Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 13:23, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть территориальную организацию и изучить проблемы развития легкой промышленности в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
o определение сущности понятие о легкой промышленности и основные факторы;
o рассмотреть факторы размещения предприятий легкой промышленности;
o проанализировать территориальную организацию и проблемы развития легкой промышленности в РФ.
Введение 3
1. Основные правила развития легкой промышленности 6
1.1. Понятие о легкой промышленности и основные факторы 6
1.2. Факторы размещения предприятий легкой промышленности 16
2. Территориальная организация и проблемы развития легкой промышленности в РФ 21
2.1. Проблемы и их решения в России 21
2.2. Проблемы и решения в других странах 27
Заключение 33
Приложение 35
Список литературы: 37
Льняная промышленность – старейшая и исконно русская отрасль текстильного производства. В структуре выпуска тканей она занимает третье место _7,5% тканей в России), изготовляя примерно в равном соотношении ткани бытового значения, технические и тарные. Отличительной особенностью отрасли является относительная обеспеченность собственной сырьевой базой. Возделывание льна – долгунца и заготовки льноволокна сосредоточены в Центральном, Северо – Западном, Северном и Волго-Вятском районах, где в силу высокой материалоемкости производства представлен выпуск тканей. [23]
Ведущим
районом является Центральный, он дает
¾ общероссийского выпуска
Шерстяная промышленность выпускает разнообразные изделия: камвольные и суконные ткани, ковры, платки, пряжу для трикотажа. Это одно из старейших производств, возникшее еще при Петре I. На долю шерстяной промышленности приходится 4,1% выпуска тканей в стране. По общему объему производства шерстяных тканей Россия занимает седьмое место в мире.
Трикотажная промышленность получила развитие во всех регионах страны с ориентацией главным образом на районы потребления. В отличие от других отраслей текстильной промышленности ее продукцией в основном являются готовые изделия, а также трикотажное полотно. В качестве сырья помимо натурального все шире используются химические волокна.
Ведущим районом остается Центральный, где сконцентрирована ¼ производства трикотажных изделий, примерно 1/3 продукции дают Северо – Запад, Поволжье и Урал.
Швейная
промышленность – вторая по объему
валовой продукции отрасль
Среди отраслей легкой индустрии кожевенной – обувной и меховой промышленности принадлежит третье место. Сюда входит производство натуральных и искусственных кож, пленочных материалов, дубильных экстрактов, мехов, овчин, обуви, меховых изделий, кожгалантереи и др. За последние годы объем производства обуви сократился в 4 раза и в1995 году составил 52,5 млн пар, что соответствует по этому показателю восьмому месту в мире. Население России обеспечивается обувью в основном за счет импортных поставок , которые в 1995 году составили 132 млн пар. Продукция меховой промышленности получила экспортное значение, так как ее ассортимент имеет мало аналогов в мире .В начале XX в обувное и меховое производства носили кустарный характер, где 80% технологических операций выполнялось в ручную, они превратились в отрасль фабричного производства лишь в 30- е гг. Внутри отрасли ведущая роль принадлежит производству обуви, изготовлению кожи и ее заменителей. [24]
Мебельная промышленность имеет более свободный характер размещения и тесно связана с потребителями. Предприятия отрасли представлены во всех экономических районах России, выделяются столичные и крупные промышленные центры. Исторически сложилось так, что преимущественно отрасль развивалась в малолесных районах европейской части страны, что было обусловлено концентрацией здесь потребителей продукции. Способствовало этому и изменение сырьевой базы: больше стали использоваться древесностружечные плиты, полимерные материалы с улучшенными декоративно – художественными характеристиками. Ведущими районами производства мебели остаются Центральный, Северно-Кавказский и Северо – Западный, на долю которых приходится почти ½ выпуска продукции отрасли.
Другие районе европейской части и восточной зоны России, несмотря на достаточный уровень развития научно – технической базы и наличие трудовых ресурсов, не обеспечивают собственных потребностей и вынуждены ориентироваться на поставку продукции из других районов и из-за рубежа.Сегодня отечественные предприятия легкой промышленности выпускают 90 млрд единиц продукции. Значит, к 2010 году должны выпускать не менее 180 млрд, - продолжил Виктор Пантелеев. - В то же время, по его словам, потребность российского рынка составляет до 500 млрд единиц продукции легкой промышленности.
Возрастающие требования к отраслям и комплексам национальной экономики и экономик регионов, производящим товары народного потребления, с особой актуальностью требуют комплексного выявления проблем, рассмотрения и четкого формирования задач, уточнения интересов и целей развития экономических систем и выполняемых ими функций с целью роста благосостояния и гарантии экономической безопасности.
Основой
обеспечения экономической
В случае с легкой промышленностью, очевидно, что индустрия является наиболее уязвимым сектором внутреннего рынка России.
В развитых странах отрасли по изготовлению текстиля, одежды и изделий из кожи находятся в числе приоритетных. В США они занимают 3 и 4 позиции (после пищевой и табачной отраслей), в то время как в России они занимают последние места (10-12 места) из 13 обрабатывающих отраслей экономики. [25]
Легкая
промышленность России – это 22 тысячи
действующих предприятий и
В отношении Центрального региона следует подчеркнуть факт того, что регион является сердцем индустрии в России и концентрирует на своей территории более 300 крупных предприятий легкой промышленности. Вместе с тем очевидны проблемы в основных промышленных узлах индустрии, таких как Ивановский, Московский, Владимирский, Тверской и т.п..
В качестве составляющих подпроблем ключевой проблемы стабилизации и развития легкой промышленности главным образом следует обратить внимание на изношенность основных фондов предприятий, слабые маркетинг и диллинг, недостаточное знание предпочтений потребителей, критическое финансирование производств индустрии, низкую инновационную активность предприятий, преобладание дешевого импорта готовых изделий на отечественном рынке. Особенно острой является проблема обеспечения занятости трудоспособного населения по причине того, что большая часть предприятий легкой промышленности расположена в малых городах и поселках. В исключительно тяжелом положении находится текстильная отрасль легкой промышленности и в первую очередь из-за разрыва связей по поставкам сырья.
В настоящее время мировой рынок перенасыщен изделиями легкой индустрии из Китая и стран Юго-Восточной Азии, где заработная плата ниже, чем в России, а технический уровень, как правило, самый современный. Не случайно даже страны ЕС и США не выдерживают конкуренции с ними и применяют различные меры сдерживания импорта (ЕС, например, установило квоту на импорт обуви из Китая в размере 100 млн. пар), а также значительные льготы в системе налогообложения для собственных производителей. [17;с.92]
Учитывая важное значение налогооблагаемой базы легкой промышленности, следует отметить, что ее доля в общем объеме производства промышленной продукции в развитых странах, включая Германию, Францию, США, составляет 6-8%, в Италии – 12%. Это позволяет развитым странам формировать до 20% бюджета за счет отчислений от текстильной отрасли и производства одежды, а также обеспечивать наполнение внутреннего рынка собственными товарами на 75-85%.
Удельный вес российской текстильной и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции составляет 1,8% (1,2% в доходной части бюджета), в то время как в Турции она равна 20%, в Китае и Италии – более 13%. В Португалии хлопчатобумажных тканей на душу населения выпускается в пять раз больше, чем в России, шерстяных – в 24 раза, обуви в 35 раз.
Россия по-прежнему является великой текстильной державой по производственным мощностям, но использует их неэффективно. Официальная статистика свидетельствует о том, что в производстве шерстяных тканей они задействованы на 17%, трикотажных изделий и обуви на 28%, чулочно-носочных – на 49%, хлопчатобумажных тканей – на 54%.
Доля российских товаров на внутреннем рынке не превышает 25-30%, а с учетом «теневого производства», по оценкам специалистов, – 35-40%, остальные 60% – импорт. Это значительно ниже порогового значения (70% отечественных товаров) для обеспечения экономической безопасности государства. Кроме того, оборонный заказ и мобилизационные потребности в продукции отраслей легкой промышленности обеспечиваются отечественным производством на 17-36%. Не гарантируется стратегическая независимость государства по одному из важнейших направлений, имеющему не только экономическое значение, но и социальную значимость. Поэтому задача стабилизации развития этого блока отраслей может и должна рассматриваться как приоритетная, тем более что имеющая место зависимость от импорта широкого спектра потребительских товаров в геоэкономическом и геополитическом плане существенно ослабляет национальные позиции, сужая степень свободы принятия решений, и ограничивает перспективы социально-экономического развития профильных российских регионов.
В связи с этим принятие решений должно основываться на определении и детализации на составные компоненты целей и направлений их достижения, выявления существующих взаимосвязей между ними, обеспечении определенной логики решения производством, распределением и потреблением продукции легкой промышленности с конкретными средствами ее достижения. [18;с.70]
Для определения тенденций и способов решения проблемы, необходимо подвергнуть ее структуризации, заключающейся в формировании комплекса взаимосвязанных подпроблем. Каждая подпроблема решается с помощью частных задач в условиях относительной самостоятельности. В качестве метода структуризации проблем с большим числом или сложным характером взаимосвязей целесообразно использовать построение дерева проблем. Оно представляет собой систематизированную иерархию всех составляющих решения комплексной проблемы.
В процессе построения дерева и по мере перехода на нижние уровни, сформулированная на верхнем уровне проблема детализируется на конкретные (частные) задачи. Схематично дерево решения проблем развития легкой промышленности . (см. Приложение 1)
В соответствии с общими правилами системного анализа дерево решения проблем состоит из четырех уровней. На схеме показаны только два уровня. Содержание ветвей дерева представлено в таблице 1. (см. Приложение 2)
Структура дерева проблем позволяет связать проблему высшего уровня с конкретными средствами ее решения через ряд промежуточных подпроблем. В процессе движения по ветвям дерева обеспечиваются взаимосвязь и достижение подцелей предшествующего уровня проблем и генеральной цели развития.
По
прогнозам экспертов, к 2010 году китайская
продукция займет 70% мирового рынка
продукции легкой промышленности, что
может привести к окончательной ликвидации
многих предприятий промышленности Союзного
государства. В сложившейся ситуации белорусские
и российские промышленники считают необходимым
рассмотреть Совмином Союзного государства
вопрос о принятии на уровне органов государственного
управления двух стран совместных защитных
мер.
В частности, предлагается усилить контроль
за ввозом и оборотом импортных товаров
из Китая, Турции и стран Юго-Восточной
Азии с целью предотвращения контрабанды
и нелегального производства. Кроме того,
необходимо обеспечить отечественным
товаропроизводителям равноценные конкурентные
условия с иностранными производителями
на внутреннем рынке, для чего реализовать
дополнительные меры в области налоговой
и таможенно-тарифной политики. [19;с.20]
Легкую промышленность Ирана представляют промышленно-производственная компания «Пейман Мокет», производящая текстильные изделия для домашнего обихода, гигиеническую продукцию, геотекстильное волокно, и промышленная группа «Гольбафт» - ведущий производитель высококачественных одеял.
Цель
развитие взаимовыгодного сотрудничества
по стимулированию и поддержке
Информация о работе Территориальная организация и проблемы развития легкой промышленности в РФ