Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:25, реферат
Циолковский еще в начале ХХ века утверждал: «Планета есть колыбель разума, но
нельзя вечно жить в колыбели. Человечество не останется вечно на Земле, но в
погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Сейчас мы являемся
свидетелями того, как сбываются пророческие слова.
Двадцатый век навсегда войдет в историю человечества, как век освоения
космического пространства. Еще в начале века русский ученый
К. Э. Циолковский впервые теоретически обосновал возможность исследования
космоса с помощью ракет. Позже он написал: «Я буду рад, если моя работа
побудит других к дальнейшему труду».
ВВЕДЕНИЕ.......................3
ГЛАВА 1: ИСТОКИ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ..5
ГЛАВА 2: ПЕРВЫЕ СПУТНИКИ..............11
ГЛАВА 3: Ю. А. ГАГАРИН – ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ.....13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................16
ракеты, указав при этом на выгодность применения жидкого топлива. Считая
ракету единственным практически приемлемым способом осуществления полетов в
космос,
К. Э. Циолковский развил идею устройства составной многоступенчатой ракеты.
Своими работами К. Э. Циолковский во многом определил рациональные пути
развития космонавтики и ракетостроения.
Идея исследования и освоения космического пространства захватила и одного из
пионеров ракетной техники, талантливого отечественного ученого Фридриха
Артуровича Цандера (1887-1933). Еще в юношеские годы он познакомился с
работой К. Э. Циолковского «Исследование
мировых пространств
приборами», увлекся ракетостроением и космонавтикой и посвятил им всю свою
жизнь. Ф. А. Цандер вошел в историю науки как энтузиаст, страстный
пропагандист идей космических полетов, начавший практическую работу в области
космонавтики.
В 1921 г. Ф. А. Цандер представил московской конференции изобретателей свой
проект межпланетного корабля-
Начавшаяся в стране культурная революция, пробуждение народных масс вызвали
широкий интерес множества людей к звездным полетам. В их числе был
талантливый изобретатель Юрий Васильевич Кондратюк (1897-1942). Независимо
от К. Э. Циолковского Кондратюк оригинальным методом вывел основные уравнения
движения ракеты, рассмотрел проблемы энергетически выгодных траекторий
космических полетов и теории полета многоступенчатых ракет. Ему принадлежит
ряд новаторских идей, в том числе идея создания промежуточных межпланетных
заправочных ракетных баз, предложение использовать атмосферу планеты для
торможения при посадке ракеты. Ю. В. Кондратюк предложил схему полетов к Луне
с выходом на ее орбиты искусственных спутников и последующего отделения
взлетно-посадочного корабля. Он также выдвинул идею использования
гравитационных полей
космических кораблей или торможения их при полетах в пределах Солнечной
системы.
Популяризацией космонавтики занимался известный советский ученый аэродинамик
Владимир Петрович Ветичкин (1883-1950). Первоначально (1921-1925) В. П.
Ветичкин выступал с докладами о проблемах реактивного полета в пределах
атмосферы и в межпланетном пространстве, позже – с 1925 по 1927 гг. – он
разрабатывал основы динамики полета крылатых ракет и реактивных самолетов.
В декабре 1930 г. Ф. А. Цандер начал работать в Институте авиационного
машиностроения, в 1931 г. приступил
к постройке воздушно-
двигателя ОР-1, а затем к постройке
жидкостного ракетного
Двигатель ОР-1 развивал силу тяги до 1,5 Н. Он работал на бензине и сжатом
воздухе. Двигатель ОР-2 был более мощным. Развиваемая им сила тяги достигала
500 Н. Топливом был по-прежнему бензин, а окислителем – жидкий кислород.
В мае 1929 г. в газодинамической лаборатории впервые в СССР были начаты
экспериментальные исследования жидкостных ракетных двигателей. Руководителем
разработки этих двигателей был талантливый инженер (ныне академик) Валентин
Петрович Глушко.
Важную роль в развитии отечественной ракетной техники сыграла и группа
изучения реактивного движения. В ней объединились многие энтузиасты ракетного
дела: Ф. А. Цандер, аэродинамик В. П. Ветичкин, талантливые инженеры С. П.
Королев, М. К. Тихонравов и др.
Работой группы руководил технический совет под председательством С. П.
Королева. Первый полет ракеты ГИРД-09 был осуществлен в августе 1933 г. Длина
ракеты 2,4 м, стартовая масса 19 кг, причем на долю топлива приходилось 5 кг.
Двигатель развивал силу тяги до 500 Н.
Первой экспериментальной
была ракета ГИРД-10 (двигатель работал на жидком кислороде и этиловом
спирте). Первый пуск ракеты, которым руководил
С. П. Королев, состоялся 25 ноября 1933 г. на полигоне в Нахабине. Хотя в
полете нарушилось крепление двигателя, и ракета упала в 150 м от места
старта, это не омрачило радости ее создателей, ведь был сделан еще один шаг
в освоении ракетной техникой.
Осенью 1933 г. на базе газодинамической лаборатории и группы изучения
реактивного движения было решено создать в Москве Реактивный научно-
исследовательский институт. Начальником института был назначен И. Т.
Клейменов, а заместителем по научной части – С. П. Королев.
В истории освоения космического пространства с именем С. П. Королева связана
эпоха замечательных достижений. Научные и технические идеи С. П. Королева
получили широкое применение в ракетной и космической технике в России.
Выдающимся событием того времени было создание двигателя ОРМ-65 с
регулируемой тягой от 500 до 1750 Н для установки его на крылатой ракете
РНИИ-212 и планере СК-9 конструкции С. П. Королева.
Крупнейшим мероприятием в научной жизни послевоенного периода стал
Международный геофизический год, проходивший с 1 июля 1957 г. по 31 декабря
1958 г. К этому времени в нашей стране под руководством С. П. Королева были
созданы новые управляемые
послужили основой для разработки геофизических ракет второго поколения.
Первый пуск построенной на базе ракеты Р-2, геофизической ракеты В-2А был
осуществлен 16 мая 1957 г. При этом полезный груз массой 2200 кг был поднят
на высоту 200 км и успешно возвращен на Землю.
С 1958 г. начинается очередной этап систематических исследований верхней
атмосферы до высоты более 500 км при помощи геофизических ракет В-5А, В-5В.
Эксперименты с помощью ракеты В-5А дали ценнейший материал для разработки
систем, обеспечивающих жизнедеятельность и спасение человека в космическом
полете.
Подготовка к штурму космоса потребовала создания в стране специальных научных
институтов и лабораторий, промышленных предприятий, космодрома, сети наземных
станций слежения, подготовки высококвалифицированных кадров, причем все
приходилось делать, на имея аналогов в мировой практике.
Глава 2: ПЕРВЫЕ СПУТНИКИ
4 октября 1957 г. вошло в историю
человечества как начало
этот день – день запуска первого советского искусственного спутника Земли –
была осуществлена извечная мечта человечества – выход в космос. Совершены
полеты к планетам Солнечной системы. Автоматические аппараты успешно работали
в условиях громадных давлений и температур на Венере, в космическом вакууме и
холоде на Луне. На орбитальных пилотируемых станциях длительное время живут и
работают космонавты.
Впереди – новые космические свершения. Но все началось с того октябрьского
дня 1957 г. Первый советский искусственный спутник имел форму шара диаметром
0,58 м, масса его составляла 83,6 кг. Два радиопередатчика спутника,
позволявшие изучать условия прохождения радиоволн в ионосфере, дали
возможность получить новые сведения об атмосфере. Успешная работа первого
спутника подтвердила
решений, заложенных при создании ракеты-носителя, самого спутника и его
бортовых систем.
Второй советский
как и первый, в рамках программы Международного геофизического года.
Важнейшие эксперименты, проведенные на втором спутнике, - биологические. На
его борту находилась собака Лайка. Он представлял собой последнюю ступень
ракеты-носителя общей массой 508,3 кг.
В контейнерах размещались
измерительная аппаратура, а в герметической кабине подопытное животное. Целью
биологического эксперимента являлось изучение основных физиологических
функций животного на различных участках полета. До полета второго спутника
животных неоднократно поднимали в ракетах на высоту 500 км, чтобы проверить
переносимость ими перегрузок и кратковременной невесомости. Но только
орбитальные средства позволили комплексно исследовать воздействие факторов
космического полета – стартовых перегрузок, длительной невесомости, радиации
– на живой организм. Первый космический полет живого существа показал, что
высокоорганизованное животное может удовлетворительно переносить все факторы
космического полета, и подтвердил реальную возможность полета в космос
человека.
Успешно прошли испытание система кондиционирования воздуха, оборудование для
кормления животного и удаления продуктов жизнедеятельности, измерительная
аппаратура для исследования физиологических функций, снятия
электрокардиограмм. На втором искусственном спутнике впервые проводились
прямые исследования космических лучей и излучений Солнца, неосуществимые с
Земли.
Третий советский
комплексной научной геофизической лабораторией. Масса спутника составляла
1327 кг, на его борту были установлены двенадцать научных приборов. С их
помощью проводились прямые измерения давления и состава верхней атмосферы,
определялись характеристики магнитного и электростатического полей Земли и
ионосферы, изучались первичные космические лучи и излучения Солнца,
регистрировались
позволили установить наличие внешней зоны радиационного пояса Земли; была
получена точная картина пространственного распределения магнитного поля Земли
в интервале высот 280 – 750 км. Полетом третьего советского спутника были
заложены основы нового направления в науке – космической физики. Полеты
первых трех советских искусственных спутников Земли показали, что наука
получила уникальные возможности для проведения широкого комплекса
исследований в космическом пространстве.
Полеты первых трех спутников позволили отработать основные служебные системы:
радиотехническую аппаратуру, измеряющую параметры движения спутника по
орбите, радиотелеметрические системы, регистрирующие результаты научных
измерений, системы «запоминания» и последующей передачи на Землю этих
измерений, системы активного
Была создана сеть станций слежения и управления полетом и обработки
получаемой информации.
Первые советские
довольно общие сведения о параметрах верхней атмосферы Земли, о процессах,
протекающих в околоземном пространстве.
Глава 3: Ю. А. ГАГАРИН – ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ
Первый в истории землян летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин родился 9
марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в семье
колхозника.
В 1941 году поступил в начальную школу, затем в ремесленное училище в
Люберцах под Москвой. Получил
специальность литейщика и
школу рабочей молодежи. Потом учеба в индустриальном техникуме в Саратове и
диплом с отличием. В Саратове окончил аэроклуб и поступил в Оренбурге в
военно-авиационное училище.
С 1957 года – военный летчик.
В 1960 году летчик Юрий Гагарин переступил
порог школы советских
Новый, 1961 год Юрий Гагарин встретил в центре подготовки космонавтов. Это
были трудные месяцы перед первым стартом.
После многочисленных земных и космических экспериментов наступило 12 апреля
1961 года. В этот день Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле
«Восток» первым в истории человечества совершил космический полет вокруг
нашей планеты - полет, о котором мечтало все человечество. Этот день вошел в
историю человечества как начало новой эры – эры полетов человека в космос.
Полет Ю. А. Гагарина показал практическую возможность полетов человека в
космос
Ликовал весь мир! «Гражданин Вселенной» – так назвали Гагарина люди на всех
континентах Земли.
Поздно вечером в День космонавтики (официально он был утвержден 10 апреля
1962 года) на площадях выступали известные писатели и поэты. Все концерты и
спектакли начинались с поздравления зрителей с успешным завершением полета
Гагарина.
А в следующие два дня на московских аэродромах приземлялись специальные
самолеты, которые доставляли делегации из различных стран мира для встречи с
первым космонавтом.
Но Гагарин глубоко понимал долю своего участия в великом свершении советского
народа, в подвиге наших ученых и инженеров. Продолжал работать, учиться.
Окончил с отличием Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е.
Жуковского.
27 марта 1968 года в результате
катастрофы при выполнении
полета на самолете Юрий Гагарин погиб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше время не зря называют временем научно-технического прогресса. Особенно
возросли в наши дни темпы развития науки и техники. Для сравнения вспомним
некоторые факты из истории важнейших отдельных открытий человечества. В 1727
г. оно открыло фотографию. Однако нужно было целых 102 года для ее внедрения
в производство: лишь в 1829 г. фотография приобрела практическое значение.
Для внедрения в жизнь телефона понадобилось более полувека: он был изобретен
Информация о работе Ю.А. Гагарин – первый космонавт. Прорыв России в космос