Современные миграционные процессы населения в России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области внутренних миграций населения и обозначение перспектив развития миграционной политики государства. Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и классификация миграций
1.1 Трактовка понятия «миграция». Виды миграций
1.2 На что влияет миграция населения
1.3 Как подходить к оценке миграционных процессов
2. Современная миграционная ситуация в России и ее государственное регулирование
2.1 Современная миграционная ситуация в РФ
2.2 Особенности Государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке
2.3 Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы развития миграционной политики РФ
3.1 Проблемы в области регулирования миграционных процессов населения России, стоящие перед государством на современном этапе исторического развития
3.2 Управление миграцией на федеральном уровне
3.3 Перспективы развития миграционной политики и варианты решения государственных задач
3.4 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

 

В рамках реализации третьей фундаментальной  цели необходимо создать условия  для сохранения и дальнейшего  формирования населения в важных в геополитическом отношении регионах северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации. Меры государственной политики должны быть направлены на восстановление экономической активности предприятий, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, путем проведения активной экономической политики в них.

 

Таким образом, повышение внутренней мобильности населения является необходимым условием для обеспечения  устойчивого социально-экономического развития России. При этом необходим системный подход к регулированию внутренних миграционных потоков и организации взаимодействия федеральных органов государственной власти с органов власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями и бизнес-сообществом.

 

Цели и задачи миграционной политики Российской Федерации должны быть согласованы  с прогнозами и программами социально-экономического и демографического развития отдельных  территорий и субъектов Федерации.

 

В свою очередь, повышение мобильности населения позволит более оперативно реагировать на вызовы, связанные с реализацией политики модернизации экономики и содействием устойчивому развитию России.[30]

 

В последние годы миграция населения  не обеспечивает перераспределения  населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны, что вызовет необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том числе за счет развития рынка жилья.

 

Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и  осуществлению трудовой деятельности.

 

Указанная миграционная ситуация требует  новых подходов, с тем чтобы  миграционные процессы в Российской Федерации стали фактором, способствующим позитивному развитию российского  общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации.[31]

 

Решение задачи по привлечению мигрантов  в соответствии с потребностями  демографического и социально-экономического развития включает в себя:

 

* совершенствование миграционного  законодательства Российской Федерации;

 

* разработку социально-экономических  мер по повышению миграционной  привлекательности территорий, из  которых происходит отток населения  и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян[32]

 

 

3.4 Цели, принципы и задачи регулирования  миграционных процессов в России

 

Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов  являются:

 

1. В области оптимизации внутренних миграционных процессов и содействия эффективному использованию трудовых ресурсов решение проблем занятости населения и достижение баланса между использованием внутренних трудовых ресурсов и привлечением иностранных работников

 

•    обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда для стимулирования миграции рабочей силы;

 

•    разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения  экономически активного населения  для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;

 

•    определение перспективных  либо не рекомендуемых для расселения мигрантов территорий и населенных пунктов;

 

•    разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся  рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда;

 

•    государственная поддержка  переселенцев из неперспективных населенных пунктов;

 

•    развитие межбюджетных отношений, формирование федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе учета состояния рынка труда в отдельных регионах страны;

 

•    использование ротационной  системы формирования трудовых ресурсов, применение вахтового метода в регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

 

•    оптимизация внутренней миграции на основе прогнозов социально-экономического развития России и Генеральной схемы  расселения на территории РФ.

 

2. В области создания условий  для сохранения и дальнейшего  формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации

 

•    восстановление экономической  активности организаций, расположенных  на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за счет привлечения  рабочей силы из других районов страны;

 

•    стимулирование миграции населения РФ, а также граждан государств – Участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии в северные и восточные регионы России;

 

•    проведение активной экономической  и градостроительной политики в  указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры.  Для достижения оптимального результата целесообразна скорейшая разработка и принятие Концепции государственной миграционной политики, которая призвана определить основные направления реализация государственной политики. Концепция должна выступать в качестве общего подхода, генеральной идеи, объединяющей все меры миграционной политики в непротиворечивую систему. Фундаментальной идей концепции должно стать понимание того, что миграция - это не зло, с которым нужно бороться, используя весь мощный репрессивный аппарат государства, а благо для России.

 

Необходимо преодолеть закрепощенность  населения неразвитостью институтов жилищного рынка. Решение этой задачи может быть обеспечено следующими методами: содействие широкому распространению и развитию института ипотеки; содействие развитию системы доступного муниципального и/или корпоративного жилья; содействие созданию цивилизованного рынка аренды жилья; государственная поддержка девелоперских компаний (с учетом потребностей региона в населении и рабочей силы). Должна быть обеспечена максимальная доступность жилья на рыночных условиях для подавляющего большинства населения. Среднеоплачиваемый работник, нашедший работу в конкретном регионе, должен иметь возможность на свою заработную плату найти приемлемое жилье и при этом не голодать, не ходить в обносках и не жертвовать образованием детей. Необходимо также разработать механизм действенного обеспечения защиты частной собственности, прежде всего, жилищной, поскольку в настоящее время владельцы жилья часто отказывают квартиросъемщикам в регистрации из-за боязни потерять жилье.

 

Создание эффективного рынка жилья  приведет к тому, что приоритетным при выборе места будет уже наличие свободных вакансий в данном регионе и предлагаемый уровень зарплаты. Последнее позволит сформировать в России эффективный межрегиональный рынок труда. Значимым барьером внутренней миграции выступает сегментированность российского рынка труда. Как показывает анализ, в настоящее время во внутрироссийских миграционных потоках преобладает внутрирегиональной миграции (почти 60%). Следствием последнего является уменьшение влияния внутрироссийской миграции на выравнивание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов путем перераспределения рабочей силы между регионами. В итоге в современной России вместо "единого рынка труда" существуют относительно замкнутые, независимые и автономно развивающиеся региональные рынки труда. Кроме того, в России не существует развитой информационной базы об имеющихся вакансиях, значительная часть людей (особенно в регионах) вынуждено искать работу через друзей, знакомых, используя другие неформальные каналы поиска работы.

 

Повышению миграционной подвижности индивидов будет способствовать создание сети региональных (межрегиональных) информационно-правовых консультационных центров и бирж труда; формирования единого российского банка вакансий (национального банка вакансий) и национального банка граждан, готовых сменить место жительство (с учетом их пожеланий); поддержка рекрутинговых компаний; создание федеральной системы учета сведений о потребностях в рабочей силе в различных регионах; содействие развитию кредитования под самозанятость и мелкое предпринимательство. Важным представляется объединить усилия государственных служб и негосударственных информационных посредников, в первую очередь на электронном рынке трудоустройств. Основной задачей межрегиональных трудовых центров должно стать предоставление гражданам-потенциальным мигрантам информации о возможностях внутрироссийских переселений; о перспективных либо не рекомендуемых для расселения территориях и населенных пунктах; оказание поддержки переселенцам из неперспективных населенных пунктов, позволяющей мигрантам осознанно и целенаправленно принимать решение о переселении. В межрегиональных трудовых центрах, а также территориальных управлениях службы занятости должна быть база данных об имеющихся вакансиях по всей стране, перечень ведущих предприятий и организаций данного региона с характеристикой их отраслевой структуры и профессионально-квалификационными требованиями к работникам; перспективных направлениях развития частного предпринимательства и малого бизнеса. По возможности, банк данных должен включать сведения о наличии и возможности получения жилья, список. Поскольку в настоящее время предприятия не всегда предоставляют сведения об открывшихся вакансиях в службу занятости, то, возможно, необходимо законодательно закрепить обязанность компании при открытии вакансии предоставлять информацию о ней в службу занятости.

 

В рамках реализации третьей фундаментальной  цели необходимо создать условия  для сохранения и дальнейшего  формирования населения в важных в геополитическом отношении  регионах северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации. Произошедшее в 1990-е годы кардинальное изменение по сравнению с предыдущими десятилетиями направлений внутрироссийских миграционных потоков привело к значительному сокращению численности населения в стратегически важных с точки зрения интересов национальной безопасности регионах России. Снижение численности население северных и восточных регионов России, в свою очередь, разрушает трудовой потенциал, адаптированный к природным условиям этих регионов и в перспективе может стать угрозой реализации крупных инвестиционных проектов.

 

Меры государственной политики должны быть направлены на восстановление экономической активности предприятий, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, путем проведения активной экономической политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, предоставления налоговых льгот и субсидий; на развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры, жилищное строительство в указанных регионах.[33]

 

 

Заключение

 

Миграция - это часть современной  мировой глобализации. Существующая в огромных масштабах миграция вовлекает  в свой оборот огромные массы людей, перекраивая этнографическую карту  мира, ужесточая конкурентную борьбу на мировом рынке труда. Миграция – процесс, главным следствием которого является усложнение экономической и общественной жизни. И в то же время она открывает новые возможности.

 

Миграция населения (в первую очередь  трудовая) – позитивное явление, позволяющее сбалансировать прирост населения, прежде всего числа трудоспособных лиц.

 

Современная миграционная ситуация в  России является ни чем иным как  отражением особенностей переживаемого  этапа социально-экономического и  политического развития страны.

 

Проблема миграции как явления  не только социально-экономического, но и политического должна решаться при пристальном внимании со стороны  государства. Для этого оно составляет и постепенно реализует свою миграционную политику.

 

Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых – первоочередная задача и цель любого государства.

 

 

Библиографический список

 

1.  Алешковский И.А.Внутренняя  миграция в современной России: тенденции, детерминанты, политика М., ТЕИС, 2007, С.96

 

2.  Бугаева Н.Г. Внутренняя  трудовая миграция в Центральной  России в современных экономических  условиях / / Орловский государственный  университет, факультет экономики  и управления

 

3.  Васильченко Э.А. Женский социум на Дальнем Востоке (1860-1940). Иваново, 2000.

Информация о работе Современные миграционные процессы населения в России: проблемы и перспективы