Теоретические основы территориальной организации химической промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:37, реферат

Описание работы

Цель исследования – изучение территориальной организации химической промышленности.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы территориальной организации химической промышленности;
- провести анализ территориальной организации химической промышленности;
- выявить перспективы территориальной организации химической промышленности.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы территориальной организации химической промышленности 4
1.1 Теории и концепции территориальной организации отраслевой и комплексной экономики 4
1.2 Закономерности, принципы и факторы территориальной организации отраслей и комплексов экономики 8
2 Анализ территориальной организации химической промышленности 13
2.1 Анализ химической промышленности 13
2.2 Итоги работы российской химической отрасли в 2013 году 18
3 Перспективы территориальной организации химической промышленности 24
3.1 Приоритеты территориальной организации химической промышленности 24
3.2 Проекты территориальной организации химической промышленности 26
Заключение 29
Библиографический список 30

Файлы: 1 файл

1 Теоретич основы территориальной организации химической промышленности.docx

— 189.29 Кб (Скачать файл)

 

Фосфорные


Калийные

Азотные



160


140


120


100


80


60


40


        2008      2009     2010      2011      2012

долл. за тонну

Рисунок 1 - Среднеэкспортные цены на минеральные удобрения

 

К тому же рост тарифов в России происходит на фоне активного развития промышленности удобрений в странах Персидского  залива и Северной Африке, где уже  сейчас цены на природный газ ниже среднероссийских. В результате отечественные  производители будут вынуждены  либо снижать цены, что отразится  на их инвестиционном развитии, либо не смогут наращивать объемы производства и потеряют позиции на мировом  рынке.

Внутренний  же рынок удобрений еще долго  не сможет стать равноценной альтернативой  экспорту. Доля российских потребителей в общем объеме производства минеральных удобрений на протяжении последних пяти лет не превышает 20-25%. В отдельных видах удобрений (прежде всего фосфорных) на экспорт отправляется 95% произведенной продукции. Российские сельхозпредприятия зачастую не в состоянии оплачивать поставки удобрений, несмотря на то что производители удобрений стараются поддерживать поставки на внутренний рынок, тратя на товарные кредиты селу сотни миллионов рублей. Но объем закупок удобрений российскими потребителями за последние три года изменился незначительно.

 

млн. тонн

4,5



3,5


3


,5

2


1,5


1


0,5


0


     2008       2009       2010       2011      2012

Рисунок 2 - Внутренний рынок минеральных удобрений

 

Серьезной активизации спроса со стороны отечественных  аграриев, судя по всему, можно ждать  после консолидации АПК вокруг серьезных  промышленных и торговых структур. Движение в этом направлении заметно. В сельском хозяйстве уже оперируют  такие компании, как «Русагро», «Стойленская Нива», «Разгуляй-Укррос». Однако масштабное проникновение промышленного капитала в отрасль — процесс длительный. Даже при благоприятном стечении обстоятельств кардинальных изменений можно ждать лишь через пять-семь лет.

Впрочем, быстрое развитие внутреннего рынка  не всегда гарантирует российским химическим корпорациям блестящие перспективы. Дело в том, что большая часть  той потребительской продукции, которую выпускают отечественные  химические предприятия, может конкурировать  с импортом только за счет цены. Между  тем с ростом доходов населения  этот фактор отходит на второй план и уступает место качеству. К тому же иностранные производители уже  успели обзавестись собственными заводами в России. В результате разница  в цене между продукцией российских производителей и товарами под известнейшими  брендами иностранных компаний становится все меньшей. В этой ситуации шансов конкурировать с ведущими мировыми концернами у отечественных предприятий  практически нет.

Наиболее  яркий пример — промышленность бытовой  химии. И «Проктер энд Гэмбл», и  «Хенкель» уже давно развернули свое производство в России, вытеснив российские заводы на периферию рынка. Предприятия, контролируемые этими  корпорациями, в 2012 году произвели 63,7% российского выпуска синтетических моющих средств. Национальные компании вынуждены довольствоваться работой в нижнем ценовом сегменте рынка, где на значительный уровень рентабельности рассчитывать не приходится.

Похожий сценарий сейчас реализуется и в  шинной промышленности. Первый звонок для отечественных шинных компаний прозвенел в 2011 году. Тогда французская Michelin открыла в Подмосковье свой первый завод. Минувшим летом предприятие во Всеволжске построила и финская Nokian. Амбиции крупнейших мировых шинных корпораций весьма серьезны. Та же Nokian через три года планирует выпускать в России около 4 млн легковых шин, а через десять лет довести мощность завода до 8 млн покрышек в год (производительность крупнейшего отечественного шинного завода — «Нижнекамскшина» — составляет около 12 млн шин в год).

Столь аррессивный  дебют западных шинных корпораций на российском рынке заставляет отечественных  производителей пересматривать стратегию  развития бизнеса. Собственник крупнейшего  шинного холдинга «Сибур - Русские  шины» — «Газпром» — сейчас заявляет о своем намерении в  будущем отдать контроль над этой корпорацией прямому инвестору, сохранив за собой лишь блокирующий  пакет акций. Таким инвестором, скорее всего, станет один из транснациональных  игроков шинного рынка. О необходимости  сотрудничества с иностранным производителем шин давно говорит владеющая  «Нижнекамскшиной» компания «Татнефть-Нефтехим». А холдинг «Амтел» в поисках  маркетингового и технологического прорыва решился на беспрецедентный  для российских шинных заводов шаг. В 2013 году он приобрел голландскую шинную корпорацию Vredestein Banden. Однако быстро раскрутить неизвестный для большинства россиян шинный бренд вряд ли получится [15, с.170-172].

Таблица 1 - Крупнейшие компании химической и нефтехимическои промышленности РФ

 

Компания

Объем реализации в 2012 г. (млн руб.)

Объем реализации в 2011 г. (млн руб.)

Темп прироста (%)

Объем реализации в 2012 г. (млн долл.)

1

МХК «Еврохим»

34 612,9

21 909,1

58,0

1 201,0

2

«Нижнекамскнефтехим»

33 882,2

24 960,3

35,7

1 175,6

3

«Салаватнефтеоргсинтез»

33 692,7

18 544,3

81,7

1 169,1

4

«ФасАгро»

29 413,2

23 575,8

24,8

1 020,6

5

«Акрон»

17 708,3

14 322,6

23,6

614,4

6

Группа компаний «Амтел-Фредештайн»

13 850.0

11 281,0

22,8

480,6

7

«Нижнекамскшина»

12 385,8

10 260.6

20,7

429,8

8

«Казаньоргсинтез»

11 905,7

8 934,6

33,3

413,1

9

«Тольяттиазот»

11 904,0

7 938,9

49,9

413,0

10

«Уралкалий»

11 685,1

8 356,9

39.8

405,5

11

«Сильвинит»

10 332,6

8 299,3

24,5

358,5

12

ГК «Титан»

10130,6

6 506,4

55,7

351,5

13

«Куйбышевазот»

10116,5

6 590,8

53,5

351,0

14

«Проктер энд Гэмбл — Новомосковск»

7 970,7

5 801,3

37,4

276,6

15

«Сода»

6 884,9

5 243,7

31,3

238,9

«Каустик»

6 7Б8.3

5 694,6

18,9

234,8

17

«Минудобрания» (г. Россошь)

6 574,7

5 027,1

30,8

228.1

18

Кирово-Чепецкий химический комбинат

6 457,3

5 620,7

14,9

224,1

19

«Уфаоргсттез»

5 995,7

4 873,4

23,0

208,0

20

«Балаковорезинотехника»

5 910,6

5 239.5

12,8

205,1

21

«Сэянскхимпласт»

5 551,5

4 722,5

17,6

192,6

22

«Хенкель-Эра»

5 144,2

3 019,8

70,3

178,5

23

«Щекиноазот»

4 323,9

4 052,7

21.5

170,9


 

2.2 Итоги работы российской  химической отрасли в 2013 году

Вкадровойполитикевбизнесеиспользуетсярядпонятийдляобозначенияобъектауправления:человеческийфактор,человеческиересурсы,трудовыересурсы,рабочаясила,работники,персонал,кадры.Длячеткогоопределенияобъектакадровойполитикинеобходиморассмотретьэтипонятияизафиксироватьихсодержание,чтоимеетважное,значениедляразработкикадровойполитики,какиесистемыуправлениялюдьмивмасштабахгосударства,региона,отраслиилиотдельнойорганизации.


Объекткадровойполитики(рис.1.1)характеризуетсяразличнымипонятиямииопределениями,кактермин"человеческийфактор",обозначающийсовокупностьразличныхотношений,которыескладываютсяприучастиилюдейвпроцессесозданияжизненныхблаг,"кадры",подкоторымипонимаюттолькопостоянныхитолькоквалифицированныхработников,термин

Кадры–понятиеодновременнособирательноеимногоуровневое.Собирательноепотому,чтообъединяетработниковразличныхотраслейдеятельности,профессий,специальностей,видовтруда(хозяйственные,научные,медицинские,преподавательские,военные).Принадлежностьработникактойилиинойотраслидаетлишьнаиболееобщеепредставлениеоегоположениивобщественномразделениитруда,выполняемыхфункцияхипрофессиональныхкачествах.[19,c.280]

Целеваязадачакадровойполитикиможетбытьрешенапо-разному:

увольнятьработниковилисохранять;сохранять,токакимпутемлучше;

направлятьнапереподготовкуиповышениеквалификации;

подготавливатьработниковсамимилиискатьтех,ктоужеимеетнеобходимуюподготовку;

набиратьсостороныилипереучиватьработниковпредприятия;

набиратьдополнительнорабочихилиобойтисьимеющейсячисленностьюприусловииболеерациональногоееиспользования.

Привыборекадровойполитикиучитываютсяфакторы,свойственныевнешнейивнутреннейсредепредприятия,такиекак:

требованияпроизводства,стратегияразвитияпредприятия;

финансовыевозможностипредприятия,определяемыйимдопустимыйуровеньиздержекнауправлениеперсоналом;

количественныеикачественныехарактеристикиимеющегосяперсоналаинаправленностьихизменениявперспективе;

ситуациянарынкетруда(количественныеикачественныехарактеристикипредложениятрудапопрофессиямпредприятия,условияпредложения);

спроснарабочуюсилусостороныконкурентов,складывающийсяуровеньзаработнойплаты;

требованиятрудовогозаконодательства,принятаякультураработыснаемнымперсоналом.[16,c.32]

Общиетребованияккадровойполитикевсовременныхусловиях:

Кадроваяполитикадолжнабытьтесносвязанасостратегиейразвитияпредприятия.Вэтомотношениионапредставляетсобойкадровоеобеспечениереализацииэтойстратегии.

Кадроваяполитикадолжнабытьдостаточногибкой,соднойстороны,стабильной,посколькуименносостабильностьюсвязаныопределенныеожиданияработника,сдругой–динамичной,т.е.корректироватьсявсоответствиисизменениемтактикипредприятия,производственнойиэкономическойситуации.Стабильнымидолжныбытьстороны,которыеориентированнынаучетинтересовперсоналаиимеютотношениекорганизационнойкультурепредприятия.

Формированиеквалифицированнойрабочейсилысвязаносопределеннымииздержкамидляпредприятия,кадроваяполитикадолжнабытьэкономическиобоснованной,исходитьизегореальныхфинансовыхвозможностей.

Кадроваяполитикадолжнаобеспечитьиндивидуальныйподходксвоимработникам.

Такимобразом,кадроваяполитиканаправленанаформированиетакойсистемыработыскадрами,котораяориентироваласьбынаполучениенетолькоэкономического,ноисоциальногоэффектаприусловиисоблюдениядействующегозаконодательства.

Трудовыересурсы,включаютвсебядействующуюрабочуюсилу(рабочие,служащие,предприниматели)итрудоспособноенаселение,обучающеесяиповышающееквалификациюсотрывомоттрудовойдеятельности,занятоевдомашнемхозяйстве,служащеевВооруженныхСилахидр.Трудовыересурсыявляютсяобъектомгосударственногоитерриториальногоуправленияиобразуютбазовуюподсистемуобщейсистемыуправлениячеловеческимиресурсами.

Главнаязадача–выработатьоптимальныйвариантформированиятрудовыхресурсоввцеломпостране,области,районамигородам,реализоватьвыбранныйвариантпутемосуществлениясоответствующейполитикивобластинародонаселения,социальногоразвития,образованияипрофессиональнойориентации.

Вцеломкадроваяполитикакаксистемауправлениячеловеческимиресурсамиохватываетследующиеподсистемы.

Управлениетрудовымиресурсами.Обеспечиваетпроцессыформированияивозмещениячеловеческихресурсовпутеморганизации

правлениеперсоналомобеспечиваетпроцессыиспользования(потребления)человеческихресурсовпутеморганизации

Такимобразом,объектомкадровойполитикиявляютсячеловеческиересурсы,предметомсистемауправлениячеловеческимиресурсами,включающаявсебярядподсистем,ацельюформирование,подготовка,расстановкаирациональноеиспользованиевысококвалифицированныхкадровразличныхотраслейхозяйстваинаправленийдеятельности.

Определениеобъектаипредметакадровойполитики,имеетважноезначениедлядифференциацииуровнейуправлениячеловеческимиресурсами(дляотраслевогоуровняявляютсякадрыиперсонал,адлятерриториального–

Вкадровойполитикевбизнесеиспользуетсярядпонятийдляобозначенияобъектауправления:человеческийфактор,человеческиересурсы,трудовыересурсы,рабочаясила,работники,персонал,кадры.Длячеткогоопределенияобъектакадровойполитикинеобходиморассмотретьэтипонятияизафиксироватьихсодержание,чтоимеетважное,значениедляразработкикадровойполитики,какиесистемыуправлениялюдьмивмасштабахгосударства,региона,отраслиилиотдельнойорганизации.

Объекткадровойполитики(рис.1.1)характеризуетсяразличнымипонятиямииопределениями,кактермин"человеческийфактор",обозначающийсовокупностьразличныхотношений,которыескладываютсяприучастиилюдейвпроцессесозданияжизненныхблаг,"кадры",подкоторымипонимаюттолькопостоянныхитолькоквалифицированныхработников,термин

Кадры–понятиеодновременнособирательноеимногоуровневое.Собирательноепотому,чтообъединяетработниковразличныхотраслейдеятельности,профессий,специальностей,видовтруда(хозяйственные,научные,медицинские,преподавательские,военные).Принадлежностьработникактойилиинойотраслидаетлишьнаиболееобщеепредставлениеоегоположениивобщественномразделениитруда,выполняемыхфункцияхипрофессиональныхкачествах.[19,c.280]

Целеваязадачакадровойполитикиможетбытьрешенапо-разному:

увольнятьработниковилисохранять;сохранять,токакимпутемлучше;

направлятьнапереподготовкуиповышениеквалификации;

подготавливатьработниковсамимилиискатьтех,ктоужеимеетнеобходимуюподготовку;

набиратьсостороныилипереучиватьработниковпредприятия;

набиратьдополнительнорабочихилиобойтисьимеющейсячисленностьюприусловииболеерациональногоееиспользования.

Информация о работе Теоретические основы территориальной организации химической промышленности