как отмечалосьраннее,
выступили с предложением к Японии о заключении
аналогичного соглашения. Канада заявляет
о поддержке подключения, как Японии, так
и Мексики к процессам американо-канадской
интеграции.
Таким образом, в последние
два десятилетия развивается тенденция
активного участия США в мировых интеграционных
процессах на азиатско-тихоокеанском
направлении. Однако было бы ошибкой говорить
об «отказе» США от Европы и других регионов.
В Западной Европе действует основной
сектор «второй экономики» США; в абсолютном
измерении продолжается расширение торговли,
взаимопроникновение капиталов, передача
технологии.
Можно говорить о том, что
происходит процесс выравнивания значения
для США двух этих направлений внешнеэкономического
взаимодействия. Поскольку главной причиной
этого явилось опережающее социально-экономическое
развитие в 70-80-е годы азиатско-тихоокеанского
региона в сравнении европейским и другими,
можно ожидать, что в случае ускорения
развития европейского региона, произойдут
новые сдвиги во внешней структуре – интернационализации
экономики США.
Региональная специфика
участия США в мировых интеграционных
процессах остается, однако было бы неправильно
противопоставлять отдельные региональные
направления. Скорее, речь идет о более
широких, межрегиональных интеграционных
процессах (в частности, североамериканского-азиатско-тихоокеанских),
в которых все активнее участвуют США,
выступающие в качестве объединительного
субъекта в трехполюсной системе глобальных
интеграционных процессов.
Предпосылками становления
и развития международной экономической
интеграции являются не только уровень
и степень международной специализации
и разделения труда, характер
комбинирования и кооперирования производства
и формирование общего рынка реализации,
единство границ и географического местоположения,
наличие единой инфраструктуры рыночных
отношений, но и достаточно схожие социально-экономические
условия, а также благоприятная законодательно-номативная
база организационно-экономического оформления
международного интеграционного объединения.
Историческая картина
интегрирования национальных экономик,
капитала и внутренних рынков объединяющихся
государств развивается преимущественно
на основе, прежде всего, усиления ведущих,
наиболее сильных национальных монополий,
банков, играющих решающую роль в международных
компаниях и представляющих интересы
своих правительств. Отсюда именно правительства
этих стран определяют стратегию экономического
и политического интеграционного объединения.
Что касается западноевропейского интеграционного
объединения, то именно правительства
США, Германии и Англии сегодня определяют
не только стратегию экономического и
политического развития Европы, но и ее
судьбу.
Использование политики
международной экономической интеграции
в соиально-эконоических интересах, прежде
сего крупного капитала, обеспечение высоких
социальных стандартов для населения
своих государств и защиты интегрированных
стран, их общего ранка то товаров высоких
технологий из России или других стран
Восточной Европы будет способствовать
развитию еще больших противоречий на
Европейском континенте.
Социально-экономическая
политика сша. россия и сша перед
вызовами 21 века.
Вступив в третье тысячелетие,
Россия и США столкнулись не только
с военно-политическими, но и с
социально-экономическими, и демографическими
вызовами. Причем каждый из них, взаимодействуя
с другими, выдвигает задачи, для
решения которых требуются принципиально
новые подходы как на государственном
уровне, так и на уровне бизнеса, общественных
структур, а также высокая личная ответственность
и участие граждан.
Несмотря на политико-экономические
различия, перед обеими странами стоят,
в сущности, сходные проблемы:
- старение населения;
- растущие миграционные потоки;
- распространение новых форм бедности (при том, что само понятие ”бедность” трансформируется);
- подготовка кадров для экономики, основанной на знаниях.
И сколь бы серьезными ни
были расхождения между ними на отдельных
этапах, Россия и США ”обречены”
на взаимодействие не только в борьбе
с угрозами терроризма и распространения
оружия массового уничтожения, но и
в нахождении адекватных ответов
на вопросы, связанные с повышением
качества человеческих ресурсов и созданием
условий для реализации их потенциала.
Выявление оптимальных методов
регулирования международных миграционных
потоков, противодействие нелегальной
иммиграции, повышение качества человеческого
капитала, подготовка специалистов, соответствующих
требованиям инновационной экономики,
адаптация к меняющейся возрастной
структуре населения и потребностям
рынка труда - актуальная повестка дня
и для России, и для США.
Основой для взаимодействия
с США в этом пространстве является
осознание российской властью ключевой
роли человеческих ресурсов в современном
мире и значимости государственной
политики, способствующей их развитию,
социальной защищенности, реализации
накопленных знаний и навыков. Радикальные
экономические преобразования 90-х
годов сопровождались фактическим
игнорированием социальной сферы. Ситуация
качественно изменилась лишь в самое
последнее время. Осуществление
национальных проектов в области
образования, здравоохранения, жилищного
строительства, принятие ряда мер, направленных
на улучшение демографической ситуации,
вписываются в мейнстрим государственной
политики развитых стран, в том числе и
США. Для успешного осуществления этих
социальных инициатив крайне необходимой
является выработка соответствующих механизмов,
проведение структурных реформ в социально
значимых отраслях с учетом зарубежного,
в частности американского, опыта и российских
особенностей.