Идеология либерализма: ее функции и распространение в общественной и политической жизни Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

В этой работе будет представлено раскрытие сущности идеологии либерализма и как либерализм влияет на современные политические процессы в Республике Беларусь.
Одним из важных политических идеологий и социально-политических течений современности является либерализм.

Содержание работы

Введение 3
1. Истоки и основные положения либерализма 4
2. Место либеральных идей в системе идеологии белорусского государства, программных документах политических партий и общественных объединений 12
Заключение 19
Список используемых терминов

Файлы: 1 файл

КР Идеология.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный университет

Информатики и  радиоэлектроники»

Факультет заочного обучения

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Основы идеологии белорусского государства»

 

Тема 10. Идеология  либерализма: ее функции и распространение  в общественной и политической жизни  Республики Беларусь 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

 

 

 

 

 

2013 

Содержание

 

Введение        3

1. Истоки и  основные положения либерализма     4

2. Место либеральных идей в системе идеологии белорусского государства, программных документах политических партий и общественных объединений 12

Заключение        19

Список используемых терминов        21

Список используемой литературы      23

 

Введение

Вариант данной работы 10. Работа содержит 2 теоретических вопроса по теме «Идеология либерализма: ее функции и распространение в общественной и политической жизни Республики Беларусь». В теме рассматриваются вопросы:

1. Истоки и  основные положения либерализма                         

2. Место либеральных идей в системе идеологии белорусского государства, программных документах политических партий и общественных объединений.                                                                        

В этой работе будет  представлено раскрытие сущности идеологии либерализма и как либерализм влияет на современные политические процессы в Республике Беларусь.

Одним из важных политических идеологий и социально-политических течений современности является либерализм.

     Либерализм  стал исторически первой формой  идеологий в Новое время. Он  оформился в борьбе против  феодальных порядков в XVII–XVIII вв. С тех пор вплоть до настоящего  времени либерализм является  одним из ведущих направлений в области социально-философской, политической мысли и одним из влиятельнейших социально-политических течений.

В данной работе будут рассмотрены такие вопросы  как: понятие либерализма, истоки происхождения, этапы развития, ценности и принципы либерализма, основные аспекты либерализма, основные либерально направленные партии в РБ, программы партий.

 

  1. Истоки и основные положения либерализма

 

В зависимости  от иерархии ценностей идеологии  бывают либеральные, консервативные и социалистические. Остальные идеологии представляют собой модификацию трех перечисленных и не претендуют на сплоченность больших социальных групп. Рассмотрим либеральную идеологию.

Либерализм (от лат. liberalis – свободный)  означает свободное убеждение, стремящееся избавиться от традиций, обычаев.

Либерализм – политическая идеология, одна из самых влиятельных в современном мире, объединяющая сторонников парламентского строя, демократических свобод и свободного предпринимательства, которая сформировалась в конце XVII–XVIII в. в борьбе против феодальных порядков и абсолютизма.

Теоретическими  источниками либерализма были:

  • принципы права, разработанные французскими мыслителями Ж.-Ж.Руссо, А.Вольтером, Ш.Монтескье;
  • философия ценностей, изложенная в трудах Д.Локка, Д.Юма, Д.Милля и Г.Спенсера;
  • учение о причинах общественного богатства, обоснованное в политической экономии А.Смита и Д.Рикардо.

Среди белорусских  либералов можно выделить А.Волана, Л.Сапегу. В частности, принцип «либерум вето», ориентированный на учет голоса каждого народного представителя в выработке определенного государственного решения, созвучный политическому идеалу либеральной идеологии, не только был теоретически обоснован корифеями либерализма, но и использовался практически.

    Существенный  вклад в формирование либерального  мировоззрения внесли представители европейского и американского Просвещения, французские физиократы, приверженцы английской манчестерской школы, представители немецкой классической философии, европейской классической политэкономии.

При всех различиях  общим для этих мыслителей было то, что каждый из них по-своему, в соответствии с реальностями своего времени высказывался за пересмотр устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов к решению важнейших социально-экономических и политических проблем, за перестройку потерявших эффективность общественно-политических и государственных институтов, за ревизию, определенную модификацию и модернизацию основных положений, доктрин и концепций в соответствии с изменившейся ситуацией в обществе, с новыми тенденциями общественно-исторического развития.

Все же поворотным пунктом в формировании либерализма, да и в размежевании основных течений западной общественно-политической мысли Нового и Новейшего времени следует считать Великую французскую революцию. В частности, один из ее главных политико-идеологических документов - "Декларация прав человека и гражданина" (1789) - в емкой и чеканной форме в сущности легитимизовала те идеи, ценности и установки, которые впоследствии стали важнейшими системообразующими составляющими классического либерализма. С этой точки зрения наибольший интерес для нас представляет вторая статья Декларации, в которой говорится, что целью всякого политического объединения является сохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

    Либерализм  формировался, развивался и утверждался  в различных социально-исторических и национально-культурных условиях. При ближайшем рассмотрении либерализм обнаруживает весьма причудливое разнообразие оттенков, переходных ступеней, противоречий и т.д. В различные периоды и в разных общественно-исторических и национально-культурных условия он выступал в различных формах. Но, как правило, выделяют две исторически сложившиеся либеральные традиции: англосаксонскую и континентально-европейскую. В XIX в. англосаксонская традиция ассоциировалась со свободной торговлей, интернационализмом, развитием конституционных норм и укреплением демократических ценностей. На политической арене носительницей важнейших ценностей и принципов этой традиции стала либеральная партия Великобритании, которая, постепенно наращивая поддержку со стороны избирателей и влияние в обществе, во второй половине XIX в. стала одной из двух ведущих политических партий страны. Последовательно выступая за свободную рыночную экономику и реформу политической системы, в которой расширение избирательного права занимало центральное место, либералы добились существенных успехов с принятием избирательных законов в 1867 и 1884 гг. и особенно в 1918 г., когда был принят закон о всеобщем избирательном праве. Однако с выдвижением на политическую авансцену лейбористской партии, которая привлекла на свою сторону рабочий класс, либералы стали постепенно утрачивать свои позиции. В 1940-1945 гг. они в последний раз участвовали в правительственной коалиции.

Либерализма проявляется  в двух основных формах: как система  теоретических идей и как совокупность практических идей и убеждений, ценностей и идеалов. Эти проявления обнаруживаются в различных измерениях: в экономике и политике, в социальной психологии и функционировании общественных структур, в индивидуальной и коллективной деятельности.

Теоретическими  основаниями либерализма были учения о «естественных правах» человека и «общественном договоре» как  фундаменте легитимного политического устройства.

В истории либерализма выделяются два этапа развития:

  • Первый – этап классического либерализма;
  • Второй – этап неолиберализма.

 

Классический  либерализм

Неолиберализм

Идея правового  государства

Идея правового  социального государства

Государство – "ночной сторож"

Государство всеобщего  благоденствия


 

В социальной области  классический либерализм исходил из принципа свободы человека, защищенности его частной жизни, из "естественного неравенства людей», их "способностей, талантов, трудолюбия", что обусловливало получение различных результатов даже при равных условиях.

Либерализм  никогда не был единой и целостной  теорией. Внутри либерализма существовали разные течения. Их суть разворачивалась вокруг проблемы взаимоотношения государства и общества. Ф. Хайек считал, что главная цель либерализма заключается в «ограничении принуждающей власти любого правительства». Другие идеологи либерализма считали это второстепенным вопросом и сводили все к проблеме «свободной практической реализации человеком своих способностей».

В либерализме  существовали два разных подхода  и по отношению к ценностям. Одни идеологи считали, что либерализм должен быть «ценностно нейтральным», кроме индивидуальной свободы его ничто не должно интересовать. Ф. Хайек даже иронизировал по поводу выражения «социальное государство». Другие считали, что либерализм воплощает ценности гуманизма, терпимости, солидарности, справедливости.

Существует  принципиальное расхождение между  либерализмом «экономическим» и либерализмом «этическим» (политическим). «Экономический» либерализм сводит всю свою идеологию к частной собственности. «Этический» либерализм связь индивидуальной свободы и частной собственности трактует очень осторожно, ставит ее в зависимость от исторического контекста.

Таким образом, у либерализма нельзя найти единого идеологического знаменателя, и многие видные представители западной политической мысли отвергают саму возможность дать либерализму единое определение, поскольку, как утверждает Дж. Грей, его история открывает картину разрывов, случайностей, многообразия мыслителей, безразличным образом смешанных в кругу под вывеской «либерализм».

Несмотря на неоднозначность трактовок либерализма  существуют устойчивые принципы, которые позволяют говорить об идеологии либерализма как целостном социально-политическом учении.

Либеральные ценности и принципы можно найти и у  известных белорусских мыслителей А. Волана и Л. Сапеги.

Основными принципами либерализма являются:

    1.принцип  индивидуализма обозначает право  на выбор и признание собственных ценностей, а также использование независимой деятельности во имя их реализации.

    2.принцип  невмешательства является утверждением  приоритетного значения и верховенства частной жизни.

    3.принцип  демократии означает систему  социальных институтов и процедур, которые составляют в своей совокупности демократическое государство и обязательно включают развитую систему представлений о правах человека.

    4.принцип  конкуренции содержит обоснование  оправданием соперничества и соревнования в материальной жизни.

    5.принцип  ненасилия выражает требование  ограничения агрессии и использования разрушительных средств в межличностных связях и отношениях людей.

Политическая  идеология либерализма предлагает свой выбор ценностей: человек – высшая ценность, индивидуальная свобода, свобода от произвола государства, независимость от предрассудков, естественное неравенство людей, вера в социальный прогресс и силу разума.

Современный либерализм включает множество течений и  форм. Такие формы либерализма, как  политический либерализм, экономический либерализм, социальный либерализм, культурный либерализм в развитых странах смешиваются, а в развивающися странах на передний план выходит либерализм третьего поколения. В Республике Беларусь более распространены идеи экономического, политического, социального либерализм.

Рассмотрим  немного подробнее три принципа:

Принцип частной собственности. Частная собственность рассматривается в либерализме как основа свободы и независимости личности, социального и духовного прогресса. Как отмечал один из теоретиков «экономического» либерализма Л. Мизес, «если сконденсировать всю программу либерализма в одно слово, то им будет частная собственность. Все другие требования либерализма вытекают из этого фундаментального требования» Это один из устойчивых мифов либерализма. Еще Л.Н. Толстой со всей наглядностью разоблачал этот миф. «Что же такое собственность?» – спрашивал он. И отвечал: «Люди привыкли думать, что собственность есть что-то действительно принадлежащее человеку. Но ведь это, очевидно, заблуждение и суеверие. Мы знаем, а если и не знаем, то легко увидеть, что собственность есть только средство пользования трудом других. А труды других никак не могут быть моими собственными».

Принцип индивидуализма. Он трактуется как приоритет свободы человека перед любыми посягательствами на нее со стороны любого коллектива, какими бы соображениями целесообразности такие посягательства ни поддерживались.

Принцип конкуренции. Конкуренция в либерализме рассматривается одним из его фундаментальнейших устоев. Конкуренция распространяется не только на экономические, но и на все социальные и человеческие отношения. Конкуренция, переносимая с экономики на сферу социальной жизни, разрушает человеческие, семейные, нравственные связи, превращает человека в «озабоченного автомата, который ни за что не возьмет на себя ответственность за свои поступки и свои ошибки и будет поэтому бесконечно обвинять всех и каждого». 

Информация о работе Идеология либерализма: ее функции и распространение в общественной и политической жизни Республики Беларусь