Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 14:36, контрольная работа
Свободная экономическая зона - ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. Свободные экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. Различают:
- зоны свободной торговли;
- зоны совместного предпринимательства;
- банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций;
- технологические зоны;
Введение 3
Свободные экономические зоны 5
Свободные экономические зоны в России 5
Свободные экономические зоны в Китае 8
Рекомендации руководителей Всемирной ассоциации зон экспортного производства по создания СЭЗ в России 14
Заключение 19
Список литературы 21
Создание беспошлинных зон является важным шагом с целью расширения внешнеэкономических связей КНР и привлечения иностранных инвестиций. Беспошлинная зона представляет собой особую, полностью изолированную территорию, называемую в других странах “свободным портом” или “зоной беспошлинной торговли”. В этих зонах действует особая таможенная политика, применяются специфические правила таможенного управления и надзора.
После 1990 года с разрешения правительства КНР были созданы следующие беспошлинные зоны: Вайгаоцяоская беспошлинная зона (Шанхай), находящаяся в устье реки Янцзы, площадью 3,28 кв. км (она является наиболее открытой в Китае); беспошлинная зона порта Тяньцзинь, расположенная на территории Тяньцзиньского морского порта (занимает 5 кв. км и является самой крупной беспошлинной зоной в Северном Китае); Даляньская беспошлинная зона, находящаяся в восточной части Даляньской зоны технико-экономического освоения площадью 1,25 кв. км; Шатоуцзяоская беспошлинная зона, находящаяся в поселке Шатоуцзяо города Шэньчжэнь (площадь — 0,2 кв. км); Футяньская беспошлинная зона площадью в 1,35 кв. км, расположенная в южной части города Шэньчжень в пограничном пункте Хуанган, на границе с Сянганом; Гуанчжоуская беспошлинная зона площадью 1,4 кв. км, находящаяся в северо-восточной части Гуанчжоуской зоны технико-экономического освоения; Чжанцзяганская беспошлинная зона площадью (по проекту) 4,1 кв. км, находящаяся в нижнем течении реки Янцзы в восточной части Чжанцзяганского речного порта — единственная в КНР беспошлинная зона, созданная в речном порту; Хайкоуская беспошлинная зона, находящаяся в Цзиньпанской зоне обрабатывающей промышленности города Хайкоу, занимающая 1,93 кв. км; Циндаоская беспошлинная зона, находящаяся на западном берегу залива Цзяочжоувань близ города Циндао (провинция Шаньдун), проектная площадь зоны — 2,5 кв. км; Нинбоская беспошлинная зона площадью 2,3 кв. км, расположенная в северной части Бэйлуньганского морского порта города Нинбо; Фучжоуская беспошлинная зона, находящаяся на территории Мавэйской зоны технико-экономического освоения города Фучжоу, площадь 1,8 кв. км; Сяньюйская беспошлинная зона города Сямэнь, находящаяся в Сямэньском ОЭР (площадь первой очереди строительства — 0,6 кв. км); Шаньтоуская беспошлинная зона площадью 2,3 кв. км, находящаяся в Шаньтоуском ОЭР.
Беспошлинные зоны быстро развиваются, в них уже функционируют несколько тысяч предприятий, а вложенный капитал исчисляется десятками миллиардов долларов США. Особенно успешно идет развитие в Вайгаоцяо (Шанхай) и в Тяньцзиньском морском порту. Из приведенного выше перечня беспошлинных зон видно, что зоны этого рода созданы во многих приморских городах Китая и занимают относительно ограниченную площадь, над которой сравнительно легко установить соответствующий пограничный и таможенный контроль. Нельзя не отметить также, что устройство беспошлинных зон не требует больших капиталовложений, а эффект приносит ощутимый спустя короткий период времени.
В 1992 году КНР открыла внешнему миру тринадцать приграничных городов: Хуньчунь (провинция Цзилинь), Суйфэньхэ и Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжурия и Эрлянь-Хото (автономный район Внутренняя Монголия), Тачэн, Болэ, Инин (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Хэкоу, Ваньцзин, Жуйли (провинция Юньнань), Пинсян и Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район). Затем правительство Китая решило открыть административные центры семи приграничных и приморских провинций (автономных районов): города Наньнин, Куньмин, Урумчи, Хух-Хото, Харбин, Чанчунь и Шицзячжуан.
Приграничные города обладают преимуществами для развития торгово-экономического сотрудничества с соседними странами, среди которых видное место занимает Восточная Сибирь и Дальний Восток Российской Федерации. В настоящее время в них создается инфраструктура и развивается приграничная торговля посредством заключения бартерных сделок. Правительство КНР оказывает поддержку приграничной торговле, которая при правильной организации дела является не просто взаимоэффективной, но и единственно возможной формой получения дополнительного дохода. В неменьшей степени в этом виде торговли объективно заинтересованы и соседи Китая, в том числе приграничные районы России. Это следовало бы иметь в виду некоторым руководителям наших восточных регионов, которые свою бездеятельность в области нормального международного сотрудничества пытаются скрыть шумихой об экспансии соседей. При этом, по нашему мнению, да и не только по нашему, совершенно недопустимо, чтобы российская граница была объектом приватизации, как порой практикуется на нашем Дальнем Востоке. Об этом со всей откровенностью шел недавно разговор на встрече Премьер-министра России с главами субъектов РФ, входящих в полосу приграничных регионов страны.
В Китае руководство страны полностью отдает себе отчет в том, какие выгоды можно ожидать от приграничного сотрудничества. Поэтому согласно постановлению Госсовета КНР тринадцать открытых приграничных городов имеют право создавать на своей территории зоны приграничного экономического сотрудничества, в которых осуществляется политика предоставления льгот, как в приморских зонах технико-экономического освоения.
Как уже отмечалось выше, одной из важнейших целей создания всего многообразия свободных экономических зон в Китае является привлечение иностранных инвестиций. Китайская Народная Республика несмотря на многие препятствия и трудности с поставленной целью успешно справляется. В прошлом году в эту страну поступило 40 млрд. долларов иностранных инвестиций. В этом мы видим сегодня ответ на вопрос, который почему-то очень волнует некоторых наших экономистов: стоит ли тратить усилия на создание свободных экономических зон в России?
Руководители ассоциации Р.Болин и Р.Хейвуд, изучив опыт создания свободных экономических зон в разных странах мира, подготовили рекомендации для разработки законопроекта о СЭЗ в России. Материалы состоят из шести глав: цель и область применения закона, учреждение и регулирование СЭЗ, льготы пользователям зоны, валютный контроль на территории СЭЗ, право на участие в СЭЗ, другие условия.
Авторы рекомендаций считают, что привлечение иностранных инвестиций способствует развитию экономики путем увеличения производства и экспорта, передачи передовых технологий, повышения производительности труда, развития регионов, отдаленных от центра страны, создает стабильный источник дополнительного дохода государственного бюджета.
Для создания СЭЗ и
достижения этих результатов необходимо
подготовить соответствующую
В свободных экономических зонах отсутствуют пошлины и налоги на импорт и экспорт оборудования и материалов, используемых в производстве экспортных товаров, что обеспечивает рентабельность инвестиций. Фирмам-инвесторам, как правило, гарантируются налоговые каникулы сроком от 5 до 35 лет. В некоторых случаях этот период не имеет определенных границ и совпадает с периодом производства экспортной продукции. Имеются различные варианты формирования отношений администрации зон с иностранными предпринимателями и работниками, но в большинстве СЭЗ льготное налогообложение распространяется как на их имущество, так и на доход.
Иностранные и российские инвесторы должны располагать возможностью выбора мест размещения объектов бизнеса. Определяющими факторами их отбора являются производственные и транспортные издержки, каналы и география реализации продукции, состояние окружающей среды, надежность и простота системы управления.
Инфраструктурные проекты, необходимые для подготовки площадки СЭЗ, могут финансироваться за счет иностранных источников и государственного бюджета. Затраты, которые на первых порах несет государственный бюджет, обычно возмещаются в течение первых пяти лет.
Эксперты отмечают, что,
создавая СЭЗ, необходимо исходить из
требований закона, а не руководствоваться
постоянно меняющимися
Р.Болин и Р.Хейвуд считают, что при создании СЭЗ не следует увлекаться гигантскими планами. На первом этапе в России следует сосредоточиться на создании десяти свободных зон площадью не более 350 га каждая. СЭЗ могут создаваться в регионах, обладающих достаточной инфраструктурой для поддержки инвестиционной активности иностранных предпринимателей.
Закон о свободных экономических зонах должен включать детально разработанный раздел о льготах. В нем целесообразно указать, что предприниматели зоны освобождаются от таможенных пошлин и налогов при ввозе на территорию СЭЗ сырья, капитала, оборудования и других ресурсов, необходимых для обеспечения эффективного использования инвестиций. Авторы рекомендаций подчеркивают, что это — первое стандартное правило для любой СЭЗ.
Второе стандартное
правило любой свободной эконом
На материалы, ввозимые в зону с таможенной территории России, налагаются такие же выплаты и ограничения, как и на экспортируемые из России аналогичные товары.
Товары, ввозимые на таможенную территорию России с территории зоны, облагаются налогами, пошлинами, квотами, принятыми для импортируемых аналогичных товаров, с учетом того, что стоимость, добавленная внутри зоны, рассматривается как стоимость, добавленная внутри России, вследствие чего она не является объектом таможенных пошлин и налогов в составе стоимости товаров, импортируемых из-за границы. Это стимулирует инвестирование капитала в Россию, обеспечивая доступ к российским рынкам на условиях, не дискриминирующих отечественных производителей, но более выгодных по сравнению с теми, что предлагаются чисто иностранным партнерам.
Предприниматели СЭЗ освобождаются от подоходного налога и налога на прибыль на пять лет, начиная с момента получения первой прибыли. В течение следующих пяти лет предприниматели зоны облагаются подоходным налогом в размере 50% от нормальной ставки; при этом сумма налога, выплачиваемого во все бюджеты, не должна превышать 25% всего полученного дохода. По истечении второго пятилетнего периода предприниматели зоны платят подоходный налог по общепринятой в России ставке, но при этом подоходный налог, выплачиваемый во все бюджеты, не должен превышать 25% дохода. В любом периоде, если ставки налогов превышают 25%, то во все бюджеты налоги выплачиваются с пропорциональным уменьшением, чтобы в целом не выходить за норматив 25%.
Данные льготы применяются на мировом рынке инвестиций в случае использования этих инвестиций в СЭЗ. Они призваны обеспечить окупаемость инвестиций в период, когда риск капиталовложений наиболее высок. Эти льготы нельзя рассматривать как экономический ущерб для принимающей стороны, поскольку в противном случае крупные иностранные инвестиции не будут поступать в страну и найдут себе более подходящую нишу где-нибудь в другой стране.
Менеджеры и специалисты, прибывающие для работы на предприятиях зоны, должны иметь оформленные в законодательном порядке права и обязанности. Так, импортные товары, ввозимые для личного пользования менеджеров и специалистов, освобождаются от таможенных платежей или налогов, включая НДС, на жилье, на определенное количество автомобилей, приборы и электронную технику, которые должны быть зарегистрированы местной таможенной службой при ввозе на таможенную территорию России. Эти товары должны быть вывезены из Российской Федерации или переданы другому лицу в случае прекращения специалистом работы на территории России.
Товары, стоимость которых
превышает установленную в
Административный комитет зоны может аннулировать по просьбе местных таможенных органов документ об освобождении от уплаты налогов иностранными физическими и юридическими лицами, действующими в СЭЗ, в том случае, если будут обнаружены злоупотребления таможенными льготами.
Авторы рекомендаций считают целесообразным четко определить порядок пользования землей на территории СЭЗ.
В целом их рекомендации не выходят за пределы международно признанной практики и максимально приближены к действующему в России законодательству.
Среди форм международного экономического сотрудничества, которые ныне широко используются для развития отдельных регионов стран, видное место занимают свободные экономические зоны (СЭЗ).
В соответствии с Киотской конвенцией 1973 года под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип “таможенной экстерриториальности”) и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.