Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 05:13, реферат

Описание работы

Активное включение все большего числа стран мира в международное географическое разделение труда, их врастание в мирохозяйственные связи, реализация ими основных принципов открытости экономики, доминирование экспортной специализации привели к возникновению и широкому распространению такой новой формы организации производства, как свободная экономическая зона (СЭЗ). Главная цель создания СЭЗ заключается именно в более глубоком включении национальных хозяйств в международное географическое разделение труда. Другие цели — насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией, внедрение в отечественное производство новейших научно-технических разработок, увеличение занятости, решение проблем региональной политики путем создания «полюсов роста» и т. д.

Содержание работы

Введение. 3
Понятие «Свободная экономическая зона» (СЭЗ) и классификация СЭЗ 5
Различия СЭЗ в разных типах стран 8
Требования по размещению Свободных Экономических Зон 11
История организации СЭЗ в России 11
Мировой опыт и возможности его использования в России 14
Современное состояние и проблемы развития отечественных Свободных Экономических Зон 16
Типы СЭЗ, организуемых в России 16
Современное состояние Свободных Экономических Зон в России 17
Некоторые проблемы развития российских СЭЗ 18
Сравнительная характеристика"старейших" СЭЗ России 20
Приморская "Находка" 20
Балтийский "Янтарь" 21
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

ЭГиР - СЭЗы.docx

— 84.44 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Сибирский Государственный  Индустриальный Университет»

 

 

 

 

Кафедра Экономики и Управления производством

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Экономическая география и регионалистика»

Тема: Свободные экономические зоны

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. ЭМОВ – 093

Кабиева Н.И.

Научный руководитель:

Воронин В. Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк, 2009

Содержание

 

Введение. 3

Понятие «Свободная экономическая зона» (СЭЗ) и классификация  СЭЗ 5

Различия  СЭЗ в разных типах стран 8

Требования  по размещению Свободных Экономических  Зон 11

История организации  СЭЗ в России 11

Мировой опыт и возможности его использования  в России 14

Современное состояние и проблемы развития отечественных  Свободных Экономических Зон 16

Типы СЭЗ, организуемых в России 16

Современное состояние Свободных Экономических  Зон в России 17

Некоторые проблемы развития российских СЭЗ 18

Сравнительная характеристика"старейших" СЭЗ  России 20

Приморская "Находка" 20

Балтийский "Янтарь" 21

Заключение 24

Список используемой литературы 25

 

 

Введение.

 

Активное включение все  большего числа стран мира в международное  географическое разделение труда, их врастание в мирохозяйственные связи, реализация ими основных принципов открытости экономики, доминирование экспортной специализации привели к возникновению и широкому распространению такой новой формы организации производства, как свободная экономическая зона (СЭЗ). Главная цель создания СЭЗ заключается именно в более глубоком включении национальных хозяйств в международное географическое разделение труда. Другие цели — насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией, внедрение в отечественное производство новейших научно-технических разработок, увеличение занятости, решение проблем региональной политики путем создания «полюсов роста» и т. д.

Heудивительно, что общее  число свободных экономических  зон, появившихся в мире в  конце 50-х — начале 60-х годов  (впрочем, некоторые их виды  возникли значительно раньше), затем стало быстро возрастать. Что же касается конкретных количественных оценок, приводимых в разных источниках, то они различаются довольно сильно. Одни авторы полагают, что к середине 90-х годов общее число СЭЗ в мире приблизилось к тысяче, другие говорят о 1200, 2000 и даже более 4000. Несколько меньше расхождений в оценках того места, которое ныне занимают свободные экономические зоны в мировой экономике. Считается, что их доля в мировом тoвapoобopoтe увеличилась с 8% в 1960 г. до 20 в 1985 и 30% в конце 90-х годов. Они функционируют уже примерно в ста странах мира, а занято в них более 3 млн человек.

В СССР же долгое время бытовало представление, что участие иностранного капитала в общественном производстве страны представляет угрозу национальному развитию, а поэтому принципиально неприемлемо. С началом перестройки, признав взаимозависимость мира и необходимость интеграции в мировое хозяйство, страна приступила к проведению реформ внешнеэкономической деятельности, призванных децентрализовать ее, разрушить стену, отделявшую от внешнего рынка непосредственных производителей, заинтересовать их в расширении экспорта и совершенствовании его структуры. При всей непоследовательности этих реформ, неподкрепленности их рыночными преобразованиями народного хозяйства страны, они, особенно после принятия законов, разрешающих и регулирующих функционирование совместных с иностранным участием предприятий, логически подвели к необходимости практического использования свободных экономических зон, чему содействовали положительные результаты китайских начинаний[1] . Одни решительно высказывались за создание в стране свободных экономических зон как средства привлечения иностранных инвестиций и технологий, опыта современного рыночного хозяйствования, расширения и совершенствования экспортной базы, подъема экономически отставших регионов, другие, ссылаясь на тот же зарубежный опыт, высказали сомнение в необходимости создания у нас свободных экономических зон, в частности потому, что ( в противоположность Китаю) у России нет национального капитала за границей, равно как и обилия дешевой рабочей силы, а также потому, что сам китайский опыт далеко не однозначен. Главный же довод противников свободных экономических зон сводился к тому, что их создание нарушит единство внутреннего рынка, что затруднит переход всей страны к нормальным рыночным отношениям, поскольку возникнут регионы особого режима, что для привлечения иностранного капитала нужны не привилегии и льготы, а единый для страны благоприятный режим, подкрепленный единым экономическим пространством, охватывающим, по возможности, группу "родственных"  стран. Резонность этих доводов не вызывает сомнений, особенно теперь, когда на территории прежнего СССР образовалась группа стран, вошедших в СНГ.

И,  тем не менее, актуальность создания эффективных зон в России не вызывает сомнений, по ряду причин она  даже возрастает. "Рыночные реформы  идут, но сам этот чрезвычайно важный процесс развивается  неравномерно, вызывая противодействие как в центре, так и в регионах, и не столько в силу отрицания их как таковых, сколько из-за отсутствия в этом деле четкой стратегии, этапности и последовательности, из-за специфики применяемых практики и методов, их разрушительного характера и неясности перспектив. Поэтому отработка элементов реформ  на небольших полигонах, роль которых могут выполнять свободные экономические зоны, представляется и сегодня актуальной. Внешнеэкономические отношения России продолжают переживать как общий, так и особенно структурный кризис, выход из которого пока не просматривается"[2] . В связи с этим возникают новые аргументы в пользу свободных экономических зон в связи с возрастанием  значения содействия с их стороны его преодолению. Наконец, центр тяжести проводимых реформ перемещается из центра в регионы, что требует и проведения действенной региональной политики, от чего, в свою очередь, зависит не только судьба реформ, но и целостность страны. При умелом использовании свободные экономические зоны выступают как важный элемент региональной политики как во внешнеэкономической, так и в более широких масштабах. Но вместе с тем они являются обоюдоострым орудием, что надлежит должным образом учитывать.

 

 

Понятие «Свободная экономическая  зона» и классификация СЭЗ

Само понятие свободной  экономической зоны ни в отечественной, ни в зарубежной литературе абсолютно  четко еще не сформулировано. В  самой общей форме под СЭЗ  следует понимать часть территории страны, где государство устанавливает особый режим управления, наиболее благоприятный для деятельности иностранных и отечественных предпринимателей, для привлечения внешних и внутренних инвестиций. Этот режим обычно предусматривает особые льготы для осуществления торговых операций (вплоть до отмены экспортно-импортных пошлин), налоговые льготы (вплоть до отмены налогообложения), финансовые льготы на предоставление коммунальных и иных услуг и административные льготы, облегчающие процедуры въезда и выезда, регистрации предприятий и т. д.

В соответствии с документами  международной конвенции по упрощению  и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.

В современных теоретических  работах, посвященных проблемам  свободных зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как  инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства  в экономические процессы. Эта  формулировка понятия "свободная  зона" охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального  режима хозяйствования. При таком  подходе свободная зона - это "не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях" [21, с.126].

Большинство свободных экономических  зон имеют сравнительно небольшую  территорию и относятся к категории «точечных» объектов, но есть среди них и довольно обширные, и даже очень большие по площади. Одно из непременных условий возникновения СЭЗ — наличие выгодного экономико-географического положения. Для небольших, «точечных», СЭЗ это прежде всего соседство с международным портом или аэропортом.

Определенные понятийно-терминологические  трудности возникают и при  классификации свободных экономических зон, выделении различных их типов (видов). Чаще всего основой для классификации СЭЗ служат четыре главных критерия: 1) характер деятельности и функциональное предназначение; 2) степень интегрированности в мировую и национальную экономику; 3) отраслевой признак; 4) характер собственности (они могут быть государственными, частными и смешанными). Все это создает достаточно широкий диапазон для разного рода трактовок: одни авторы считают, что существует до 25—30 разновидностей СЭЗ, другие ограничиваются 10—15 и еще меньшим числом их типов. Но в любом случае очень важна группировка этих типов, объединение их в несколько родственных групп.

Первую группу образуют торговые СЭЗ. Это одна из наиболее ранних (возникших еще в ХVI—ХVII вв.) разновидностей свободных экономических зон. К ней относятся свободные таможенные зоны, торгово-складские зоны, свободные порты, но в первую очередь — зоны свободной торговли (ЗСТ), получившие наиболее широкое распространение. Зоны свободной торговли обычно создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них. Они пользуются таможенной экстерриториальностью: хранящиеся и продающиеся в них товары не подлежат обычному таможенному контролю. Одной из разновидностей зон свободной торговли считают и магазины «Дьюти фри» (Duty free — беспошлинно), пользующиеся правом беспошлинной торговли и ставшие необходимой принадлежностью многих международных аэропортов.

Вторую группу образуют промышленно-производственные СЭЗ, также имеющие несколько разновидностей. СЭЗ этой группы принято подразделять на экспортно- и импортно-ориентированные. Первые из них работают на внешний рынок, а вторые на внутренний. Экспортно-производственных зон значительно больше, так что они в основном и формируют вторую группу СЭЗ. В отличие от зон свободной торговли, экспортно-производственные зоны предназначены прежде всего для увеличения экспортного потенциала страны и, соответственно, ее валютных доходов. Некоторые из них возникли на базе трансформации зон свободной торговли, но большинство создавалось целенаправленно с экспортной ориентацией. Для многих таких зон характерно преобладание сборочных предприятий.

Третью группу образуют научно-технологические (технико-внедренческие) СЭЗ, в которых концентрируются национальные и зарубежные проектные, исследовательские, научно-производственные фирмы, также пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот. Задача таких СЭЗ заключается в разработке и внедрении в отечественную практику новейших технологий. Они имеют характер инновационных и научных центров, научных, исследовательских парков, технопарков и др.

Четвертую группу образуют сервисные СЭЗ, предоставляющие льготные условия тем фирмам и учреждениям, которые специализируются на оказании различного рода услуг, в основном финансовых, но также и других. Среди них различают офшорные зоны, финансовые центры, центры предоставления банковских, туристических и иных услуг.

Пятую группу образуют комплексные СЭЗ. Они не имеют узкой специализации, а охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной деятельности, отчего их внутренняя структура наиболее сложна. Как правило, комплексные СЭЗ и по размерам значительно больше других. Они могут занимать территорию целого района, административной области, а в отдельных случаях и более крупного региона.

В шестую группу можно включить международные СЭЗ, которые стали возникать сравнительно недавно. Такие зоны создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием как частных фирм, так и соответствующих государств. Наиболее ярким примером международной СЭЗ может служить создаваемая на границе России, Китая и КНДР зона Туманган.

Туманганский проект предусматривает  создание в дельте р. Туманган (Тумынцзян) особой международной экономической  зоны площадью в 1000 км2 с новым городом-портом. Для реализации проекта уже заключены  соответствующие межправительственные соглашения. Китаю этот проект выгоден, так как обеспечит ему создание новых рабочих мест и выход  к Японскому морю. Перед КНДР, которая известна закрытостью своей  экономики, он открывает возможность участвовать в многосторонних соглашениях. Россия благодаря ему может углубить свои экономические связи со cтpaнaми Азиатско-Тихоокеанского региона, причем на основе наукоемких производств и сферы услуг. Большой интерес к этому проекту проявляют также Япония и Республика Корея. Однако некоторое факторы политического и экономического характера оказывают сдерживающее воздействие на его осуществление.

При  рассмотрении классификации  экспортно-экономических зон некоторые  авторы предпринимали попытки выделить их последовательные поколения. Обычно к СЭЗ первого поколения относят зоны свободной торговли, к СЭЗ второго поколения — экспортно-производственные зоны, к СЭЗ третьего поколения — технико-внедренческие и сервисные зоны. Появились также первые предложения, касающиеся зон четвертого поколения.

 

Характерные черты Свободных  Экономических Зон

а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

внешнеторговых (снижение или  отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций); фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения; финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п. административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

Информация о работе Свободные экономические зоны