Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:27, контрольная работа
Демократический режим характеризуется либеральными методами управления обществом со стороны государства, соблюдением общепризнанных прав и свобод человека, политическим плюрализмом.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии…………………………………………………………………..……4
2. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии………………………………..6
3. Дайте сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны……….9
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованной литературы………………………….………………..14
6.Разделение властей,
создание сдержек и
7.Ограничение власти
Недостатки классической либеральной демократии следующие:
1.Социально-классовая
2.Формальность и, как
следствие, декларативность
3.Ограниченность сферы
демократии и политического
4.Принижение роли государства
в управлении обществом и
5.Чрезмерный ценностный
индивидуализм, игнорирование
Несмотря на существенные различия, разнообразные коллективистские теории демократам имеют ряд общих черт. К ним относятся: 1) коллективизм в трактовке народа, признание народа единым однородным целым, имеющим объективные, существующие еще до своего осознания общий интерес и волю; 2) отсутствие противоречий внутри народа, рассмотрение политической оппозиции как патологии или врага, подлежащего насильственному устранению; 3) коллективистское понимание свободы как активного равно-нравного участия гражданина в делах всего государства и общества; 4) тоталитарность, всепроникающий абсолютный характер власти, на деле осуществляемой вождями, отождествляемыми с народом (классам, нацией), полная беззащитность меньшинства, в том 'числе отдельной личности; 5) устранение самой проблемы прав человека, поскольку целое — государство — и без того заинтересовано в благополучии своих собственных составных частей; 6) всеобщая политическая мобилизация, преимущественно прямое участие граждан в управлении, рассмотрение представительных органов и должностных лиц не как самостоятельных в пределах закона и ответственных за принятые решения руководителей, а лишь как проводников воли народа, его слуг; 7) декларирование социальной демократии, перенесение главного акцента с юридического провозглашения политических прав на обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении.
Теории коллективистской демократии показали свою практическую несостоятельность или, по меньшей мере, несовместимость с демократией в ее либеральном понимании. Попытки их осуществления неизбежно приводили к появлению нового господствующею класса — номенклатуры, к тоталитаризму, подавлению всякой индивидуальной свободы, террору против инакомыслящих. Оказалось, что власть народа (класса, нации) не может быть реальной без гарантий индивидуальной свободы и других прав личности, без признания и институционального закрепления ее роли как первичного источника власти.
Так называемая общая воля, "классовый", "национальный" или "общенародный" интересы представляют собой вымысел, миф, оправдывающий политическое господство одного лица или группы в том случае, если они определяются без равноправного участия отдельных свободных личностей и рассматриваются как неоспоримые, устанавливающие рамки дозволенного для политической активности граждан, границы демократии.
Можно выделить следующие общие основополагающие идеи плюралистической демократии: 1) заинтересованная группа - центральный элемент демократической политической системы, гарантирующей реализацию интересов, прав и свобод личности; 2)общая воля как результат конфликтного взаимодействия различных групп и их компромиссов; 3) соперничество и баланс групповых интересов — социальная основа демократической власти, ее динамики; 4) сдержки и противовесы распространяются не только на институциональную сферу (либерализм), но и на социальную область, где ими выступают группы-соперники; 5) "разумный эгоизм", личный и, особенно, групповой интересы как генераторы политики; 6) государство — не "ночной сторож" (либерализм), а орган, ответственный за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддерживающий в обществе социальную справедливость. Плюралистическая теория демократии нашла признание и применение во многих странах мира. Однако ее идеи небесспорны и подвергаются критике. Одним из исходных недостатков этой теории нередко считают идеализацию действительности, преувеличение групповой идентификации населения, участия граждан в группах интересов. В странах Запада реально лишь не более одной трети взрослого населения представлены в группах интересов. Поэтому построенная по плюралистическим рецептам модель демократии не будет властью большинства.
Второе, важнейшее направление критики теории плюралистической демократии обвиняет ее в игнорировании или недостаточном учете неравенства политического влияния различных общественных групп и прежде всего приоритетного влияния на власть бизнеса, бюрократии, профсоюзов, военно-промышленного комплекса.
В современной политической
мысли не только подвергается сомнению
соответствие плюралистической теории
реальной жизни, но и критикуется сама
модель такой демократии. Утверждается,
что плюралистическая демократия консервативна,
поскольку для принятия решений требует
широкого согласия всех заинтересованных
групп, что трудно обеспечить на деле,
особенно в периоды политического реформирования.
Такая демократия сводит общую волю к
низшему порогу достижимого в обществе
согласия.
Заключение
Демократия — это
такой режим, когда народ тем
или иным способом участвует
в принятии решений и контроле
за их выполнением, когда
Суть демократии во всех видах — постоянный диалог народа с властью, а также между социальными группами и представляющими их политическими структурами с целью повышения взаимопонимания и постоянного учета результатов диалога при принятии решений. В идеале диалог выступает как форма интеграции общества, на практике же возможности сторон в этом диалоге не равны в связи с существенными различиями в экономических, политических, информационных и иных ресурсах.
Административное внедрение демократических процедур, их механический перенос на чуждую им социальную почву, может вступить в противоречие с национальной психологией и личностной культурой, что дает вместо диалога конфликт несовместимых монологов.
В настоящее время в России продолжает господствовать авторитарный политический режим: принципы демократии сочетаются с элементами личной власти.
Список использованной литературы
1. Политология: учеб. для студентов вузов/ Р.Т. Мухаев.- 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005- 495с.
2. Пугачев В.П., Соколов А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002.- 477с.
3. Категории политической
науки Учебник. – М.: Московский
государственный институт
4. Бешлер Ж. Демократия. Аналитический очерк. М., 1994. С.168-187.
6. Эйзенштадт Ш.Н. Парадокс
демократических режимов:
7. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века: пер. с англ. М., 2003. С.338.
8. Оффе К. Дилемма