Земельные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:41, доклад

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении структуру земельных ресурсов и эффективности управления ими.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятия и структуру земельных ресурсов;
- проанализировать структуру земельных ресурсов зарубежных стран;

Файлы: 1 файл

земельные ресурсы.docx

— 25.49 Кб (Скачать файл)

      Актуальность темы  исследования. Земля обладает ценностью,  которая отличает ее от любого  другого материального объекта.  Роль, которую играет земля в  экономике каждый страны, не всегда  очевидна, но имеет огромное значение. Без надежно защищенных прав  на землю невозможно обеспечить  устойчивое развитие, поскольку  у инвестора едва ли появится  желание делать долгосрочные капиталовложении. Рациональное и эффективное использование земли является актуальной проблемой современности.

       Особым видом  управления земельными ресурсами  следует признать управление  земельными ресурсами, которые  принадлежат на определенном  вещном праве Российской федерации,  субъектам Российской Федерации  или же муниципальным образованиям.

      Появляется настоятельная  потребность в развитии методов  управления методов управления  земельными ресурсами, позволяющих  решать не только экономические,  но и природоохранные проблемы  на землях различных собственников.  Земля как основной базис всех процессов жизнедеятельности общества в политической, экономической, социальной и производственной, коммунальной,  экологической и других сферах обладает стоимостью, качественная оценка которой представляет собой одно из важнейших условий нормального функционирования и развития экономики.

      Необходимость в  получении достоверной стоимости  земельных участков испытывают  как государственные, так и  муниципальные органы исполнительной  власти в целях эффективного  использования земельных ресурсов  и проведения  рациональной земельной  политики. Новизна и сложность  вопросов, требующих оперативного  решения на федеральном, региональным и муниципальном уровнях, определяет актуальность выбранной темы.

     Цель работы состоит  в рассмотрении структуру земельных  ресурсов и эффективности управления  ими.

     Для достижения данной  цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятия и структуру  земельных ресурсов;

- проанализировать структуру земельных  ресурсов зарубежных стран;

     Объектом являются  земельные ресурсы, предметом  – управление земельными ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и структура земельных ресурсов.

     Земельные ресурсы в широком  смысле, как природные ресурсы  -  источник любого сырья на  земле, становится важнейшим фактором  производства, образуя тройственную  цепь «земля- труд- капитал», отражающую приоритет земли как элемент начала. Таким образом, земля в функциональном отношении может быть представлена в виде следующих основ социально-экономических значений:

  1. Земля, являясь элементом производительных сил (напрямую - в сельскохозяйственном производстве и как пространственный базис -  в других видах производства), она участвует в гражданском обороте с соответствующим объемом прав и ограничений;
  2. Земля является объектом недвижимости и, как  собственность, определяется своим объемом правовых и финансовых (капиталовложение) возможностей;
  3. Земля является пространственно-историческим базисом развития человеческого этноса (государства).

      В результате такой тройственности  эффективное управление земельными  ресурсами возможно только  при  учете специфики земли и особенностей  регионально- экономической политики (муниципальной в особенности, потому как около 80% земельных ресурсов находится в ведении муниципальных образований).[7]

      В нашей стране для целей государственного регулирования землепользования все земли в зависимости от их целевого назначения подразделяются на семь категорий, для каждой из которых устанавливается определенный правовой режим и виды разрешенного использования земли. Основными категориями земель являются:

1. земли сельскохозяйственного назначения:

- землями  сельскохозяйственного назначения  признаются земли, находящиеся  за границами населенного пункта  и предоставленные для нужд  сельского хозяйства, а также  предназначенные для этих целей.

В составе  земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными  насаждениями, предназначенными для  обеспечения защиты земель от воздействия  негативных (вредных) природных, антропогенных  и техногенных явлений, водными  объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для  производства, хранения и первичной  переработки сельскохозяйственной продукции;

2. земли поселений;

3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения:

- землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения  деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться  земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих  их объектов, а также устанавливаться  санитарно-защитные и иные зоны с  особыми условиями использования.

- землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям;

4. земли особо охраняемых территорий и объектов:

- к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим;

5. земли лесного фонда:

- к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие);

6. земли водного фонда:

- к землям  водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах;

7. земли запаса:

- К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.

Использование земель запаса допускается после  перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли  запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.[2]

      При любом общественно-политическом  строе земля является единственным  базисом развития экономики страны  и создания национального богатства,  поэтому необходимо более детально  рассмотреть объем прав собственности  и распоряжения землей с целью  обеспечения наиболее эффективного  ее использования.

 

  1. Анализ структуры земельных ресурсов зарубежных стран и Российской Федерации.

      Земельные ресурсы мира оцениваются в 134 млн кв. км (площадь всей суши без учёта Антарктиды и Гренландии), или 13,4 млрд га. Очевидно, что земли не равнозначны и используются с разными целями. [4](Приложение 1)

       На долю стран СНГ приходится 16% как общих земельных ресурсов, так и земель сельскохозяйственного  назначения и потенциально вовлекаемых  в сельскохозяйственное производство (обрабатываемые земли, естественные  луга и пастбища, леса).

       В свою очередь, на долю России  приходится около 80% общего земельного  фонда СНГ (более 17 млн кв. км), или 13% мирового земельного фонда.

        В данном  случае важны не только абсолютные  показатели, но и относительные  – площадь земли на душу  населения. В данном случае  преимущества стран СНГ, и прежде  всего России, ещё более очевидны.(Приложение 2)

       Обеспеченность земельными ресурсами в России в 12 раз выше, чем в Западной Европе и Азии, в 2 раза выше, чем в Африке и Северной Америке, в 1,6 раза выше, чем в Южной Америке и в 3,1 раза выше, чем в других странах СНГ.

       Данные сравнения были бы некорректными, если не делать две существенные поправки:

  1. Более половины территории России – малопродуктивные и непродуктивные земли, почти все 8 млн земель данного типа, расположенные в странах СНГ, приходятся на Россию. Это прежде всего север европейской части страны и большая часть территории Сибири и Дальнего Востока.
  2. Земли, относящиеся к разряду продуктивных, различаются по степени естественной продуктивности, и Россия в данном случае отличается в невыгодную сторону от большинства регионов мира. Это прежде всего, связано с холодным климатом – длительным периодом отрицательных температур, как следствие – коротким вегетационным периодом и частыми весенними заморозками, что дополнительно усиливает сельскохозяйственные риски.

       Тем не менее, эти недостатки компенсируются общей площадью земельных ресурсов и другими факторами.   Площадь продуктивных земель России составляет около 9 млн кв. км, т.е. 11% от общемирового значения, при этом обеспеченность продуктивными землями – более 6 га на душу населения, т.е. даже с учётом поправки на непродуктивные земли Россия сохраняет мировое лидерство, превосходя по данному показателю другие регионы мира в несколько раз.

       Основная часть сельскохозяйственных угодий в России приходится на пашню – 130 млн га из общей площади 200 млн га. Кормовые угодья занимают около             70 га.

        Если ранжировать продуктивные земли по группам, видно, что Россия находится в числе мировых лидеров по площади пашни и лесов в абсолютных и относительных показателях. (Приложение 3).

       Как видно из таблицы приложения 3, Россия занимает одно из наилучших мест в мире по трём ключевым показателям:

  • общая площадь пашни;
  • распаханность территории (одна из наименее распаханных территорий);
  • обеспеченность пашней на душу населения.

      При этом нет страны, превосходящей Россию более чем по одному из данных параметров, т.е. Россия обладает наилучшей комбинацией факторов развития сельского  хозяйства.

        В качестве ближайшего конкурента России можно было бы рассматривать Украину. Однако площадь продуктивных земель на душу населения составляет в России более 6 га против 1,2 га на Украине (т.е. в 5 раз выше), площадь российской пашни (1,3 млн кв. км) в 2 раза больше всей территории Украины (600 тыс. кв. км.), а общая площадь продуктивных земель (9 млн кв. км) – в 15 раз больше.

        Что касается площади лесов, то Россия также лидирует по комплексу показателей (Приложение 4).

      Часть территорий, в настоящее время занятых лесом, может быть в долгосрочной перспективе вовлечена в сельскохозяйственное производство. Главным образом это лес центра европейской территории России, юга Сибири и Дальнего Востока. Надо учесть также, что часть этого леса является вторичным, с низким бонитетом, и появившимся на месте заброшенных сельскохозяйственных угодий.

      В частности, площадь лесов в Московской области в настоящее время превышает 30%, тогда как в начале XX века она составляла 10%, несмотря на урбанизацию, рост промышленных объектов и развитие транспортной сети. Таким образом, «наступление» леса на 20% территории области произошло прежде всего за счёт сокращения сельскохозяйственных угодий в XX веке.

Информация о работе Земельные ресурсы