Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:08, контрольная работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении избирательной системы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• дать понятие избирательной системы в РФ;
• рассмотреть виды избирательных систем в РФ;
• определить порядок избрания Президента РФ, депутатов Государственной Думы.
Введение……………………………………………………………………………... 3 стр.
Избирательная система России: тип, характерные черты …………………….. 4 стр.
Выборы Президента и Государственной Думы Российской Федерации .....… 9 стр.
Список использованных источников…………………………………………….. 12 стр.
Федеральное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КАЛИНИНГРАДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Кафедра социальных наук,
педагогики и права
Контрольная работа по политологии
Тема: «Избирательная система Российской Федерации»
Выполнила студентка гр. 09-ФК-3
Ерофеева Алена Олеговна
Контрольная работа
сдана «___» _______ 2012г.
К защите
«___» ____________ 2012г.
Контрольная работа зачтена
«___» ____________ 2012г.
_______________________
Калининград
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….. 12 стр.
Введение
В истории человечества выборы
и избирательные процедуры
В своей работе я попыталась раскрыть понятие избирательной системы, выяснить какие виды избирательных систем существуют, определить порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы.
Выборы - это мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных органах, выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах и наказах, но и в повседневной общественной жизни.
Выборы - способ формирования
органов государственной власти
или наделения полномочиями должностного
лица посредством голосования
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении избирательной системы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Объект исследования - избирательная система Российской Федерации.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением избирательной системы.
1. Избирательная система России: тип, характерные черты
В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.
Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти. Избирательная система включает в себя два основных элемента:
Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.
Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.
В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:
Принципы демократических выборов. Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической. Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:
Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов. По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.
Мажоритарная избирательная система.
В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти. Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).
Пропорциональная избирательная система.
Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1/4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только во много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.
Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.
Как и мажоритарная, пропорциональная избирательная система имеет свои разновидности. Выделяют два вида пропорциональных систем:
Смешанная избирательная система.
В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг. Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.
Смешанные избирательные
системы принято различать по
характеру взаимосвязи
В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.
Информация о работе Избирательная система Российской Федерации