Аристотель его вклад в развитие политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 04:46, реферат

Описание работы

История политических учений занимает важное место не только в политологи, но
и в системе общественных наук в целом, ибо в политических учениях находят
свое выражение социально-экономические интересы различных классов и
социальных групп. А поскольку эти интересы нуждаются в защите со стороны
политической власти, то эта нужда и побуждает как господствующие классы, так
и угнетаемых разрабатывать и обосновывать свои теории.

Содержание работы

1.Введение.....................................................................3
2.Политические воззрения Платона...............................................5
2.1 Формы государства..........................................................5
2.2 Идеальное государство......................................................6
2.3 Добродетели в государстве..................................................7
3. Политические воззрения Аристотеля..........................................10
3.1 Цель политики.............................................................10
3.2 Метод политики как науки..................................................10
3.3 Определение государства...................................................10
3.4 Политическое устройство. Законы...........................................10
3.5 Состав государства........................................................11
3.6 Гражданин.................................................................11
3.7 Происхождение государства.................................................12
3.10 Монархия.................................................................13
3.11 Аристократия.............................................................13
3.12 Полития (республика).....................................................13
3.13 Тирания..................................................................13
3.14 Олигархия................................................................13
3.15 Демократия...............................................................13
3.16 Связь между формами политического устройства.............................14
3.19 Главная задача правителей................................................15
3.20 Рабство..................................................................15
3.21 Вывод....................................................................16
4. Заключение.................................................................17

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по Аристотелю.docx

— 61.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.Введение.....................................................................3

2.Политические воззрения Платона...............................................5

2.1 Формы государства..........................................................5

2.2 Идеальное государство......................................................6

2.3 Добродетели в государстве..................................................7

3. Политические воззрения Аристотеля..........................................10

3.1 Цель политики.............................................................10

3.2 Метод политики как науки..................................................10

3.3 Определение государства...................................................10

3.4 Политическое устройство. Законы...........................................10

3.5 Состав государства........................................................11

3.6 Гражданин.................................................................11

3.7 Происхождение государства.................................................12

3.10 Монархия.................................................................13

3.11 Аристократия.............................................................13

3.12 Полития (республика).....................................................13

3.13 Тирания..................................................................13

3.14 Олигархия................................................................13

3.15 Демократия...............................................................13

3.16 Связь между формами политического  устройства.............................14

3.19 Главная задача правителей................................................15

3.20 Рабство..................................................................15

3.21 Вывод....................................................................16

4. Заключение.................................................................17

                                              

1.Введение

 

История политических учений занимает важное место не только в политологи, но

и в системе общественных наук в  целом, ибо в политических учениях  находят

свое выражение социально-экономические  интересы различных классов и

социальных групп. А поскольку  эти интересы нуждаются в защите со стороны

политической власти, то эта нужда  и побуждает как господствующие классы, так

и угнетаемых разрабатывать и обосновывать свои теории.

Помимо этого, история политических учений — это колоссальный опыт, без

которого не может решаться ни один важный вопрос современной политической

жизни. Этот опыт включает в себя множество  оригинальных решений, актуальных и

для современного периода, предоставляя ученым и практикам уникальную

возможность сравнивать свои изыскания  с прошлой практикой, с предыдущими

оригинальными находками.

Уже  в древних государствах Востока существует своя политическая идеология.

Это — теория божественного происхождения  государства и культа верховного

правителя.

Наряду с теорией божественного  происхождения власти в учениях  Древнего мира

зарождаются и основы политической философии, юриспруденции, складываются

политико-социалогические подходы к политологическим изысканиям. Это, в первую

очередь, касается Древней Греции и Рима.

Особенности  ландшафта Греции, ее многочисленные связи с заграницей

создавали плодотворные коммуникации с другими государствами, многообразие

культурных стилей  заключало  в себе богатство политической жизни  с активным

участием граждан в правлении. Здесь легитимность (признание) власти перестала

быть теократической, в государствах и между государствами велась ожесточенная

борьба за власть.

Именно в Древней Греции сложилось  и получило всестороннее развитие такое

общественно-политическое образование, как полис, который одновременно был и

городом-государством, олицетворяя  собой гражданскую жизнь. От него, по

существу, произошли все основные политические понятия: политика, политическое

искусство, политическое знание, политическое управление и д.р.

Развитие политической мысли Древней  Греции  характеризуется рядом  черт:

1.                                            поиском идеальной модели

государства, способной обеспечить справедливость и порядок;

2.                                            рассмотрением политики как

единственной формы цивилизованного  бытия человека, предполагавшей

нерасчлененность государства, общества и отдельного индивида;

3.                                            отсутствием четкой границей

между философией,  этикой и политикой, что определило морализаторский,

поучительный характер работ по политической проблематике;

4.                                            ограниченным рационализмом

политической мысли, обусловленным  заметным влиянием религии.

Политические знания в античности существовали в философско-этической  форме,

поскольку все философы Древней  Греции в той или иной мере касались вопросов

власти, управления государством.

Однако наиболее существенный вклад  в развитие политической мысли внесли

древнегреческие философы Платон (427 —347 до н. э.) — автор работ

“Государство” и “Законы”, а так  же его ученик Аристотель, написавший

знаменитый трактат “Политика”

    

 

2.Политические  воззрения Платона

 

Платон (427-347 гг. до н. э.) происходил из семьи афинской землевладельческой

знати, получил хорошее образование, много путешествовал, затем создал свою

философскую школу в Афинах, с  которой были связаны последние 20 лет его

жизни. Платона считают “отцом”  политической науки. Его воззрения  существенно

менялись на протяжении его долгой жизни. Если в ранних его работах  “Апология

Сократа”, “Протагор”, “Критон” доминируют  взгляды и метод Сократа —

рационализм, то в более поздних  —“Государство”, ”Политика”, ”Парменид”,

Законы” прослеживаются религиозно- мифологические мотивы. Главным в  учении

Платона является его воззрение  о двух мирах — мире идей и  мире явлений.  Мир

идей это истинное бытие, вечно  неизменный божественный проект изменческого

человеческого мира,  мир явлений  — это нечто мнимое, подвижное, искаженная

копия мира идей.

    

2.1 Формы государства.

 

Отрицательный тип государства  выступает в четырех формах: как  тимократия,

олигархия, демократия и тирания. В сравнении с идеальном государством, каждая

из этих форм есть последовательное ухудшение или извращение формы  идеальной.

В отрицательных формах государства  вместо единомыслия налицо раздор, вместо

справедливого распределения обязанностей — насилие и насильственное

принуждение, вместо стремления правителей и воинов-стражей к высшим целям

общежития — стремление к власти ради низких целей, вместо отречения  от

материальных интересов — алчность.

Первой во времени из этих отрицательных  форм выступила, по Платону,

тимократия, т. е. власть, основанная на господстве честолюбцев. В тимократии

первоначально сохранились черты  совершенного строя; здесь правители  пользуются

почетом, воины свободны от земледельческих  и ремесленных работ и от всех забот

материальных, трапезы общие, упражнения в воинском искусстве и гимнастика

процветают. Однако со временем охотники до драгоценных металлов начинают в

тайне собирать и хранить золото и серебро в стенах своих жилищ, и, при участии

в этом жен, образ жизни меняется на роскошный.  Так начинается переход от

тимократии к олигархии — господством немногих над большинством. Это

правление, основывающееся на переписи  и на оценке имущества, так, что в  нем

властвуют богатые, а бедные не имеют  участия в правлении.  В олигархическом

государстве не выполняется основной закон жизни общества. По Платону, закон

этот в том,  чтобы каждый член общества “делал свое” и притом “только свое”.

Напротив, в олигархии, во-первых, часть  членов общества занимаются каждый

самыми  различными делами — и  земледелием, и ремеслами, и войной. Во-вторых, в

олигархии право человека, на полную распродажу накопленного им самим имущества

приводит к тому, что такой  человек превращается  в совершенно бесполезного

члена общества, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.

Дальнейшее     развитие олигархии  приводит, по Платону, к последовательному

развитию ее в еще худшую форму  государственного  устройства, но правление  в

обществе, в котором противоположность между богатыми и бедными обостряется еще

сильнее, чем при олигархии. Рост возмущения бедных против богатых приводит к

восстанию. Если восстание заканчивается  победой бедняков, то они часть  богачей

уничтожают, другую часть изгоняют, а государственную власть и функции

управления разделяют между  всеми оставшимися членами общества. Это и есть

демократия.

Наихудшей формой отклонения от идеального государства Платон признал тиранию

. Это власть одного над всеми  в обществе. Возникает эта власть, подобно

предыдущим формам, как выражение  предшествующей ей демократической  формы

правления. Тиран вырастает ни из чего долее, как из корня, называемого

представительством. В первые дни и в первое время он “ улыбается и обнимает

всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном  и

общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и

притворяется милостивым и кротким  в отношении ко всем”. Тирану необходимо

непрерывно затевать войну, чтобы  простой народ чествовал потребность  в вожде.

Так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть и так  как граждане,

способствовавшие  его возвышению, будут мужественно осуждать оборот, который

приняли события, то тиран, если захочет  удержать власть, вынужден будет

исподволь уничтожать своих осудителей, “пока не останется у него ни друзей, ни

врагов, от которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы”.

[1]

    

2.2 Идеальное государство.

 

Исходя из этого полустата, Платон моделирует идеальное государство (идеальное

- в смысле соответствия идеям  Платона). Раскрывая смысл этого  государства,

Платон выделяет следующие его  черты:

· подобно космосу и человеческой душе, у которых есть три начала, в

государстве должно быть три сословия: разумному началу души соответствуют

философы - правители, яростному началу - воины-охранители, деловому -

земледельцы и ремесленники. Самовольный  переход из низшего сословия в высший

недопустим и является тягчайшим  преступлением. “заниматься своим делом и не

вмешиваться в чужие - это и есть справедливость”. Платоновское определение

справедливости было призвано оправдать  общественное неравенство, деление

людей на высших и низших от рождения;

· в идеальном государстве функционирует  хорошо отлаженная система обучения и

воспитания, которая должна способствовать воспроизводству трех сословий.

Важную роль в этой системе играет не только изучение математики и философии,

но и распространение “благородного  вымысла” о том, что хотя люди и  рождаются

неравными, их долг как членов полюса - жить в мире, согласии и братстве;

· аристократическая форма правления, обеспечивающая руководство государством

лучшими и благородными его представителями.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает

справедливость. Каждому гражданину государства справедливость отводит  особое

занятие и особое положение. Господство справедливости сплачивает

разнообразные,  и даже разнородные  части государства в целое, запечатленное

единством и гармонией. Это наилучшая  государственная система должна, по

Платону, обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые

были бы способны обеспечить государству  решение самых важных задач. Такое

государство, во-первых, должно обладать силой собственной организации  и

средствами ее защиты, достаточными для сдерживания  и отражения  враждебного

окружения; во-вторых, оно должно осуществлять систематическое снабжение всех

членов общества необходимыми для  них материальными благами; в-третьих, оно

должно руководить и направлять высокое развитие духовной деятельности

творчества. Выполнение всех этих задач  означало бы осуществление идеи блага

как высшей “идеи”, правящей миром.

В государстве Платона необходимые  для общества в целом функции  и виды работы

разделены между специальными разрядами его граждан, но в целом образуют

гармоническое сочетание. За основу распределения  граждан Платон взял различие

по аналогии с разделением хозяйственного труда. В разделении труда Платон

видит фундамент всего современного ему общественного и государственного

строя. Он исследует и происхождение  существующей в обществе специализации  и

состав отраслей  получившегося  таким образом разделения труда.

Основная мысль Платона в  утверждении, что потребности граждан, составляющих

общество, разнообразны, но способности  каждого отдельного лица к удовлетворению

этих потребностей ограничены: “Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и

имеет нужду во многих”. Отсюда необходимость  возникновения общежития, или

“города”, “когда один из нас привлекает других либо для той, либо для иной

Информация о работе Аристотель его вклад в развитие политической мысли