Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:35, реферат
Целью контрольной работы является анализ избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть понятие и принципы избирательного права;
· охарактеризовать понятие избирательной системы и описать основные виды избирательных систем;
· рассмотреть стадии избирательного процесса в России.
Введение
1. Понятие и принципы избирательного права
2. Понятие и виды избирательных систем
3. Стадии избирательного процесса. Референдум в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Альтернативность выборов подразумевает, что количество кандидатов зарегистрированных в избирательном округе, обязательно должно быть больше количества мандатов подлежащих распределению в данном округе. Таким образом, у избирателей должна быть возможность реального выбора достойного кандидата среди нескольких претендентов. В противном случае выборы откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов.
Рассмотренные принципы избирательного права, закрепленные в Конституции РФ и Федеральных законах в полной мере соответствуют международным стандартам по проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления и позволяют проводить в нашей стране подлинные выборы, т.е. выборы позволяющие в полной мере реализовывать гражданами свои избирательные права, а власть будет определена на основе воли большинства избирателей.
2. Понятие и виды избирательных систем
избирательное право система референдум
В научной литературе термин «избирательная система», в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.
В
широком смысле избирательная система
- это система общественных отношений,
связанных с выборами органов
публичной власти. Очевидно, что
избирательная система в таком
широком смысле регулируется не только
правовыми нормами. Сфера этих отношений
весьма широка. В нее входят вопросы
и определения круга
Однако людей больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).
Если попытаться дать определение термину «избирательная система», абстрагируясь от ее значения в узком или широком смысле, то, по-видимому, под избирательной системой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства многообразных интересов гражданского общества.
Виды
избирательных систем определяются
принципами формирования представительного
органа власти и соответствующим
порядком распределения мандатов по
итогам голосования, также предусмотренными
в законодательстве о выборах. Так
как в различных странах
Мажоритарная система - это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.
Мажоритарная
система имеет разновидности, обусловленные
различными требованиями к величине
необходимого для избрания большинства
голосов. Самая простая разновидность
- система относительного большинства,
при которой избранным
Оказанный
минимальный процент может быть
повышен для выборов в
Мажоритарная
система абсолютного
Преодолевается нерезультативность перебаллотировкой кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это так называемый второй тур выборов (повторное голосование). Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов. В России избирательная система двух туров применяется на выборах высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов РФ и иногда в муниципальных образованиях.
Пропорциональная система (пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов. Пропорциональная система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов. Федеральный закон от 18.05.2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению мандатов не допускаются. Но, если за федеральные списки кандидатов, преодолевших семипроцентный барьер, подано в совокупности 60 % или менее процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаются последовательно в порядке убытия числа полученных голосов списки кандидатов, собравшие менее 7 % голосов, пока общее число голосов избирателей не превысит в совокупности 60 % голосов избирателей.
Распределение
мандатов при пропорциональной системе
происходит по определенной методике,
предусмотренной ст. 3 ФЗ «О выборах
депутатов Государственной Думы
Федерального собрания Российской Федерации».
Закон включает изменения в порядке
определения результатов
Полупропорциональная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее число голосов.
К
этой же группе систем относится кумулятивный
вотум. Избиратель, к примеру, имеет
три голоса, что меньше числа депутатов
от данного избирательного округа,
но он может распорядиться своими
голосами трояким образом: либо отдать
все их одному кандидату, либо отдать
два голоса одному кандидату, а третий
- другому, либо раздать по одному голосу
трем кандидатам. Система считается
пригодной для небольших
Система
единственного передаваемого
О
смешанной избирательной
Применение
подобной системы предусматривается
и при выборах в
В заключение хотелось бы отметить, что все виды избирательной системы в той или иной степени имеют негативные черты, поэтому в современных условиях (особенно это касается России) первостепенное значение приобретает проведение в жизнь содержательного аспекта представительства, включающего в себя повышение политической культуры депутатского корпуса и выработку четкой функциональной концепции роли самого депутата.
3. Стадии избирательного процесса. Референдум в РФ
Избирательное
право и избирательный процесс
тесно взаимосвязаны с
Информация о работе Избирательное право и избирательный процесс