Коренные
экономические реформы, начатые
в 1992 г., и либерализация всей хозяйственной
жизни в стране заметно изменили
отношение российского правительства
к проблеме организации свободных
экономических зон в России. Новыми
законами, регулирующими внутри- и
внешнеэкономические отношения, не
предусматривался какой-либо особый статус
свободных экономических зон. И
хотя правительственные положения
о них никто не отменял, государственные
финансово-налоговые службы посчитали
их утратившими силу. Все это вызвало
беспокойство у иностранных инвесторов.
Принятый в июне 1992 г. Указ Президента
РФ о свободных экономических
зонах, а также заверения администрации
действующих зон о неизменности
зональной политики, способствовали
определенной стабилизации обстановки.
Однако в целом в развитии СЭЗ
в стране явно стал ощущаться застой.
В Правительстве
РФ возобладал подход к ликвидации
зон, охватывающих огромные территории
страны, что было вполне объяснимо.
Взамен предлагалась концепция формирования
микрозон - разновидностей свободных
таможенных зон и зон экспортного
производства. В основу отбора зон
был положен принцип сочетания
выгодного географического расположения
зоны и минимизации затрат на их
инфраструктурное обустройство.
Стала заметной
тенденция закрытия ранее созданных
свободных экономических зон
путем урезания и лишения их ряда
привилегий. В печати, высказываниях
официальных лиц появились мнения
о малой перспективности СЭЗ
в России, о необходимости развития
всей экономики в льготном рыночном
режиме, а не каких-то ее отдельных
частей. Подобные точки зрения подкреплялись
следующими аргументами:
- опасениями,
что будет образовано слишком
большое число различных СЭЗ;
- свободные
экономические зоны - это "черные
дыры" российской экономики по
утечке ресурсов страны, концентрации
криминогенных элементов и других
негативных явлений;
- уменьшением
управляемости СЭЗ со стороны
центральных властей, их чрезмерной
самостоятельностью и формированием
новых региональных элит.
Несмотря
на сдерживание процессов развития
свободных экономических зон
сверху, тенденция к их развитию
снизу часто оказывалась решающей.
Активность местных администраций
и управленческих структур таких
свободных экономических зон, как
"Находка", "Янтарь" (Калининградская
область), способствовали тому, что
правительство предоставляло им
льготы, кредиты и т. п. В ноябре
1995 г. Государственной Думой был
принят Федеральный закон "Об особой
экономической зоне в Калининградской
области". Этот закон определил
правовые и экономические основы
создания и функционирования Особой
экономической зоны в Калининградской
области, учитывая ее специфическое
географическое положение, значение для
интересов Российской Федерации.
В апреле 1997
года Государственная Дума приняла
в третьем чтении Федеральный
закон "О свободных экономических
зонах", который не был утвержден
Президентом РФ. К концу 90-х годов
свободные экономические зоны в
России (зарегистрировано более 20 разного
рода СЭЗ) по-прежнему находились как
бы на полулегальном положении.
Создание
и функционирование СЭЗ в России
происходит в правовом вакууме, в
условиях отсутствия четкого единого
законодательства. Их развитие сдерживается
отсутствием законов, регламентирующих
создание и функционирование СЭЗ. Это
означает, что наличие четкого
законодательства по данному вопросу
является одним из основных условий
их создания и эффективного функционирования.
Большие перспективы
для активизации деловых связей
с государствами Азиатско-Тихоокеанского
региона, в том числе с такими
странами, как Япония, США, Австралия,
Новая Зеландия, Китай и другие,
имеет Дальневосточный экономический
район. Он обладает благоприятными условиями
для формирования на своей территории
совместных предприятий различного
типа и свободных экономических
зон. Наиболее крупные из них - СЭЗ "Находка"
и "Сахалин".
Целью создания
СЭЗ ''Находка'' являлось расширение торгово-экономического
и научно-технического сотрудничества
с зарубежными странами для обеспечения
социально-экономического развития Дальнего
Востока, комплексного освоения его
природных богатств, увеличения экспортных
возможностей района и страны в целом,
а также для развития трансконтинентального
транзита.
Территория
СЭЗ "Находка" располагается в
административных границах г. Находки
и Партизанского района Приморского
края. Город Находка имеет выгодное
географическое положение и развитую
транспортную сеть, расположен вблизи
крупнейших экономических центров
Азиатско-Тихоокеанского региона. Это
конечный пункт Транссибирской магистрали,
а также главный внешнеторговый
порт Дальнего Востока. Через Находку
идет основной поток внешнеторговых
перевозок между Россией и
странами Азиатско-Тихоокеанского региона
и весь трансконтинентальный железнодорожный
транзит. В 1997 году в этой зоне имелось
470 совместных предприятий. В пределах
зоны действовали льготные налоговый
и таможенный режимы и упрощенный
порядок осуществления экспортно-импортных
операций, иностранные инвестиции пользовались
правовой защитой. Разрешалось создание
предприятий с иностранными инвестициями
в банковской и страховой сферах,
а также предприятий, полностью
принадлежащих иностранным инвесторам.
Все предприятия и организации
СЭЗ "Находка" имеют право на
внешнеэкономическую деятельность.
Вывоз производимых в зоне товаров
освобождается от квот и лицензий,
кроме товаров, вывоз которых
ограничивается законом. Предприятиям,
работающим в СЭЗ "Находка", предоставлено
право за счет образующихся у них
валютных фондов выплачивать заработную
плату рабочим в иностранной
валюте. Создан единый орган административного
управления - административный комитет.
СЭЗ "Находка"
будет специализироваться на рыбной
промышленности, судостроении и ремонте
судов, производстве холодильного оборудования
для морского и наземного транспорта,
на производстве продукции электронной,
приборостроительной, легкой промышленности,
продукции медико-фармакологического
производства, производстве продукции
на базе биоресурсов океана и местной
флоры, стройиндустрии, международном
туризме, а также развитии транспортно-складского
хозяйства и отраслей агропромышленного
комплекса.
Для обеспечения
функционирования СЭЗ предусматривается
проведение мероприятий по развитию
строительной индустрии, жилищно-коммунального
хозяйства и объектов социальной
сферы, созданию дополнительных мощностей
энерго- и теплоснабжения, реконструкции
и увеличению пропускной способности
грузовых железнодорожных станций
Находка и Находка-Восточная. Предполагалось
создание в Находке валютной биржи,
центра международной торговли, представительства
МИД, биржи труда. Намечено строительство
крупных складов, которые будут
сдаваться в аренду иностранным
фирмам для временного хранения товаров
и поставок их в третьи страны.
Свободной'
экономической зоной "Сахалин"
является территория в административных
границах Сахалинской области вместе
с включенными в нее районами
континентального шельфа. В рамках
СЭЗ предполагается создание су6зоны,
или мини зоны, "Курилы", которая
включает территорию в административных
границах Северо-Курильского, Южно- Курильского
и Курильского районов.
В настоящее
время в рамках СЭЗ "Сахалин"
действуют льготный налоговый таможенный
режим, упрощенный порядок осуществления
экспортно-импортных операций, специальный
государственный орган управления
- администрация СЭЗ "Сахалин".
В целях рационального хозяйственного
использования природных ресурсов
в СЭЗ действует Государственная
инвестиционная корпорация по освоению
природных ресурсов, которая предоставляет
в установленном порядке лимиты,
квоты и лицензии на использование
природных ресурсов. Разведка и разработка
на территории зоны нефти и газа, драгоценных
металлов и других природных ресурсов
регулируются администрацией СЭЗ "Сахалин".
В пределах зоны могут создаваться предприятия,
осуществляющие в соответствии с законодательством
России любые виды деятельности. Разрешается
создание предприятий с иностранными
инвестициями в банковской и страховой
сферах. Хозяйственная деятельность, связанная
с использованием месторождений топливно-энергетических
и минерально-сырьевых ресурсов на территории
зоны, осуществляется на основе лицензий.
Местные органы власти Сахалинской области
в соответствии с действующим законодательством
разрешают предприятиям с иностранными
инвестициями долгосрочную (на срок до
50 лет) аренду земли, рыбопромысловых угодий
и других природных объектов, а также зданий
и сооружений.
Свободная экономическая
зона "Сахалин" должна специализироваться
на рыбном промысле, переработке рыбы
и море продуктов, газохимии, отечественном
и иностранном туризме, гостиничном
хозяйстве.
В субзоне "Курилы"
Сахалинской области предприятиям
и организациям предоставлено право
самостоятельно использовать производимую
ими продукцию. В том числе
для поставки на экспорт, а также
распределять полученные лимиты на добычу
рыбы и морепродуктов в Курильском
промысловом районе. Они освобождены
от обязательной продажи на внутреннем
валютном рынке валютной выручки
от реализации товаров (работ, услуг), произведенных
на территории соответствующих районов
Курильских островов. Здесь предусматривается
строительство и реконструкция
аэропортов, автомобильных дорог, объектов
энергетики, развитие морских перевозок,
средств связи, портового хозяйства
и портовых сооружений. Специализация
субзоны "Курилы" рыбный промысел
и переработка рыбы и морепродуктов.
Важнейшие направления
экономического и социального развития
Северо-Западного экономического района
на условиях перехода к рынку в
значительной мере определяются решением
таких приоритетныx задач, как конверсия
предприятий оборонного комплекса,
развитие отечественного и международного
туризма, увеличение пропускной способности
транспорта, в первую очередь морского,
создание современной инфраструктуры
связи. Расширению внешнеэкономических
связей района и привлечению инвесторов
в разнообразные отрасли хозяйства
будет способствовать организация
в районе зон свободного предпринимательства.
Предполагается формирование 3 свободных
экономических зон - в Санкт-Петербурге,
Выборге и Новгороде.
Зона свободного
предпринимательства "Санкт-Петербург"
формируется в, целях эффективной
структурной перестройки района
на основе его интеллектуального
и производственного потенциала,
привлечения иностранного капитала,
развития
производительных
сил района и освоения современных
технологических процессов, создания
современной производственной и
социальной инфраструктуры, эффективного
вовлечения экономики Северо-Западного
района и России в целом в международное
разделение труда. Зона будет специализироваться
на производстве машин и оборудования,
транспортных средств, химической продукции
и товаров народного потребления,
на развитии международного туризма, и
экспорта непроизводственных услуг. Трудности
формирования свободной экономической
зоны связаны с объективными и
субъективными факторами. Так, нельзя
не учитывать, что примерно 80% промышленности
города относится к военно-промышленному
комплексу и ее включение в
международное разделение труда
затруднено. Кроме того, мировая
практика вообще не имеет аналогов
создания зон в столь крупном
регионе. Для Санкт-Петербургской
зоны эффективным является организация
субзон, или мини-зон, различной специализации,
из которых в итоге может сформироваться
крупная комплексная зона. Перспективно
создание в Санкт-Петербурге таких
известных в мире типов зон, как
научные парки, технополисы на основе
значительного накопленного научного
потенциала, а также экспортно-производственных
зон, которые могут образовываться
на базе предприятий, перепрофелирующихся
в процессе конверсии, туристско-рекреационных
зон в живописных окрестностях города.
Возможна организация крупнейшего
банковского центра.
Свободная экономическая
зона "Выборг" (г. Выборг Ленинградской
области) формируется на территории
одноименного административного региона.
Она создается с целью внедрения
в производство отечественных и
зарубежных научно технических разработок
и изобретений с последующей
передачей их результатов для
широкого использования в стране
и на внешнем рынке. Зона будет
специализироваться на производстве наукоемкой
продукции на основе научных достижений
Санкт- Петербурга и передовых зарубежных
технологий, а также на развитии
туризма. Активное участие в формировании
зоны принимает Финляндия. В пределах
зоны предполагается создание технологического
центра (технологической деревни) для
ускоренного внедрения достижений
научно-технического прогресса в
производственную деятельность. Основными
областями деятельности центра должны
стать такие высокотехнологичные
и экологически чистые производства,
как вычислительная техника, электроника,
биотехнология, производство новых
материалов и др. Географическое положение
Выборга (от него до ближайшего пункта
Финляндии - Иматра всего 7 км, до Санкт-Петербурга
по железной дорогe - 126 км, а по автомобильной
- 156 км) дало возможность российским
и финским специалистам разработать
проект по созданию в зоне первого
технологического парка в России.
Разнообразие
природных условий, а также большое
историко-культурное наследие делают
зону привлекательным народным туристическим
центром. Соседство с западноевропейским
рынком и близость такого промышленного
и научного центра, как Санкт-Петербург,
позволяют зоне стать крупным
центром международной торговли,
обеспечивающим расширение вывоза товаров
на западный рынок.
Общая стратегия
развития зоны ориентируется на реконструкцию
и техническое перевооружение имеющихся
предприятий, организацию производства
импортозамещающей продукции, всемирное
использование научно-технического
потенциала. Предусматривается также
развитие туризма на базе использования
рекреационных возможностей территорий,
развития банковского и страхового
дела, строительства порта в Выборге.
В Новгородской
области планируется создание СЭЗ
«Садко». Она должна стать научно-производственной
зоной, технополисом, формирующимся
вокруг высших учебных заведений, научно-исследовательских
институтов, научно-продовольственных
объединений, имеющихся в области.
СЭЗ "Садко" будет специализироваться
на развитии наукоемких отраслей, в
первую очередь на производстве видеотехники
и бытовой радиотехники, на производстве
продукции деревообрабатывающей промышленности
и международном туризме.