Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 14:28, доклад
Этимология термина демократия восходит к корням двухгреческих слов - demos - народи kratos – власть и в буквальном переводе означает “народовластие” или “власть народа”. Традиционно считается, что прообразом демократии были древнегреческие Афины — город-государство в VI-V в. в. до н. э.Становление демократии уже не в качестве отдельных элементов, а в виде системы достаточно близко подходящей к теоретической модели современного демократического режима, началось много позже, в XVII-XVIII веках. Этот процесс развивался прежде всего в таких странах Европы, какАнглия, Франция, Голландия, а также США. Социально-экономическими истокамистановления демократии в этих странах были бурный рост товарно-денежных отношенийи торговли, развитие городов в качестве центров сосредоточения производства и накопления финансовых ресурсов; великие географические открытия ивозросшая экономическая роль колоний, ряд научно-технических открытий иизобретений, позволивших осуществить переход от ручного к машинному производству,развитие средств транспорта и связи. Все это приводило к росту противоречий между становящимся все более экономически могущественным так называемым третьимсословием и старой родовой аристократией. Это противоречие потребовало радикального изменения не только политического статуса третьего сословия, но и изменения политического режима в целом. Опираясь на политические идеи таких радикальных мыслителей как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.. - Ж . Руссо, Т. Пейн, Т. Джефферсон и ряда других Народы Англии, Франции, США сумели не только одержатьпобеду над абсолютизмом, заложив политические, правовые и экономические основыбудущей демократии в своих странах, но и создали необходимые предпосылки для такойсоциальной реструктуризации общества, которая сделала практически необратимойзадачу создания многочисленного среднего класса, который и составил впоследствиисоциальную опору будущему демократическому режиму.
Демократия. Демократический политический режим
Этимология термина демократия восходит к корням двухгреческих слов - demos - народи kratos – власть и в буквальном переводе означает “народовластие” или “власть народа”. Традиционно считается, что прообразом демократии были древнегреческие Афины — город-государство в VI-V в. в. до н. э.Становление демократии уже не в качестве отдельных элементов, а в виде системы достаточно близко подходящей к теоретической модели современного демократического режима, началось много позже, в XVII-XVIII веках. Этот процесс развивался прежде всего в таких странах Европы, какАнглия, Франция, Голландия, а также США. Социально-экономическими истокамистановления демократии в этих странах были бурный рост товарно-денежных отношенийи торговли, развитие городов в качестве центров сосредоточения производства и накопления финансовых ресурсов; великие географические открытия ивозросшая экономическая роль колоний, ряд научно-технических открытий иизобретений, позволивших осуществить переход от ручного к машинному производству,развитие средств транспорта и связи. Все это приводило к росту противоречий между становящимся все более экономически могущественным так называемым третьимсословием и старой родовой аристократией. Это противоречие потребовало радикального изменения не только политического статуса третьего сословия, но и изменения политического режима в целом. Опираясь на политические идеи таких радикальных мыслителей как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.. - Ж . Руссо, Т. Пейн, Т. Джефферсон и ряда других Народы Англии, Франции, США сумели не только одержатьпобеду над абсолютизмом, заложив политические, правовые и экономические основыбудущей демократии в своих странах, но и создали необходимые предпосылки для такойсоциальной реструктуризации общества, которая сделала практически необратимойзадачу создания многочисленного среднего класса, который и составил впоследствиисоциальную опору будущему демократическому режиму.
Принципы демократии.
Классическое
определение демократии принадлежит
американскому президенту А. Линкольну:
"Демократия – это власть народа,
избранная народом и для
Ядром демократии, ее основополагающей идеей является суверенитет народа. Понятиедемократии как власти суверенного народа включает в себя: 1) народ являетсяединственным и высшим источником власти в стране; 2) государственная власть только тогда может считаться легитимной, когда ее формирование и существование поддержано народом в соответствии с нормами права путем свободного волеизъявления избирателей на свободных выборах; 3) народ имеет безусловное право самостоятельно решать свою судьбу, и по важнейшим для судеб страны и народа вопросам власть, как правило, обязательно должна опираться на явно выраженное одобрение народа; 4) народ сам выбирает себе представителей, имеет рычаги реального влияния на их деятельность, а также конкретные механизмы контроля за деятельностью государства и корректировки его деятельности в период между выборами; 5) в период выборов и в соответствии с нормами права народ имеет безусловное право и реальный механизм смены власти, а также структурного изменения характера государственной власти; 6) в случае явного злоупотребления власти доверием народ, перерастания власти из инструмента реализации интересов народа в инструмент тирании над народом, народ имеет безусловное право досрочно отстранить от власти такое правительство.
Второй важнейшей характеристикой демократии является то, что эпицентром такого устройства общества и такого способа организации власти является личность человека, которая признается наивысшей ценностью в стране. Это означает:
• общество и народ в целом рассматриваются не как некое монолитное образование,выражающее столь же монолитную единую волю, а как сумма независимых индивидов,отражающая сумму частных интересов отдельных личностей;
• признается безусловный приоритет интересов личности, т.е. приоритет суммычастных интересов отдельных независимых индивидов над интересами государства;
• признается, что всякая личность от рождения наделяется определенной суммойправ и свобод и прежде всего - суммой так называемых естественных и поэтомунеотъемлемых прав и свобод, среди которых основными являются право на жизнь; правона личную свободу, независимость и неприкосновенность; право на частнуюсобственность. Эта триада естественных прав определяет основы бытия человека в обществе, обеспечивая в том числе и право на уважение достоинства личности и право на то, чтобы прожитьсвою жизнь в достойных человека условиях; безусловное право жить в своей стране, насвоей земле, в своем доме; наконец, право на то, чтобы человек мог создать свою семью исам смог воспитать своих детей. Поскольку источником этихестественных и неотъемлемых прав и свобод является не общество, не государство идаже не семья каждого индивидуума, а сама природа человека, то эти права не только немогут быть поставлены под сомнение, ограничены или изъяты у индивида, но фактическиони изымаются из ведения общества и государства. Кроме этого личность вдемократическом обществе имеет и другие многочисленные права и свободы(политические, гражданские, экономические социальные т.п.), многие из которых фактически приобретают статус неотъемлемых.
Понятие право человека означает совокупность правовых норм взаимоотношений свободных индивидов между собою, а также с государством и обществом в целом, обеспечивающих возможность действовать по своему выбору и получать определенные блага для жизни.
Права, обеспечивающие
возможность выбора в поведении
и деятельности человека, составляют
свободы. Права и свободы человека,
как важнейший элемент
Права личности делятся на негативные, охраняющие свободу индивидаи включающие обязанности общества, государства не совершать негативных по отношению к личности действий (произвольного ареста, пыток, жесткого обращения и пр.) и позитивные, означающие обязанности государства, общества предоставлять индивиду определенные блага (право на труд, на образование, на отдых и т. д.). Кроме того, права и свободы подразделяются на гражданские (личные), политические (связанные с возможностью участия в политике), экономические, социальные, культурные и др.
Современная политико-правовая концепция прав и свобод человека закреплена в документах ООН. Один из основополагающих таких документов – Всеобщая Декларация прав человека, принятая в 1948 г., (в свое время не подписанная СССР и признанная им в президентство М. Горбачева). ВДекларации раскрываются гражданские и политические права и свободы, перечислены негативные и позитивные свободы (в том числе – свобода передвижения, совести, демонстраций и др.), раскрывается содержание экономических, политических и культурных прав, включая право на жизненный уровень, необходимый для поддерживания благосостояния и здоровья и многое другое. Всеобщая Декларация прав человека является частью международного акта о правах.Помимо ее ООН были приняты ряд другихДеклараций и Конвенций, направленных на защиту прав человека и его достоинства.
Третья характерная черта всех современных демократических режимов – плюрализм (от лат. рluralis - множественный), что обозначает признание в общественно-политической жизни множество различных взаимосвязанных и вместе с тем автономных, социальных, политических групп, партий, организаций, идеи и установки которых находятся в постоянном сопоставлении, соревновании, конкурентной борьбе. Плюрализм как принцип политической демократии выступает антиподом монополизма в любой его форме. К существенным признакам политического плюрализма можно отнести:
- множественность и состязательность субъектов политики, разделение властей;
- исключение
монополии на политическую
- многопартийность политической системы;
- многообразие каналов выражения интересов, свободный доступ к ним для всех;
- свободная борьба
политических сил,
- альтернативность
политических взглядов в
В нашей стране, как и во всех странах входивших в состав СССР, в процессе демократизации общества, после обретения независимости стал развиваться и реальный политический плюрализм. Однако этот процесс происходит в очень сложных условиях на всем постсоветском пространстве, где традиции тоталитарной системы еще очень живучи.
Рассмотренные выше три главные сущностные принципы демократии в значительной степени определяют и ее четвертую характерную черту - правовойхарактер и способ устройства и организации общества и власти. Это означает, чтовся деятельность власти достаточно жестко регламентируется правом. При этом под правом подразумевается даже нетолько и не столько совокупность законодательных актов, которая в данном случаевыступает в качестве формально конституированных норм права, а сумма хорошопонятных каждому человеку положений, в основу которых заложены: уважение кличности и признание ее естественных прав, свобод и законных интересов; традиционныепредставления о добре и справедливости, о нравственности и добродетели, а также оразумном, естественном порядке и ходе вещей, который позволяет так организоватьустройство общества и государства, таким образом построить модель взаимоотношениямежду личностью, властью и различными социальными группами, что каждый из этихкомпонентов имеет возможность заниматься своим делом, не мешать друг другу повзаимному динамичному развитию, процветанию и благоденствию.
Правовой характер демократического режима означает безусловное юридическоеравенство людей перед законом, что означает наличие одинаковых прав и одинаковыхобязанностей и меры ответственности граждан вне зависимости от пола и возраста; принадлежности к той или иной социальной, национальной, расовой, этнической,языковой, религиозной, профессиональной группе; вне зависимости от социальногоположения или происхождения, занимаемой должности,вероисповедания (или отсутствия такового), идеологическихубеждений, членства в партии (или отсутствия такового), уровняобразования, наличия заслуг перед обществом и государством или отсутствия таковых.
Одним из элементов современной демократии является принцип большинства изменивший извечный, казалось бы порядок в обществе – господства меньшинства над большинством. Принцип большинства в реальной политической практике не должен применяться формально и измеряться только количественной стороной (сведение демократии лишь к господству большинства открыло в последствии дорогу в СССР для манипуляции массами правящей государственно-партийной верхушкой, на возможность чего обратил внимание русский философ Н. Бердяев еще в первые годы после "Великой октябрьской революции" - такая опасность не устранена и в наши дни). В сведении демократии к власти большинства видит опасность и английский философ К. Поппер. Ведь большинство может править тираническими методами – предупреждает он, - и поэтому при демократии власть правящих сил должна быть ограничена.
Проблема ущемления большинством интересов меньшинства, что можно считать постоянным фактором нарушения стабильности политической и общественной системы, вызвала необходимость дополнения принципа большинства гарантией прав меньшинства. Французский политолог М. Дюверже фиксирует это требование в своем определении демократии как власти большинства, уважающего право меньшинства. В развитых демократических государствах существует правовая защита меньшинства – экономического, политического, идеологического, этнического, религиозного и др. Это проявляется, в частности, и в законодательном закреплении прав оппозиции («Теневой кабинет», руководство парламентскими комитетами и др.).
Таковы основные сущностные характеристики демократии, ее базовые принципы. Однако, понятно, что эти принципы демократии не могут быть реализованы “сами по себе”, они могут воплотиться в жизнь только посредством деятельности людей, опирающихся на определенные экономические, социальные, политические и правовые “несущие конструкции” демократии. Такими опорами в экономической сфере является частная собственность граждан, собственность которая создает реальные экономические основы для независимости личности от власти и от различных социальных, политических, религиозных и тому подобных групп и интересов.
В качестве основных
политических стабилизаторов и опор
демократии выступают: во-первых, многопартийная
система, основанная на принципах идейно-
Правовые гарантии демократии обеспечиваются существованием системы правовых законов, основанных на принципиально-демократической конституции страны, которую нельзя изменять в зависимости от политической конъюнктуры, а также системой независимого правосудия.
Основные формы и типы демократии.
Истории известны две основные формы демократии: прямая или непосредственная и представительская Исторически первой формой демократии была именно непосредственная демократия. Ее суть состоит в том, что народ сам, непосредственно, напрямую принимал решения по жизненно важным для общества вопросам, обходясь при этом без выборов представителей и не передоверяя последним права принятия решений. Примерами такой, непосредственной демократии можно считать древнегреческие города-государства (Афины, Спарту), Новгородскую феодальную республику. Такая форма организации демократии была характерна именно для ранней стадии демократии, когда этот политический режим только зарождался и еще только отдаленно напоминал демократию в современном смысле. Незначительное количество лиц, участвовавших в демократическом процессе, (насчитывало, как правило,3-6 тысяч человек), что позволяло им собираться на городской площади или в поле под стенами города и простым большинством голосов принимать решения.
Понятно, что современная демократия не может по форме быть непосредственной. Современные страны, в которых живут десятки или даже сотни миллионов человек, в которых признано правовое равенство всех граждан, в которых существует в тысячи раз более сложные, чем в древних Афинах, экономические, социальные, политические, правовые, технические, экологические и иные проблемы, просто технически не могут по форме функционировать как прямая демократия. Современная демократия по своей форме чаще всего выступает как представительская, т.е. такая, когда народ не сам, а через своих представителей (президента, депутатов, губернаторов, мэров и т.п.) реализует свои функции источника и носителя суверенной власти.