Юридическая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить проблемы юридической ответственности, особенности её реализации и понимания на современном этапе.
Для реализации выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие, признаки т основания юридической ответственности;
Рассмотреть цели, функции и принципы юридической ответственности;
Проанализировать обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Понятие, признаки и основания юридической ответственности 5
Глава II. Цели, функции и принципы юридической ответственности 13
Глава III. Обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности 19
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

юридическая ответственность к.р..doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Амнистия является специфическим основанием освобождения от уголовной ответственности и ее последствий. В акте об амнистии, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 5 июля 2001 г. N 11-П, реализуются гуманистические задачи, а сама амнистия является актом милости, исходя, прежде всего из веры в добро и справедливость.

Об амнистии говорится в  п. "о" ст. 71 и п. "ж" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ.

В результате амнистии лица, совершившие  преступления, могут быть освобождены  от уголовной ответственности:

1) они могут быть освобождены  от наказания;

2) назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания;

3) они могут быть освобождены  от дополнительного вида наказания;

4) с лиц, отбывших наказание,  актом об амнистии может быть  снята судимость (ч. 2 ст. 84 УК РФ).

Основаниями освобождения от уголовной  ответственности по амнистии служат невысокая степень общественной опасности преступления и малая  степень общественной опасности  лица, его совершившего. Как правило, амнистия не распространяется на лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, неоднократно осужденных к лишению свободы, злостно нарушающих режим во время отбывания наказания.

Помилование есть специальное основание освобождения от уголовного наказания либо смягчения наказания индивидуально-определенного лица.

Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции РФ каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. Вопросы помилования находятся в ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ), а помилование осуществляет Президент РФ (п. "в" ст. 89 Конституции РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 85 УК РФ государство лицу, осужденному за преступление, гарантирует возможность обращаться к Президенту РФ с просьбой об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, сокращении наказания или замене его более мягким видом наказания, как правило, по личному ходатайству осужденного. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях (п. 4 ст. 6).

Смертная казнь в Российской Федерации в порядке помилования  может быть заменена пожизненным  лишением свободы или лишением свободы  на срок 25 лет (ч. 3 ст. 59 УК РФ).

Наличие у подсудимого, осужденного  к смертной казни, права ходатайствовать  о помиловании должно быть разъяснено ему судом в судебном заседании (ч. 3 ст. 310 УПК РФ). При обращении осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом РФ (ч. 2 ст. 184 УИК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе исследования темы курсовой работы мы пришли к следующим выводам:

- Юридическая ответственность  – это сложное социальное явление.  Она наступает в результате нарушения предписаний правовых норм, и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения. Важным признаком юридической ответственности является то, что она определяется государством и применяется его компетентными органами.

- Основанием юридической ответственности является правонарушение. Если поведение субъекта не подпадает под признаки правонарушения, то данное лицо не подлежит юридической ответственности.

- Субъективной предпосылкой юридической  ответственности в любом ее значении является свобода воли. Без свободы воли нет вины, без вины нет ответственности за правонарушение.

- В теории права различают  четыре основных вида юридической  ответственности за правонарушение: дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную. Каждый вид правонарушений порождает соответствующий ему вид юридической ответственности.

- Роль юридической ответственности,  в основном, сводится к воплощению  в общественной жизни трех  основных ее направлений: репрессивно-карательной,  предупредительно-воспитательной и правовостановительно-компенсационной. При этом восстановительная, карательная воспитательная (привентивная) функции юридической ответственности выполняются не раздельно, а в совокупности.

- Главными целями юридической  ответственности необходимо считать защиту правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву. Уважительное отношение к закону и праву должно стать личным убеждением каждого человека. В этом воспитательном процессе свое слово должны сказать школа, трудовые коллективы, общественные организации, церковь и д.р.

Процесс реализации юридической ответственности  содержит в себе немало проблем, затрагивающих  как интересы личности, так и общества в целом. Это связанно, прежде, всего, с тем, что предусмотренные законодательством меры ответственности могут иметь социальную значимость лишь в той мере, в какой они реально осуществляются. Если государственные органы и должностные лица не обращают внимания на правонарушения или применяют установленные законом санкции не в полную силу, то тех членов общества, которым они адресованы, может сложиться впечатление о необязательности соблюдения запретов.

Еще одна проблема заключается в  возможности применения мер принуждения  и санкций, предназначенных для  борьбы с правонарушениями, общество не может обойтись без защиты от правонарушителей, а следовательно – без деятельности специального аппарата, призванного охранять право.

В решении этих проблем существенное значение имеет процессуальное регулирование  юридической ответственности. Которое подчинено двум основным задачам:

1. ни один нарушитель не должен  уйти от ответственности, он  должен быть подвергнут мерам  государственного принуждения на  основе, в пределах и в рамках  закона;

2. меры, рассчитанные на борьбу  с правонарушениями, не должны коснуться того, кто не совершил ничего противоправного.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Парламентская газета", N 4, 23-29. 01.2009.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2011)// "Российская газета" - 22.07.2011.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2011) // "Российская газета" - 26.07.2011.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // "Российская газета" - 26.07.2011.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.08.2011) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 901.

 

Научная и  учебная литература:

  1. Автономов А.С., Бачило И.Л., Гусейнов А.А. и др. Проблемы социально-экономического и политического развития России/Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2010. – 266с.
  2. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971. – 500с.
  3. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. – 652с.
  4. Базылев Б.Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы). Красноярск, 1985. – 230с.
  5. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. -М., 1978. – 400с.
  6. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд. -М., 2009. – 488с.
  7. Лазарев  В.В.  Теория  государства  и  права.  —  М.,  2009. – 455с.
  8. Мархгейм  М.В.  и  др.  Конституционное  право  РФ.  —  М.,  2008. – 740с.
  9. Марченко  М.Н.  Проблемы  теории  государства  и  права.  М.,  2010. – 500с.
  10. Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Сущность юридической ответственности в советском обществе. -М., 1974. – 200с.
  11. Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Саратов, 1977. – 300с.
  12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. -М., 1993. – 788с.
  13. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. -М., 1999. – 900с.

 

Периодическая печать:

  1. Бабурин С., Голик Ю. Государство как субъект преступления // Российская газета. 2007. 31 января.
  2. Примаков Е.М. Россия в 2004 году: взгляд в будущее // Российская газета. 2005. 15 января.

 


Информация о работе Юридическая ответственность