Коммерческая космическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 17:06, реферат

Описание работы

Космическая деятельность относится к наиболее сложным видам деятельности, а ее ярко выраженная ориентация на широкое международное сотрудничество вносит существенный вклад в мировые процессы. Изменив свой «основной профиль», современная космонавтика характеризуется двумя основными обстоятельствами: с одной стороны, в современных условиях космонавтика уже в меньшей степени служит интересам военного противоборства в космосе и на Земле, а с другой стороны, она активно стала использоваться при решении насущных проблем современности.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и содержание космической деятельности-------------------3
2. Слишком конкурентный космос---------------------------------------------12
3. Новые соперники---------------------------------------------------------------14
4. Частный бизнес как угроза---------------------------------------------------16
Основные определения-----------------------------------------------------------19

Файлы: 1 файл

Реферат Афанасьев.docx

— 337.17 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ  АВИАЦИИ

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Коммерческая  космическая деятельность»

 

 

Работу выполнила:

студентка ЭК 5-2

Работу проверил:

Афанасьев В.Г

 

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание:

Введение

1. Сущность и содержание  космической деятельности-------------------3

2. Слишком конкурентный космос---------------------------------------------12

3. Новые соперники---------------------------------------------------------------14

4. Частный бизнес как  угроза---------------------------------------------------16

Основные определения-----------------------------------------------------------19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  

Космическая деятельность относится  к наиболее сложным видам деятельности, а ее ярко выраженная ориентация на широкое международное сотрудничество вносит существенный вклад в мировые  процессы. Изменив свой «основной  профиль», современная космонавтика характеризуется двумя основными  обстоятельствами: с одной стороны, в современных условиях космонавтика уже в меньшей степени служит интересам военного противоборства в космосе и на Земле, а с другой стороны, она активно стала использоваться при решении насущных проблем современности.

Современная Россия обладает большими возможностями для успешного  развития космической деятельности с учетом меняющихся условий как  внутри страны, так и на мировой  арене. Уникальный потенциал космической техники, бесценный многолетний опыт эксплуатации космических комплексов и участие в международном сотрудничестве по исследованию и практическому использованию космического производства в сочетании с космической инфраструктурой и высококвалифицированными кадрами составляют тот надежный фундамент, на основе которого министерства и ведомства Российской Федерации во взаимодействии с частным бизнесом могут существенно укрепить позиции России в мировой космонавтике.

 

 

 

 

 

Сущность и  содержание космической деятельности

Первое  официальное  упоминание  о  космической деятельности (outer space activities) в международном космическом праве встречается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721(XIV) от 20 декабря 1961 года, которая провозгласила следующие основные руководящие принципы деятельности государств по исследованию и использованию космоса:

1.  Международное право, включая Устав ООН, распространяется на космическое пространство и небесные тела.

2.  Космическое пространство и небесные тела открыты для освоения всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат национальному присвоению.

Далее понятие «космическая деятельность» было использовано в  преамбуле Конвенции об учреждении Европейской организации по проектированию и созданию ракет-носителей (ЭЛДО) от 29 марта 1962 года. Однако международно-правовую оценку космическая деятельность впервые  получила в «Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию  космического пространства», подготовленной Комитетом ООН по космосу и  единогласно принятой Генеральной  Ассамблеей ООН 13 декабря 1963 года, резолюция 1962(XVIII). Декларация торжественно провозгласила, что при освоении космоса государства  должны руководствоваться следующими принципами:

-       исследование и использование космоса осуществляется на благо и в интересах всего человечества;

-       космос и небесные тела открыты для освоения всеми государствами на основе равенства;

-       космос и небесные тела не подлежат национальному присвоению никакими средствами;

-       космическая деятельность должна осуществляться в соответствии с международным правом;

-       государства несут международную ответственность за деятельность в космосе, в том числе за деятельность неправительственных органов;

-       при исследовании и использовании космоса государства руководствуются принципом сотрудничества и взаимной помощи и должным образом учитывают соответствующие интересы других государств;

-       государства сохраняют юрисдикцию и контроль над своими космическими объектами и их экипажами во время их нахождения в космосе; объекты, приземлившиеся на иностранной территории, возвращаются запустившему их государству;

-       запускающие государства несут международную ответственность за ущерб, причиненный их космическими объектами;

-       космонавты рассматриваются в качестве посланцев человечества в космос, им оказывается всемерная помощь в случае аварии и они незамедлительно возвращаются запустившему государству.

Исходя из вышесказанного можно заключить, что в начале космической эры любая деятельность человека по исследованию и использованию космического пространства, включая естественные небесные тела внеземного происхождения, стала называться космической.

Однако с появлением космической  деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества. Это повлекло необходимость, во-первых, разделить понятия «правомерная космическая деятельность» и «противоправная космическая деятельность» и, во-вторых, установить определенный порядок осуществления допустимой, с точки зрения международного общения, космической деятельности. 

Использование термина «космическая деятельность» не ограничивается рассмотрением  исключительно действий людей (космонавтов  и астронавтов) в космическом  пространстве. Данный термин стал применяться  также при рассмотрении деятельности на Земле, если она связана с деятельностью  в космическом пространстве. Именно из этого исходит Договор по космосу 1967 года, установивший основные принципы космической деятельности государств.

Кроме того, с самого начала освоения космоса и осуществления  космической деятельности в Комитете ООН по космосу значительное внимание уделялось рассмотрению проблем, касающихся будущей деятельности на небесных телах  и, в первую очередь, на Луне. Одобренное Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году «Соглашение о деятельности государств на Луне» (Соглашение о Луне) подтвердило и развило основные положения Договора по космосу 1967 года относительно космической деятельности.

Таким образом, понятие космической деятельности связано как с деятельностью в космическом пространстве, в том числе включая Луну и другие небесные тела, так и с операциями, которые осуществляются на Земле в связи с запуском космического аппарата (объекта), его управлением и возвращением на Землю.

В соответствии с Указом при Правительстве Российской Федерации  было создано Российское космическое  агентство (РКА), в настоящее время  – Федеральное космическое агентство (ФКА), или Роскосмос – это орган федеральной исполнительной власти, ответственный за осуществление государственной политики в области исследования и использования космического пространства, а также были сформированы основные принципы управления космической деятельностью в новых условиях. Впоследствии в соответствии с п. 3 данного Указа была образована Межведомственная экспертная комиссия по космосу под председательством президента Российской Академии наук, которая должна осуществлять экспертизу и отбор проектов по космическим системам, комплексам и средствам научного и народнохозяйственного назначения. Заметим, что этот Указ был российским микроаналогом закона США по аэронавтике и исследованию космического пространства 1958 года.

В настоящее время в  Российской Федерации нормативная  база космической деятельности складывается из значительного числа документов различного уровня, регламентирующих деятельность государственных органов  власти, предприятий различных форм собственности, а также граждан  России. Основополагающим государственным нормативно-правовым актом современной России, регламентирующим все основные стороны космической деятельности в России и отвечающим всем требованиями международного космического права, является Закон РФ «О космической деятельности» от 20 августа 1993 года с изменениями и дополнениями от 29 ноября 1996 года и 10 января 2003 года.

В  соответствии с Законом Российской Федерации «О космической  деятельности» (ст. 2  – «Понятие космической деятельности», п.1) «под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела». Космическая деятельность также «включает в себя создание, в том числе разработку, изготовление и испытания, использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства» (ст. 2, п. 2).

К основным направлениям космической  деятельности Закон РФ относит (ст. 2, п.1):

-       научные космические исследования;

-       использование космической техники для связи, телевизионного и радиовещания;

-       дистанционное зондирование Земли из космоса, включая экологический мониторинг и метеорологию;

-       использование спутниковых навигационных и топогеодезических систем;

-       пилотируемые космические полеты;

-       использование космической техники, космических материалов и космических технологий в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;

-       наблюдение за объектами и явлениями в космическом пространстве;

-       испытания техники в условиях космоса;

-       производство в космосе материалов и иной продукции;

-       другие  виды деятельности,  осуществляемой с помощью космической техники.

Из анализа второй статьи Закона вытекает следующее:

1.  Определение космической деятельности полностью заимствованно из Договора по космосу 1967 года (ст. III), в котором записано: «Государства – участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания». Однако, определение космической деятельности, принятое в Законе РФ «О космической деятельности», не в полной мере отражает современное состояние дел в отечественной и мировой космонавтике.

2. Принятое в Законе  определение космической деятельности и ее основные направления отражают, как было отмечено выше, научно-познавательные, научно-технические и практические (материально-производственные и материально-социальные) аспекты космической деятельности.

Такой вывод подтверждается также законодательно закрепленными целями космической деятельности:

-       содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования;

-       укрепление и развитие научно-технического и интеллектуального потенциала космической индустрии и ее инфраструктуры;

-       содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации;

-       дальнейшее совершенствование и накопление научных знаний о Земле, космическом пространстве и небесных телах;

-       развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей и обеспечения международной безопасности.

3. Пилотируемые космические полеты, по нашему мнению, не могут являться отдельным видом космической деятельности, так как в ходе осуществления пилотируемых космических полетов могут выполняться научные космические исследования, дистанционное зондирование Земли и другие виды космической деятельности, которые представлены в одном ряду с пилотируемыми космическими полетами. На наш взгляд, пилотируемые космические полеты являются отдельным направлением в космонавтике, которое охватывает и может охватывать практически все виды космической деятельности.

Наиболее  развитое  космическое  законодательство и соответствующая судебная практика в настоящее время существует в США. В американских нормативно-правовых документах под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с доступом в космос, непосредственно в космосе, через космос и из космоса для достижения определенных целей, которое, по нашему мнению, полностью характеризует суть космической деятельности.   

Поэтому предлагается принять  следующее определение космической  деятельности:

Космическая деятельность – любая деятельность, связанная с доступом в космос, непосредственно в космосе, через космос и из космоса для достижения определенных целей: политических, военных, экономических, информационных, экологических, коммерческих и т.д.

Космической деятельностью  занимаются органы государственной  власти, органы государственного и  военного управления, а также учреждения, организации, предприятия, в том  числе неправительственные организации  и предприятия, и частные лица, функционально и организационно входящие в космическую инфраструктуру. Заметим, что в соответствии с Договором по космосу 1967 г. космическая деятельность неправительственных организаций и предприятий должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением государства.

Информация о работе Коммерческая космическая деятельность