Состав Волго-Вятского экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:50, реферат

Описание работы

Волго-Вятский регион представляет крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Объем промышленного производства в районе составляет 4% от всероссийского производства. Отраслями рыночной специализации промышленности являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесная промышленность. В структуре промышленного производства региона на долю отраслей группы А (производство средств производства) приходится 75,5%, а на долю продукции отраслей группы Б, производящих предметы потребления, приходится 25,5%, что отражает структуру промышленного производства России. Кризис последних лет, охвативший всю экономику страны, негативно отразился и на состоянии экономики Волго-Вятского района: снизились объемы промышленного производства, показатели жизненного уровня населения, нарушились хозяйственные связи

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 29.49 Кб (Скачать файл)

Введение

 Состав Волго-Вятского  экономического района: Нижегородская,  Кировская области, Республика  Марий Эл, Республика Мордовия  и Чувашская Республика.

Площадь: 265,4 тыс. км2

Население: 8,5 млн. чел.

 Волго-Вятский регион представляет крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Объем промышленного производства в районе составляет 4% от всероссийского производства. Отраслями рыночной специализации промышленности являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесная промышленность. В структуре промышленного производства региона на долю отраслей группы А (производство средств производства) приходится 75,5%, а на долю продукции отраслей группы Б, производящих предметы потребления, приходится 25,5%, что отражает структуру промышленного производства России. Кризис последних лет, охвативший всю экономику страны, негативно отразился и на состоянии экономики Волго-Вятского района: снизились объемы промышленного производства, показатели жизненного уровня населения, нарушились хозяйственные связи. На долю ведущих отраслей хозяйства района приходится свыше 60% объема промышленного производства товарной продукции региона. Несмотря на значительное промышленное развитие республик Волго-Вятского региона в последнее время, все еще сохраняется разрыв в уровнях экономического и социального развития национальных образований Нижегородской и Кировской областей. Недостаточно, кроме Нижегородской области, в регионе идут процессы становления рыночных структур, а следовательно и переход к рыночной экономике. Положительными моментами являются расширение экспортно-импортных операций в регионе и привлечение иностранных инвестиций.

 

 

2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов.

  Рельеф территории  района представлен холмисто-увалистой  равниной с ярко выраженными  ледниковыми формами, территория  расчленена многочисленными речками  в заволжской части, а на  юге балками и оврагами.   Сложный рельеф затрудняет развитие  сельского хозяйства и строительства.                           Климат района – континентальный.  Континентальность нарастает с юго-запада   на северо-восток. Средняя температура января колеблется от -11 °C до -16 °C, а июля – от +17 °C до +19,5 °C. Годовое количество осадков убывает с запада на восток с 600 мм до 350 мм в год. Продолжительность безморозного периода от 190 до 140 дней. Южная часть района подвержена влиянию засухи, а северная избыточно увлажнена и заболочена.

Почвы преимущественно подзолистые, а в заболоченных районах представлены торфяниками, поэтому требуют внесения органических и минеральных удобрений  и проведения мелиоративных работ. В поймах рек почвы плодородные  аллювиальные, занятые разнотравными  лугами, которые служат кормовой базой  для развития животноводства.

Южнее Волги преобладают  плодородные серые лесные почвы  и деградированные выщелоченные черноземы. Район с юго-запада на северо-восток вытянулся почти на 1000 км и находится в различных природных зонах. Большая часть его территории лежит в пределах лесной зоны, а юг – в лесостепной. Леса покрывают почти половину площади района.

Среди многообразия факторов, влияющих на экономическое развитие региона, немаловажное значение имеет  обеспеченность его минерально-сырьевыми  ресурсами. По запасам полезных ископаемых и их многообразию Волго-Вятский  экономический район значительно  уступает большинству экономических  районов России.

Среди полезных ископаемых промышленное значение имеют ресурсы  фосфоритов Вятско-Камского месторождения Кировской области. Балансовые запасы их превышают 2 млрд. т, что составляет более 20 % общероссийских запасов. Около 60 % запасов фосфоритов относится к числу лучших. Неглубокое залегание пластов (от 3 до 30 м) позволяет вести разработку сырья открытым способом с низкой себестоимостью добычи. Однако поскольку рудник расположен в самой холодной, суровой и многоснежной части Кировской области, добыча руд носит сезонный характер. Известен Волго-Вятский район и залежами торфа. Геологические запасы его оцениваются почти в 2,0 млрд т (1,3 % всех запасов России).

Более половины всех запасов  составляет торф с повышенной теплотворной способностью, использующийся в качестве топлива. Широкое применение находит  торф в сельском хозяйстве. Большая  часть запасов торфа приходится на Кировскую область. Его запасы имеются также в Нижегородской  области и Республике Марий Эл. Из топливных ресурсов район располагает  также запасами горючих сланцев, разработка которых в настоящее  время не ведется. Территория района признана высокоперспективной по запасам нефти, газа и кимберлита.

Район имеет достаточно крупные  ресурсы сырья для производства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень. На долю Волго-Вятского района приходится свыше 9 % запасов гипса России.

Большое значение для развития промышленности строительных материалов имеют значительные ресурсы цементного сырья. Запасы их сконцентрированы в  Мордовии и Кировской области. Среди  месторождений большими промышленными  запасами мергельно-меловых пород  выделяется Алексеевское (Республика Мордовия). К важнейшим природным богатствам района относят лесные ресурсы с запасами древесины 1,3 млрд м3, что составляет около 2 % всех запасов древесины РФ.

Лес покрывает почти половину территории Волго-Вятского экономического района. 80 % покрытой лесом площади занимает эксплуатационный лес, 4/5 запасов древесины приходится на Кировскую область и север Нижегородской. В видовом составе лесов преобладают хвойные породы: ель, сосна, пихта; из мелколиственных – береза, осина, ива; на юге района представлены липа и дуб. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района, особенно хвойных пород, значительно истощены, и вывозка древесины из района сокращается. Важным резервом являются лиственные породы деревьев, пока еще слабо разрабатываемые в районе. Поэтому одними из главных задач являются рационализация эксплуатации лесных богатств и развитие глубокой переработки древесины. Волго-Вятский экономический район выделяется среди европейских экономических районов обеспеченностью водными ресурсами.

Поверхностных водных источников достаточно для удовлетворения потребности  хозяйства и населения. Главным  источником является Волга с ее притоками.

Немаловажное значение имеют  запасы подземных вод, которыми богат  район. Несмотря на высокую обеспеченность водными ресурсами в целом  по району, условия водоснабжения  в нем существенно отличаются даже в пределах небольшой территории. Недостаток воды ощущается в пунктах, расположенных в верховьях малых  рек или на водоразделах. В последнее  время возрастание водного дефицита обусловливается не только ограниченностью  запасов поверхностных вод, но и  их загрязнением, а также загрязнением подземных вод промышленными стоками и неочищенными стоками сельскохозяйственных объектов.

4.1 Отрасли рыночной  специализации

  Удельный вес машиностроения  и металлообработки в структуре  промышленного производства составляет 38,2%. В регионе производятся автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудование. Среди отраслей машиностроения рыночной специализации выделяется транспортное машиностроение, развитию которого способствовали наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы. Здесь возник крупнейший комплекс автомобилестроения. Среди предприятий автомобилестроения выделяются акционерное общество «АвтоГАЗ», головное предприятие которого в Нижнем Новгороде выпускает легковые и грузовые автомобили, а также предприятия-смежники в малых и средних городах региона: моторный завод — в Заволжье, завод тормозных узлов — в Канаше, шинный завод — в Кирове, заводы автофургонов — в Шумерле, автосамосвалов — в Саранске, в Павловске выпускают автобусы для сельской местности. 
  Одной из старейших отраслей специализации Волго-Вятского региона является судостроение, представленное ведущим предприятием страны АО «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, выпускающим суда на подводных крыльях, современные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. Судостроение представлено также в городах Нижегородской области — Навашино и Городец.  
  Большое развитие в регионе получила и отрасль рыночной специализации - электротехническая промышленность. Крупные предприятия этой отрасли возникли в столицах республик. Так, саранский завод «Электровыпрямитель» является головным заводом объединения «Светотехника» и выпускает значительную часть элетроламп и выпрямителей, производимых в России; в Саранске (Республика Мордовия) также расположено предприятие по производству кабельных изделий, в Чебоксарах (Чувашская Республика) — электроаппаратный завод. 
   Межрегиональное значение имеют станкостроение и инструментальное производство, получившие развитие во всех крупных городах региона. Более 1/2 фрезерных станков, производимых в России, выпускает Нижегородский завод; крупнейшим предприятием по производству деревообрабатывающих станков является «Красный инструментальщик» (г. Киров). Среди предприятий отрасли следует отметить завод по производству оборудования для химической промышленности (г. Дзержинск) и пищевой промышленности (г. Нижний Новгород, г. Вольск). Среди предприятий машиностроения выделяется Чебоксарский тракторный завод. Развитие тракторостроения способствует дальнейшему углублению рыночной специализации района на производстве продукции машиностроения. 
Следует отметить, что машиностроение ориентируется на привозной металл. Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из Казахстана, Западной Сибири и Урала. 

  Среди отраслей рыночной специализации региона выделяется высокоразвитая химическая и нефтехимическая промышленность. В структуре производства товарной продукции региона на ее долю приходится 10%. Развитие отрасли опирается на использование как местного, так и привозного сырья. Предприятия химической промышленности выпускают широкий ассортимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, синтетические смолы, пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов. Среди центров химической промышленности выделяется г. Дзержинск, где сформировался крупнейший химический комплекс по выпуску полимерных материалов. Большое развитие получила лесохимия, продукция отрасли нашла широкое применение в хозяйстве и быту. В Кирове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и резинотехническая промышленность, имеющая тесную связь с автомобилестроением района. Собственные месторождения фосфоритов пока используются только для производства фосфоритной муки. Однако в перспективе здесь возможно создание предприятий по производству сложных минеральных удобрений. 
Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. В структуре производства товарной продукции промышленности района на нее приходится 5,9%. Она уступает машиностроению и химической промышленности по объему, но имеет большое значение не только для данного, но и для прилегающих регионов, особенно Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины. Однако чрезмерные вырубки леса привели к сокращению его запасов, а, следовательно, и к уменьшению объемов заготовок. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам лесозаготовок, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов организована на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар-Олы, Нововятска. Достаточно высокое развитие в регионе получила целлюлозно-бумажная промышленность. По производству бумаги Волго-Вятский район занимает 3-е место в России, уступая Северному и Уральскому. Крупнейшим предприятием отрасли является Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат, использующий древесину не только хвойных пород, но и лиственных. ЦБК размещены также в Волжске и Правдинске.  
 
Отсутствие собственной топливно-энергетической базы поставило в сильную зависимость развитие топливно-энергетического комплекса региона от обеспеченности энергоносителями из других регионов России. В топливно-энергетическом балансе района велика доля дорогостоящих углей, поступающих из Печоры и Кузбасса. Изменения в структуре топливно-энергетического баланса были связаны с вводом в эксплуатацию Нижегородского нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Уренгоя. Это позволило сократить использование твердых видов топлива. Основная часть электроэнергии в регионе вырабатывается тепловыми электростанциями небольшой мощности. Гидроэнергетика представлена двумя электростанциями: Чебоксарской (1 430 тыс. кВт) и Нижегородской (520 тыс. кВт). Энергетический дефицит покрывается поступлением электроэнергии из Объединенной энергетической системы европейской части страны. 
  К отраслям, дополняющим промышленный комплекс региона, относят и черную металлургию, которая частично обеспечивает потребности машиностроительных предприятий региона в металле. Металлургический комплекс представлен передельными заводами в Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Нижнем Новгороде и малой металлургией крупных машиностроительных предприятий, например АО «Красное Сормово» и др. 
  Регион имеет развитую базу строительного комплекса. Предприятия по производству строительных материалов размещены главным образом в Нижегородской области и Республике Мордовия. Из местных сырьевых ресурсов наиболее широко используются стекольные пески. Борский стекольный завод специализируется на производстве дефицитного стекла для автомобилей и оконного стекла. 
  Планируется строительство гипсово-ангидридного комбината в Чувашии. Мощность его составит 1 млн т в год. По количеству добываемого гипса он будет занимать 2-е место в мире. Потребность строительства в ряде строительных материалов за счет местного производства покрывается не полностью. Особенно остро ощущается дефицит прогрессивных строительных материалов и конструкций — легких бетонов, асбоцементных панелей, деревянных, клееных, а также стальных конструкций.  
  Легкая промышленность региона опирается на местную сырьевую базу. Кожевенное производство сложилось в Нижегородской области (Богородск), меховое и овчинно-шубное — в Кировской (Слободское). Предприятия по производству пеньки и шпагата размещены в Нижегородской области (Горбатов) и Мордовии (Саранск), льняных тканей — в Нижнем Новгороде. Используя привозной хлопок, развивается хлопчатобумажная промышленность в Чувашии. Далеко за пределами региона известны изделия декоративно-прикладного искусства из дерева — хохломская, Городецкая роспись (Нижегородская область), глины — дымковская игрушка (Киров).

 

4.3 Транспорт и экономические связи.

      Транспортная  система Волго-Вятского экономического  района объединяет работу железнодорожного, речного, автомобильного и трубопроводного  транспорт. Наибольшее значение  имеет железнодорожный транспорт,  на долю которого приходится  свыше  2/3 всех межрайонных перевозок.  Бедность Волго-Вятского района  минерально-сырьевыми и топливными  ресурсами определяет особенности  транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный  удельный вес занимают топливо,  уголь, а также черные металлы  и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина и строительные материалы. Основные транспортно-экономические связи по завозу грузов в район осуществляется с Уралом и Сибирью (около  50%), а также с Центральным и Поволжским районами (менее 30%).

    Район выделяется  среди европейских регионов страны  обеспеченностью водными ресурсами.  На его территории находятся  Волжско-Окский и Вятско-Ветлужский водные бассейны с разветвленной системой судоходных рек: Волгой, Окой, Вяткой, Сурой. Нижегородский воднотранспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо-Кавказского, Центрального и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования.

   Во внутренних  грузоперевозках широко используется  автомобильный транспорт. Однако  недостаточная протяженность автодорог  с твердым покрытием, особенно  в сельской местности, сдерживает  развитие внутрирайонных перевозок.  Все большее место в грузообороте региона занимает трубопроводный транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть.

  Проложенная сеть  газопроводов позволяет транспортировать  природный газ из Западной  Сибири и Поволжья.

     Волго-Вятский  регион имеет недостаточно развитую  внешнеэкономическую деятельность. Главным экспортером региона  выступает Нижегородская область,  на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок. Активному  выходу района на международные  рынки препятствуют такие факторы,  как невысокий уровень научно  технического развития производства, несовершенство форм и методов  включения хозяйства региона  во внешнеэкономические связи.  Почти половина экспортных поставок  региона приходится на машиностроение, что соответствует структуре  его промышленного производства. Вместе с тем выпускаемая продукция  машиностроительных предприятий  района в большинстве случаев  имеет невысокое качество и  не отвечает высоким требованиям  мировых стандартов. В настоящее  время создается новый механизм  участия республик, краев и  областей в международном разделении  труда, более полно учитывающий  местные особенности и интересы  в увеличении экспорта и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.

Информация о работе Состав Волго-Вятского экономического района