Этапы развития политической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 23:16, реферат

Описание работы

Объект политологии - политика, политическая сфера жизни общества.
Предмет политологии - закономерности становления и функционирования политической власти.
Функции политологии:
♦ теоретико-познавательная - формирует знания о политике и ее роли в обществе;
♦ мировоззренческая, которая способствует выработке определенного видения политической действительности;
♦ методологическая, сводящаяся к тому, что выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий;

Файлы: 1 файл

Политология для АД.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2 и 3 Политическая система

Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

В зависимости от политического  режима различают следующие политические системы:

  • тоталитарные;
  • авторитарные;
  • демократические.

По характеру взаимодействия с  внешней средой выделяют:

  • открытые системы;
  • закрытые системы.

Следующие типы политических систем по Алмонду:

  • англо-американскую с секулярной, плюралистической и гомогенной культурой, что означает: большинство граждан разделяют общие базовые ценности и нормы;
  • континентально-европейскую, которая характеризуется фрагментарной политической культурой;
  • доиндустриальные или частично индустриальные с дифференцированной политической культурой;
  • тоталитарную с гомогенной политической культурой, причем сама гомогенность определяется отсутствием плюрализма и возможности реализации частного интереса.

 Алмонд разделил функции политической системы на два вида:

"Входящие" функции:

    • политическая социализация, направленная на формирование определенного типа как участника политической жизни.
    • рекрутирование - подбор людей для заполнения статусов в политических институтах;
    • артикуляция интересов;
    • агрегирование интересов;
    • политическая коммуникация - деятельность по согласованию, достижению компромиссов.

"Исходящие" функции:

нормотворчество;

    • Составление правил деятельности системы.
    • Применение этих правил.
    • Вынесение суждений о характере применения правил.

 

4 и 5 Власть.

Власть - есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия.

Политическая власть — способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и политических норм и специального института — государства.

Признаки:

1) легальностью использования силы в пределах государства; 

2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы.

3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам; 

4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений.

5)многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

Легитимность - политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

Типы легитимности (М.ВЕБЕР)

Различают три «идеальных типа»  легитимности:

традиционную, опирающуюся на совокупность обычаев, сила действия которых признана с незапамятных времен, и на укоренившуюся  в человеке привычку придерживаться таких обычаев;

харизматическую, которая всецело характеризуется личной преданностью людей, подвластных делу какого-либо человека и их доверием только к его особе как лидеру-вождю;

рациональную, проистекающую из соответствия власти рациональному принципу, с  помощью которого установлен правовой порядок действующего политического строя.

Методы

  • принуждение (субъект властных отношений угрожает объекту применением силы в случае неповиновения)
  • применение силы
  • убеждение (посредством пропаганды и др.)
  • манипулирование информацией
  • побуждение (субъект предлагает объекту некое вознаграждение за подчинение)
  • применение авторитета

Функции

  • управленческая
  • интегрирующая (интеграция общественных интересов)
  • мотивационная
  • мобилизационная
  • контролирующая (обеспечение правопорядка)
  • культурная
  • Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.

 

6.Государство

 

1. Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Государство – главный институт политической системы. Основные признаки:       

1. территориальная организация  власти (институты гражданства, государственные  границы);      

2. публичный характер власти (несовпадение  государства и общества, аппарат  управления);      

3. суверенный характер власти (верховенство  внутри страны и независимость  во внешних отношениях);      

4. принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);       

5. исключительное право на взимание  налогов и сборов и выпуск  (эмиссию) денег;      

6. обязательность членства в  государстве;      

7. представительство общества  как целого, защита общих интересов  и общего блага;

наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

Функции государства – основные направления деятельности государства:

Внутренние

Внешние

· Политические (обеспечение условий  деятельности других политических институтов, порядка в обществе)

· Экономические (регулирование экономических  отношений и структурных изменений  в экономике, в т.ч. национализация, приватизация

· Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального  обеспечения и поддержки культуры)

· Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских  и патриотических ценностей через  образование и СМИ)

Обеспечение национальной безопасности

Отстаивание государственных и  национальных интересов в международной  сфере

Развитие взаимовыгодного сотрудничества

Участие в решении глобальных проблем


 

7. Формы правления и государственного  устройства.

Форма правления

Форма государственно-территориального устройства

Политический режим

Способ организации  верховной государственной власти

Способ взаимосвязи  территориальных образований государства, закрепленный конституцией

Совокупность методов  и способов осуществления в стране государственной власти и управления

1.Монархия

  • абсолютная (Саудовская Аравия);
  • дуалистическая (законодательная власть разделена между монархом и парламентом) (Иордания);
  • парламентская (Великобритания)

2.  Республика

  • президентская (США);
  • полупрезидентская (смешанная) (двойная ответственность правительства – перед президентом и парламентом) (Россия);
  • парламентская (ФРГ).

1.    унитарная

- однонациональная (Франция),

- многонациональная (Китай);

2.    федеративная (определенный суверенитет территориальных образований)

  • территориальная (США),
  • национальная (Россия);

3.    конфедеративная (объединение независимых государств) (Швейцария).

1.  демократический;

2.  недемократические:

  • тоталитарный;
  • авторитарный.

 

8. Социальное и правовое государство

 

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
  • равенство всех перед законом;
  • разделение властей на три ветви;
  • реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
  • признание прав и свобод человека высшей ценностью;
  • взаимная ответственность личности и государства;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

Социальное государство — форма государства, важнейшей функциейкоторого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Возможность практического воплощения идеи социальною государства зависит  от ряда факторов:

  • высокою уровня экономического развития страны;
  • наличия правового государства;
  • соответствующего уровня политической культуры граждан.

Статус социального государства  официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и  др.

 

    1. Политичесие партии

Политическая партия - организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Объе­динять членов партии могут самые разные цели и идеи (соци­альные, конфессиональные, национальные, территориальные и др.), но любая политическая партия оформляет эти властно значимые групповые требования и предъявляет их государст­венным институтам.

тличия политической партии как политического института:

  • специфические функции в отношении власти (завоевание и осуществление власти))
  • носитель определенной идеологии;
  • наличие программы действий;
  • характерные способы их осуществления (участие в выборах общественные акции, пропаганда и др.);
  • определенная внутренняя структура – устав, членство, руководящие органы, местные организации. 

Типологии политических партий

  • по организационному строению (=по составу) – кадровые и массовые;
  • по отношению к закону – легальные и нелегальные;
  • по отношению к парламентской деятельности – парламентские и непарламентские;
  • по отношению к господствующей элите – правящие и оппозиционные;
  • по территории – федеральные, региональные и локальные;
  • по базовой идеологической доктрине – анархистские, коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, клерикальные (религиозные), националистические;
  • по шкале политического спектра: левые, центристские, правые;
  • по способу деятельности – реформистские, революционные.

Функции партии

Внешние функции партии:

Внутренние функции 

1)                 борьба за завоевание политической власти,

2)                 реализация партийной программы;

3)                 выражение интересов отдельных социальных групп и слоев;

4)                 обеспечение связи граждан с государственными структурами;

5)                 замену стихийных форм политической активности граждан формализованными, контролируемыми формами;

6)                 отбор и подготовку политических лидеров разного масштаба;

7)                 участие с их помощью в политическом управлении;

8)                 подготовку и участие в избирательной кампании;

9)                 осуществление политической социализации граждан.

1)      набор новых членов партии,

2)      пополнение партийной кассы,

3)      оптимизация отношений между лидерами (партийной элитой) и рядовыми членами партии и др.  


Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти. Типы: однопартийные, двухпартийные и многопартийные.

10. Гражданское общество

Гражданское общество – это системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации индивидов и отдельных коллективов.

Гражданское общество - такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, когда признаются, защищаются его права и свободы, когда государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, когда государство и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.

Информация о работе Этапы развития политической науки