Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 13:47, реферат
Описание работы
Понятие интеллектуальной собственности неразрывно связано с понятием инновации. Последние достижения научно-технического прогресса проявляются прежде всего в том, что основной движущей силой экономического и социального прогресса становится интеллектуальный потенциал.
Содержание работы
ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………………………3 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА………….4 2 СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…………………………………………………………….7 3 ОХРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В УКРАИНЕ….9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..17
1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУВЕРЕНИТЕТА
ГОСУДАРСТВА………….4
2 СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…………………………………………………………….7
3 ОХРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ В УКРАИНЕ….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..17
ВВЕДЕНИЕ
Понятие интеллектуальной собственности
неразрывно связано с понятием инновации.
Последние достижения научно-технического
прогресса проявляются прежде всего в
том, что основной движущей силой экономического
и социального прогресса становится интеллектуальный
потенциал. Современный мир характеризуется
следующими основными тенденциями: во-первых,
важнейшей частью национального общественного
богатства становится интеллектуальный
продукт; во-вторых, хозяйственная деятельность
все более превращается в процесс непрерывных
интеллектуальных нововведений; в третьих;
конкурентоспособность хозяйствующих
субъектов, выживаемость целых отраслей
и государств непосредственно зависят
от способности воспринимать и воспроизводить
интеллектуальный продукт; в-четвертых,
особое значение в воспроизводстве экономики,
общества и человека приобретает феномен
интеллектуальной собственности, т. е.
собственности на интеллект, интеллектуальную
деятельность и интеллектуальный продукт,
на основе которого решаются вопросы присвоения
и использования результатов интеллектуальной
деятельности, контроля над важнейшим
условием самого общественного производства.
Таким образом, становится очевидно,
что развитие интеллектуальной собственности
является одним из наиболее значимых условий
процветания национальной экономики.
Объекты интеллектуальной собственности
как одна из самых прибыльных статей становятся
значимым объектом международной торговли.
Развитые страны давно делают ставку на
инновационное развитие, а развивающиеся
страны пытаются уйти от экспорта сырья
к экспорту технологий. Становится очевидным,
что модернизация производства и внедрение
высокотехнологичного оборудования значительно
сокращают издержки производства и ведут
к рациональному использованию ресурсов.
1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА
Суверенитет государства - свойство
государства самостоятельно и независимо
от других государств и иных организаций
осуществлять свои внутренние и внешние
функции (то есть свободно решать свои
дела как внутри страны, так и за её пределами,
в международных отношениях). Суверенитет
государства проявляется в верховенстве,
единстве и независимости государственной
власти.
Верховенство государственной
власти - характеризуется тем, что государственная
власть посредством правотворчества регулирует
весь комплекс общественных отношений
(за исключением общественных отношений,
которые не регулируются правом) в государстве
и на его территории, при этом над государственной
властью не может стоять никакая другая
власть ни внутри страны, ни за её пределами
(исключение составляет власть, осуществляемая
народом непосредственно на выборах и
референдуме). Верховенство государственной
власти внутри страны обозначает:
1) универсальность ее властной
силы, которая распространяется на все
населения, все партии и общественные
организации данной страны;
2) ее прерогативы;
3) наличие у нее таких средств
воздействия, которыми никакая другая
общественная власть не располагается.
Важнейшим выражением верховенства
государственной власти является верховенство
Конституции и законов государства на
его территории.
Единство государственной власти -
один из основных принципов организации
власти в государстве. Означает существование
единой системы органов государственной
власти, причём совокупная компетенция
всей системы государственных органов
охватывает все полномочия, необходимые
для осуществления функций государства.
Предполагается также наличие в системе
одного высшего органа, которому подконтрольны
и подотчетны все остальные государственные
органы без исключения.
Независимость государственной
власти означает самостоятельность государства
в отношении с другими государствами и
независимость от всякой другой власти
внутри страны и вне ее, а также исключительное,
монопольное право свободно решать все
свои дела.
Независимость и верховенство
государственной власти выражаются:
- в универсальности – решения
государственной власти обязательны для
всего населения, организаций и лиц, облеченных
властью в данной стране;
- в прерогативе – возможность
отмены и признания ничтожным любого незаконного
проявления другой общественной власти,
а также возможность закрепления государственной
властью любого проявления общественной
власти (обычная, требования и др.);
- в наличии специальных средств
воздействия, которыми не располагает
никакая другая общественная организация.
Суверенитет государства по
политической направленности подразделяется
на внутренний и внешний, причём с формированием
мирового сообщества и усилением международных
организаций внешний, а отчасти и внутренний
суверенитет государства сужается. Кроме
того в мире всегда существовали и существуют
государства с формальным или ограниченным
суверенитетом.
Формальным суверенитет государства
считается тогда, когда он юридически
и политически провозглашается, а фактически,
в силу распространения на него влияния
других государств, диктующих свою волю,
не осуществляется.
Принудительное ограничение суверенитета
может иметь место, например, по отношению
к побежденному в войне государству со
стороны государств-победителей.
Добровольное ограничение суверенитета
может допускаться самим государством
по взаимной договоренности с другими
государствами, например, ради достижения
определенных, общих для всех них целей.
Добровольно суверенитет ограничивается
и тогда, когда государства объединяются
в федерацию и передают ей часть своих
суверенных прав.
Суверенитет государства пересекается
с суверенитетом народа (правом народа
решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом
наций на самоопределение).
Понятие государственного суверенитета тесно связано
с понятием национального суверенитета. Национальный
суверенитет означает право наций на самоопределение.
Однако следует отметить что,
в многонациональных государствах, образованных
путем добровольного объединения наций,
суверенитет осуществляемый этим сложным
государством, естественно, не может быть
суверенитетом одной лишь нации. В зависимости
от того, каким способом объединившиеся
нации осуществили свое право на самоопределение
– путем объединения в союзное государство
или путем федерации на базе автономии
или конфедерации, - государственный суверенитет,
осуществляемый данным многонациональным
государством, должен гарантировать суверенитет
каждой из объединившихся наций. В первом
случае это достигается путем обеспечения
суверенных прав субъектов союза, уступивших
часть своих прав многонациональному
государству (например, охрану общих государственных
границ, осуществление общей финансовой,
налоговой и оборонной политики). Во втором
случае суверенитет наций обеспечивается
путем охраны автономии национальных
государств. Но в обоих случаях многонациональное
государство в лице своих высших органов
является носителем суверенитета не какой-либо
отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего
именно этому многонациональному государству,
выражающему как общие интересы всех объединившихся
наций, так и специфические интересы каждой
из них.
2 СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В Украине защита прав интеллектуальной
собственности - это предусмотренная законодательством
деятельность уполномоченных государством
органов исполнительной и судебной власти
по признанию, возобновлению и устранению
препятствий, которые мешают субъектам
права интеллектуальной собственности
реализации их прав и законных интересов.
В первую очередь хотел бы остановиться
на законодательстве, которое регулирует
правоотношения в сфере защиты прав интеллектуальной
собственности и предоставить короткий
обзор норм гражданского, административного,
криминального, таможенного законодательства
и специальных законов в сфере интеллектуальной
собственности, которые предусматривают
судебный и административный способы
защиты прав интеллектуальной собственности,
а также устанавливают гражданскую, административную
и криминальную ответственность за нарушение
этих прав.
Судебная защита прав интеллектуальной
собственности осуществляется судами
общей юрисдикции, хозяйственными судами
Украины, а в сфере публично-правовых отношений
- административными судами, система которых
сегодня формируется и в которой уже активно
работает Высший административный суд
Украины. Вопрос о применении тех
или других гражданско-правовых способов
защиты прав интеллектуальной собственности
и интересов, которые охраняются законом,
в соответствии со статьей 16 Гражданского
кодекса Украины решается прежде всего
в зависимости от характера нарушенного
права. Ответственность за правонарушение
в сфере ведения хозяйства определена
в Хозяйственном кодексе Украины, в соответствии
с которым применяются такие виды хозяйственных
санкций: возмещение ущерба; штрафные
санкции; оперативно-хозяйственные
санкции.
В специальном законодательстве
Украины по вопросам интеллектуальной
собственности также определено достаточно
много способов защиты прав интеллектуальной
собственности. Как правило, владелец
нарушенных прав интеллектуальной собственности
может воспользоваться не любым, а каким-то
конкретным способом защиты этих прав.
Чаще всего он прямо определен специальной
нормой закона или следует из характера
совершенного правонарушения. Чаще, однако,
владельцу прав интеллектуальной собственности
предоставляется возможность выбора способа
его защиты. Криминальным кодексом
Украины установлена криминальная ответственность
за нарушение прав интеллектуальной собственности
в виде штрафа, лишение права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью, исправительных
работ, конфискации имущества, ограничения
или лишения свободы на определенный срок.
В феврале в 2006 г. внесены изменения в Криминальный
кодекс и значительно усилена ответственность
за преступления против прав интеллектуальной
собственности, которая позволит обеспечить
надежный правовой механизм защиты этих
прав в соответствии с требованиями Соглашения
ТРИПС, согласно которому страны - члены
Мировой организации торговли - должны
обеспечить криминальную ответственность,
которая бы служила средством сдерживания
от нарушений прав интеллектуальной собственности.
Госдепартаментом интеллектуальной собственности
постоянно осуществляется сотрудничество
с судебной ветвью власти, которая направлена
на совершенствование механизмов защиты
прав интеллектуальной собственности
в судебном порядке. Важным результатом
такого сотрудничества можно считать
образование в системе хозяйственных
судов специализированных коллегий судей,
судебной палаты Высшего хозяйственного
суда Украины из рассмотрения дел, связанных
с защитой прав интеллектуальной собственности,
а также внедрения соответствующей специализации
судей. Ввиду того, что рассмотрение определенной
категории споров, связанных с правами
интеллектуальной собственности, отнесено
к компетенции общих судов, необходимо
обеспечить специализацию судей таких
судов, а возможно, создать коллегии в
судах, которые рассматривают значительное
количество таких споров. Административная
ответственность за нарушение прав интеллектуальной
собственности, предусмотренная Кодексом
Украины об административных правонарушениях,
применяется, в частности, при: нарушении
прав интеллектуальной собственности;
осуществлении действий, которые составляют
акты недобросовестной конкуренции;
незаконном распространении экземпляров
Аудиовизуальных произведений, фонограмм,
видеоигр, компьютерных программ, баз
данных; нарушении законодательства,
которое регулирует производство, экспорт,
импорт дисков для лазерных систем считывания,
экспорт, импорт оборудования или сырья
для их производства.
3 ОХРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ В УКРАИНЕ
Проблемы охраны интеллектуальной
собственности сегодня вышли
в мире на первый план и
стали уже не просто юридическим
или коммерческим вопросом. Вследствие
всеобъемлющей интеллектуализации
современной мировой экономики
они все более становятся политической
проблемой, связанной с экономической
безопасностью и требуют стратегических
подходов к их решению. Процессы
интеллектуализации достигли чрезвычайно
высокой интенсивности, немыслимой
еще десятилетие назад. Сейчас
в мире действуют свыше 4 млн. патентов;
каждый год подается приблизительно
700 тыс. заявок на патентование.
Важно учитывать, что в основном
уже сформировалась глобальная
система регулирования охраны
интеллектуальной собственности. Украина
должна адаптироваться к ней,
если намерена развиваться как
составная часть мирового хозяйства,
а не как экономика, отгороженная
от мировых тенденций социально-экономического
и технологического развития.
Большое значение для эффективной
охраны интеллектуальной собственности
имеет процесс вхождения Украины к региональные
европейские структуры регулирования
этой сферы, и прежде всего в структуры
Европейского Союза. На этом направлении
также имеются нерешенные проблемы –
неопределенность позиции Украины относительно
Евразийской патентной конвенции и налаживания
отношений с Евразийской патентной организацией,
отсутствие перспективных программ взаимодействия
с Европейским патентным ведомством и
Ведомством по гармонизации на внутреннем
рынке (товарные знаки ЕС). Доминирующую
роль в сфере двухсторонних отношений
в этой области, безусловно, играют США,
являющиеся мировым технологическим лидером.
Именно этот фактор, а не только угроза
санкций со стороны Соединенных Штатов,
является мощным стимулом, побуждающим
к развитию системы охраны интеллектуальной
собственности в Украине. Следует подчеркнуть,
что на протяжении последнего десятилетия
в Украине происходил довольно интенсивный
процесс становления системы охраны интеллектуальной
собственности. На сегодня система органов
регулирования сферы охраны интеллектуальной
собственности в Украине находится в завершающей
фазе формирования и уже способна выполнять
свои основные функции. Она регулируется
37 законами и свыше 100 подзаконными актами,
которые распространяют свое действие
на, по крайней мере, 16 самостоятельных
объектов авторского права в области науки,
литературы и искусства, три вида объектов
смежных прав, девять видов промышленной
собственности и на сферу защиты от недобросовестной
конкуренции. Однако эффективность системы
снижается из-за наличия целого комплекса
проблем, требующих безотлагательного
решения. В структуре системы охраны интеллектуальной
собственности недоразвитыми являются
элементы, которые обеспечивают коммерциализацию
запатентованных достижений. При неблагоприятном
климате для иностранного инвестирования
это обуславливает низкий показатель
высокотехнологического экспорта на душу
населения, по которому Украина почти
вдесятеро отстает от его среднемирового
значения. А на роялти и лицензионные услуги
в 2007 г. приходилось лишь 0,04% украинского
экспорта услуг и 1,27% их импорта.