В первых же воздушных боях
выявилась,например, такая важная особенность
самолета, как его живучесть.Она
включала в себя способность самолета,
несмотря на полученные повреждения, продолжать
боевые действия или полет.Проверка в
реальном бою показала исключительную
живучесть самолета ЛаГГ-3.Осенью 1942 года
в небе над Сталинградом появился новый
советский истребитель-Ла-5, созданный
конструкторским бюро под руководством
Лавочкина.С удивительным доверием относился
к самолету Ла-5 будущий трижды Герой Советского
Союза генерал-полковник авиации И.Н.Кожедуб.В
1944 году И.Н.Кожедуб пересел с Ла-5 на Ла-7и
сбил еще 17 вражеских машин.Легко управляемый
Ла-5 развивал скорость на 40-50 километров
в час больше германского истребителя
Ме-109.С появлением Ла-5 решалась проблема
большой государственной важности, так
как на нем стоял двигатель не водянрго,
а воздушного охлаждения.Ко времени битвы
на Курской дуге гитлеровцы послали на
фронт свой новейший истребитель " Фокке-Вульф-190",
на котором тоже стоял двигатель воздушного
охлаждения.Но новый самолет Лавочкина
по своим летно-техническим данным превосходил
более тяжелый и инертный "Фокке-Вульф-190".
В конце 1943 года появился истребитель,
скорость полета которого достигала на
боевой высоте 680 километров в час, а на
высоте свыше 7 тысяч метров-705 километров
в час.Это был новый-Ла-7, на нем же была
установлена третья 20-миллиметровая пушка.
Коллектив конструкторов, возглавляемый
А.С.Яковлевым, создал впоследствии еще
более совершенный истребитель, получивший
название Як-9 и ставший самым массовым
истребителем ВВС в годы войны.Их было
построено свыше 14 тысяч.Як-9 дал начало
целой семье истребителей многоцелевого
назначения-дальнего действия, высотному
перехватчику, истребителю противовоздушной
обороны, разведчику, истребителю-бомбардировщику.Был
создан и Як-9У (усиленный) , на котором
стоял мощный новый мотор конструкции
Климова.Максимальная скорость ЯК-9У состовляла
700 километров в час, а дальность 900 километров.Конструкторское
бюро А.С.Яковлева разработало в 1943 году
еще один самолет-легкий, высокоманевренный,
скоростной истребитель Як-3.Это был самый
быстроходный истребитель мира.Создание
и освоение в серийном производстве более
совершенных истребителей позволило в
1943-1944 годах полностью прекратить выпуск
ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, и даже такой замечательный
Ла-5фн.Истребительная авиация стала пополняться
в основном самолетами Ла-7, Як-3, Як-9.Самолеты
Ла-7, а также Як-3 и Як-9У явились своеобразным
итогом работы советских конструкторов
по развитию винтомоторной истребительной
авиации в годы войны. Еще накануне войны
в ближнебомбардировочную авиацию стали
поступать пикирующие бомбардировщики
Пе-2, созданные конструкторским коллективом
под руководством В.М.Петлякова.Они превосходили
по скорости врага и не уступали некоторым
типам истребителей.Другим фронтовым
бомбардировщиком был самолет конструкции
А.Н.Туполева.Испытания показали, что Ту-2
превосходил все существовавшие в то время
фронтовые бомбардировщики. Его скорость
почти на 100 километров превышала скорость
основного серийного немецкого бомбардировщика
"Юнкерс-88".Самолет имел большой потолок
и мог нести значительную бомбовую нагрузку.
Труднее обстояло с дальней бомбардировочной
авиацией.Еще за несколько лет войны конструкторский
коллектив В.М.Петлякова создал дальний
бомбардировщик Тб-7 (Пе-8), воплотивший
последние достижения передовой авиационной
науки и техники и превосходивший по дальности
полета аналогичные зарубежные образцы,
в том числе и американскую "летающую
крепость" "Боинг В-17".Однако освоение
самолета затянулось.В 1940 году и в первой
половине 1941 года выпустили всего 11 боевых
машин.Когда же началась война и потребовалось
резко увеличить парк дальней бомбардировочной
авиации, решили сделать это за счет Ил-4,
освоенного уже в серийном производстве,
хотя он не мог заменить полностью Пе-8
по своим летно-техническим и боевым данным.
Еще один дальний
бомбардировщик-Ер-2 конструкции Р.Л.Бартини
и В.Г.Ермолаева с большим радиусом
действия, обладавший хорошими пилотажными
качествами, с дизельным двигателем
мог брать максимальную бомбовую
нагрузку до 5 тонн, причем внутри фюзеляжа
помещалась бомба весом 2 тонны.Основным
дальним бомбардировщиком оставался в
течение всей войны Ил-4.По многим данным
Ил-4 не уступал зарубежным образцам подобного
класса, а иногда и превосходил их.По мере
того как самолеты становились совершеннее
и росло их число, мы снимали с производства
устаревшие модели.В начале 1942 года новые
самолеты состовляли в истребительной
авиации 46,4 процента, а к концу войны-96,2
процента. Мы перестали выпускать самолеты
старых марок.Из восьми типов истребителей,
производившихся в 1941 году, к концу войны
осталось только три.За это время количество
типов бомбардировщиков сократилось с
девяти до пяти.Из 18 типов боевых самолетов,
выпускавшихся в начале войны, к 1945 году
осталось лишь 10.Почти в два раза сократилось
за это время количество типов моторов.Из
общего числа боевых самолетов всех назначений
больше всего было произведено в годы
войны штурмовиков конструкции С.В.Ильюшина
40 тысяч, затем истребителей конструкции
А.С.Яковлева-37 тысяч и истребителей конструкции
С.А.Лавочкина-22 тысячи.Фронтовых бомбардировщиков
конструкции В.М.Петлякова создано 11 тысяч,
бомбардировщиков конструкции С.В.Ильюшина-6,5
тысячи, фронтовых бомбардировщиков конструкции
А.Н.Туполева -около 800.Истребителей конструкции
А.И.Микояна и М.И.Гуревича выпустили 3,5
тысячи.Таким образом, в годы войны было
осуществлено не просто техническое оснащение
ВВС, а, можно сказать, их полное перевооружение
новыми видами боевой техники. Из месяца
в месяц, из года в год изменялось и общее
соотношение сил советской и фашистской
авиации на советско-германском фронте
в нашу пользу.И это несмотря на то, что
руководство гитлеровской Германии принимало
все меры, чтобы как-то догнать нас по выпуску
самолетов или хотя бы восполнить свои
боевые потери.Начиная с 1943 года авиационная
промышленность Германии резко стала
увеличивать выпуск самолетов.В 1944 году
их было произведено рекордное количество
-37,9 тысячи.Однако самолетный парк люфтваффе
по сравнению с 1943 годом остался, можно
сказать, прежним, так как за 1944 год потери
ВВС Германии на всех фронтах составили
необычайно большую цифру-свыше 32 тысяч
боевых самолетов.Производство едва покрывало
потери, а в начале 1945 года уровень его
к тому же значительно упал.Общая численность
самолетов фашистской Германии снизилась
настолько, что былая мощь люфтваффе жила
теперь только в воспоминаниях.