Внешняя торговля Японии. Динамика регионов и товарооборота 1995-2012гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Экономический прогресс Японии второй половины XX века, именуется «экономическим чудом». Благодаря грамотно составленной экономической политике, из страны с полуфеодальным хозяйством Япония стала экономически развитой державой. Основой Японской экономической модели является ориентирование экспорта на наукоемкие товары и привлечение для этой цели как внешних, так и внутренних инвестиций. Влияние внешней торговли на развитие экономики крайне велико, особенно для Японской экономической модели, поэтому вопросы, касающиеся внешней торговли очень актуальны.

Файлы: 1 файл

Махкамов_Усмонжон.doc

— 4.19 Мб (Скачать файл)

 

 

                      РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ  НАРОДОВ

 

Факультет  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

 

Кафедра     РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ  И ГЕОГРАФИИ

 

                                     «УТВЕРЖДАЮ» 

 

Зав.каф.__________    В.Н. Холина          

 

                                «____»___________2015 г.

 

КурсоваяРАБОТА

 

на тему


«Внешняя торговля Японии. Динамика регионов и товарооборота 1995-2012гг.»

 

Б.1.В - Экономическая  география

 

Выполнила:                             

Студентка группы ШМ-103 (1 КУРС)

Студенческий билет №   1032148056

Махкамов Усмонжон Бахтиёр Угли

 «___»______2015 г.

 

 

 

Руководитель:

к.э.н., доцент 

Шолудько Александр Николаевич

Москва

2015

 

Содержание

 

 

Введение

Актуальность

Экономический прогресс Японии второй половины XX века, именуется «экономическим чудом». Благодаря грамотно составленной экономической политике, из страны с полуфеодальным хозяйством Япония стала экономически развитой державой. Основой Японской экономической модели является ориентирование экспорта на наукоемкие товары и привлечение для этой цели как внешних, так и внутренних инвестиций. Влияние внешней торговли на развитие экономики крайне велико, особенно для Японской экономической модели, поэтому вопросы, касающиеся внешней торговли очень актуальны.

Япония − страна, обладающая огромным экономическим потенциалом. Наравне с США занимает лидирующие позиции по выпуску продукции во многих отраслях. На основе экспорта и импорта можно сделать вывод об экономическом развитии страны.

Актуальность исследуемой темы связана с повышенным интересом общественности к проблеме экономического развития страны и заключается в разработке оптимальной модели совершенствования экономики.

Объект и предмет

Объектом исследования является международные торговые отношения, предметом страны экспорта и импорта Японии.

Цель работы

Исследовать внешнеторговые отношения Японии на основе экспорта и импорта товаров и услуг.

Структура работы

Введение раскрывает актуальность исследовательской работы, определяет объект предмет, цели, задачи и методы исследования, задает основные направления работы, раскрывает значимость.

Первая глава раскрывает теоритические данные внешней торговли: структуру, значимость и основные теории. А так же в главе рассматривается географическое положение Японии и экономическое состояние.

Вторая глава посвящена анализу внешнеэкономической статистики, выявлению закономерностей в экспортно-импортных отношениях, определению основных тенденций их развития.

В заключение подводиться итоги проведенного исследования, формулируются заключительные выводы по исследуемой проблеме.

 

Глава 1.

Япония

Географическое положение

Япония – страна, расположенная в Восточной Азии. Ее территория составляет 377,8тыс. км2 и занимает 4 крупных острова и почти семь тысяч мелких островов. Крупнейшие острова: Хонсю, Хокайдо, Кюсю и Сикоку. 70% ее территории занимают горы, 67% леса, из-за этого для расселения пригодны лишь узкое побережье и немногочисленные равнины. Географическое положение страны довольно специфично, что отчасти определило неординарность ее культуры. Острова Японского архипелага располагаются в северо-западной части Тихого Океана. Япония отделена от континента морями: на востоке это Тихий Океан (часть Тихого называют Филиппинским морем), на северо-западе – Японское море, отделяющее Японию от Корейского полуострова, на западе – Восточно-Китайское море (отделяет от Китая), на северо-востоке – Охотское море (отделяет от России).

Все реки Японии коротки, ни одна из них не является сквозной артерией, соединяющей запад и восток страна, поэтому реки никогда не являлись важными транспортными путями.

Протяженность страны с севера на юг обуславливает разнообразие климата: холодный север и тропический юг. Так же существуют различия климатов западной и восточной частей.

Японский архипелаг является сейсмоопасной зоной. Здесь много вулканов, нередки землетрясения, которые могут вызвать цунами. Осенью часто бывают тайфуны.

Япония бедна минеральными ресурсами. Животными мир скуден, из-за особенностей ландшафта нет возможностей для разведения скота. Но морские течения создают благоприятные условия для обитания рыб.

Страна входит в первую десятку стран по численности населения. 80% проживает в городах.[1]

 

Японская экономическая модель

Экономическая модель развития, созданная в Японии, позволила стране не только восстановить экономику после поражения во Второй мировой войне и добиться выдающихся результатов во всех отраслях промышленности, но и превратиться в высокоразвитую державу.

Эта модель состоит из трех этапов:

      1. восстановление экономики после поражение в войне
      2. ориентирование экспорта на трудоемкое и капиталоемкое производство
      3. ориентирование экспорта на наукоемкое и техникоемкое производство

 Для реализации модели  были привлечены значительные  инвестиции как внешние, так и  внутренние. Заинтересованность внешних  инвесторов заключалась в дешевизне  рабочей силы, ответственное отношение  к труду населения Японии и  удобство географического положения  страны. Внутренний экспорт стимулировался  государством.

Экономика Японии

Объем ВВП Японии в 2012 году составил $ 5959 718 млрд и находится на третьем месте после США и Китая. [2] Япония обладает большим экономическим потенциалом, она является родиной продвинутых с технической точки зрения производителей автомобилей, станков, электронного оборудования, кораблей, химикатов, стали, цветных металлов, текстиля и пищи.

По выпуску продукции многих отраслей Япония занимает 1-2 место в мире, не смотря на то, что страна бедна природными ресурсами и вынуждена импортировать сырье для большинства отраслей.[2] Япония является крупнейшим производителем роботов, станков с компьютерным управлением, бытовой электротехники, радиоэлектронного оборудования. Ключевым сектором является роботостроение, 25,2% (2012г.) функционирующих роботов в промышленности приходится на долю Японии, на США и Канаду приходится 17,3% и 14,0% соответственно.[2] Совместно с США занимает лидирующие позиции по выпуску автомобилей. Так же занимает второе место а мире (первое – Китай) по выплавке стали. В 2012 году выплавка стали составила 7% от мирового объема, хотя доля Японии постепенно сокращается (в 2001 г выплавка стали в мировом объеме составляла 12,1%).[1]

Состав ВВП:[3]

      • сельское хозяйство 1,1%
      • промышленность 25,6%
      • услуги 73,2%

Сельское хозяйство значительно уступает промышлености. Обрабатываемая площадь составляет 14% и имеет постоянную тенденцию к сокращению. Сельское хозяйство обеспечивает около 40% потребностей страны в продуктах питания и с/х сырье. Основная сельскохозяйственная культура – рис.[1]

Также Япония является одним из мировых лидеров в области атомной энергетики. Однако, в мае 2012 года было временно прекращено использование ядерной энергии, в связи с настроением общественности после трагедии на АЭС Фукусима -1 в марте 2011 года. На АЭС приходится около 28% мощности электроэнергетики.[2]

Сфера услуг является одной из динамично развивающихся отраслей экономики Японии. Число занятых в третичном секторе составляет 70% население. По объему производимых услуг Япония занимает второе место в мире после США.[2]

Внешняя торговля

Япония активно участвует в международном разделении труда, ведущее место занимает внешняя торговля, вывоз капитала, развитые производственные и научно-технические и др. связи.

По данным 2013 года Япония занимает 5 место в мире по объему экспорта и импорта. Сумма экспорта составила 697 млрд.$, импорта – 766,6 млрд.$.[2]Внешняя торговля для Японии, как для страны лишенной природных ресурсов играет важную роль.

В начале 80-х годов Япония заняла передовое позиции в сфере международной торговли. Став третьим центром мирового влияния на ровне с США и Западной Европой. Именно через эти центры проходили основные товар потоки международной торговли. В 1983г. Япония впервые стала лидером по экспорту машин и оборудования в мире. Она значительно опережала все другие страны за счет вывоза легковых и грузовых автомобилей, бытовой электроники и др. [4]

Японская экономика в основном направлена на производство современных и высококачественных товаров, характеризующихся наукоемкостью. Производство товаров массового потребления она перенесла на страны Восточной Азии и Китая.

Длительное время Япония выделялась высокими темпами экспорта, которые в два раза опережали прирост мирового экспорта В 90е годы темпы японского экспорта резко упали. Объем вывоза товаров и услуг вырос только на 1/5 и в 2,5 раза уступал приросту мирового экспорта.[1]

Значительное повышение стоимости единицы экспортируемой продукции (в 5,4 раза за период 1970-1998гг. в Японии, в промышленно развитых странах – в 4 раза)[1] привело к ослаблению конкурентоспособности японских товаров на международном рынке.  Многие японские фирмы характеризовались низкой производительностью труда (примерно на 1/5 уступали США)1. Под влияние этих факторов Япония опустилась на 16-е место по конкурентоспособности своих товаров, хотя долгое время занимала лидирующие позиции. Такой сдвиг отражает слабое развитие внутренней экономики.[1]

Так как экономика Японии сильно зависит от импорта сырья и топлива, основными товарами импорта являются нефть (15,5%), природный газ (5,7%), уголь (3,5%).5 Так же импортируется продукты питания, текстиль и химикаты. Экспорт основывается на вывозе из Японии готовой продукции. Основные группы товаров экспорты: транспортное оборудование, транспортные средства, автозапчасти, электрооборудование, электроника, химикаты, доля в мировом импорте так же снижается в 1993г. она составляла 6,4%, а в 2012г. – 4,6%.[1],[2]

Экономическое развитие, структура производства предопределили большую зависимость Японии от развивающихся стран — около половины ее экспорта и свыше 40% импорта. [1]Юго-Восточная Азия и страны Персидского залива до сих пор являются главным рынком сбыта и поставок энергетического сырья.

В мировой торговле услугами Япония занимает 6 место, доля экспорта составила 3,4%.[2]

Основными экспортными партнерами являются страны Восточной Азии и США. Главным импортером является Китай 21,3%. [2]

Структура экспорта претерпела существенные изменение. В 60-е годы основною долю экспорта составляли потребительские товары: радиоприемники, телевизоры, текстильные изделия.[6] Затем ведущие позиции заняла продукция черной металлургии, суда, автомобили, и составили свыше 60% экспорта.[1]В 80-е основной долей экспорта стало капитальное оборудование. Значительно возросла доля продукции общего машиностроения, электромашиностроения, научного оборудования, оптики. Доля наукоемкой продукции достигла 38% экспорта обрабатывающей промышленности. [1]

По отдельным видам продукции на долю японских компаний приходится весомая часть экспортных поставок в мире: суда — 25,6%, легковые автомобили — 18,3%, электромашиностроение —17,5%, сталь —17,4%, полупроводники — 16,3%, конторское оборудование — 14,2%, телекоммуникационное оборудование — 10%.[7]

По данным внешнеторговой статистики Министерства финансов Японии, сальдо внешней торговли отрицательно, в 2011 году внешнеторговый дефицит составлял 32,2 млрд. $, а в2012 году он достиг 87,3 млрд. $, в 2013 году составил 113 млрд. $. Росту дефицита способствует высокий спрос страны на энергоносители и ослабление курса иены. Так импорт нефти в 2012 году увеличился на 16%, природного газа – на 18% (импорт товаров и услуг в 2013г. составил 18,4%).[8]

 

Экспорт-импорт капитала

В начале 90-х Япония стала одним из крупнейших экспортеров капитала, в основном это был ссудный капитал. Вывоз капитала в форме прямых инвестиций в 60—70-е годы в значительной мере был нацелен на обслуживание сбыта товаров и создание сети добывающих предприятий за рубежом. В последующем в связи с повышением стоимости рабочей силы, курса иены японские компании стали создавать предприятия в других сферах хозяйства. Однако до сих пор примерно 15%[2] производства автомобилей в США осуществляют компании с японским капиталом, но до сих пор основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (42,4%), в торговле (11,3%), недвижимости (11,1%)[2]. В обрабатывающей промышленности зарубежные капиталовложения концентрируются в электротехнике, химии и транспортном машиностроении.

Основным направлением экспорта капитала выступала Северная Америка и Западная Европа. Но после заключения ведущими западными странами валютного соглашения «Плаза», Япония начала активно внедрять свой капитал в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. В следствие чего объем ее инвестиций превысил уровень американских инвестиций в 90-е годы. Следствием этого стало превращение стран этого региона в один из главных центров производства и экспорта цветных телевизоров, магнитофонов, кондиционеров.

Япония не является крупным объектом приложения иностранного капитала. В середине 90-х годов на компании с иностранным капиталом приходилось 1,5% [2]общих продаж в Японии, 0,5% занятых и 12,1% импорта. [2] В конце 90-х годов приток ИПК резко возрос в значительной мере за счет поглощения японских компаний

Импорт 2012 год

    1. Вначале необходимо было расположит страны по импорту Японии за 2012 год в порядке убывания.
    2. Выделение наименьшего и наибольшего объема импорта:

Китай 188 434, 8 млн.$ и Острова Теркс и Кайкос0, 003 млн..$

    1. Вычисление доверительного интервала по формуле:

где:max- максимальный объем импорта

min- минимальный объем импорта

9 –  количество рангов. Получается доверительный  шаг Х= 15 702, 9

    1. Построение таблицы рангов. 9 –хороший показатель, а значит соответствует максимальному значению, 1 – плохой, соответствует минимальному (см. приложение Таблица 7).
    2. Полученная шкала имеет большой доверительный шаг и направлена на классификацию стран с высокими показателями, в силу чего к первому рангу относится бóльшее количество стран. Для более подробного ранжирование была составлена шкала с неравномерным шагом (см. приложенияТаблица 8)
    3. Так как объем экспорта в 2012 году увеличился вводим 10 ранг, для удобства последующего анализа.

Информация о работе Внешняя торговля Японии. Динамика регионов и товарооборота 1995-2012гг