Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:07, реферат
Элементы анархического мировоззрения, отдельные философские идеи протоанархического характера насчитывают много веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации проходит через различные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию, представленную античными софистами и киниками, китайскими даосами, средневековыми европейскими анабаптистами и русскими духоборами, английским диггером Дж. Уинстенли, французским писателем Франсуа Рабле, русским еретиком Ф.Косым, французским мыслителем конца 18 века С. Марешалем и другими, можно охарактеризовать именно как протоанархизм.
1. Введение 2
2. Основная часть
Гл. 1 Истоки анархизма 3
Гл. 2 Анархизм в России
§1 Михаил Бакунин 6
§1 Анархизм и марксизм 7
Гл. 3 Анархическое движение на рубеже 19-20 вв. 10
3. Заключение 12
Список литературы
Элементы анархического
мировоззрения, отдельные философские
идеи протоанархического характера насчитывают
много веков. Стремление к полной свободе
личности в свободном обществе, отрицание
власти и эксплуатации проходит через
различные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию,
представленную античными софистами и
киниками, китайскими даосами, средневековыми
европейскими анабаптистами и русскими
духоборами, английским диггером Дж. Уинстенли,
французским писателем Франсуа Рабле,
русским еретиком Ф.Косым, французским
мыслителем конца 18 века С. Марешалем и
другими, можно охарактеризовать именно
как протоанархизм.
Однако анархизм в собственном смысле этого слова, несомненно, порожден реалиями Нового времени. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа вступила в эпоху великих революций, способствовавших утверждению человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества, постепенно оформляется анархизм - сначала как философское учение, а затем как важная часть революционного, освободительного движения.
Поэтому, цель данной работы – изучение развития анархизма в 19 веке.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Гл. 1. Истоки анархизма
Анархизм - это социально-философское революционное учение, целью которого является создание разветвленной сети самостоятельных, но обязательно сообщающихся между собой коммун, уничтожение государства и построение свободного, подлинно коммунистического общества, реально обеспечивающего принцип автономизма личности.
Автономизм (автономность) личности - это не просто
независимость, суверенность и свобода
личности, это способ существования человека
в мире и обществе, при котором формируется
и раскрывается его никем не подавляемая
индивидуальность.
Первыми глашатаями анархизма
выступили англичанин Вильям Годвин (1756-1836
гг.) и немец Макс Штирнер (Иоганн Каспар
Шмидт; 1806-1856 гг.). В книге Годвина «Исследование
о политической справедливости и ее влиянии
на всеобщую добродетель и счастье» (1793
г.) и в работе Штирнера «Единственный
и его собственность» (1844 г.) были обозначены
контуры анархического мировоззрения.
Оба мыслителя попытались обосновать
необходимость уничтожения государства
и децентрализации общественной жизни
и производства, доказать противоположность
интересов общества и государства. Однако
взгляды упомянутых теоретиков анархизма
совпадали далеко не во всем.
Годвин исходил из тезиса о доброй
природе человека, на которую дурно влияют
государственные институты, и предложил
анархо-коммунистическую программу социальных
преобразований.
В центре построений Штирнера уникальная личность, единственный; эту личность нельзя свести к каким-либо социальным ролям и проявлениям. Немецкий мыслитель призывал человека низвергнуть надличностные (идеологические) фетиши и деспотические учреждения, осознать свои истинные интересы и, соединяясь с другими тоже единственными личностями, начать борьбу за свое освобождение. Годвин, оставаясь приверженцем идей Просвещения, еще верил в великую силу слова, в возможность преобразовать общество путем пропаганды. Штирнер уже не считал возможным надеяться на добрую волю правительств и буржуазии. Он признает необходимость рабочих забастовок, экспроприации собственности и создания свободного «союза эгоистов». Однако акцент в книге немецкого мыслителя делается не на проповеди социальной революции, а на призыве к «восстанию личности».
Так сразу обозначились два направления
анархической мысли философски-
Возникшие впоследствии
многочисленные анархические течения
основывались на различных вариантах
сочетания и совмещения стремлений
к свободе и к социальной справедливости.
И Годвин, и Штирнер были одинокими
мыслителями, не слишком вовлеченными в
общественную жизнь. Ни тот, ни другой
еще не обозначали свои взгляды как анархические.
«Отцом анархизма» нередко
называют выдающегося французского мыслителя
Пьера Жозефа Прудона (18091865). Сын крестьянина,
самоучка, проведший жизнь в тяжелом физическом
труде и крайней бедности, Прудон был одним
из немногих вождей социалистического
движения XIX в., не принадлежавших к господствующим
классам. С именем Прудона связаны самоидентификация
анархизма, разработка его основных социальных
идей и их распространение в массах. Ученый
и публицист, издатель газет и депутат
Национального собрания, участник революции
1848 г., проведший свои последние годы в
эмиграции, Прудон написал множество книг
и статей, из которых наиболее известны
работы «Что такое собственность?» (1840),
«Система экономических противоречий,
или Философия нищеты» (1846), «Исповедь
революционера» (1849) и «О политической
способности рабочих классов» (1865). В воззрениях
Прудона, как и в его жизни, соединялось
немало противоречивых черт и, казалось
бы, несочетаемых качеств: личная скромность
и склонность к мессианству, революционность
провозглашавшихся целей и приверженность
к реформистским средствам, вольнолюбие
в общественной жизни и крайняя патриархальность
в семейном быту.
Прудон был противником государственного насилия в любых формах: будь то конституционная монархия Луи Филиппа, бонапартистская империя, якобинская республика или революционная диктатура.
Проанализировав опыт революции 1848 г., Прудон сделал вывод: революция несовместима с государством, а попытки реализовать утопии приверженцев государственного социализма (Луи Блана, Огюста Бланки и других), рассчитывавших овладеть властью и использовать ее как инструмент преобразований, ведут только к победе реакции и к поражению революции. Если у Штирнера и Годвина, мало известных широкой публике, анархический идеал носил по преимуществу абстрактно-философский характер, а критика государства явно преобладала над конструктивными идеями, то Прудон развил и популяризировал анархическое мировоззрение, во многом подготовив появление поколения парижских коммунаров.
Задачей социализма в XIX
в. Прудон считал достижение реального
социального равенства и
«Я не предлагаю никакой системы; я требую уничтожения привилегий и рабства, я хочу равноправия... Предоставляю другим дисциплинировать мир». Государственной власти, иерархии, централизации, бюрократии и праву Прудон противопоставил принципы федерализма, децентрализации, взаимности (мютюэлизма), свободного договора и самоуправления. Характеризуя современное общество, Прудон писал о круговой поруке буржуазии и власти, о сочетании централизации и монополизации с безудержной конкуренцией, пронизанной «духом несолидарности и корысти». Во имя свободы Прудон нападал на государство, во имя равенства на собственность. Прудон утверждал, что политическая свобода невозможна без экономического обеспечения и без децентрализации управления.
«То, что называют в политике властью, писал он, аналогично и равноценно тому, что в политической экономии называют собственностью; эти две идеи равны друг другу и тождественны; нападать на одну значит нападать на другую; одна непонятна без другой; если вы уничтожите одну, то нужно уничтожить и другую и обратно».
Исходя из этого Прудон так формулировал собственное кредо: «Итак, то самое, что на экономическом языке называется нами взаимностью или взаимным обеспечением, в политическом смысле выражается словом федерация. Этими двумя словами определяется вся реформа наша в политике и в общественной экономии». Прудон подчеркивал, что лишь на основе широчайшей и полной свободы личности, лишь в результате осознания людьми своих интересов и их взаимного согласования возможны истинная анархия, настоящий порядок и реальное единство.
Будучи противником рыночной экономики
и неограниченной конкуренции, Прудон
не стремился заменить их государственно-
«Общество должно рассматривать не как иерархию должностей и способностей, а как систему равновесия свободных сил, где всем гарантированы одинаковые права, с условием нести одинаковые обязанности, равные выгоды за равные услуги. Следовательно, эта система существенно основана на равенстве и свободе, она исключает всякое пристрастие к богатству, рангам и классам».
Благодаря Прудону анархизм распространился по всей Европе, найдя целый ряд выдающихся приверженцев (Карло Писаканэ в Италии, Пи-и-Маргаль в Испании и другие).
Гл. 2. Анархизм в России
§1. Михаил Бакунин
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 гг.), несомненно, является ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения, крупнейшим выразителем анархического миросозерцания в теории и на практике. Именно Бакунин, будучи одаренным философом, заложил основы анархизма как цельного мировоззрения (а не только как программы действий или социологического учения). Бакунин и инициировал появление мощного революционного движения под анархическими лозунгами почти по всей Европе. Наконец, Бакунин, как никто до и после него, сумел выразить основной мотив анархизма - пафос бунта, бескомпромиссной борьбы за освобождение личности и общества.
В юности он увлекался философией. Затем переходит к практической революционной деятельности: участие в революции 1848 г. в Париже (в феврале), призывы к общеславянскому восстанию, баррикады в Праге и Дрездене, арест, смертные приговоры в Саксонии и Австрии, двенадцать лет крепостей и ссылки в Саксонии, Австрии и России (в том числе, в казематах Петропавловки и Шлиссельбурга, где в результате "человеколюбивого обращения", Бакунин лишился зубов и заболел цингой), фантастический побег из Сибири, работа в "Колоколе" Герцена, борьба в Интернационале против авторитаризма Маркса.
В конце жизни, исполненной тяжелейших материальных лишений, клеветы со стороны врагов, после травли, организованной против него Генеральным Советом Интернационала, после поражения ряда восстаний, гибели Парижской Коммуны и победы Бисмарка во франко-прусской войне М.А. Бакунин не был морально сломлен, хотя пессимистические настроения в его мировоззрении усилились.
Говоря о Бакунине-теоретике, назовем его главные работы: "Реакция в Германии", "Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и человеке", "Федерализм, социализм и антитеологизм", "Государственность и анархия", "Бог и государство", "Кнуто-германская империя и Социальная Революция".