Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:31, контрольная работа
Основное предназначение компрессорных станций газопроводов - сообщение газу энергии путем сжатия его до определенного давления. Приобретенная газом энергия в последующем расходуется на преодоление газовым потоком гидравлического сопротивления трубопроводов.
Компрессорные станции (КС) являются одним из основных объектов газотранспортных систем. На них приходится порядка 25% всех капиталовложений в системы транспорта газа и 60% всех эксплуатационных расходов по этим системам.
Министерство образования Российской Федерации
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЙ
Методические указания по курсовому проектированию
для студентов специальности 0907-«Проектирование, сооружение, и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»
Утверждено редакционно - издательским советом Тюменского государственного нефтегазового университета
Составитель: Перевощиков С. И., профессор, к. т. н.
©Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2000 г.
1. ВВЕДЕНИЕ
Основное предназначение компрессорных станций газопроводов - сообщение газу энергии путем сжатия его до определенного давления. Приобретенная газом энергия в последующем расходуется на преодоление газовым потоком гидравлического сопротивления трубопроводов.
Компрессорные станции (КС) являются одним из основных объектов газотранспортных систем. На них приходится порядка 25% всех капиталовложений в системы транспорта газа и 60% всех эксплуатационных расходов по этим системам.
Надежность и экономичность транспорта газа в значительной мере определяются надежностью и экономичностью КС. Поэтому проектирование и эксплуатация компрессорных станций должны осуществляться с учетом современных достижений науки и техники и перспектив развития районов расположения станций.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Компрессорные станции
Общие технико-экономические
В силу отмеченного основное внимание при проектировании и эксплуатации КС уделяется газоперекачивающим агрегатам (ГПА) и их вспомогательным системам, определяющим эффективность работы ГПА.
Данное обстоятельство учитывается при составлении тематики курсовых работ.
2.2. Курсовая работа может быть посвящена либо проектированию КС, либо эксплуатация ее. Возможны и смешанные варианты. Во всех случаях работа состоит из графической части, которая выполняется на одном листе 24 формата и расчетно-пояснительной записки объемом 15-20 страниц, выполненной с соблюдением требований ЕСКД.
Графическая часть содержит комментарии
в расчетно-пояснительной
Расчетно-пояснительная
2.3. Проект компрессорной станции
в объеме курсовой работы
Примерный перечень тем спецраздела:
- разработка узла очистки
- разработка установки очистки газа;
- разработка установки
- разработка установки подготовк
- разработка вариантов и
- технологический расчет
В графическую часть данного варианта работы входит технологическая схема КС и технологическая схема разработанной в спецразделе установки или чертеж оборудования КС.
2.4. Курсовая работа, посвященная вопросам эксплуатация КС а также содержит общую часть и спецраздел. Общая часть состоит из расчета режимов работы КС на различные условия эксплуатации станции с выбором оптимальных способов регулирования режимов работы КС.
Примерный перечень тем спецраздела:
- расчет режимов работы
- расчет расхода газа на
- анализ технического состояния ГПА по данным эксплуатации и разработка мероприятий по повышению надежности ГПА.
Графическая часть работ данного вида состоит из выполненных на одном листе технологической схемы КС и графической иллюстрации спецраздела. В качестве последней могут быть использованы: чертеж АВО, тепловая схема ГТУ с технической характеристикой ее и вспомогательных систем ГТУ.
2.5. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно. Завершенная работа подписывается исполнителем и сдается в установленные заданием сроки на проверку консультанту. Последний решает вопрос о степени готовности работы и допуске ее к защите. Законченная работа защищается перед комиссией.
2.6. Настоящие методические
2.7. При выполнении курсовой работы, данные методические указания подлежат обязательной проработке по всем разделам: по разделам, указанным в задания, выполняются соответствующие расчеты и графические построения, по остальным разделам - проработка рекомендованной литературы.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ РАБОТЫ
3.1. Выбор основного оборудования КС.
К основному оборудованию КС относятся компрессорные машины (КМ) и приводящие их двигатели. Для транспорта газа применяется в основном центробежные нагнетатели и поршневые компрессоры - газомотокомпрессоры (ГМК). Каждый тип компрессорных машин имеет свою область рационального применения.
ГМК экономичнее нагнетателей при производительности КС (газопровода) менее 10 млн.м3/сут, нагнетатели - при производительности КС более 15 млн.м3/сут. В интервале производительностей 10-15 млн.м3/сут экономические показатели транспорта газа ГМК и нагнетателями примерно одинаковы1.
Суточная производительность КС определяется по годовой с помощью следующего выражения /1/
где Qгод - годовая производительность КС (газопровода) при стандартных условиях млрд.м3/год;
- коэффициент использования
пропускной способности
Kрс ,Kэт – коэффициенты, учитывающие запас пропускной способности газопровода для обеспечения газоснабжения соответственно в периоды повышенного спроса на газ и в периоды экстремально повышенных температур, приводящих к снижению мощности ГПА, Kрс =0,95, Kэт=0,98;
- коэффициент учитывающий запас пропускной способности газопровода на случай аварийных отказов линейной части газопровода и КС, принимается по приложению I.
После определения экономичного типа компрессорной машины для проектируемой КС производится выявление оптимального варианта КС - то есть определяется оптимальная марка ГПА, число и схема соединения машин данной марки на КС, количество ступеней сжатия КС.
Для этого из множества компрессорных машин требуемого типа /2/ /3/ /4/ /5/ предварительно выбирается 3÷4 машины разных марок, отличающихся подачей и степенью сжатия (или давлением нагнетания). К рассмотрению принимаются машины, число которых на КС будет находится в пределах 2÷6 - для нагнетателей и 2÷13 - для ГМК. Кроме того, подбираемые машины в расчетном режиме работы и в возможных при эксплуатации режимах не должны иметь политропический КПД ниже 0,8 (для центробежных нагнетателей).
При производительности КС более 15 млн.м3/сут для каждой марки предварительно выбранного нагнетателя рассматривается два подварианта КС - с одноступенчатым сжатием и с двухступенчатым сжатием (для полнонапорных нагнетателей рассматривается один подвариант - с одноступенчатый сжатием). При производительности КС 10÷15 млн.м3/сут - также два подварианта, но с двух и трехступенчатым сжатием. Во всех случаях число машин на КС должно находится в ранее отмеченных пределах.
Для каждого варианта и подварианта КС определяется число резервных машин (приложение 2), степень сжатия КС ε и удельные приведенные расходы на станции с учетом типа привода /2/ /З/ /4/ /5/. На основе значений ξ и Ск рассчитывается комплекс (1). Окончательно принимается тот вариант (подвариант) КС, которому отвечает наименьшее значение комплекса (1).
(1)
Если производительность КС находится в пределах 10÷15 млн.м3/сут, то экономичный тип компрессорной машины и оптимальный вариант КС находится одновременно. Для этого по выше рассмотренной методике производится сравнение двух-трех вариантов КС с ГМК и двух-трех вариантов КС с центробежными нагнетателями.
В качестве привода компрессорных машин на КС обычно применяются поршневые газовые двигатели, газовые турбины и электродвигатели. От выбора типа привода компрессорных машин во многом зависят технико-экономические показатели КС и удобства ее эксплуатации.
Газомотокомпрессоры, как правило, приводятся поршневыми газовыми двигателями, которые конструктивно оформляются за одно целое с ГМК.
Центробежные нагнетатели
В интервале 50-300 км тип привода
устанавливается технико-
При равенстве приведенных затрат (комплекса χ) для обоих типов привода2 предпочтение обычно отдается электроприводу, как более безопасному, не связанному с расходом транспортируемого газа, упрощающему технологическую схему КС, менее подверженному влиянию внешних условий, более безотказному и с меньшим сроком восстановления при ремонтах.
3.2. Расчет режима работы КС
Расчет режима работы КС производится при проектировании станций и газопроводов, а также при их эксплуатации. Цель расчета режима работы КС при проектировании:
а) проверка возможности и экономичности транспорта газа в заданном количестве выбранным оборудованием КС; определение методов регулирования работы КС для достижения станцией требуемых технологических параметров (подачи и давления);
б) определение параметров газа (давления и температуры) на входе и выходе КС для нахождения потребного количества станций и их расстановки по трассе газопровода;
в) разработка мероприятий, предотвращающих перегрев газа и перенапряжение трубопроводов на выходе КС, а также мероприятий, обеспечивающих наиболее экономичный транспорт газа подобранным оборудованием.
При эксплуатации КС расчет режима ее работы проводится в следующих целях:
а) проверка возможности транспорта газа в заданном количестве в различные периоды эксплуатации КС (по месяцам, сезонам и т.д.);
б) определение количества работающих ГПА и способов регулирования режима их работы для достижения КС требуемых технологических параметров;
в) оптимизация транспорта газа в различных условиях эксплуатации.
Результаты расчета режимов работы КС используются также для определения зон возможного выпадения кристаллогидратов в трубопроводе и разработки профилактических мероприятий.
Во всех случаях расчет состоит в определении мощности N , потребляемой каждой компрессорной машиной, и мощности , развиваемой приводящим ее двигателем.
Возможность транспорта газа в заданном количестве существует при соблюдении неравенства (2)
(2)
Экономичность - при Рн =Р’н и следующих условиях / I /;
а) КС с центробежными нагнетателями
(3)
б) КС с газомотокомпрессорами
(4)
где Pн - давление на выходе КС;
Р’н - номинальное давление на выходе КС или требуемое давление на выходе станции (при неполном развитии КС и газопровода или их недогрузке);
ηпол - политропический к.п.д., определяемый по приведенной характеристике нагнетателя;
Tа - средняя температура наружного воздуха в рассматриваемый период, определяемая по данным СНиП 2.01.01 - 82 /2/ /16/.
При проектировании КС ( газопровода) рассчитывается для среднегодовых значений Та, при эксплуатации - для среднего значения Та. в рассматриваемый период времени (месяц, квартал и т.д.).
Численные значения и для различных типов компрессорных машин и приводящих их двигателей рассчитываются различным образом.