Аэрокосмическая промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Авиастроение сегодня – одна из наиболее науко- и капиталоемких отраслей машиностроения. Практически вся продукция машиностроения используется в авиастроении. Все «новинки» науки и техники находят широкое применение в этой отрасли. В курсе предмета «Размещение мирового хозяйства» тема «Мировое авиастроение» особенно актуальна. Этот предмет изучает принципы и факторы размещения предприятий и ресурсов, в том числе и природных, миграции населения, актуальные проблемы современности, и если какое-либо государство в состоянии разместить на своей территории предприятия авиастроительного комплекса, то это означает, что страна, в первую очередь, способна финансировать столь капиталоемкую отрасль либо зарекомендовала себя как надежный партнер, которому экономически более стабильные государства могут дать кредит.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Структура авиастроения и его место в народнохозяйственном комплексе
1.1 Структура мирового авиастроения
1.2 Особенности размещения мирового авиастроения
Глава 2. Анализ состояния мирового авиастроения и тенденции в развитии отдельных отраслей авиастроения
2.1 Aerospace industry in USA
2.2 European aircraft-building companies
2.3 Russian Aircraft Production
2.4 Тенденции в развитии
2.4.1. Военное авиастроение
2.4.2. Пассажирское авиастроение
2.4.3. Транспортное авиастроение
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Аэрокосмическая промышленность.docx

— 55.88 Кб (Скачать файл)

     2.3 Russian Aircraft Production.

     СССР  до 1991 года был наряду с США ведущей  страной по уровню развития авиастроения. Авиационная промышленность получила мощное развитие уже до Второй мировой  войны, подтвердила свое превосходство  в качестве и количестве над авиатехникой Германии в годы войны. Еще в 30-е  годы стране принадлежали многие выдающиеся авиационные рекорды. До 1990 года СССР обладал 1/3 мировых рекордов в авиации. Авиационная промышленность была одной  из самых крупных отраслей машиностроения страны.

     Особенностью  структуры производившейся продукции  авиастроения было значительное преобладание военного самолетостроения (соотношение  выпуска военных и гражданских  самолетов было 80:20). Полностью обеспечивая  потребности своих военно-воздушных  сил, СССР большое количество самолетов  экспортировал и был, наряду с  США, ведущим их поставщиком. С 1961 года самолеты из СССР поступили в 60 стран  мира (более 7500 единиц, в том числе 4500 вертолетов). До 1990 года СССР обеспечивал  поставки самолетов для 40% мирового авиапарка и 1/3 мирового парка боевых машин (в социалистические страны Восточной  Европы, многие государства Азии и  Африки).7

     Развитие  научно-исследовательской работы обеспечило успехи авиационной промышленности СССР. В стране сложились крупные  научно-исследовательские центры (ЦАГИ) и целый ряд всемирно известных  конструкторских бюро в самолетостроении (Туполева, Ильюшина, Яковлева и многих других). В СССР, наряду с США, была создана многоотраслевая авиационная  промышленность, выпускавшая все  типы гражданских и, особенно, военных  самолетов. В ней было занято более 1 млн. человек, работавших на нескольких сотнях предприятий страны.

     После распада СССР ряд крупных предприятий  отрасли оказался вне России (в  Украине, Узбекистане), хотя был тесно  связан в одном комплексе. Сокращение военных заказов и закупок  пассажирских самолетов привело  к упадку авиационной промышленности России. Как показывают международные  авиасалоны, страна имеет все необходимые  условия (конструкторские кадры, заводы) для производства самолетов мирового уровня, подчас опережающих образцы  США и других стран. Однако зарубежные авиационные фирмы не хотят иметь  таких конкурентов, навязывают продажу своих авиалайнеров России, подрывая их выпуск в стране.

     ОАО «Объединённая авиастрои́тельная  корпора́ция» (ОАК

20 ноября 2006 года была зарегистрирована  ОАО «Объединённая авиастрои́тельная корпора́ция» (ОАК) — российская авиастроительная компания, объединяющая крупнейшие авиастроительные предприятия России. Указ о создании Объединённой авиастроительной корпорации Президент России Владимир Путин подписал в феврале 2006. Правительство РФ приняло решение об учреждении ОАК и назначении генеральным директором корпорации Алексея Фёдорова (главы РСК «МиГ» и совладельца «Иркута») 2 ноября 2006 года. На пост председателя совета директоров Объединённой авиастроительной корпорации предложена кандидатура министра обороны России Сергея Иванова.

Перед ОАК поставлена цель сохранить за Россией роль третьего в мире производителя  самолётов, увеличив за 10 лет совокупную выручку предприятий, которые войдут в состав компании, с $2,5 млрд до $7-8 млрд.

Государству принадлежит 89,04 % акций ОАК, оставшиеся акции — частным акционерам, в том числе совладельцам «Иркута», включая сегодняшнего президента ОАК Алексея Федорова.

С 16 ноября 2009 г. обыкновенные именные акции ОАО «ОАК» допущены к торгам в ОАО «РТС» и включены в раздел Списка «Ценные бумаги, допущенные к торгам без прохождения процедуры листинга» — ( РТС: UNAC ). Планируется, что IPO ОАК может состояться в 2010 году.

Председатель  совета директоров компании — Сергей Иванов (первый вице-премьер Правительства России). Президент — Алексей Фёдоров.

На начало лета 2008 года Объединённой авиастроительной корпорации принадлежало 100 % акций АХК «Сухой», 86 % МАК «Ильюшин», 90,8 % ОАО «Туполев», 38,2 % НПК «Иркут» и ряд других авиационных предприятий.

В январе 2009 ОАК, после передачи еще части  акций в уставный капитал, контролирует 49,64 % ИФК, 86,69 % ФЛК.

В апреле 2010 года ОАК и украинская государственная  компания «Антонов» договорились о  создании компании, координирующей совместное производство самолётов Ан-124, производство самолётов Ан-148, Ан-70 и Ан-140. Предполагается также, что ОАК получит контроль над «Антоновым» в обмен на пакет акций ОАК.

2.4. Тенденции в развитии  отраслей авиастроения

     2.4.1. Военное авиастроение

     Военное авиастроение – основа всего авиастроения в промышленно развитых странах. Оно включает в себя разработку и создание стратегических бомбардировщиков, истребителей, тренировочных, военно-транспортных самолетов и т.д. Особенностью этой отрасли также является и то, что государство, в первую очередь, заинтересовано в разработке новых моделей, финансируя ее в таком размере, какого она требует, тогда как пассажирское и транспортное авиастроение должны требовать как можно меньше расходов из-за того, что просто в дальнейшем их продукция может не окупиться. Таким образом, военное авиастроение – отрасль науко- и финансовоемкая, и позволить себе заниматься разработкой, испытанием и использованием ее продуктов могут лишь немногие страны.

     До 1991 года лидерами в разработке военной  авиатехники были две страны –  США и СССР. После распада последней  США фактически остались лидерами по количеству производимой продукции военного авиастроения. Мощный потенциал имеют такие страны как Великобритания, Франция, Швеция, Германия, Россия, но именно в США сосредоточены крупнейшие научные центры, а также мощные аэродромы и полигоны для испытания новой продукции. Учитывая также тот факт, что экономика США является наиболее стабильной, это государство может позволить себе выделить необходимые средства на разработку, испытание и усовершенствование новых моделей, при этом стабильно занимая позицию лидера.

     2.4.2. Пассажирское авиастроение

     Пассажирское  авиастроение – это та отрасль  авиастроения, которая требует большого количества затрат, но в то же время  эти затраты должны быть такими, чтобы в дальнейшем они могли  окупиться. Поэтому не все государства  могут позволить себе такой мощный промышленный комплекс.

     Наиболее  развитыми странами в области  пассажирского авиастроения являются США, Великобритания, Франция, Германия, Испания, Россия.8 Рассмотрим наиболее известные модели, производимые этими странами.

     «Эйрбас». «Эйрбас» предложила авиакомпаниям новый двухпалубный лайнер А-380. У него на треть более вместительный салон и намного больше площадь пола, чем у современных аналогов. На обеих палубах размещены зоны отдыха – с барной стойкой, диванами и выставочными павильонами. Эксплуатация А-380 обходиться авиакомпаниям на 15 процентов дешевле, чем обходится сегодня самый экономичный лайнер. Значит, пассажиры получают более высокий уровень сервиса за более низкую цену. А-380

     значительно тише крупнейшего эксплуатируемого в настоящее время самолета и может перевозить на 35 процентов больше пассажиров, чем конкуренты. Цена этой машины – порядка 250 миллионов долларов.

     Тактико-технические  данные А-380:

  1. Длина самолета – 73 м;
  2. Размах крыла – 79,8 м;
  3. Высота самолета – 24,1 м;
  4. Максимальный взлетный вес – 560 т;
  5. Дальность полета – 14800 км;
  6. Крейсерская скорость – более 900 км/ч;
  7. Вместимость – 555 пассажиров.9

     «Боинг». «Боинг» рассказал всему миру об идее создания нового самолета – «Соник Крузер», который имеет абсолютно новую конфигурацию и сможет летать на скорости до 1050 км/ч, то есть на 15 – 20 процентов быстрее, чем современные лайнеры. По замыслу разработчиков, «Соник» будет способен доставить пассажиров из точки А в точку Б, минуя аэропорты-хабы (крупные аэропорты, где осуществляется стыковка протяженных международных рейсов с местными), где приходится тратить много времени на таможенные, паспортные процедуры и получение (перегрузку) багажа. Это более комфортабельный и более усовершенствованный по уровню шума и с точки зрения экологичности лайнер, который сможет перевозить 200 – 250 пассажиров на расстояние от 11000 до 16000 км на высоте 13000 м.10 Не исключено, что в производстве «Соника» будут использоваться композитные материалы российского производства и титан Верхнесалдинского металлургического производственного объединения.

     - Сейчас мы изучаем пожелания  авиакомпаний, - говорит главный  конструктор «Соника» Уолт Жиллет. – Это важный период, за которым  последует работа конструкторов  – они будут воплощать то, что  хочет получить заказчик.

     Ввод  самолета в эксплуатацию намечен  на 201Х год. Пока не определена его окончательная конфигурация, говорить о цене нет смысла.

     Тактико-технические  данные «Соник Крузер»:

  1. Длина и высота самолета, размах крыла и максимальный взлетный вес пока не определены;
  2. Дальность полета – 11000 – 16000 км;
  3. Крейсерская скорость – около 1050 км/ч;
  4. Вместимость – 200 – 250 пассажиров.11

     «Туполев». Самолеты марки «Туполев», пожалуй, самые известные и надежные среди марок российских самолетов. Российская авиатехника в целом дешевле западной примерно в два раза. При этом ее качество сопоставимо с заграничными аналогами. В чем-то российские конструкции хуже, чем-то лучше. Сейчас наблюдается тенденция к тому, чтобы брать лучшее, что есть за границей и в России, и объединять. Правда, импортные «компоненты» существенно повышают стоимость самолета.

     В ОАО «Туполев» работают и над  проектами, которые в будущем  могут стать определяющими. Например, создают сверхзвуковой пассажирский самолет второго поколения, а  также конструируют лайнеры, летающие на жидком водороде или сжиженном  природном газе. Не секрет, что нефти  на Земле становится все меньше. Поэтому туполевцы придумывают  самолеты, на которых применяются  сразу два вида топлива. Один из них  – лайнер Ту-204К. Керосин на нем размещается в крыльевых баках (5,2 т), а баки с природным газом (25,2 т) – на фюзеляже в обтекателе. Предполагалось, что этот самолет будет запущен в эксплуатацию уже в 2005 – 2008 гг. Но из-за определенных проблем в создании конструкции и авионики, к которым прибавился еще и экономический кризис – запуск в эксплуатацию был отложен.

     Тактико-технические  данные Ту-204К:

  1. Длина самолета – 46,14 м;
  2. Размах крыла – 41,73 м;
  3. Высота самолета – 13,93 м;
  4. Максимальный взлетный вес – 110750 кг;
  5. Крейсерская скорость – 820 – 850 км/ч;
  6. Дальность полета – 5290 км;
  7. Вместимость – 210 пассажиров.12

     Что касается вопроса, смогут ли российский авиакомпании приобрести такой самолет  за границей, то, по словам начальника пресс-службы ОАО «Аэрофлот» Ирины  Данненберг, ни одна действующая российская авиакомпания не способна сразу купить новый самолет. В мире около 80% воздушных  судов эксплуатируется на условиях лизинга (аренды).13 Поэтому, если в будущем России понадобятся самолеты такой вместимости как, например, «Туполев», то российские авиакомпании тоже будут приобретать их в лизинг.

     Рассмотрев  проекты ведущих мировых авиакомпаний, можно сделать вывод о том, что главной целью пассажирского  авиастроения на сегодняшний день является обеспечение комфорта для пассажиров: снижение уровня шума, усиление системы кондиционирования и многое другое. В то же время ведутся разработки новых конструкций, которые могут обеспечить самолету большую скорость, большую дальность полета и т.д.

     2.4.3 Транспортное авиастроение

     Транспортное  авиастроение – это отрасль авиастроения, которая требует разработки конструкций, способных выдержать максимальный вес. Это, прежде всего, требует, естественно, больших финансовых затрат и возможность  государства размещать на своей  территории или закупать специальные  материалы для создания новых  конструкций. Особенностью транспортного  авиастроения является и то, что  почти во всех странах мира оно  в основном финансируется государством (даже в развивающихся странах). На лидирующие позиции в транспортном авиастроении за последние 10 лет вышли  такие государства как США, Украина  и Россия.

     В США выпуском транспортных авиаконструкций  занимается в основном компания «Боинг». Ей принадлежит создание сверхтяжелого  грузового лайнера «Боинг»-707, который  на данный момент является самым практичным транспортным лайнером. Каждая страна, осуществляющая крупные грузовые перевозки, имеет в своем распоряжении несколько  лайнеров «Боинг»-707.

     Украина выпускает транспортные авиаконструкции  совместно с Россией, Ираном, США, Австрией. Это объясняется тем, что  Украина не имеет достаточного экономического потенциала для того, чтобы самостоятельно разработать, испытать и ввести в  эксплуатацию новую продукцию. Киевский государственный авиационный завод «Авиант» является одним из трех мировых производителей сверхтяжелых грузовых самолетов Ан-124-100 «Руслан». В планах предприятия на ближайшее время намечен переход на изготовление нового поколения самолетов – военно-транспортного Ан-70.

Информация о работе Аэрокосмическая промышленность