Конфуций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:57, доклад

Описание работы

Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.
Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями.
У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 18.36 Кб (Скачать файл)

Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.

Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями  земных дел, первыми законодателями и правителями.

У древних китайцев единственным проводником  воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления  особые внутренние силы и способности.

  Великий мыслитель Древнего  Китая Конфуций (551 - 479 гг. до нашей  эры) признает божественное происхождение  власти императора, но отказывается  от божественного происхождения  государства. Конфуций считал, что  государство возникло из объединения  семей; это большая семья, где  император - строгий, но справедливый  отец, а подданные - его послушные  дети. Основным регулятором поведения  в государстве Конфуций считал  мораль, а главной целью государственной  политики объявлял воспитание  хороших нравов.

 В 4 веке до нашей эры  Шан Ян дал начало направлению,  получившему название "легизм". Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание  людей недостаточным, и упор  делали на строгие законы и  суровые наказания.

Политические идеи Платона:

- государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку;

- залог стабильности государства - разделение труда по склонности души;

- управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии;

- сословие стражей должно защищать государство;

- землевладельцы и ремесленники - третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государства;

- переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.

 

 

В индийской философии долг варны  определяется как: _____________ Дхарма

Государство по Аристотелю есть:_________ Продукт естественного развития

Какое политическое учение Древнего Китая опиралось на нормы права (Фа):______ Легизм

Какое политическое учение Древнего Китая во главу регулирования  общественных отношений поставило  нормы морали (ли):____Конфуцианство

Какое из политических учений Древнего Китая выступает против государства:__________Даосизм

Какой из мыслителей Древнего мира считал, что столица государства не должна быть портовым городом:_____ Платон

Какую форму правления Аристотель считал наилучшей:_______Политию

Кто из древних мыслителей говорил  об арифметической и геометрической справедливости:_____Аристотель

Кто из древних политических мыслителей считал, что государство должно состоять из 5040 граждан:__________ Платон

Кто из политических мыслителей Древнего Китая считал, что основа государства  это патриархальная семья:____________ Конфуций

Кто из политических мыслителей Древнего Китая не считал, что «если в  народе будет недостаток веры в правителя  и его близких, то государство  не может быть устойчивым»:______________ Конфуций

Начало эпохи средневековья:__________476 год

Основателем конфуцианства был:____________Конфуций

Основателем легизма был:___________________Мо-цзы

Основатель стоицизма:______________________Зенон

По мнению Платона в идеальном  государстве разрыв между самыми богатыми и бедными не должен превышать:______+ ¼

Политико-правовые взгляды  Платона:

1. Лучшая форма правления –  аристократия.

2. Худшая – тирания (так же  отрицательно Платон относился  к демократии).

3. Стремление к сохранению полиса.

4. Отрицание завоевательных войн.

5. Верховенство интересов государства  над интересами личности.

6. Отрицание частной собственности.

7. Оправдание рабства (люди не  равны по природе).

Свои идеи и политико-правовые взгляды  Платон выражает в своих произведениях (диалогах). Модель идеального государства, взгляд на проблему справедливости, оптимальную  форму правления и др. Платон раскрывает в диалоге " Государство".

 

Особенности политико-правовой мысли  Древней Индии

 

   Среди главных особенностей  политической мысли Древней Индии  следует назвать

 

  1. Её религиозный, духовный  характер.

 

  2. Сосредоточенность на проблемах  нравственного содержания.

 

  3. Главный фактор её развития - религия.

 

  4. Влияние мифологических представлений  о государстве и праве. 

 

  Выделялись две религии - брахманизм и буддизм. Это две  противоположные религиозные концепции.  Идейные расхождения между ними  произошли на почве толкования  мифов и правил поведения, которые  освящала религия. Наиболее острые  разногласия были связаны с  трактовкой правил для варн - родовых  групп, положивших начало кастовой  организации индийского общества. В Древней Индии варн было  четыре:

 

  1. Варна жрецов (брахманы).

 

  2. Варна воинов (кшатрии).

 

  3. Варна землевладельцев, ремесленников  и торговцев (вайшьи).

 

  4. Низшая варна (шудры).

 

  Брахманизм.

 

  Данная религия направлена  на утверждение верховенства  знати. Основное произведение - "Законы  Ману".

 Члены всех варн в принципе  свободны, так как рабы - вне варн. Но сами варны и их члены  - неравноправны: две первые варны  - господствующие, две другие (вайшьи  и шудры) - подчиненные.

 

  Основные положения:

 

  1. Многобожие.

 

  2. Закон кармы (учение о  переселении душ). Душа человека  после его смерти будет блуждать  по телам людей низкого происхождения,  животных и растений, если он  жил грешно или, если он провел  праведную жизнь, возродится в  человеке более высокого общественного  положения или в небожителе.

 

  3. Понятие дхармы. Дхарма - закон,  долг, обычай, правило поведения,  установленные богами для каждой  варны.

 

  4. Обоснование варн: они созданы  богом.

 

  5. Обосновывалось неравенство  людей. Сословная принадлежность  определялась по рождению и  являлась пожизненной. Переход  в высшие варны разрешался  только после смерти, как награда  за служение богам, терпение  и покорность.

 

  6. Наказание и принуждение  как средства, обеспечивающие кастовые  предписания. Внушение угнетенным мысли о бесплодности борьбы за улучшения условий жизни.

 

  7. О государстве:

 

 а) существуют два вида  власти - духовная (осуществляется брахманами) и светская (осуществляется правителями  - кшатриями).

 б) верховенство духовной  власти над светской, подчинение правителя жрецам (роль правителя принижается).

 в) в каждом государстве  существует семь элементов: царь, советник, страна, крепость, казна, войско, союзники (указаны в порядке их  убывающего значения).

 г) занятия правителя: война,  расширение территории, защита, поддержание  порядка, наказание преступников.

 д) власть правителя - на  совещательных началах с брахманами, приказы правителя имеют подзаконное  значение (так как он правит  на основании законов, установленных  богами, и не вправе их изменять).

 е) государство представляет  собой сдерживающее начало.

 ж) существует два вида  наказания:

   1. наказание царя,

   2.наказание после смерти (переселение души).

 

  Буддизм. 

 

  Основатель - принц Гаутама  (Будда). В этой религии отвергалась  мысль о боге как верховной  личности и нравственном правителе  мира, первоисточнике закона. Дела  человеческие зависят от собственных  усилий людей.

 

  Основные идеи:

  1. Признание нравственно - духовного  равенства людей.

 

  2. Критика системы варн и  принципа их неравенства. 

 

  3. Жизнь - это страдание, и  источник этих страданий - сама  жизнь. Страдания можно прекратить  в этой земной жизни. Для этого необходимо следовать (благородному) пути (он включает в себя: правильные взгляды, правильную решимость, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мысли, правильное сосредоточение). Постоянное следование этому пути приведёт человека к нирване.

 

  4. Дхарма - это управляющая миром  природная закономерность, естественный  закон.

 

  5. Ограничение роли и масштабов  наказания.

 

  6. Не должно быть наказания  без вины.

 

  7. В целом, невнимание к  реальным политико-правовым явлениям, как к общей цепи земных  несчастий.

 

  8. Буддизм сосредоточен на  проблемах человека.

 

  Дальнейшая история индийской  общественной мысли связана с  возникновением и утверждением  индуизма - религии, впитавшей элементы  брахманизма, буддизма и ряда  других верований. Буддизм получает  распространение за пределами  Индии. В первых веках н.  э. буддизм становится одной  из мировых религий.


Информация о работе Конфуций