Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:50, курсовая работа
Авиастроение сегодня – одна из наиболее науко- и капиталоемких отраслей машиностроения. Практически вся продукция машиностроения используется в авиастроении. Все «новинки» науки и техники находят широкое применение в этой отрасли. В курсе предмета «Размещение мирового хозяйства» тема «Мировое авиастроение» особенно актуальна. Этот предмет изучает принципы и факторы размещения предприятий и ресурсов, в том числе и природных, миграции населения, актуальные проблемы современности, и если какое-либо государство в состоянии разместить на своей территории предприятия авиастроительного комплекса, то это означает, что страна, в первую очередь, способна финансировать столь капиталоемкую отрасль либо зарекомендовала себя как надежный партнер, которому экономически более стабильные государства могут дать кредит.
Введение
Глава 1. Структура авиастроения и его место в народнохозяйственном комплексе
1.1 Структура мирового авиастроения
1.2 Особенности размещения мирового авиастроения
Глава 2. Анализ состояния мирового авиастроения и тенденции в развитии отдельных отраслей авиастроения
2.1 Aerospace industry in USA
2.2 European aircraft-building companies
2.3 Russian Aircraft Production
2.4 Тенденции в развитии
2.4.1. Военное авиастроение
2.4.2. Пассажирское авиастроение
2.4.3. Транспортное авиастроение
Заключение
Список использованной литературы
2.3 Russian Aircraft Production.
СССР до 1991 года был наряду с США ведущей страной по уровню развития авиастроения. Авиационная промышленность получила мощное развитие уже до Второй мировой войны, подтвердила свое превосходство в качестве и количестве над авиатехникой Германии в годы войны. Еще в 30-е годы стране принадлежали многие выдающиеся авиационные рекорды. До 1990 года СССР обладал 1/3 мировых рекордов в авиации. Авиационная промышленность была одной из самых крупных отраслей машиностроения страны.
Особенностью
структуры производившейся
Развитие
научно-исследовательской
После распада СССР ряд крупных предприятий отрасли оказался вне России (в Украине, Узбекистане), хотя был тесно связан в одном комплексе. Сокращение военных заказов и закупок пассажирских самолетов привело к упадку авиационной промышленности России. Как показывают международные авиасалоны, страна имеет все необходимые условия (конструкторские кадры, заводы) для производства самолетов мирового уровня, подчас опережающих образцы США и других стран. Однако зарубежные авиационные фирмы не хотят иметь таких конкурентов, навязывают продажу своих авиалайнеров России, подрывая их выпуск в стране.
ОАО
«Объединённая авиастрои́
20 ноября 2006 года была зарегистрирована ОАО «Объединённая авиастрои́тельная корпора́ция» (ОАК) — российская авиастроительная компания, объединяющая крупнейшие авиастроительные предприятия России. Указ о создании Объединённой авиастроительной корпорации Президент России Владимир Путин подписал в феврале 2006. Правительство РФ приняло решение об учреждении ОАК и назначении генеральным директором корпорации Алексея Фёдорова (главы РСК «МиГ» и совладельца «Иркута») 2 ноября 2006 года. На пост председателя совета директоров Объединённой авиастроительной корпорации предложена кандидатура министра обороны России Сергея Иванова.
Перед ОАК поставлена цель сохранить за Россией роль третьего в мире производителя самолётов, увеличив за 10 лет совокупную выручку предприятий, которые войдут в состав компании, с $2,5 млрд до $7-8 млрд.
Государству принадлежит 89,04 % акций ОАК, оставшиеся акции — частным акционерам, в том числе совладельцам «Иркута», включая сегодняшнего президента ОАК Алексея Федорова.
С 16 ноября 2009 г. обыкновенные именные акции ОАО «ОАК» допущены к торгам в ОАО «РТС» и включены в раздел Списка «Ценные бумаги, допущенные к торгам без прохождения процедуры листинга» — ( РТС: UNAC ). Планируется, что IPO ОАК может состояться в 2010 году.
Председатель совета директоров компании — Сергей Иванов (первый вице-премьер Правительства России). Президент — Алексей Фёдоров.
На начало лета 2008 года Объединённой авиастроительной корпорации принадлежало 100 % акций АХК «Сухой», 86 % МАК «Ильюшин», 90,8 % ОАО «Туполев», 38,2 % НПК «Иркут» и ряд других авиационных предприятий.
В январе 2009 ОАК, после передачи еще части акций в уставный капитал, контролирует 49,64 % ИФК, 86,69 % ФЛК.
В апреле 2010 года ОАК и украинская государственная компания «Антонов» договорились о создании компании, координирующей совместное производство самолётов Ан-124, производство самолётов Ан-148, Ан-70 и Ан-140. Предполагается также, что ОАК получит контроль над «Антоновым» в обмен на пакет акций ОАК.
2.4. Тенденции в развитии отраслей авиастроения
2.4.1. Военное авиастроение
Военное авиастроение – основа всего авиастроения в промышленно развитых странах. Оно включает в себя разработку и создание стратегических бомбардировщиков, истребителей, тренировочных, военно-транспортных самолетов и т.д. Особенностью этой отрасли также является и то, что государство, в первую очередь, заинтересовано в разработке новых моделей, финансируя ее в таком размере, какого она требует, тогда как пассажирское и транспортное авиастроение должны требовать как можно меньше расходов из-за того, что просто в дальнейшем их продукция может не окупиться. Таким образом, военное авиастроение – отрасль науко- и финансовоемкая, и позволить себе заниматься разработкой, испытанием и использованием ее продуктов могут лишь немногие страны.
До 1991 года лидерами в разработке военной авиатехники были две страны – США и СССР. После распада последней США фактически остались лидерами по количеству производимой продукции военного авиастроения. Мощный потенциал имеют такие страны как Великобритания, Франция, Швеция, Германия, Россия, но именно в США сосредоточены крупнейшие научные центры, а также мощные аэродромы и полигоны для испытания новой продукции. Учитывая также тот факт, что экономика США является наиболее стабильной, это государство может позволить себе выделить необходимые средства на разработку, испытание и усовершенствование новых моделей, при этом стабильно занимая позицию лидера.
2.4.2. Пассажирское авиастроение
Пассажирское авиастроение – это та отрасль авиастроения, которая требует большого количества затрат, но в то же время эти затраты должны быть такими, чтобы в дальнейшем они могли окупиться. Поэтому не все государства могут позволить себе такой мощный промышленный комплекс.
Наиболее развитыми странами в области пассажирского авиастроения являются США, Великобритания, Франция, Германия, Испания, Россия.8 Рассмотрим наиболее известные модели, производимые этими странами.
«Эйрбас». «Эйрбас» предложила авиакомпаниям новый двухпалубный лайнер А-380. У него на треть более вместительный салон и намного больше площадь пола, чем у современных аналогов. На обеих палубах размещены зоны отдыха – с барной стойкой, диванами и выставочными павильонами. Эксплуатация А-380 обходиться авиакомпаниям на 15 процентов дешевле, чем обходится сегодня самый экономичный лайнер. Значит, пассажиры получают более высокий уровень сервиса за более низкую цену. А-380
значительно тише крупнейшего эксплуатируемого в настоящее время самолета и может перевозить на 35 процентов больше пассажиров, чем конкуренты. Цена этой машины – порядка 250 миллионов долларов.
Тактико-технические данные А-380:
«Боинг». «Боинг» рассказал всему миру об идее создания нового самолета – «Соник Крузер», который имеет абсолютно новую конфигурацию и сможет летать на скорости до 1050 км/ч, то есть на 15 – 20 процентов быстрее, чем современные лайнеры. По замыслу разработчиков, «Соник» будет способен доставить пассажиров из точки А в точку Б, минуя аэропорты-хабы (крупные аэропорты, где осуществляется стыковка протяженных международных рейсов с местными), где приходится тратить много времени на таможенные, паспортные процедуры и получение (перегрузку) багажа. Это более комфортабельный и более усовершенствованный по уровню шума и с точки зрения экологичности лайнер, который сможет перевозить 200 – 250 пассажиров на расстояние от 11000 до 16000 км на высоте 13000 м.10 Не исключено, что в производстве «Соника» будут использоваться композитные материалы российского производства и титан Верхнесалдинского металлургического производственного объединения.
-
Сейчас мы изучаем пожелания
авиакомпаний, - говорит главный
конструктор «Соника» Уолт
Ввод самолета в эксплуатацию намечен на 201Х год. Пока не определена его окончательная конфигурация, говорить о цене нет смысла.
Тактико-технические данные «Соник Крузер»:
«Туполев». Самолеты марки «Туполев», пожалуй, самые известные и надежные среди марок российских самолетов. Российская авиатехника в целом дешевле западной примерно в два раза. При этом ее качество сопоставимо с заграничными аналогами. В чем-то российские конструкции хуже, чем-то лучше. Сейчас наблюдается тенденция к тому, чтобы брать лучшее, что есть за границей и в России, и объединять. Правда, импортные «компоненты» существенно повышают стоимость самолета.
В
ОАО «Туполев» работают и над
проектами, которые в будущем
могут стать определяющими. Например,
создают сверхзвуковой
Тактико-технические данные Ту-204К:
Что касается вопроса, смогут ли российский авиакомпании приобрести такой самолет за границей, то, по словам начальника пресс-службы ОАО «Аэрофлот» Ирины Данненберг, ни одна действующая российская авиакомпания не способна сразу купить новый самолет. В мире около 80% воздушных судов эксплуатируется на условиях лизинга (аренды).13 Поэтому, если в будущем России понадобятся самолеты такой вместимости как, например, «Туполев», то российские авиакомпании тоже будут приобретать их в лизинг.
Рассмотрев
проекты ведущих мировых
2.4.3 Транспортное авиастроение
Транспортное
авиастроение – это отрасль авиастроения,
которая требует разработки конструкций,
способных выдержать
В США выпуском транспортных авиаконструкций занимается в основном компания «Боинг». Ей принадлежит создание сверхтяжелого грузового лайнера «Боинг»-707, который на данный момент является самым практичным транспортным лайнером. Каждая страна, осуществляющая крупные грузовые перевозки, имеет в своем распоряжении несколько лайнеров «Боинг»-707.
Украина выпускает транспортные авиаконструкции совместно с Россией, Ираном, США, Австрией. Это объясняется тем, что Украина не имеет достаточного экономического потенциала для того, чтобы самостоятельно разработать, испытать и ввести в эксплуатацию новую продукцию. Киевский государственный авиационный завод «Авиант» является одним из трех мировых производителей сверхтяжелых грузовых самолетов Ан-124-100 «Руслан». В планах предприятия на ближайшее время намечен переход на изготовление нового поколения самолетов – военно-транспортного Ан-70.