Динамика идеологических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях особое значение приобретает формирование личности как субъекта политики. Человек не рождается социальным, в том числе политическим, существом, хотя с момента своего появления на свет уже обладает необходимыми для формирования социальности потенциями в виде природных задатков. Социализация личности предполагает освоение различных форм социального опыта, включая политическую культуру. Индивид способен стать субъектом политики, лишь овладев политической культурой, т.е. в процессе политической социализации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Политическая культура и идеологические процессы 4
1.1 Понятие политической культуры 4
1.2 Политическая культура и идеологические процессы в Республике Беларусь 6
1.3 Профсоюзные организации в идеологических процессах 11
2. Идеология избирательных кампаний 12
2.1 Идеология избирательных кампаний в РБ 12
2.2 Участие СМИ в идеологических процессах 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16

Файлы: 1 файл

Идеология 41351 Седловец.docx

— 43.01 Кб (Скачать файл)

Отсюда  вытекают две важных задачи. Первая связана с теоретической разработкой  доктрины. Разрабатываемая идеология  белорусского государства для того чтобы выполнять интегративную  функцию, должна учитывать интересы не отдельных социальных групп, слоев, а интересы всей нации, т.е. она должна строиться на принципах, идеях, способных  объединить отличающиеся друг от друга  социальные группы (страты) в одно целое. Это непростая задача. Вторая задача, требующая решения, связана с наличием в нашем обществе реально функционирующих нескольких идеологий: наряду с идеологией белорусского государства в политической жизни белорусского общества функционируют и такие, как либеральная, либерально-демократическая, марксистская и др., имеющие своих многочисленных сторонников. Общество сталкивается с проблемой идеологического противостояния внутри страны. Но это противостояние выходит далеко за рамки нашего национального государства – ведь те или иные идеологии и их носители «подпитываются» из-за рубежа как материально, так и идейно (теоретически). Поэтому условия проведения в жизнь официальных идеологических установок в значительной мере отличаются от прошлой эпохи, когда в стране была признанной лишь единственная идеология.

Это те новые реалии, которые приходится учитывать в идеологическом процессе в современных условиях [1, с. 244 - 245].

1.3 Профсоюзные организации в идеологических  процессах

 

Важнейшим элементом политической системы  являются общественные организации  и движения. То есть социальные инструменты, позволяющие группам граждан  влиять на принимаемые в государстве  решения, отстаивать свои права. Общественной организацией являются и профсоюзы, объединяющие граждан по трудовому, профессиональному принципу. Первейшая  функция профсоюзов – обеспечение  соблюдения интересов своих членов и оказание помощи государству в  осуществлении его функций: регулировании  социальных отношений, экономической  и хозяйственной деятельности, культурно-воспитательной работы.

Место профсоюзов в политической системе государства  определяется не только массовым характером движения в целом (это самое крупное  общественное объединение в нашей  стране), но и признанием их со стороны  государства и объединений нанимателей  как равноправных партнеров.

Преобразования  в конституционно-правовом и социально-экономическом  устройстве Республики Беларусь обозначили новые ориентиры для государства, общества, политических партий, общественных объединений. Права и свободы  человека, гарантии их реализации конституционно признаны высшей ценностью общества и государства, а государство  провозглашено демократическим  социально-правовым. К числу основных прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит право граждан  на объединение в профессиональные союзы. Наделяя граждан правом объединяться в профсоюзы для защиты своих  экономических и социальных интересов, Основной Закон Республики Беларусь тем самым создает базу для  их профессионально-общественного  самоопределения.

Защита  экономических и трудовых прав работников – ключевое направление деятельности профсоюзов. Они призваны содействовать  реализации каждым работником конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать справедливую долю вознаграждения за труд, иметь достойный уровень жизни.

Федерация профсоюзов Беларуси, действуя в рамках Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», других актов законодательства Республики Беларусь, выступает за:

− последовательное построение демократического социального  правового государства;

− неуклонное повышение жизненного уровня населения  страны;

− строгое  соблюдение прав и гарантий трудящихся и профессиональных союзов;

− совершенствование  социального партнерства;

− сохранение стабильности, гражданского мира и  согласия в обществе;

− организационно-финансовое и кадровое укрепление профессиональных союзов [1, с. 326 - 327].

2. Идеология избирательных кампаний

2.1 Идеология избирательных кампаний в РБ

 

Выборы  являются важнейшей составной частью политического процесса в современных  демократических обществах. Во время  выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане. Право свободно избирать и быть избранным  в государственные органы согласно статье 38 Конституции Республики Беларусь относится к числу основополагающих прав граждан. Посредством свободных  выборов граждане могут отобрать наиболее достойных людей для  управления страной.

Для того чтобы избирательная  система функционировала успешно, она должна отвечать правовым нормам и принятым международным стандартам, а избирателям следует иметь  достаточные знания как о процедуре  выборов, так и о своих правах. Международные стандарты и критерии демократических, справедливых и конкурентных выборов определены рядом документов ООН и других международных организаций. Это Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, которую ратифицировала и Беларусь, Декларация о критериях свободных и справедливых выборов, принятая Советом Межпарламентского Союза 26 марта 1994 года, и другие документы. Регулярное проведение демократических, справедливых выборов выгодно с экономической точки зрения, ибо альтернатива демократическим выборам лишь одна – содержание огромного репрессивного аппарата.

В статье 21 Всеобщей декларации прав человека записано, что каждый человек имеет право  принимать участие в управлении своей страной непосредственно  или через посредство свободно избранных  представителей. Каждый человек имеет  право равного доступа к государственной  службе в своей стране. Основой  власти правительства должна быть воля народа, находящая своё выражение  в периодических демократических  выборах, проводимых при всеобщем и  равном избирательном праве путём  тайного голосования или же посредством  других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

2.2 Участие СМИ в идеологических процессах

 

Возникновение самой журналистики как социального  и политического института во многом определялось потребностями  общества, отдельных общностей, слоев, групп в идеологическом обосновании  своих интересов, прежде всего, в  сфере экономики и политики. В  последующем была открыта и сформулирована социальная закономерность — чем  более массовой и острой становится политическая деятельность в обществе, тем большую роль журналистика в  целом, средства массовой информации (СМИ), в частности, начинают играть в политических и идеологических процессах. Проявляется  это, в первую очередь, в том, что  именно СМИ становятся основным инструментом идеологической ориентации человека в современном мире. Иными словами, идеологически ориентирующая деятельность СМИ превращается в информационный процесс универсального типа, идущий параллельно идеологическому процессу.

Чтобы не говорилось о противоречивости самих процессов идеологизации, деидеологизации, реидеологизации и переидеологизации в обществе ХХІ столетия, массовая информация на практике всегда имела и будет сохранять идеологическую компоненту.

Следовательно, идеологические процессы, в свою очередь, также будут  всегда требовать информационного  обеспечения и сопровождения, так  как прежде всего СМИ способны реально осуществлять определенную ориентацию массовой аудитории, давая ей систематически и последовательно соответствующим образом подобранную и обработанную социально-политическую информацию, призванную формировать «параллельный» мировоззрению и здравому смыслу образ окружающего мира [1, c. 278 - 279].

А при этом основным механизмом реализации идеологически ориентирующейся деятельности СМИ является процесс формирования общественного мнения, который в широком смысле слова тождественен идеологическому процессу, и от которого, по мнению П. Бурдье, журналистика зависит сильнее, чем политика [5, c. 72]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Национальные черты политической культуры проявляются в том, как  самобытный уникальный психический  склад нации проявляется в  ходе решения обществом задач  экономической, политической, культурной и социальной сфер. При этом зависимость  между национальным характером и  политическими отношениями является двойственной. С одной стороны, национальный характер формируется под влиянием политических отношений прошлого, с  другой стороны, он оказывает воздействие  на политическую систему.

Одной из опор государства в обществе, а также силы, сплачивающей само общество являются профсоюзы в Беларуси. Участие профсоюзов в выработке и реализации социально-экономической политики государства, а также в контроле за ее исполнением дополняется идеологической работой, что способствует предотвращению конфликта между производителями и трудящимися.

Чтобы оценить идеологический компонент информационной политики белорусского государства, необходимо учитывать степень ее научной  проработки, а также то, насколько  она учитывает интересы и информационные потребности всех социальных групп. Не последнюю роль в осуществлении  идеологической функции белорусских  СМИ играет их правовое положение, профессионализм  и экономические условия деятельности.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Литература

[1] Князев, С.Н., Решетников, С.В.  Основы идеологии белорусского  государства / С.Н. Князев, С.В.  Решетников. Мн.: Академия управления  при Президенте Республики Беларусь, 2004. 690 c.

[2] Гегель Г.В.Ф. Философия  права. М., 1990. С.354.

[3] Новая философская энциклопедия. Т.2. – М., 2001. С.349.

[4] Котляров И.В Политические  партии Беларуси: миф или реальность? [Электронный ресурс] // Институт  социологии НАН Беларуси. 2012. 21 марта.  URL: http://socio.bas-net.by/artdetailed.php?id=28

[5] Бурдье П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т.В. Анисимовой и Ю.В. Марковой. — М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. С. 72.

Нормативно - правовые источники

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Мн.: Беларусь, 2000.

Всеобщая  Декларация прав человека. Принята  и провозглашена резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи Организации  Объединенных Наций от 10 декабря 1948 г. // Международное публичное право: Сб. док. – М., 1996. Т. 1. С. 460 – 464.

 


Информация о работе Динамика идеологических процессов