Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 17:06, реферат
Космическая деятельность относится к наиболее сложным видам деятельности, а ее ярко выраженная ориентация на широкое международное сотрудничество вносит существенный вклад в мировые процессы. Изменив свой «основной профиль», современная космонавтика характеризуется двумя основными обстоятельствами: с одной стороны, в современных условиях космонавтика уже в меньшей степени служит интересам военного противоборства в космосе и на Земле, а с другой стороны, она активно стала использоваться при решении насущных проблем современности.
Введение
1. Сущность и содержание космической деятельности-------------------3
2. Слишком конкурентный космос---------------------------------------------12
3. Новые соперники---------------------------------------------------------------14
4. Частный бизнес как угроза---------------------------------------------------16
Основные определения-----------------------------------------------------------19
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
на тему: «Коммерческая космическая деятельность»
Работу выполнила:
студентка ЭК 5-2
Работу проверил:
Афанасьев В.Г
Москва 2012
Содержание:
Введение
1. Сущность и содержание
космической деятельности------
2. Слишком конкурентный космос------------------------
3. Новые соперники---------------
4. Частный бизнес как
угроза------------------------
Основные определения----------
Введение
Космическая деятельность относится
к наиболее сложным видам деятельности,
а ее ярко выраженная ориентация на
широкое международное
Современная Россия обладает большими возможностями для успешного развития космической деятельности с учетом меняющихся условий как внутри страны, так и на мировой арене. Уникальный потенциал космической техники, бесценный многолетний опыт эксплуатации космических комплексов и участие в международном сотрудничестве по исследованию и практическому использованию космического производства в сочетании с космической инфраструктурой и высококвалифицированными кадрами составляют тот надежный фундамент, на основе которого министерства и ведомства Российской Федерации во взаимодействии с частным бизнесом могут существенно укрепить позиции России в мировой космонавтике.
Сущность и содержание космической деятельности
Первое официальное упоминание о космической деятельности (outer space activities) в международном космическом праве встречается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721(XIV) от 20 декабря 1961 года, которая провозгласила следующие основные руководящие принципы деятельности государств по исследованию и использованию космоса:
1. Международное право, включая Устав ООН, распространяется на космическое пространство и небесные тела.
2. Космическое пространство и небесные тела открыты для освоения всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат национальному присвоению.
Далее понятие «космическая деятельность» было использовано в преамбуле Конвенции об учреждении Европейской организации по проектированию и созданию ракет-носителей (ЭЛДО) от 29 марта 1962 года. Однако международно-правовую оценку космическая деятельность впервые получила в «Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства», подготовленной Комитетом ООН по космосу и единогласно принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1963 года, резолюция 1962(XVIII). Декларация торжественно провозгласила, что при освоении космоса государства должны руководствоваться следующими принципами:
- исследование и использование космоса осуществляется на благо и в интересах всего человечества;
- космос и небесные тела открыты для освоения всеми государствами на основе равенства;
- космос и небесные тела не подлежат национальному присвоению никакими средствами;
- космическая деятельность должна осуществляться в соответствии с международным правом;
- государства несут международную ответственность за деятельность в космосе, в том числе за деятельность неправительственных органов;
- при исследовании и использовании космоса государства руководствуются принципом сотрудничества и взаимной помощи и должным образом учитывают соответствующие интересы других государств;
- государства сохраняют юрисдикцию и контроль над своими космическими объектами и их экипажами во время их нахождения в космосе; объекты, приземлившиеся на иностранной территории, возвращаются запустившему их государству;
- запускающие государства несут международную ответственность за ущерб, причиненный их космическими объектами;
- космонавты рассматриваются в качестве посланцев человечества в космос, им оказывается всемерная помощь в случае аварии и они незамедлительно возвращаются запустившему государству.
Исходя из вышесказанного можно заключить, что в начале космической эры любая деятельность человека по исследованию и использованию космического пространства, включая естественные небесные тела внеземного происхождения, стала называться космической.
Однако с появлением космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества. Это повлекло необходимость, во-первых, разделить понятия «правомерная космическая деятельность» и «противоправная космическая деятельность» и, во-вторых, установить определенный порядок осуществления допустимой, с точки зрения международного общения, космической деятельности.
Использование термина «космическая деятельность» не ограничивается рассмотрением исключительно действий людей (космонавтов и астронавтов) в космическом пространстве. Данный термин стал применяться также при рассмотрении деятельности на Земле, если она связана с деятельностью в космическом пространстве. Именно из этого исходит Договор по космосу 1967 года, установивший основные принципы космической деятельности государств.
Кроме того, с самого начала освоения космоса и осуществления космической деятельности в Комитете ООН по космосу значительное внимание уделялось рассмотрению проблем, касающихся будущей деятельности на небесных телах и, в первую очередь, на Луне. Одобренное Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году «Соглашение о деятельности государств на Луне» (Соглашение о Луне) подтвердило и развило основные положения Договора по космосу 1967 года относительно космической деятельности.
Таким образом, понятие космической деятельности связано как с деятельностью в космическом пространстве, в том числе включая Луну и другие небесные тела, так и с операциями, которые осуществляются на Земле в связи с запуском космического аппарата (объекта), его управлением и возвращением на Землю.
В соответствии с Указом
при Правительстве Российской Федерации
было создано Российское космическое
агентство (РКА), в настоящее время
– Федеральное космическое
В настоящее время в Российской Федерации нормативная база космической деятельности складывается из значительного числа документов различного уровня, регламентирующих деятельность государственных органов власти, предприятий различных форм собственности, а также граждан России. Основополагающим государственным нормативно-правовым актом современной России, регламентирующим все основные стороны космической деятельности в России и отвечающим всем требованиями международного космического права, является Закон РФ «О космической деятельности» от 20 августа 1993 года с изменениями и дополнениями от 29 ноября 1996 года и 10 января 2003 года.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О космической деятельности» (ст. 2 – «Понятие космической деятельности», п.1) «под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела». Космическая деятельность также «включает в себя создание, в том числе разработку, изготовление и испытания, использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства» (ст. 2, п. 2).
К основным направлениям космической деятельности Закон РФ относит (ст. 2, п.1):
- научные космические исследования;
- использование космической техники для связи, телевизионного и радиовещания;
- дистанционное зондирование Земли из космоса, включая экологический мониторинг и метеорологию;
- использование спутниковых навигационных и топогеодезических систем;
- пилотируемые космические полеты;
- использование космической техники, космических материалов и космических технологий в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
- наблюдение за объектами и явлениями в космическом пространстве;
- испытания техники в условиях космоса;
- производство в космосе материалов и иной продукции;
- другие виды деятельности, осуществляемой с помощью космической техники.
Из анализа второй статьи Закона вытекает следующее:
1. Определение космической деятельности полностью заимствованно из Договора по космосу 1967 года (ст. III), в котором записано: «Государства – участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания». Однако, определение космической деятельности, принятое в Законе РФ «О космической деятельности», не в полной мере отражает современное состояние дел в отечественной и мировой космонавтике.
2. Принятое в Законе
определение космической
Такой вывод подтверждается также законодательно закрепленными целями космической деятельности:
- содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования;
- укрепление и развитие научно-технического и интеллектуального потенциала космической индустрии и ее инфраструктуры;
- содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации;
- дальнейшее совершенствование и накопление научных знаний о Земле, космическом пространстве и небесных телах;
- развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей и обеспечения международной безопасности.
3. Пилотируемые космические полеты, по нашему мнению, не могут являться отдельным видом космической деятельности, так как в ходе осуществления пилотируемых космических полетов могут выполняться научные космические исследования, дистанционное зондирование Земли и другие виды космической деятельности, которые представлены в одном ряду с пилотируемыми космическими полетами. На наш взгляд, пилотируемые космические полеты являются отдельным направлением в космонавтике, которое охватывает и может охватывать практически все виды космической деятельности.
Наиболее развитое космическое законодательство и соответствующая судебная практика в настоящее время существует в США. В американских нормативно-правовых документах под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с доступом в космос, непосредственно в космосе, через космос и из космоса для достижения определенных целей, которое, по нашему мнению, полностью характеризует суть космической деятельности.
Поэтому предлагается принять
следующее определение
Космическая деятельность – любая деятельность, связанная с доступом в космос, непосредственно в космосе, через космос и из космоса для достижения определенных целей: политических, военных, экономических, информационных, экологических, коммерческих и т.д.
Космической деятельностью
занимаются органы государственной
власти, органы государственного и
военного управления, а также учреждения,
организации, предприятия, в том
числе неправительственные