Структура мировой торговли на разных этапах развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение общей характеристики товарной и географической структуры мировой торговли, а также выявление её особенностей на разных этапах развития.
Изучением данной темы занимались и занимаются практически постоянно. Это является необходимым условием, как работы отдельных организаций, так и деятельности каждого государства при осуществлении его внешней политики и разработке средне- и долгосрочных программ развития. Поэтому мониторинг состояния мировой торговли, а так же процессы прогнозирования и планирования не прекращаются, что выражается в широком интересе к этой теме. По вопросам мировой торговли и её структуре имеются статьи во всей без исключения литературе по международным экономическим отношениям.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
1. Общая характеристика структуры мировой торговли………………….
1.1 Товарная структура……………………………………………….
1.2 Географическая структура………………………………………..
2. Структура мировой торговли на разных этапах развития………………
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

географическая и отраслевая структура мировой торговли.docx

— 35.58 Кб (Скачать файл)

- научно-техническая революция, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых; регулирование (либерализация) мировой торговли посредством мероприятий ГАТТ - ВТО;

- либерализация  мировой торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование "свободных экономических зон";

- активная  деятельность транснациональных  корпораций на мировом рынке;

- развитие  процессов торгово-экономической  интеграции: устранение региональных  барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;

- получение  политической независимости бывших  колониальных стран. Выделение  из их числа "новых индустриальных  стран" с моделью экономики,  ориентированной на внешний рынок. 

Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней  торговли. Это повлияло на соотношение  сил между странами на мировом  рынке. Доминирующее положение США  было поколеблено. Так, если в 1950 г. на долю этой страны приходилось 1/3 всего мирового экспорта, то к концу 90-х годов - немногим более 1/9. В свою очередь экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его.

Помимо  Германии заметными темпами рос  экспорт и других западноевропейских стран. В 90-е годы Западная Европа - главный центр мировой торговли. Ее экспорт почти в 4 раза превышает экспорт США.

Уменьшение  доминирующей роли США в мировой торговле в известной степени было связано со снижением конкурентоспособности американского производства. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились "новые индустриальные страны" Азии - Сингапур, Гонконг Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Гонконг, Швейцария и др. Япония, которая ранее на протяжении многих лет занимала ведущие места, в результате затяжного кризиса 90-х годов откатилась на 14 место. Германия занимает 22 место. На 23 месте Франция. Существенный рывок в 90-е годы сделал Китай, поднявшись на 29 место. Россия в соответствии с анализом на 1997 г. Всемирного экономического форума, проведенного по 53 странам, занимала последнее место.

Среди кандидатов на ведущие позиции в мировой торговле претендуют страны, объединенные под общим названием "большие новые рынки". Это Аргентина, Бразилия, Мексика, страны Юга Африки, Турция, Польша, а также Россия. Экономика этих стран имеет достаточно высокую степень открытости, и их экономический рост будет оказывать большое влияние на развитие мировой торговли.

К числу  важных тенденций развития мировой  торговли последнего времени следует  отнести быстрый рост торговли между  развивающимися странами. Так, доля Азии (без Японии) в мировой торговле превысила долю Северной Америки  и продолжает увеличиваться. Растёт экспортная экспансия "новых индустриальных стран" (НИС) на рынки НИС "второй" и "третьей" волны, а также стран периферии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Внешняя торговля является традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений. На её долю приходится около 80 процентов всего нынешнего объёма международных экономических отношений. Ещё ни одной стране мира не удалось создать экономику, без участия в мировой торговле. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

В последние  годы мировая экономика, в целом, испытывала экономический и финансовый кризисы, что не могло не отразиться на состоянии развитых стран, в силу их некоторой зависимости друг от друга. Однако данные обстоятельства способствовали некоторому росту развивающихся  стран.

         Мировому рынку товаров и услуг присущи тенденции, связанные с дальнейшей интернационализацией мирового хозяйства. Кроме роста роли мировой торговли в развитии мировой экономики, превращения внешней торговли в неотъемлемую часть национального воспроизводственного процесса, имеет место чёткая тенденция к её дальнейшей либерализации. Это подтверждается не только снижением среднего уровня таможенных пошлин, но и устранением (смягчением) количественных ограничений импорта, расширением торговли услугами, изменением характера самого мирового рынка, на который сейчас поступают не столько излишки национального производства товаров, сколько заранее согласованные поставки произведенных специально для конкретного потребителя товаров.

 

 

 

Список  литературы

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения / Е.Ф. Авдокушкин. - М.- 2008.
  2. Вавилова Е.В. Международная торговля: учебное пособие / Е.В. Вавилова. - М.: Гардарики. - 2006.
  3. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения: учебник / А.И. Евдокимов, А.К. Бондарев. - М.: ТК Велби. - 2003.
  4. Ломакин В.М. Мировая экономика / В.М. Ломакин. - М.: Финансы. - 2007.
  5. Международные экономические отношения: учебник для вузов / Под общ. ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2008.
  6. Международные экономические отношения / под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2004.
  7. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / под ред. проф. В.В. Полякова и проф. Р.К. Щенина. - М.: КноРус. - 2005.
  8. Мировая экономика: учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ. - 2005.

 

 

 


Информация о работе Структура мировой торговли на разных этапах развития