Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:38, курсовая работа
Развитие любого общества всегда связано с определенной территорией. Изучением пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, а именно география, демография, социология, регионология и др. Как известно, среди многих проблем регионального развития наиболее сложными и важными являются экономические проблемы. Региональная экономика призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, крупных экономических районов, субъектов Федерации, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, городских агломераций и других территориальных экономических подсистем).
1. Введение…………………………………………………….…..2 стр.
2. Управление региональной экономикой…………………….2-3 стр.
3. Анализ потенциальных возможностей………………….........3 стр.
4. Виды управления…………………………………………......4-5 стр.
5. Основные методологические принципы…………………...5-6 стр.
6. Особенности организации регионального управления......6-7 стр.
7. Сущность и задачи регионального управления…………...7-9 стр.
8. Задачи и объект регионального управления……………..9-11 стр.
9. Заключение……………………………………………………..13 стр.
10. Список литературы……………………………………………14 стр
С конца 1950-х гг. началось активное сближение развивавшихся ранее изолированно отечественных и зарубежных региональных исследований.
Исследования регионального развития и размещения производительных сил СССР. Для второго этапа — с 1960-х по 1990-е гг. — характерны коренная перестройка территориально-экономических исследований, зарождение и стартовое развитие при плановом хозяйстве региональной экономики.
В условиях сложившегося народнохозяйственного комплекса страны, при огромных масштабах капитального строительства, материального производства, хозяйственного освоения («вширь» и особенно «вглубь») территорий прежние методы региональных исследований — в основном только выборочные экспедиционные и камеральные (включая общественные апробации разработок на научных форумах и т. п.) — изжили себя. Необходимо было переходить к принципиально новым. Страна нуждалась в единой всеохватывающей системе научного, предпланового обоснования регионального развития и размещения производительных сил.
Научным центром территориальной организации производительных сил стал Совет по изучению производительных сил (СОПС), переведенный из Академии наук в состав Госплана СССР. На него было возложено руководство подготовкой крупных научно-теоретических, методологических исследований и прежде всего — впервые — разработкой генеральных схем развития и размещения производительных сил страны, включавших региональные и отраслевые схемы. Вместе с ним успешно работали ЦЭНИИ при Госплане РСФСР, Институт экономики и организации промышленного производства (ИЭ и ОПП) Сибирского отделения АН СССР, институты экономики Уральского и Дальневосточного отделения АН СССР и другие крупные научно-исследовательские организации.
Благодаря усилиям содружества творческих коллективов-соисполнителей во главе с ведущими учеными (Н. Н. Некрасов, А. И. Ведищев, А. Е. Пробст, С. В. Славин, Р. И. Шнипер и др.) схемы развития и размещения производительных сил становились наряду с народнохозяйственными планами важнейшими инструментами территориального прогнозирования и планирования, обоснования территориальных пропорций и связей народного хозяйства. В итоге в значительной степени обеспечивалась реализация принципов целенаправленного, комплексного и результативного размещения и регионального развития производительных сил. Этот период отличался активизацией методических исследований. Стали широко внедряться в научные разработки новейшие экономико-математические методы (В. С. Немчинов, А. Г. Аганбегян, А. Г. Гранберг, М. М. Албегов и др.). На основе системных, крупномасштабных территориально-экономических исследований по генеральной схеме, отраслевым и региональным схемам в СОПСе сформировалась научная школа комплексного размещения производительных сил и региональной экономики.
Разработка и реализация территориальных
схем позволили во многом решить в 1970-1980-х
гг. узловые проблемы государственной
региональной политики: широкое вовлечение
в хозяйственный оборот нефти и газа Западной
Сибири, угля Кузнецкого, Канско-Ачинского,
Южно-Якутского и других бассейнов, создание
новых мощных баз энергетики и энергоемких
производств в районах Сибири, Казахстана
и Средней Азии, формирование и развитие
крупных территориально-
Углубленное исследование процессов территориального разделения труда, повышение роли предплановых работ в территориальном планировании вызвали постановку вопроса о формировании особой ветви экономической науки в составе ее территориального цикла — региональной экономики. Прозвучавший впервые в работах одного из руководителей отдела территориального планирования Госплана СССР В. Ф. Павленко и председателя Совета по изучению производительных сил при Госплане СССР Н. Н. Некрасова, он получил широкий резонанс среди ученых-экономистов и географов. Оживленный обмен мнениями о сущности этой науки, ее предмете, методах, актуальных задачах состоялся во время теоретической дискуссии в СОПСе (1972), в которой приняли участие ведущие ученые. Научный спор продолжался позднее и вышел далеко за пределы этой научной организации. С другой стороны, при постановке в экономических вузах курса региональной экономики на кафедрах экономической географии ощущался недостаток опыта территориально-экономических исследований и планирования, а интеграция с научными и управленческими структурами задерживалась.
Исследования территориального развития РФ. Третий этап — с начала 1990-х гг. — сопровождался адаптацией региональной экономики к рыночным отношениям.
После распада СССР и кардинального изменения геополитического и экономического положения России региональная экономика стала выступать в качестве основного объекта территориально-экономических исследований, имея свои особые интересы и факторы развития. Смена форм государственного управления привела к пересмотру целей исследований. Вместо предплановых материалов, ориентированных на обширную систему показателей, стали разрабатываться рассчитанные на условия рынка вариантные прогнозы социально-экономического поведения регионов при различных макроэкономических сценариях развития страны. Причем ориентация на директивные установки поменялась на первостепенный учет экономических интересов субъектов хозяйствования и регионов. Большое значение получил новый для региональной экономики финансовый аспект территориального развития.
Среди регионально-экономических исследований, выполненных в последние годы СОПСом и другими научными организациями территориального профиля, особую актуальность имели:
Цели и задачи региональной экономической политики |
|
Цели региональной экономической политики государственных властных структур тесно связаны с целями регионального развития. Поэтому прежде чем определить цели политики, дадим определение целей развития экономики региона, имеющих объективный характер и обусловленных нынешним состоянием и перспективами развития региона. Целью региональной политики в экономической сфере является рациональное использование разных видов ограниченных производственных ресурсов в целях повышения уровня и качества жизни на пути использования эффекта территориальной агломерации и кооперации, объективных преимуществ межрайонного разделения труда. Цели региональной политики в социальной сфере состоят в обеспечении достойного уровня жизни в каждом регионе, создании примерно равных жизненных шансов для всех граждан, реализации права свободного выбора места проживания и трудовой деятельности, ослаблении внутренней социальной напряженности. В условиях переходного периода государственное регулирование региональной экономики преследует несколько иные целевые установки:
Региональная политика федерального
правительства осуществляется во имя
достижения общих национальных целей
развития страны. При этом в период экономического
кризиса преобладают экономические цели,
в периоды экономического роста — социальные.
Региональная экономическая
политика призвана способствовать экономическому
развитию в регионах, укреплять государственное
устройство посредством выравнивания
социально-экономических условий в регионах,
обеспечивая однородность страны, более
эффективно использовать наличный потенциал
регионов.
Если первая группа параметров
в основном описывает бюджетную
динамику, то вторая более явно показывает
степень дотационности районного бюджета,
его зависимость от регионального бюджета
и государственной инвестиционной программы.
Третья группа показателей отражает текущую
финансовую ситуацию на промышленных
предприятиях района, составляющих основу
местной налогооблагаемой базы.
Подобного рода ранжирование
региональных субъектов имеет определяющее
значение при выработке и проведении обоснованной
инвестиционной политики региона.
|