Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:41, контрольная работа
Вхождение России в мировой рынок и укрепление ее внешнеэкономических позиций в значительной степени зависят от восстановления и развития связей со странами СНГ.
Длительное существование Советского государства способствовало глубокой экономической взаимозависимости входивших в нее республик. Степень интеграции республик СССР была много выше, чем у стран, входящих в ЕЭС.
1.Внешнеэкономические связи России со странами ближнего зарубежья………………. 2
2.Размещение агропромышленного комплекса…………………………………………….5
(основные сельскохозяйственные районы).
3.Список используемой литературы……………………………………………………….. 16
Титульный лист контрольной работы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт управления производственными и инновационными программами
Кафедра экономики и управления на предприятии
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
по дисциплине:
«Экономическая география»
на тему:
Внешнеэкономические связи России со странами ближнего зарубежья.
Размещение агропромышленного комплекса (основные сельскохозяйственные районы).
Выполнил Студент 2 курса форма обучения очно-заочная |
Шифр 6720300265 Специальности 080502 |
Наумова Ольга Андреевна Ф.И.О. |
Руководитель |
Миронов Игорь Николаевич Ф.И.О | |
Санкт-Петербург
2011
Содержание:
1.Внешнеэкономические
связи России со странами
2.Размещение
(основные
3.Список
используемой литературы……………………………………………………
1.Внешнеэкономические связи России со странами ближнего зарубежья.
Вхождение России в мировой
рынок и укрепление ее
Длительное существование Советского
государства способствовало глубокой
экономической взаимозависимости входивших
в нее республик. Степень интеграции республик
СССР была много выше, чем у стран, входящих
в ЕЭС. В межреспубликанском обмене продукцией
положительное сальдо имели Россия, Азербайджан
и Туркмения. Остальные республики больше
получали, чем отдавали. Распад СССР сопровождался
резким спадом экономики во всех постсоветских
республиках. Спад почти на 30% объемов
производства промышленной продукции
в России вызван разрушением сложившихся
традиционных кооперационных связей.
Значительный спад производства отмечается
и в других постсоветских республиках.
Сложившееся состояние экономики обусловливает
необходимость реинтеграции стран СНГ
на новой экономической и политической
основе.
Даже в относительно более благополучной
и более способной к самостоятельному
экономическому развитию России политика
реинтеграции в рамках СНГ представляется
единственно правильной. Будет обеспечено
некоторое сглаживание негативных последствий
распада СССР, значительно обостривших
кризисные процессы во всех странах СНГ
Ближнее зарубежье является традиционным
рынком российских товаров, где они конкурентоспособны
и на них приходится половина внешнеторгового
оборота России. Кроме того, ввоз сырья
и комплектующих изделий из стран СНГ
не может быть быстро заменен ни собственным
производством, ни импортом из других
стран. Сложившуюся экономическую ситуацию
реально оценивают и страны СНГ.
Внешнеторговый товарооборот России со
странами СНГ в 1996 г. составил 35,5 млрд долл.
и возрос по сравнению с 1992 г. на 89%. В то
же время удельный вес государств содружества
в общем объеме товарооборота России с
зарубежными странами составил всего
лишь 23,5%. При этом экспорт продукции и
услуг увеличился на 53,5% – с 11,2% до 17,2 млрд
долл. Объем импорта возрос за этот же
период почти в 3 раза и составил 18,3 млрд
долл. В торгово-экономических взаимоотношениях
России со странами СНГ основными партнерами
остаются Украина, Казахстан, Белоруссия.
На долю этих государств приходится 87%
внешнеторгового товарооборота, при этом
в товарной структуре экспорта наибольший
удельный вес приходится на топливно-энергетические
ресурсы, хотя их поставки по сравнению
с 1982 г. значительно сокращены.
В структуре импортных товаров, поступающих
в Россию из стран СНГ, преобладают продовольствие,
сырье для пищевой промышленности, рудное
сырье, металлопродукция и продукты нефтепереработки.
Вместе с тем, необходимо отметить, что
до настоящего времени не отрегулированы
до конца двухсторонние экономические
отношения России с большинством стран
СНГ. Несмотря на тяжелое экономическое
и финансовое положение Россия продолжает
оставаться основным кредитором государств
содружества. Сумма задолженности по кредитам
России к 1996 г. возросла до 5,8 млрд долл.
Ни одна из стран СНГ своевременно не погашает
кредиты, вызывает сомнение и их возврат
в установленные сроки. Кроме того, большая
задолженность стран СНГ России, исчисляемая
по состоянию на 1 января 1996 г. в сумме 15,6
трлн руб., сохраняется за поставку электроэнергии.
Это свидетельствует о неэквивалентном
обмене во внешнеторговом товарообороте
РФ со странами ближнего зарубежья. В связи
со сложностью выплаты долгов все соглашения
о поставках энергоносителей со странами
СНГ и Молдавией будут обеспечиваться
собственностью на территории посредников.
Подписав кредитное соглашение на 20 млрд
руб. на покупку энергоносителей и запасных
частей в России, Грузия отдала под залог
этого кредита 25% акций АО «Электровозостроитель»
и 10% акций по «Чиатурмарганец». Украина
и Белоруссия получили предложения об
обеспечении новых кредитов проходящими
по их территориям магистральными нефте-
и газопроводами.
Формирование рациональной системы экономических
связей стран СНГ может быть лишь результатом
совместной работы всех государств содружества.
Главными задачами, требующими решения
в первую очередь, являются: определение
и согласование стратегической цели социально-экономического
развития стран СНГ; оценка объемов ресурсов,
необходимых для реализации поставленных
целей; установление принципов формирования
цен на основные товары межгосударственного
обмена, а также порядка расчетов в условиях
существования различных национальных
валют; разработка механизма поэтапного
сближения межстрановых различий хозяйственного
механизма.
Значительную роль в развитии процессов
интеграции стран СНГ сыграла встреча
глав правительств стран содружества
в Москве, прошедшая в октябре 1996 г. В результате
были рассмотрены и приняты конкретные
решения по вопросам формирования транснациональных
промышленных групп, создание общей транспортной
системы, торгово-экономического и платежно-расчетного
механизма. Сформирован таможенный союз
между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией
и Россией. В ближайшее время ожидается
присоединение к нему Узбекистана и Таджикистана.
В октябре 1996 г. был создан Совет министров
финансов. Главной задачей межгосударственного
органа стран Содружества являются координация
и осуществление налоговой и бюджетной
политики, определение принципов взаимодействия
на рынке ценных бумаг и унифицирование
национальных законодательных актов в
этой области.
За 1992-1996 гг., прошедшие со времени создания
СНГ, на уровне глав государств и правительств
было подписано более 800 совместных документов
о координации и сотрудничестве в различных
сферах деятельности. Благодаря достигнутым
между странами СНГ как многосторонним,
так и двусторонним соглашениям в пределах
их территорий налажено движение различных
видов транспорта: в основном осуществлен
раздел армии и имущества, а также раздел
долгов СССР. Был создан Координационно-консультативный
комитет для согласования действий в сфере
экономического развития; достигнуто
соглашение о формировании единой экономической
системы Содружества и создании Межгосударственного
экономического комитета (МЭК). Завершается
переходный период в рамках СНГ к формированию
общего рынка со свободным перемещением
товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Происходит процесс юридического оформления
единого торгового пространства стран
Содружества. И как результат этих мероприятий
– рост товарооборота.
С середины 1990-х годов начался новый этап
в развитии интеграционных процессов.
В марте-апреле 1996 г. возникли два новых
государственных образования – «Союз
четырех» в составе России, Белоруссии,
Казахстана и Киргизии и «Союз двух», созданный
Россией и Белоруссией. В апреле этого
года был также заключен союз между Казахстаном,
Киргизией и Узбекистаном.
В четырехстороннем и двухстороннем договорах
основное внимание уделяется дальнейшему
углублению интеграционных процессов
в сфере экономики, в частности согласованию
направлений экономического развития.
Особенность двухстороннего договора
между Россией и Белоруссией состоит в
том, что эти государства создают совместные
межгосударственные и надгосударственные
органы, решение которых обязательно для
правительств обоих государств. Кроме
того, предусматривается формирование
совместного бюджета за счет ежегодных
отчислений из государственных бюджетов
сторон для финансирования общих программ
и содержания совместных органов. Новым
в договоре является то, что с 1997 г. начнет
осуществляться единая структурная политика
в промышленности, которая позволит обеспечить
взаимное дополнение экономик двух стран.
Предполагается завершить работу по адаптации
денежных систем.
За последний период отмечаются положительные
сдвиги в отношениях со странами СНГ в
области научно-технического сотрудничества.
Подписаны соглашения с Украиной, Молдавией,
Узбекистаном, Туркменией, Азербайджаном.
Создан межгосударственный научно-технический
совет. Однако результаты этой деятельности
незначительны, так как наука в странах
СНГ в настоящее время находится в еще
более тяжелом положении, чем в России.
В концепции среднесрочной программы
Правительства Российской Федерации на
1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический
рост», утвержденной на заседании Правительства
13 декабря 1996 г., значительное внимание
уделено вопросу сотрудничества России
со странами СНГ. В ней приоритетная роль
отводится развитию внешнеэкономических
связей со странами СНГ. Намечается рост
удельного веса стран СНГ во внешнеторговом
обороте России, что предполагает активные
действия как в направлениях, предусмотренных
в Договоре о создании экономического
союза, так и по линии углубления двухсторонних
связей с каждой из стран Содружества.
При этом будут учитываться возможности
демократических преобразований и продвижения
по пути экономической интеграции стран
СНГ и курс их экономической политики
по отношению к России.
Первоочередная роль отводится реализации
договоренностей о начале интеграционных
процессов с Белоруссией, Казахстаном
и Киргизией. Для этого необходимо решение
следующих основных задач:
• углубления взаимодействия в производственной
и инвестиционных сферах;
• формирования общего научно-технологического
пространства, объединения научных и образовательных
потенциалов государств содружества с
целью проведения совместных исследовательских
программ и программ подготовки специалистов
для хозяйственного комплекса;
• последовательного формирования таможенного
союза государств – участников СНГ;
• создания эффективной системы платежно-расчетных
отношений, а в перспективе и валютного
союза;
• последовательного сближения хозяйственных
механизмов путем скоординированного
проведения реформенных преобразований
и унификации хозяйственного законодательства.
2.Размещение
Сельское
хозяйство является одной из важнейших
отраслей экономики любого государства.
Оно дает жизненно необходимую человеку
продукцию: основные продукты питания
и сырье для выработки
Сельское хозяйство производит свыше
12% валового общественного продукта и
более 15% национального дохода России,
сосредоточивает 15,7% производственных
основных фондов. Восемьдесят отраслей
промышленности поставляют свою продукцию
сельскому хозяйству, которое, в свою очередь,
поставляет продукцию шестидесяти отраслям
промышленности. Сельскохозяйственное
производство – центральное звено агропромышленного
комплекса страны.
Агропромышленный комплекс Российской
Федерации – это комплекс отраслей, которые
имеют тесные экономические и производственные
взаимосвязи, специализирующиеся на производстве
сельскохозяйственной продукции, ее переработке
и хранении, а также обеспечивающие сельское
хозяйство и перерабатывающую промышленность
средствами производства.
В структуре АПК выделяют три сферы. Первая
– отрасли, производящие средства производства
для сельского хозяйства: тракторное и
сельскохозяйственное машиностроение,
машиностроение для животноводства и
кормопроизводства, производство мелиоративной
техники, минеральных удобрений, сельское
производственное строительство, комбикормовая
и микробиологическая промышленность,
обслуживающие сельское хозяйство производства
и др. Вторая – сельское хозяйство (земледелие
и животноводство) и лесное хозяйство.
Третья – отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное
сырье: пищевая, отрасли легкой промышленности,
связанные с первичной обработкой льна,
шерсти, а также отрасли, обеспечивающие
заготовку, хранение, транспортировку
и реализацию продукции агропромышленного
комплекса.
В структуре АПК России сельское хозяйство
является главным звеном. Оно производит
свыше 48% объема продукции АПК, располагает
68% производственных основных фондов комплекса,
в нем занято почти 67% работающих в производственных
отраслях АПК. В развитых же странах в
создании конечного продукта основная
роль принадлежит третьей сфере АПК. Например,
в США на долю перерабатывающих и сбытовых
отраслей приходится 73% производимой продукции
АПК, сельское хозяйство дает лишь 13%.
Сбалансированное развитие всех звеньев
АПК – необходимое условие решения проблемы
обеспечения страны продовольствием и
сельскохозяйственным сырьем. В настоящее
время слабое развитие перерабатывающих
отраслей АПК, производственной инфраструктуры
комплекса приводят к огромным потерям
продукции сельского хозяйства. Например,
потери собранного зерна составляют 30%,
картофеля и овощей – 40-45%. Потребность
в оборудовании для отраслей промышленности,
перерабатывающих сельскохозяйственное
сырье, удовлетворяется лишь на 55-60%, степень
износа оборудования составляет 76%.
Важная проблема, препятствующая нормальному,
сбалансированному развитию всего АПК
– неразвитость рынка средств производства.
До последнего времени в снабжении действовала
система фондового распределения ресурсов,
на смену которой должен прийти рынок.
В условиях рыночных отношений поставки
необходимых материально-технических
средств осуществляются по прямым связям
с изготовителями, через оптовых посредников,
а также путем закупки через организованную
рыночную инфраструктуру (товарные биржи,
аукционы, ярмарки и пр.). Становление рынка
средств производства, повышение качества
продукции отраслей первой сферы АПК необходимо
для создания высокоэффективного сельскохозяйственного
производства в России.
Сельское хозяйство – это совершенно
особая сфера производства – наличие
земли здесь – основное средство производства.
Земля в отличие от других средств производства
– не продукт труда человека, ее размеры
не могут быть увеличены. При правильном
использовании в сельском хозяйстве земля
не только не теряет своих качеств, но
даже улучшает их, в то время как все другие
средства производства постепенно устаревают
морально и физически, заменяются другими.
Земля, являясь средством производства,
выступает и как средство труда, и как
предмет труда.
Важной особенностью сельскохозяйственного
производства является его сезонность.
Это ставит сельское хозяйство в зависимость
от природных условий, приводит к неравномерному
использованию рабочей силы в течение
года, неравномерному поступлению продукции
и денежных доходов на протяжении года.
Особенность сельского хозяйства состоит
и в том, что оно носит биологический характер,
т.е. в качестве средств производства здесь
выступают растения и животные
Характерные особенности сельскохозяйственного
производства объясняют преобладающее
влияние природных факторов на размещение
и специализацию отраслей сельского хозяйства
по сравнению с экономическими и социально-демографическими.
Влияние природных факторов сказывается
прежде всего в том, что сельскохозяйственные
культуры для своего возделывания нуждаются
в определенных природных условиях. Продолжительность
вегетационного периода, требовательность
к теплу, свету и качеству почв у определенных
сельскохозяйственных культур различны,
отсюда неодинаковы и границы распространения
культур и возможности их сочетания внутри
отдельных хозяйств. Влияние природных
факторов на размещение животноводства
проявляется через кормовую базу. Достижения
науки и техники позволяют ослабить влияние
природных условий, но только до определенных
пределов и при наличии других факторов
(например, орошение в условиях засушливого
земледелия, при наличии тепла и высокого
качества почв позволяет расширить ареал
распространения сахарной свеклы, зерновых
культур и т.д.).
Важнейшими природными факторами размещения
и специализации сельского хозяйства
являются следующие: качество почв, продолжительность
безморозного периода, сумма активных
температур (обеспеченность теплом); суммарная
солнечная радиация (обеспеченность светом);
условия увлажнения, количество осадков;
вероятность повторяемости неблагоприятных
метеорологических условий (засуха, заморозки,
ветровая и водная эрозия); обеспеченность
водными ресурсами; топографические условия
местности и др. В большей степени природные
Факторы влияют на размещение отраслей
растениеводства, причем в неодинаковой
степени, определяя ареалы их возделывания.
Для ряда культур (преимущественно теплолюбивых)
эти ареалы чрезвычайно ограничены, например
винограда, чая, цитрусовых и др. Для других
– гораздо шире (ячменя, яровой пшеницы,
картофеля и др.). Наиболее зависимым от
природно-климатических условий является
пастбищное животноводство (некоторые
направления овцеводства, скотоводства;
оленеводство, коневодство и др.). На него
оказывают влияние такие факторы, как
наличие пастбищ, их размеры, состав растительности
и продолжительность периода их использования.
Для размещения сельского хозяйства также
чрезвычайно важны социально-демографические
факторы. Население – основной потребитель
сельскохозяйственной продукции; существуют
региональные особенности структуры потребления
данной продукции. На специализацию сельского
хозяйства влияет соотношение между городским
и сельским населением. Кроме того, население
обеспечивает воспроизводство трудовых
ресурсов для отрасли. В зависимости от
обеспеченности трудовыми ресурсами (с
учетом трудовых навыков населения) развивается
то или иное производство сельскохозяйственной
продукции, характеризующееся неодинаковой
трудоемкостью. Наиболее трудоемкими
считаются производства овощей, картофеля,
сахарной свеклы и других технических
культур, некоторые отрасли животноводства.
Использование специализированных квалифицированных
кадров способствует росту производительности
труда, уменьшению затрат труда на производство
данной продукции. Повышенная миграция
населения в ряде регионов в настоящее
время ограничивает производство трудоемких
видов прбдукции. На размещение и специализацию
оказывают влияние также интересы местного
населения, которые в прошлом недостаточно
учитывались. Нередко они существенно
ограничивают возможность производства
на вывоз многих видов продукции, что раньше
определялось плановыми объемами поставок
в общесоюзный фонд.
К наиболее существенным экономическим
факторам размещения и специализации
сельского хозяйства можно отнести:
1. Местоположение хозяйств по отношению
к рынкам сбыта и наличие перерабатывающих
предприятий, емкостей для хранения сырья
и конечной продукции, качество транспортных
средств и путей сообщения.
Виды сельскохозяйственной продукции
резко различаются своей транспортабельностью.
Это в немалой степени обусловливает создание
пригородных и сырьевых зон вокруг крупных
городов и предприятий перерабатывающей
промышленности. Наличие крупных населенных
пунктов создает высокую плотность населения,
определяет специализацию сельскохозяйственных
предприятий на производстве свежего
молока, яиц, картофеля, овощей и другой
малотранспортабельной продукции.
Характер и состояние путей сообщения
также оказывают прямое влияние на размещение
отраслей и специализацию сельского хозяйства.
Производство продукции, которую легко
перевозить, можно концентрировать в местах,
где оно наиболее эффективно. Возможность
перевозить продукцию в больших объемах
также вызывает удешевление перевозок.
2. Уже созданный производственный потенциал
сельского хозяйства: мелиорированные
земли, поголовье продуктивного скота,
сооружения сельскохозяйственного назначения,
производственные постройки и пр.
3. Площадь сельскохозяйственных угодий,
их структура: размер пашни и сельхозугодий
на душу населения.
4. Экономическая эффективность сельскохозяйственного
производства, определяемая системой
показателей, основными из которых являются
выход продукции сельскою хозяйства и
валовой доход на единицу земельной площади
и единицу материальных и трудовых затрат,
прибыльность производства. Следует отметить,
что на экономическую эффективность оказывает
влияние совокупность всех рассматриваемых
факторов размещения и специализации
сельского хозяйства.
5. Особенности и стабильность межрегиональных
связей по продукции сельского хозяйства.
Возможность закупок продукции сельского
хозяйства, их гарантированность создают
базу для развития в отдельных регионах
только тех отраслей сельского хозяйства,
для которых имеются наиболее благоприятные
условия. Разумеется, при этом принимаются
в расчет затраты на закупки необходимой
сельхозпродукции, ее транспортировку
в сравнении с затратами на ее производство
в данном регионе.
6. Обеспеченность сельского хозяйства
средствами производства, поставляемыми
промышленностью. Соответствие уровня
цен на эту промышленную продукцию уровню
цен на сельскохозяйственное сырье и продукты
его переработки.
7. Размеры сельскохозяйственных предприятий.
Например, мелкие крестьянские хозяйства
ограничивают возможности специализации.
Существуют и другие факторы, наиболее
существенным из которых является научно-технический
прогресс. Достижения науки и техники
позволяют резко повысить эффективность
того или иного сельскохозяйственного
производства, расширить ареалы производства,
снять жесткие ограничения по удельному
весу определенных культур в севообороте
и пр. В странах с развитой рыночной экономикой
выделяют такой фактор, как государство,
которое активно влияет на рациональное
размещение и специализацию сельского
хозяйства, используя различные экономические
методы (кредитование сельскохозяйственных
предприятий с учетом проводимой региональной
политики, поддержание фермерских цен
на сельскохозяйственную продукцию, научное
обеспечение сельскохозяйственного производства).
Опыт этих стран можно использовать и
в России.
Сельское хозяйство России характеризуется
крупными масштабами производства. В 1996
г. было произведено валовой продукции
отрасли на 282 103 млрд руб., число сельхозпредприятий
достигло 26,9 тыс., среднегодовая численность
работников составила 6,2 млн чел. В 1996 году
было произведено – 59,8 млн т зерна, 30,0
млн т картофеля, 2,3 млн т мяса (в убойном
весе), 18,2 млн т молока, 21,3 млрд штук яиц,
41 тыс. т шерсти и др. Но в расчете производства
на душу населения Россия уступает развитым
странам по важнейшим видам сельскохозяйственной
продукции. Нерациональна структура питания
населения России, в ней мала доля мяса,
фруктов, овощей, повышена доля хлеба,
картофеля, животного масла.
В России очень низок уровень урожайности
сельскохозяйственных культур (по зерну
в 2,8 раза, картофелю в 2,2 раза, сахарной
свекле в 1,8 раза ниже, чем в развитых странах,
даже в зонах с близкими природно-климатическими
условиями), невысока продуктивность животноводства.
По уровню производительности труда в
сельском хозяйстве наша страна отстает
в 3-4 раза от развитых стран.
Требуют немедленного решения социальные
проблемы села: по всем показателям уровень
жизни на селе значительно уступает городскому.
Недостаточно учреждений культуры, здравоохранения,
народного образования, не хватает специалистов
этих сфер, рацион питания у сельских жителей
более скуден и менее сбалансирован, заработная
плата значительно ниже, а цены на селе
выше и тд. Все это ведет к миграции населения
из деревни в город, причем выбывает население
молодых возрастов, идет процесс старения
населения и вымирания российского села.
Природно-ресурсный потенциал России
позволяет производить здесь практически
все основные виды сельскохозяйственной
продукции, лишь производство некоторых
из них ограничено природными условиями
(теплолюбивые фрукты и овощи и др.). Тем
не менее наша страна является одной из
основных стран – импортеров продовольствия.
Основные причины – неэффективное производство,
большие потери и низкое качество продукции.
Хотя Россия относительно хорошо обеспечена
сельскохозяйственными угодьями, но их
размеры постоянно уменьшаются, что связано
с изъятием земель под промышленное, транспортное,
жилищно-коммунальное строительство.
Постепенно снижается и размер площади
сельхозугодий и пашни на душу населения
(что связано с ростом населения). Поэтому
основное направление дальнейшего развития
сельского хозяйства – его всемерная
интенсификация.
Основные отрасли сельского хозяйства
– растениеводство и животноводство с
подотраслями: зерновое хозяйство, кормопроизводство,
производство технических культур (льноводство,
свекловодство и пр.), садоводство, овощеводство,
скотоводство, свиноводство, овцеводство,
птицеводство, кролиководство, прудовое
рыбоводство, звероводство, пчеловодство
и пр.
Растениеводство производит около 55% всей
сельскохозяйственной продукции страны.
Эту отрасль можно считать основой сельского
хозяйства, так как от ее развития во многом
зависит и уровень животноводства.
Первостепенное значение в структуре
растениеводства имеет зерновое хозяйство.
Зерновыми культурами занято свыше половины
посевных площадей России, но посевы зерновых
сокращаются, урожайность довольно низка,
валовые сборы зерна в последние годы
снижались. В 1986-1990 гг. было собрано 104,3
млн т зерна (в среднем за год), в 1991-1995 гг.
– 98,3 млн т (в среднем за год).
Основной зерновой культурой в России
является озимая и яровая пшеница. Озимая
пшеница – более урожайная культура по
сравнению с яровой, но она и более требовательна
к почвам, это теплолюбивая культура. Основные
районы ее производства – Северный Кавказ
и Центрально-Черноземный экономические
районы. Посевы яровой пшеницы сосредоточены
в Поволжье, на Южном Урале, в Сибири, в
Нечерноземье.
Менее прихотливая культура – рожь, поэтому
ее посевы располагаются преимущественно
в районах Нечерноземной зоны России.
Посевные площади ржи постоянно сокращаются.
Ячмень можно выращивать практически
повсеместно, он выдерживает перепады
температур в период вегетации, засухоустойчив.
Основные регионы производства: Северо-Кавказский,
Центрально-Черноземный и Поволжский
экономические районы, выращивается также
на Урале и в Сибири.
Овес – влаголюбивая, но не требовательная
к почвам культура; выращивается он в лесной
зоне: в Волго-Вятском экономическом районе,
на Урале, в Западной и Восточной Сибири.
Ячмень и овес используются для кормовых
целей и в пищевой промышленности.
Кукуруза – теплолюбивое растение; на
зерно она выращивается в южных районах
страны: в Северо-Кавказском и Центрально-Черноземном
экономических районах, в Нижнем Поволжье.
Основные крупяные культуры: просо, гречиха,
рис. Просо выращивают преимущественно
в степной зоне: в Центрально-Черноземном,
Поволжском, Северо-Кавказском экономических
районах, на Урале. Гречиха предъявляет
повышенные требования к условиям увлажнения,
плохо переносит повышенную температуру
воздуха. Основные районы ее производства
– ЦЧЭР, Поволжье, Урал. Рис выращивается
в России на Северном Кавказе, в низовьях
Волги и в Приморском крае (Дальний Восток)
на орошаемых землях.
Зернобобовые (горох, фасоль, чечевица,
соя и др.) имеют большое значение и как
пищевые культуры, и для кормовых целей,
покрывая потребности животных в протеине.
Масличные культуры в России – основной
источник пищевых и технических растительных
масел. Основной масличной культурой является
подсолнечник. На зерно его возделывают
на Северном Кавказе, в Поволжье, в Центрально-Черноземном
экономическом районе. Из других масличных
культур наибольшее значение имеют соя,
лен-кудряш, горчица, клещевина. Конопля
– важная прядильная и одновременно масличная
культура. Основная часть конопли производится
на Северном Кавказе и в Нечерноземье.
Ведущей технической культурой в России
является лен-долгунец. Он возделывается
в Центральном, Волго-Вятском, Северном
и Северо-Западном экономических районах.
Сахарная свекла используется в России
для производства сахара, ботва и отходы
ее переработки – ценный корм для скота.
Основные свеклосеющие районы – Центрально-Черноземный
и Северо-Кавказский.
Картофель в стране выращивается практически
повсеместно, однако картофелеводство
является товарной отраслью в Центральном,
Волго-Вятском, Центрально-Черноземном
и Западно-Сибирском экономических районах.
Основные посевы овощей находятся на Северном
Кавказе, в Поволжье, в Центрально-Черноземном
и некоторых других экономических районах.
В южных районах выращиваются плоды и
ягоды.
Животноводство является одной из основных
отраслей сельскохозяйственного производства:
оно дает 45% валовой продукции, аккумулирует
75% основных производственных фондов и
70% трудовых ресурсов в сельском хозяйстве,
значение животноводства определяется
также тем, что оно производит самую необходимую
и биологически ценную продукцию в рационе
питания человека.
Эффективное производство продукции животноводства
невозможно без создания прочной кормовой
базы. Кормовая база – это производство,
хранение и расходование кормов для всех
видов животных и птиц. Она зависит от
природных условий и в результате оказывает
влияние на специализацию животноводства
(выращивание того или иного вида скота),
на размещение его отдельных отраслей.
Например, разведение крупного рогатого
скота мясного направления и овцеводство
развиваются и размещаются там, где есть
значительные сенокосные и пастбищные
угодья, а свиноводство и птицеводство
ориентируются на земледельческую кормовую
базу. От природных условий и от кормовой
базы также зависит продолжительность
и возможность пастбищного и стойлового
содержания животных, выбор рациональной
структуры стада, его поголовья, технология
выращивания и откорма скота, что в конечном
итоге отражается на эффективности производства
и его целесообразности. Значимость кормовой
базы также определяется тем, что удельный
вес кормов в себестоимости продукции
животноводства России составляет 60-80%
в зависимости от вида и района производства.
Проблема кормов в сельском хозяйстве
России является одной из самых острых.
Низкая продуктивность животноводства
напрямую связана с низким уровнем кормления
животных (например, по калорийности в
год он составляет лишь 57-61% от уровня в
США) Большую часть кормов дает полевое
кормопроизводство. Под кормовыми культурами
занято 38% пашни и 3/4 сбора кормов со всех
кормовых площадей обеспечивается за
счет этого источника. Также 2/3 валового
сбора зерна используется в кормовых целях.
Важным источником получения кормов служат
сенокосы и пастбища, площади посевов
кормовых культур постоянно растут, тем
не менее их структура нуждается в совершенствовании,
так как недостаточен удельный вес зерновых
и зернобобовых культур. Очень низка в
России продуктивность природных сенокосов
и пастбищ, дающих дешевые и необходимые
грубые и зеленые корма, что связано с
неудовлетворительным культуртехническим
состоянием природных угодий, экстенсивной
системой ведения лугопастбищного хозяйства
в стране. Большие площади нуждаются в
проведении мелиоративных работ.
Положение с кормами осложняется тем,
что до 30% заготовленных кормов теряют
свою кормовую ценность из-за нарушений
в технологии заготовления и хранения,
не говоря уже о физических потерях. Недостаточное
количество и неправильная технология
скармливания ведут к тому, что значительная
часть кормов расходуется не на получение
продукции, а на поддержание жизни животных.
Это отрицательно сказывается на эффективности
производства и увеличивает кормоемкость
продукции. По этому показателю мы не имеем
аналогов среди развитых стран, хотя постоянно
испытываем большой дефицит в кормах.
Основным направлением в решении проблемы
кормов является интенсификация кормопроизводства,
включающая мероприятия по улучшению
структуры кормовых площадей, повышению
урожайности кормовых культур, продуктивности
сенокосов и пастбищ, мелиорации и химизации
кормовой базы, улучшению семеноводства
кормовых культур, укрепления материально-технической
базы кормопроизводства, внедрению новых
форм организации труда и др.
Ведущей отраслью животноводства является
скотоводство. В 1996 году численность поголовья
крупного рогатого скота в России составила
22,4 млн голов, в том числе 8,7 млн голов коров.
Крупным поголовьем обладают Уральский,
Поволжский, Западно-Сибирский и Северо-Кавказский
районы.
Молочное и молочно-мясное скотоводство
располагается преимущественно в пригородных
зонах с учетом близости к потребителю
и обеспеченностью трудовыми ресурсами,
так как эта отрасль очень трудоемкая.
Для развития молочного скотоводства
необходимо большое количество сочных
кормов, основную часть которых дает полевое
кормопроизводство, а также нормально
увлажненные летом пастбища, что способствует
росту молочной продуктивности. Традиционно
молочное скотоводство тяготеет к районам
интенсивного земледелия. Основные районы
молочного и молочно-мясного скотоводства:
лесные (Нечерноземье), лесостепные и степные
районы (Среднее Поволжье, Средний Урал,
Сибирь).
Мясное и мясо-молочное скотоводство преимущественно
экстенсивного типа развито в засушливых
степных, полупустынных районах: в нижнем
Поволжье, на Северном Кавказе, Южном Урале,
на юге Сибири. Здесь на естественных кормовых
угодьях при минимальных трудовых затратах
можно получать самую дешевую говядину.
Развитие мясного скотоводства интенсивного
типа характерно для районов развитого
земледелия и пригородного хозяйства.
Откорм животных осуществляется продукцией
полевого кормопроизводства, отходами
переработки технических культур с применением
промышленных технологий на крупных животноводческих
комплексах. Мясное скотоводство этого
типа преобладает на Северном Кавказе,
в Сибири.
Овцеводство дает ценные виды продукции,
а также способствует повышению использования
сельхозугодий, потому что использует
непригодные для других видов скота пастбища.
Содержание овец обходится дешевле других
животных. Поголовье овец в России насчитывает
9,6 млн голов, основная часть которого
сосредоточена в Северо-Кавказском, Поволжском,
Восточно-Сибирском и Уральском экономических
районах. К направлениям овцеводства,
зависящим от кормовой базы, относятся:
тонкорунное (степи Северного Кавказа,
Нижнего Поволжья, Сибири), полутонкорунное
(Центр, Среднее Поволжье), шубное (север
и северо-запад Нечерноземья).
Наиболее продуктивной отраслью животноводства
является свиноводство. Поголовье свиней
в России составляет 10,0 млн голов. Свиноводством
занимаются во всех экономических районах
страны, но наибольшее развитие оно получило
в зонах зернового хозяйства и картофелеводства:
Северо-Кавказском, Поволжском, Центрально-Черноземном
и Центральном районах. Свиноводство на
интенсивной основе развивается в пригородных
зонах, оно широко использует отходы пищевой
промышленности и общественного питания.
Птицеводство – одна из наиболее скороспелых
отраслей в животноводстве, размещается
повсеместно, но в основном оно сосредоточено
в южных районах крупного зернового хозяйства.
Козоводство имеет товарное значение
на юго-востоке европейской части страны
и в горно-степных районах Сибири.
В животноводство входят также отрасли:
коневодство, мараловодство, оленеводство,
кролиководство, шелководство, пчеловодство
и др. В перспективе предстоит наращивать
производство продукции животноводства
за счет углубления специализации, перевода
его отраслей на интенсивный путь развития.
Межрайонное территориальное разделение
труда в сельском хозяйстве России и в
АПК в целом развито слабее, чем в промышленности.
Однако можно выделить три основные сельскохозяйственные
зоны России, которые почти полностью
обеспечивают себя продовольствием и
сельскохозяйственным сырьем и поставляют
на общероссийский рынок широкий ассортимент
своей продукции .
Другие экономические районы также имеют
общероссийскую специализацию на производстве
важнейших видов сельскохозяйственной
продукции. Уральский поставляет на рынок
зерно, шерсть, молоко, Западно-Сибирский
– зерно, картофель, мясо, молоко, шерсть
и при этом в значительной степени удовлетворяют
свои внутренние потребности. Первоочередной
задачей остальных экономических районов
является самообеспечение продукцией
сельского хозяйства. Однако они получают
значительную часть продовольствия и
сырья для перерабатывающей промышленности
из других регионов. При этом одна – три
подотрасли имеют межрайонное значение.
Это – льноводство и картофелеводство
в Центральном районе, льноводство, картофелеводство,
молочное и молочно-мясное скотоводство
в Волго-Вятском экономическом районе,
льноводство в Северо-Западном и Северном
экономических районах; мясное скотоводство,
мясо-шерстное овцеводство и клеточное
звероводство в Восточной Сибири; выращивание
сои, риса, клеточное звероводство, пантовое
оленеводство на Дальнем Востоке.Экономический
район Товарная продукция
Северо-Кавказский Зерно (пшеница, рис,
просо, кукуруза), сахарная свекла (фабричная),
овощи, плоды, ягоды, эфиромасличные, виноград,
чай, цитрусовые, табак, лен-кудряш; мясо,
шерсть
Центрально-Черноземный Зерно (пшеница,
гречиха, просо, кукуруза, рожь, овес, ячмень,
зернобобовые), подсолнечник, сахарная
свекла (фабричная), овощи, картофель, эфиромасличные
культуры, конопля, табак, плоды, ягоды;
молоко, мясо, яйца
Поволжский Зерно (пшеница, рожь, рис, просо,
гречиха), подсолнечник, горчица, бахчевые,
плоды, ягоды, овощи, лен-кудряш; мясо, молоко,
шерстьНеобходимо отметить, что специализация
в сельском хозяйстве развита недостаточно,
не всегда научно обоснована. У нас пока
не существует настоящего рынка сельхозпродукции,
поэтому рыночные факторы не действуют
на формирование и углубление региональной
специализации. Кроме того, стремление
регионов к полному самообеспечению продовольствием
приводит к развитию производств, не имеющих
для этого достаточных природно-экономических
условий. Становление рыночно обусловленной
специализации – процесс очень длительный,
поэтому государство должно при помощи
экономических методов (кредитов, субсидий
и пр.) стимулировать его
Важной
проблемой является развитие сельского
хозяйства Нечерноземной зоны России.
В нее входят Северо-Западный, Северный,
Центральный, Волго-Вятский экономические
районы, Калининградская область
и области Уральского района (Пермская
и Свердловская) и Удмуртская Республика.
Этот регион относится к числу
наиболее развитых в индустриальном отношении,
здесь сосредоточено более 40% всего населения
России, причем резко преобладает городское.
Поэтому остро стоит проблема обеспечения
людей продовольствием, а перерабатывающие
сельхозпродукцию предприятия сырьем.
Нечерноземная зона России является одновременно
и крупным сельскохозяйственным районом
со значительными объемами производства
и со сложившейся специализацией. Тем
не менее потребности населения в продуктах
питания удовлетворяются далеко не полностью:
производство молока, мяса на душу населения
ниже средних по стране. Поэтому велики
поставки из других районов.
Основные причины, сдерживающие сельскохозяйственное
развитие региона: переувлажненность
и заболоченность земель, мелкоконтурность
угодий, дефицит трудовых ресурсов на
селе, недостаточная оснащенность техникой
сельскохозяйственных предприятий, низкий
уровень социального благоустройства
села, слабое развитие инфраструктуры
Программа развития сельского хозяйства
Нечерноземной зоны – одна из крупнейших
региональных комплексных программ –
осуществляется с 1974 года. На ее выполнение
за эти годы затрачены огромные средства,
но отдача пока очень мала. Возможно в
рамках проводимой сейчас аграрной реформы
начнется возрождение российского Нечерноземья.
В условиях командно-административной
системы аграрный сектор экономики был
наиболее деформирован, и в условиях перехода
к рыночным отношениям нуждается в наиболее
глубоком реформировании. Ситуация в аграрной
сфере осложняется кризисом финансовой
системы, отсутствием действенной государственной
финансовой поддержки, резко ухудшившимся
материально-техническим обеспечением,
принявшим уродливые формы ценообразованием,
невыгодной для производителей системой
формирования государственных продовольственных
ресурсов и целым рядом других причин.
Все эти проблемы обусловливают необходимость
аграрной реформы, главная цель которой
– обеспечение страны продуктами питания
и сельскохозяйственным сырьем на основе
повышения эффективности АПК. Основные
направления аграрной реформы в РФ следующие:
1. Земельная реформа.
2. Утверждение многообразия государственной,
кооперативной, акционерной, частной форм
собственности и обеспечение равных условий
их деятельности.
3. Приватизация и демонополизация промышленной
и других обслуживающих отраслей агропромышленного
комплекса.
4. Создание рыночной инфраструктуры в
агропромышленном комплексе.
5. Социальное преобразование села.
Необходимость осуществления земельной
реформы вызвана, с одной стороны, нерациональностью
использования земельного фонда. Многие
сельскохозяйственные предприятия не
имеют реальной возможности обрабатывать
закрепленную за ними землю из-за недостатка
трудовых ресурсов, слабой материально-технической
оснащенности. С другой стороны, не хватает
земель для выделения фермерам и другим
вновь создаваемым сельскохозяйственным
предприятиям на основе новых форм хозяйствования,
участков для ведения личных подсобных
хозяйств, где земли могут использоваться
эффективно. Проведение земельной реформы
нацелено также на повышение плодородия
земель и поддержание экологического
равновесия в сельском хозяйстве.
Земельная реформа базируется на новой
правовой основе, отразившейся в принятии
законов: «О земельной реформе», «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве», «О плате за землю»,
Земельном кодексе России. Идет создание
экономического механизма регулирования
земельных отношений и стимулирования
рационального использования и охраны
земель. Важно учесть принцип социально
справедливого перераспределения земель
и создания равных условии для всех форм
хозяйствования. Земельная реформа предусматривает
введение частной собственности на земельные
участки и формирование земельного рынка.
Переход к частной собственности на землю
не должен привести к тому, чтобы земля
стала средством наживы, спекуляции, поэтому
выработан механизм государственного
регулирования этим процессом. Он включает
строго целевое использование земель,
ограничение размеров выделяемых земель,
временное ограничение на их продажу и
т.п. Новые схемы землеустройства разрабатываются
на основе баланса наличия земель и потребности
в них, на основе объективной оценки состояния,
распределения земель и возможностей
землепользователей обработать их.
На экономику сельскохозяйственных предприятий
оказывает отрицательное воздействие
усиливающийся с процессом разгосударствления
монополизм предприятий перерабатывающей
промышленности и сферы агросервиса. В
рамках проводимой аграрной реформы в
противодействие монополизму предлагается
проводить акционирование этих предприятий
с передачей контрольного пакета акций
сельхозпроизводителям. Для этого целесообразно
со стороны государства через систему
налоговых льгот, льготных кредитов финансово
и организационно помогать сельхозпредприятиям
в приобретении акций.
Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном
производстве является неэквивалентность
обмена между сельским хозяйством и отраслями,
производящими средства производства
для сельского хозяйства. Аграрная реформа
предполагает осуществление мер, поддерживающих
паритетность цен на сельскохозяйственную
промышленную продукцию путем индексации,
прямой компенсации предприятиям затрат,
связанных с повышением оптовых цен на
материально-технические ресурсы, и отменой
всех видов налогов, кроме налога с земли.
Идет создание рыночной инфраструктуры
в агропромышленном комплексе. Начинают
функционировать аграрные биржи, банки,
торговые дома, торги, разрабатываются
эффективные маркетинговые информационные
системы сбора, хранения обработки информации,
системы страхования сельхозпредприятий.
Для успешного проведения аграрной реформы
в первую очередь необходимо обеспечить
социальные преобразования в селе (жилищное
строительство, возведение объектов культуры,
здравоохранения, образования, строительства
дорог, газификацию, электрификацию, связь),
т.е. создать условия для переселения граждан
в покинутые деревни, в малонаселенные
регионы.
Развитие рыночных отношений в сельском
хозяйстве стимулировало решение Правительства
России с 1993 г. формировать государственные
ресурсы на контрактной основе по свободным
ценам, отменить обязательные поставки.
Формирование государственных продовольственных
ресурсов для содержания армии, государственного
резерва будет осуществляться на средства
государственного бюджета, а государственная
поддержка сельхозпроизводителей – только
за счет внебюджетных источников. Государство
предусматривает целый ряд льгот для сельхозпредприятий,
заключающих с ним договора по поставкам:
предоставление бюджетных ссуд, дотация
животноводческой продукции, компенсация
стоимости горюче-смазочных материалов
и т.д. Договора будут заключаться на конкурсной
основе. Активно в АПК идет формирование
новых форм хозяйствования. В настоящее
время они представлены крестьянскими
хозяйствами, ассоциациями крестьянских
хозяйств, агрокооперативами, агрокомбинатами,
агроконсорциумами, агрофирмами. Выбор
той или иной формы зависит от конкретных
условий местности, осуществляется на
строго добровольной основе, а критерием
преимущества может быть только экономическая
эффективность. В ближайшие годы три четверти
продукции сельского хозяйства будут
производить крупные сельскохозяйственные
предприятия: ассоциации крестьянских
хозяйств, акционерные предприятия, агрокооперативы,
созданные на основе колхозов и совхозов.
Крестьянские хозяйства дадут примерно
до 2% от общего производства, так как даже
при условии серьезной поддержки государством
(строительство дорог, газификация, подводка
электроэнергии, обеспечение технического
обслуживания, прием продукции) им необходимо
долгосрочное кредитование и не менее
3-5 лет, чтобы встать на ноги.
Современная аграрная политика направлена
на вывод аграрного сектора экономики
из кризиса. Ведущую роль в этом процессе
играет завершение институциональных
преобразований, реформирование отношений
собственности. Уже сейчас основная часть
колхозов и совхозов реорганизована и
перерегистрирована. Доля государственного
сектора сократилась до 10%, остальная часть
приходится на предприятия, основанные
на частной собственности на землю и имущество.
Хотя разгосударствление проходило довольно
формально, все равно оно создало благоприятные
условия для развития рыночных отношений
в АПК и условия для будущего подъема производства.
Изменение отношений собственности создало
условия для развития новых форм хозяйствования:
акционерных обществ открытого и закрытого
типа, товариществ с ограниченной ответственностью,
смешанных товариществ, коллективных
сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных
производственных кооперативов, крестьянских
(фермерских) хозяйств, ассоциаций крестьянских
(фермерских) хозяйств, товариществ и кооперативов.
55% от их общего числа приходится на предприятия
акционерного типа – акционерные общества
и товарищества, 45% – предприятия кооперативного
типа – колхозы, производственные кооперативы,
коллективные сельскохозяйственные предприятия.
Развитие кооперативных отношений – приоритетное
направление аграрной реформы.
Развитие кооперации в АПК предусматривается
как в виде производственной сельскохозяйственной
кооперации, кооперации крестьянских
хозяйств, так и кооперации для переработки
сельскохозяйственной продукции, снабжения,
сбыта, кредитной и страховой кооперации.
Для формирования класса реальных собственников
в рамках реформы будет поддержано и создание
полных товариществ, и товариществ на
вере (коммандитных товариществ).
Большое внимание будет уделено развитию
агропромышленной интеграции во всех
ее формах – от производства сельскохозяйственной
продукции до ее реализации населению
(финансово-промышленные группы, концерны,
агрокомбина-ты, агрофирмы и иные формирования
по производству, переработке и хранению
сельскохозяйственной продукции и торговле
ею и продовольствием).
За годы реформы изменились производственные
отношения: вместо административных методов
управления в новых условиях – полная
хозяйственная самостоятельность, ориентация
на экономическую эффективность производства.
Совершенствование отношений собственности
в аграрном секторе экономики потребует
формирования системы государственной
регистрации прав на земельные участки
и иную недвижимость, полной выдачи собственникам
земельных долей и имущественных паев
всех сельскохозяйственньи организаций.
Под контролем государства создается
рыночный оборот земли. Будет расширен
институт аренды земли и усовершенствован
механизм ее правового регулирования,
разработан механизм экономического стимулирования
рационального и эффективного использования
земель, поддержания и восстановления
плодородия почвы.
Различны направления федеральной поддержки
по регионам страны: в основных сельскохозяйственных
базах страны – это повышение эффективности
производства, в районах депрессивного
сельского хозяйства – создание дополнительных
источников доходов для сельского населения
этих районов. Государственная поддержка
в первую очередь будет направляться не
самим производителям сельхозпродукции,
а образующимся в аграрном секторе рыночным
институтам и инфраструктурным объектам,
на расширение сбыта сельскохозяйственной
продукции. Создание современной инфраструктуры
сбыта позволит быстро поднять эффективность
АПК.
Финансово-лизинговая деятельность в
аграрном секторе также нуждается в государственной
поддержке. Она предусматривает развитие
системы сельскохозяйственного кредита
(банковского и внебанковского) и лизинга.
Создание системы сельских кредитных
кооперативов, ипотечных кредитов, коммерческих
сельскохозяйственных банков намечается
провести в ближайшие годы.
Государственная поддержка будет также
предоставлена предприятиям, выпускающим
конкурентоспособную на мировом рынке
продукцию.
Социальное развитие села предполагает
реализацию целевых федеральных и региональных
программ по электрификация, газификации
и водоснабжению, дорожному строительству,
развитию средств связи, радиовещания
и телевидения.
Совершенствование налоговой системы
предусматривает переход к единому земельному
налогу. Предстоит осуществить финансовое
оздоровление и реформировать неплатежеспособность
сельхозпредприятий, реструктуризировать
долги сельскохозяйственных организаций
и крестьянских хозяйств перед федеральным
бюджетом и внебюджетными фондами.
Кризисную ситуацию с материально-технической
базой сельского хозяйства предполагается
решить за счет развития сети машинно-технологических
станций на основе современных технико-технологических
систем для производственного обслуживания
сельскохозяйственных производителей,
а также за счет совершенствования производственно-технической
базы через развитие лизинга сельскохозяйственной
техники.
Несостоятельные перерабатывающие предприятия
будут продаваться отечественным инвесторам,
государство предоставит льготы на операции
с ценными бумагами этих предприятий.
Роста продукции можно достичь за счет
интенсивных ресурсосберегающих технологий,
применения высокоурожайных сортов сельскохозяйственных
культур и высокопродуктивных животных,
использования новейших достижений биологической
науки, повышения плодородия почвы, рационализации
поголовья скота и птицы, совершенствования
структуры производства продукции животноводства.
Аграрная реформа предполагает создание
всероссийского рынка сельскохозяйственной
продукции на основе углубления специализации
экономических районов, интенсификации
сельскохозяйственного производства
при свободном взаимодействии спроса
и предложения с элементами государственного
регулирования рынка.
Список литературы:
1.Экономическаягеография
России: Учебник. Изд. перераб. и доп. / Под общей
ред. акад. В.И. Видяпина, д-ра экон. наук,проф.
М.В. Степанова.-М.:ИНФРА-М,2008.-
2.Региональная экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономических специальностям / (Т.Г. Морозова и др.);Под редакцией проф. Т.Г. Морозовой.-4-е изд.,перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2008.-527 с.-(Серия «Золотой фонд российских учебников»).