Топливно-энергетический комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 06:23, реферат

Описание работы

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения и использования.
От развития ТЭК во многом зависит динамика, масштабы и технико-экономические показатели общественного производства, в первую очередь – промышленности. Вместе с тем приближение к источникам топлива и энергии – одно из основных требований территориальной организации промышленности.

Файлы: 1 файл

география эконом.docx

— 42.69 Кб (Скачать файл)

Топливно-энергетический комплекс: структура, основные виды коммерческих и альтернативных топливно-энергетических ресурсов ДФО.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения и использования.

От развития ТЭК во многом зависит динамика, масштабы и технико-экономические показатели общественного производства, в первую очередь – промышленности. Вместе с тем приближение к источникам топлива и энергии – одно из основных требований территориальной организации промышленности. Массовые и эффективные топливно-энергетические ресурсы служат основой формирования многих территориально-производственных комплексов, в том числе промышленных, определяя их специализацию на энергоёмких производствах. С точки зрения народного хозяйства, размещение ресурсов по территории неблагоприятно. Главные потребители энергии находятся в европейской части РФ, а 80% геологических запасов топливных ресурсов сосредоточено в восточных районах России, что обусловливает дальность перевозок и, в связи с этим, увеличение себестоимости продукции.

Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразующую функцию: вблизи энергетических источников развивается мощная инфраструктура, благоприятно способствующая формированию промышленности, росту городов и посёлков. Но, на долю ТЭКа приходится около 90% выбросов парниковых газов, около половины всех вредных выбросов в атмосферу и треть вредных веществ, сбрасываемых в воду, что, бесспорно, не может быть положительным.

Для ТЭК характерно наличие развитой производственной инфраструктуры в виде магистральных трубопроводов (для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, угля) и высоковольтных линий электропередачи. ТЭК связан со всеми отраслями народного хозяйства, он использует продукцию машиностроения, металлургии, связан с транспортным комплексом. На его развитие расходуется почти 30% денежных средств, 30% всей промышленной продукции дают отрасли ТЭКа.

С ТЭК напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция, ведь в сфере ТЭК более 200 крупных компаний и более 2 млн. человек занято в его отраслях.

Топливно-энергетический комплекс является базой развития российской экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики, 20% ВВП формируется за счёт ТЭКа, больше 40% бюджета страны и 50% экспорта России складывается за счёт реализации топливно-энергетических ресурсов.

Основа экспорта России приходится на продукцию ТЭК. Особенно зависят от поставок нефти и газа из России страны СНГ. В то же время Россия изготовляет лишь половину необходимой ей нефтедобывающей техники и зависит в свою очередь от поставок энергооборудования из Украины, Азербайджана и других стран.

Состояние и технический уровень действующих мощностей топливно-энергетического комплекса становятся в настоящее время критическими. Исчерпали свой проектный ресурс более половины оборудования угольной промышленности, 30% газоперекачивающих агрегатов, свыше 50% износа имеет половина оборудования в нефтедобыче и более 1/3 – в газовой промышленности. Особенно велик износ оборудования в нефтепереработке и электроэнергетике.

Антикризисные меры в отраслях топливно-энергетического комплекса предполагают в ближайшие годы восстановить докризисный уровень и наращивать добычу ТЭР. Региональная стратегия России в топливно-энергетическом комплексе направлена на развитие рыночных отношений и максимальное энергоснабжение каждого региона самостоятельно.

Реализацию государственной политики в сфере ТЭК осуществляет Министерство энергетики Российской Федерации и подведомственные ему организации.

Структура ТЭК:

1. Топливная промышленность:

Нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная.

В состав нефтяной промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов.

Газовая промышленность России включает в себя предприятия, осуществляющие геолого-разведочные работы, бурение разведочных и эксплуатационных скважин, добычу и транспотирования, подземные хранилища газа и другие объекты газовой инфраструктуры.

Уголь добывается шахтным способом и в карьерах – открытая добыча (40% общей добычи). Наиболее производительный и дешевый способ добычи угля – открытый (в карьерах), но, в то же время, он существенно нарушает природные комплексы.

2. Электроэнергетика:

· тепловые электростанции

· атомные электростанции (АЭС)

· гидроэлектростанции (ГЭС)

· прочие электростанции (ветро-, гелиостанции, геотермальные станции)

· электрические и тепловые сети

· самостоятельные котельные

Структура производимой электроэнергии распределяется следующим образом: ТЭС – 68%, ГЭС – 18%, АЭС – 14%.

 

 

 

Изменение значимости ТЭК в экономике ДФО

 

Территориальная организация энергетического сектора Дальнего Востока заметным образом затрагивает общие интересы регионального экономического развития, воспроизводит проблемы «оптимальной» организации пространственной структуры экономики Дальнего Востока.

Если войти в интересы регионов-субъектов Федерации, то они в современных условиях преследуют следующие основные задачи развития энергетического сектора на территориях:

• обеспечение надежности и доступности энергоснабжения потребителей на территории;

• обеспечение энергоснабжения по приемлемым ценам:

– с точки зрения сравнительных издержек производственных потребителей региона;

– с точки зрения сравнительных социальных стандартов на территории;

• обеспечение прямого вклада энергетического сектора в экономические и финансовые показатели регионов;

• рационализация энергопотребления с учетом энергосбережения.

Такое принципиальное расположение приоритетов энергетической политики региона вряд ли изменится в обозримой перспективе.

Последние 25 лет соотношения в приоритетах энергетической политики Дальнего Востока менялись. Тем не менее, на разных этапах развития энергетическая динамика Дальнего Востока стабильно «проходит» под флагом негативных оценок, выступает как «сдерживающий фактор регионального развития».

Примерно с 2004 г в энергетической динамике Дальнего Востока все больше проявляется ряд благоприятных тенденций:

- в сравнении с кризисным  периодом 1990-х гг. жесткие проблемы  неплатежей в расчетах за потребленные ТЭР заметно ослабли;

- все больше стабилизируется  структура компаний-операторов и  институциональных условий работы  основных рынков топлива и  энергии региона. Межрегиональные (крупные) производства топлива и энергии  на Дальнем Востоке реструктурируются в пользу утверждения крупных (хотя и монопольных по рыночному положению) интегрированных компаний (Исключая сектор коммунальной энергетики.);

- улучшается ситуация  с формированием баланса котельно-печного  топлива. Постепенное наращивание  добычи угля на территориях  Дальнего Востока, начатые с октября

- в электроэнергетике  региона, прежде всего, в зоне  ОЭС Востока введены новые  генерирующие мощности (Бурейская ГЭС, 4-ый блок на Хабаровской ТЭЦ-3), балансы энергии и мощности в ОЭС Востока, а также в изолированных энергосистемах складываются удовлетворительно;

- рост валового регионального  продукта не предъявляет существенного  дополнительного спроса на энергоресурсы, нет заметного давления на  формирование текущего и среднесрочного  баланса котельно-печного топлива  и электроэнергии в районах  ДФО;

- приняты правительственные  решения по развитию на Востоке  России мощных инфраструктурных  проектов (нефтепровод «Восточная  Сибирь – Тихий океан», Восточная  программа ОАО «Газпром»), утверждены  законодательные меры по гарантированному  национальному контролю проектов  разработки стратегических месторождений  нефти и природного газа, в  том числе на шельфе.

Ситуация в энергетике отличается большой инерционностью, но в ее развитии на Дальнем Востоке проявляется или устойчиво повторяется ряд тенденций и факторов стратегического характера, которые должны менять соотношения в приоритетах региональной энергетической политики. Поясним некоторые из них, не в порядке значимости, а в плане характеристики существа событий и оценок.

- Системные балансы топлива  и энергии в районах ДФО  внешне удовлетворительны. Но генерирующих  блоков и котлов недостаточно  для надежного и экономичного  доведения энергии до конечных  потребителей. Многие годы сетевое  хозяйство электро-, теплоэнергетики (особенно распределительного звена) выступает как досадный довесок, систематически финансируется и  инвестируется по остаточному  принципу.

- Относительное улучшение  общей ситуации в ТЭК, тем не  менее, следует оговаривать длительной  консервацией очень непростого  положения дел в коммунальной (малой) энергетике. Лишь в крупных  городах субъектов Федерации  Дальнего Востока можно отметить  позитивные изменения в коммунальном  энергоснабжении. Но, как принято  говорить, в «районах» по-прежнему  характерна запущенность, плохое  состояние производственных объектов  и инженерной инфраструктуры, неурегулированность финансового положения МУПов и структур, занятых эксплуатацией коммунальных котельных, ДЭС, инженерных сетей. Ситуация в коммунальной энергетике – стабильно «узкое место», оно явно требует структурного маневра в приоритетах политики.

- Ситуация с тарифами  на электроэнергию региональными  властями Дальнего Востока продолжает  дискутироваться как критический  и определяющий фактор регионального  роста, а также межрегиональной  социально-экономической дифференциации. Однако оценки регрессий производства  среднедушевого ВРП по регионам-субъектам  РФ для 2000, 2005-2006 гг. показывают их  слабую статистическую значимость  от средних тарифов на электроэнергию. Более того - связь положительная: чем выше тарифы, тем выше показатели  производства душевого ВРП. Экономически  значимы относительные цены на  электроэнергию – валовые расходы  на электроэнергию, отнесенные к  ВРП. Но реальная корреляция между  средними тарифами и относительными  ценами на электроэнергию в  регионах низкая – менее 0,2 в 2005-2006 г.

В стратегическом плане ИЭИ ДВО РАН считает принципиальным «населенческую составляющую» в постановке вопросов выделения средств на компенсацию тарифов на электроэнергию и, особенно, тепловую энергию, направленной на: обеспечение средних национальных стандартов жизнеобеспечения на территориях ДФО; выравнивание условий проживания на Дальнем Востоке; стимулирование миграции и закрепления населения в ДФО.

 

Размещение предприятий ТЭК по региону

 

Ведущие отрасли рыночной специализации Дальневосточного района основывается на широком использовании его природных богатств.

За последние годы заметное развитие получили электротехника, производство энергетического оборудования, станкостроение в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Уссурийске, Биробиджане и в некоторых других городах.

Топливно-энергетический комплекс района развивается опережающими темпами. Энергетическое хозяйство основывается главным образом на использовании бурых и каменных углей. Более половины добычи бурых углей дают месторождения Приморского края, значительную часть - Амурской и в меньшей степени Сахалинской областей.

На северо-востоке Сахалина - от Охи до Катангли - добывается нефть. Отсюда по двум нефтепроводам она поступает на нефтеперерабатывающие заводы Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска. Но размеры добычи нефти на острове невелики и далеко не удовлетворяют потребности района. Поэтому много нефти и нефтепродуктов на Дальний Восток завозится из Западной Сибири.

 

Проблемы и перспективы развития топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока

Проблемы.

В области электроэнергетики Дальний Восток занимает лишь последнее место по показателям производства электроэнергии и мощности электростанций, за данный период зафиксирован незначительный рост показателей говорит о слабом развитии энергетической инфраструктуры на Дальнем Востоке. Огромные территории и неравномерный характер промышленных освоений затрудняют развитие энергетической отрасли Дальневосточного региона. Наивысшие показатели наблюдаются в Амурской области, Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском крае.  
 Топливных ресурсы Дальнего Востока находятся в стадии развития. По добычи угля Дальневосточный регион занимает 2-е место, по добычи нефти 5-е, по добычи газа 3-е, и самое главное то, что наблюдается рост показателей по добычи угля, нефти и газа. Это происходит в свою очередь за счет освоения новых месторождений и территорий, в разработке находятся проекты по добычи топливных элементов, поэтому по прогнозам будет наблюдаться лишь рост всех показателей на Дальнем Востоке. 

Перспективы 
 Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, являясь преемственной по отношению к Стретегия-2020, формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития. Реализацию государственной энергетической Стратегии -2030 предусматривается осуществлять в 3 этапа: 
 Первый этап (ориентировочно 2013 - 2015 годы) - это этап выхода из кризиса и формирования основ новой экономики. В этот период планируется осуществить работы по развитию и обновлению основных производственных фондов и инфраструктуры энергетического сектора (в том числе по завершению наиболее важных из ранее начатых проектов), выделить территории и регионы, в которых необходимо обеспечить опережающее развитие энергетической инфраструктуры и перелом негативных тенденций в развитии сырьевой базы энергетики, завершить формирование базовых рыночных институтов, стабильной и эффективной нормативной правовой базы и системы государственного регулирования в энергетике. 
 На этом этапе российский топливно-энергетический комплекс также будет активно способствовать скорейшему выходу из кризиса и последующему активному инновационному развитию смежных отраслей промышленности (машиностроение, трубная промышленность и др.) за счет размещения заказов на необходимые энергетике виды материалов и оборудования. 
 Второй этап (ориентировочно 2020-2022) - это этап перехода к инновационному развитию и формирования инфраструктуры новой экономики. На этом этапе должно быть развернуто широкое инновационное обновление отраслей топливно-энергетического комплекса за счет отечественных технологий, материалов и оборудования, полученных в результате активного взаимодействия топливно-энергетического комплекса и промышленности на первом этапе, а также международного сотрудничества. 
 Третий этап (ориентировочно 2025-2030 годы) - это этап развития инновационной экономики. В соответствии с этим основным содержанием этого этапа станет постепенный переход к энергетике будущего с принципиально иными технологическими возможностями дальнейшего развития, с опорой на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых неуглеводородных источников энергии и технологий ее получения. Инновационное развитие российской энергетики будет при этом обеспечено заложенным на предыдущих этапах инвестиционным и инновационным фундаментом в виде новых технологий, оборудования и принципов функционирования топливно-энергетического комплекса России и смежных отраслей. 
 Согласно трем этапам реализации энергетической политики и будет осуществляться региональная энергетическая политика. Относительно Дальнего Востока к 2030 году ожидается следующий прогноз. Благодаря существенному росту производства первичных источников энергии Дальневосточный федеральный округ уже на первом этапе реализации настоящей Стратегии превратится из энергодефицитного в энергоизбыточный экспортно-ориентированный регион. К 2030 году объемы производства первичных источников энергии возрастут в 4,4 раза по сравнению с уровнем 2008 года. На основе собственной энергетической и сырьевой базы с использованием современных, в том числе энергосберегающих технологий, в регионе будет создана мощная промышленная база. При этом потребление первичных источников энергии возрастет в 1,7 - 1,9 раза по сравнению с уровнем 2008 года . 
 На первом этапе реализации настоящей Стратегии продолжится освоение нефтегазовых месторождений Сахалинской области (на континентальном шельфе Охотского моря) и залежей нефти на территории Республики Саха (Якутия) (Талаканское, Верхнечонское месторождение). Особое внимание будет обращено на комплексную утилизацию попутного нефтяного газа и других компонентов добываемого углеводородного сырья, в частности гелия. Продолжится реализация проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", а также экспорт российского сжиженного природного газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.  
 Увеличится добыча угля в регионе (преимущественно за счет месторождений Южной Якутии). По прогнозам к 2030 году объемы добычи угля возрастут до 57 млн. тонн (табл.1). 
 
Таблица 1 - Прогноз поэтапного развития добычи угля на период до 2030 года (млн. тонн)

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс