Государство: его сущность, основные формы и функции. Принцип разделение властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 08:39, контрольная работа

Описание работы

Сегодня можно встретить большое многообразие определений государства. Приведем некоторые из них.
Государство - это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.

Содержание работы

1. Понятие государства
2. Причины возникновения государства
3. Функции государства
4. Формы государственного устройства и формы правления
5. Разделение властей
6. Содержание и значение принципа разделения властей
7. Принцип разделения властей в законодательстве разных стран.
8. Государственные органы исполнительной власти, функции которых определены в конституции
9. Разделение властей в субъектах Российской Федерации
10. Список литературы

Файлы: 1 файл

полит вопрос.docx

— 87.09 Кб (Скачать файл)

ТЕМА: Государство: его сущность, основные формы и  функции. Принцип разделение властей.

 

 

 

                ПЛАН.

  1. Понятие государства
  2. Причины возникновения государства
  3. Функции государства
  4. Формы государственного устройства и формы правления
  5. Разделение властей
  6. Содержание и значение принципа разделения властей
  7. Принцип разделения властей в законодательстве разных стран.
  8. Государственные органы исполнительной власти, функции которых определены в конституции
  9. Разделение властей в субъектах Российской Федерации
  10. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие государства

 

Сегодня можно встретить  большое многообразие определений  государства. Приведем некоторые из них.

Государство - это институт, организующий совместную жизнь населения  на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.

 

Государство - это машина для поддержания господства одного класса над другим, возникшая в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и антагонистических классов.

 

"Государство возникает,  как я полагаю, когда каждый  из нас не может удовлетворить  сам себя, но во многом еще нуждается.… Каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства …" (Платон, Государство, II, 369B-C).

Определению государства  сегодня так и не получило однозначного толкования. Человек еще с давних времен задумывался о роли и сущности государства. Сложность выработки  универсального определения рядом  объективных причин.

 

 Можно выделить  следующие причины:

1. Государство прямым  и косвенным образом затрагивает  интересы различных слоев, классов  общества (в том числе противоречивых). Представители различных классов  по-разному определяли государство.

2. Государство - чрезвычайно  сложное и внутренне противоречивое  социально-политическое явление.

3. Государство - это динамическая  система, которая развивается  вместе с обществом, в результате  чего изменяется его цели, задачи, структура и функции. В соответствии  с этим изменяются и взгляды  на понятие "государство". В  различные исторические периоды  научная мысль пыталась дать  свое определение государства,  используя те объективные факторы,  которые имели место в данный  период и отражали особенности  того или иного конкретного  государства.

4. Различные подходы к  пониманию сущности государства  так же обусловили разнообразие  его определений. (Например, функциональный, институциональный, нормативный,  социологический и др.).

5. Понятие "государство"  частично совпадает с понятиями  "общество", "страна".

 

Поэтому, в научном плане  понятие, отражающее основные признаки государства, позволяет, прежде всего, вскрыть его отличия от других социальных образований и от других элементов политической системы  общества, отделить государственную  организацию общества от негосударственных. Такие признаки представляют собой  определенный относительно неизменный каркас государственной организации  человеческого общества, которая  по мере общественного развития наполняется  новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры  и функции. Рассмотрим эти признаки.

 

Территориальная организация населения и осуществление  публичной власти в территориальная  пределах - первый признак государства. В до государственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным родством. Причем род часто не имел определенной территории и перемещался с одного места на другое. В государственно организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которой распространяется его суверенная власть, а население, в ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Таким образом, возникают пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство.

 

Следующий признак  государства - это публичная (государственная) власть, т.е. государство располагает специальным аппаратом власти, управление и принуждения. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Власть существовала в до государственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающую роль в реализации этого принуждения принадлежит специальным учреждениям (армия, милиция, судебная система и т.п.).

 

Третий признак  государства - государственный суверенитет. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности, независимости. Верховенство государственной власти внутри страны означает:

· универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все общественные организации данной страны;

· ее прерогативы (государственная  власть может отменить, признать ничтожным  всякое проявление любой другой общественной власти, если последний нарушает закон);

· наличие у нее таких  средств воздействия, которыми никакая  другая общественная власть не располагает (армия, милиция, судебная система и  т.п.).

 

Самостоятельность и независимость  государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном монопольном  праве свободно решать все свои дела.

 

Четвертый признак  государства - это неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму.

 

Итак, государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность. Государство  распространяет публичную власть в  пределах территории страны, осуществляет управление общественной жизнью посредством  государственного механизма и на правовых основах, обладает суверенитетом.

 

2.Причины возникновения государства

 

Первобытнообщинный строй  характеризуется несовершенными орудиями труда, низким уровнем производительности труда, которая не всегда обеспечивала даже минимальный прожиточный уровень  первобытного человека. Чтобы обеспечить свое естественное существование люди объединили средства производства и  свой труд. Поэтому в основе жизни  общества лежала общественная собственность  на средства производства, а распределение  продукта труда осуществлялось на началах  равенства. Главный вид хозяйственной  деятельности - собирательство и охота.

 

Основой организации первобытнообщинного  общества была община - род, племя. Род - это объединение людей, основанное на кровном родстве, общности интересов, имущества и труда. Род формируется  в период появления более организованных отношений, когда на смену беспорядочным  половым связям приходит семья, основанная на коллективном браке.

 Каждый род выступает  в качестве хозяйственной единицы.  Род это личный, а не территориальный  союз. Люди в нем объединялись  не по признаку территории, а  по родственным связям. Роды перемещались  с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась, власть носила сугубо общественный характер. Она исходила от рода, которая непосредственно формировала орган самоуправления. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Органами общественной власти при первобытнообщинном строе были родовые собрания; старейшины (вожди) избирались из авторитетных уважаемых членов рода. Специального органа, который занимался бы только управлением общественной жизнью в родовой организации, не было. Все важные вопросы решались родовым собранием.

 

Первобытные общины были малочисленны по своему составу и, как правило, не превышали 60 человек. Поскольку размер общины малочислен, все его члены  знали друг друга персонально  и находились в кровном родстве, их межличностные взаимодействия строились  на эмоциональной близости, взаимном влечении, на привычке и страхе потерять поддержку.

 

Устойчивость рода достигалась  посредством системы социальных норм и ценностей (табу, религиозные  нормы, нормы морали, традиции, обычаи).

Но по мере роста населения  появились люди, которые не находились в кровном родстве с вождями, выделяются группы (земледельцев, скотоводов, ремесленников, купцов), интересы которых  уже не полностью совпадают с  интересами рода. В таких условиях система межличностного взаимодействия уже больше не могла обеспечивать устойчивость связей, а социальные нормы не могли также эффективно, как и прежде, регулировать отношения  в обществе (т.е. родовая организация  общества стала не эффективной). В  результате возникает объективная  необходимость в другой организации  общества, которая бы сумела интегрировать  общество, разрешить возникшие противоречия между различными социальными группами. Такой организацией стало государство, вместе с ним возникает право - совокупность социальных норм, исходящих  от государства и обязательных для  исполнения всеми членами общества.

 

Важную роль в возникновении  государства сыграли общественное разделение труда и частная собственность. На смену естественного разделения трудовых функций между мужчиной и женщиной пришло общественное разделение труда. Оно выразилось в отделении  скотоводства от земледелия, далее  от земледелия отделилось ремесло. Позднее  обособилась группа людей, занимающихся обменом - слой купцов.

 

Общественное разделение труда и связанное с ним  совершенствование орудий труда  дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить больше продукта, чем  было необходимо для поддержания  его собственной жизни. Это обусловило появление избыточного продукта, что и привело к возникновению  частной собственности вследствие накопления этого излишка у отдельных  людей (вождей, старейшин, военноначальников). Общество стало дифференцироваться по имущественному признаку. Появились богатые и бедные, их интересы стали противоречить друг другу. Первые стремились к упрочнению своего экономического преимущества, другие - к изменению своего зависимого положения. В таких экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она была не приспособлена для того, чтобы управлять обществом, в котором интересы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовалась другая организация общества, которая смогла бы обеспечить преимущество интересов одних членов общества за счет других. Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, а с другой - сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство.

 

Государство - это особая организация, которая в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественной жизнью.

 

3.Функции государства

 

Государство выполняет ряд  функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции  государства - это главное направление  его деятельности. Традиционно функции  государства подразделяются на внутренние и внешние.

 

Внутренние функции включают в себя:

1. Политическая функция состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и интересам широких слоев населения или поддержания политического господства класса - собственника.

2. Экономическая функция отражается в организации, координации, регулировании и экономических процессов с помощью осуществления налоговой и кредитной политики.

3. Организаторская функция состоит в осуществлении властных полномочий по реализации выработанной политики: исполнение решений, формирование использования государственного аппарата, осуществление контроля выполнения законов, решений, осуществление мер координаций и деятельности различных субъектов политической системы и т.д.

4. Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведения граждан, охрана общественного строя.

5. Социальная функция состоит в удовлетворении жизненно важных потребностей людей в работе, жилье, поддержание здоровья, предоставлении социальных гарантий престарелым, безработным, инвалидам, молодежи.

6. Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей людей, приобщение к достижениям культуры, создание возможности для самореализации в творчестве, воспитание нравственности, гражданственности, патриотизме.

 

Внешние функции государства включают:

1. Функция обороны страны, которая заключается в обеспечении целостности, безопасности и суверенитета государства.

2. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, политической и прочих сферах с другими государствами.

 

Свои функции государство  осуществляет через систему государственных  органов, через государственный  аппарат.

 

4.Формы государственного устройства и формы правления.

 

Государства различаются  по формам правления и формам государственного устройства.

 

Форма правления - это способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений его органов, степень участия населения в их формировании. В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, как устроены, организованы и действуют ее органы различают две основные формы правления: монархия и республика.

Информация о работе Государство: его сущность, основные формы и функции. Принцип разделение властей