Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 22:41, доклад
Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, т.к. в ней закрепляются его принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Введение………………………………………………………………………..........…………3 стр.
1. Что такое Конституция, ее классификация………………………………………….4 стр.
2. Эволюция Конституции ……………………………………………………………...6 стр.
3. Характеристика Конституции РФ ………………………………………….........….7 стр.
Заключение …………………………………………………………………………….......…11 стр
Список использованных источников и литературы..............................................................12стр.
К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится и наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства.[6]
Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются, в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.
Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17).[7]
К характерным чертам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.[8]
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Действие конституции обеспечивается средствами парламентского и внепарламентского контроля. Парламентский контроль осуществляется палатами Федерального Собрания. Для принятия поправок требуется не менее двух третей субъектов федерации. Не во все главы Конституции российский парламент может вносить изменения.
В части 1 статьи 135 сказано, что положения глав 1,2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это согласно части 2 статьи 135 относится к компетенции Конституционного Собрания. Если Конституционное Собрание не подтверждает неизменность Конституции, то двумя третями голосов его членов принимается проект новой Конституции. Новая Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, при условии, что в голосовании приняло участие более половины избирателей. Также порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1,2,9 Конституции устанавливаются в соответствии с федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации".
Таким образом, парламент с участием субъектов федерации может вносить поправки лишь к главам 3-8 Конституции Российской Федерации. Поправки к этим главам Конституции принимаются в соответствии со статьей 136 Конституции и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".
Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции устанавливается в соответствии со статьей 137 Конституции и Федеральным законом от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
Особое значение имеет учреждение в России института конституционного контроля. Эти функция возложена на Конституционный суд России, который вправе рассматривать вопросы о конституционности федерального, республиканского и регионального законодательства (ст.125 Конституции).
Важную роль в укрепление конституционной законности играет Президент РФ. Он выступает гарантом федеральной конституции и федеральных законов. Обязанность Президента защищать Конституцию вытекает из текста торжественной присяги, которую он приносит при вступлении в должность на совместном заседании Госдумы и Совета Федерации в присутствии судей Конституционного суда РФ (ст.82).
Одно из центральных мест в Конституции Российской Федерации занимают основные права и свободы человека и гражданина (статья 2, глава 2). В Конституции Российской Федерации перечислены не только «негативные права и свободы», которые признаются как естественные и неотъемлемые права человека, но и «позитивные права и свободы», к которым относятся политические и социальные права, их обеспечение возложено на государство. Также в Конституции обозначены права «третьего поколения»: право на благоприятную окружающую среду, на неприкосновенность частной жизни, на добровольное согласие подвергаться медицинским, научным или иным опытам, право на ознакомление с материалами и документами, непосредственно затрагивающими права и свободы и т.д.
В Конституции Российской Федерации (статья 55) предусматривается, что основаниями ограничения прав человека и гражданина может служить защита прав и законных интересов других лиц (а не интересов других граждан). Таким образом, права и интересы государства (как правило, государственных юридических лиц) могут быть основанием для ограничения прав других участников гражданско-правовых отношений.
Впервые в Конституции в сжатой форме раскрывается полновластие народа, который "осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (статья 3).
Очень важные положения закреплены в статье 4 Основного Закона, которая призвана предотвратить распад Российской Федерации.
В Конституции наше государство провозглашено социальным, чему посвящена достаточно объемная статья 7, которая гласит, что государство берет на себя обязательство создать необходимые условия для всестороннего удовлетворения потребностей личности во всех социально значимых сферах.
Действующая Конституция Российской Федерации исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Согласно статьи 80 Конституции, он «является главой государства». Президент не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти - и федеральных, и субъектов Российской Федерации (статьи 80, 85). Президент в целом независим от других органов государственной власти. Президент держит в руках все нити внутренней и внешней политики государства. У Президента есть право на свое законотворчество, то есть на принятие актов, которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы (если они вообще появятся). Правительство Российской Федерации является Правительством Президента Российской Федерации. Президенту как Верховному главнокомандующему подчиняются все Вооруженные Силы страны. Президент объявляет военное и чрезвычайное положение, начинает и прекращает военные действия.
Заключение
Российская Конституция — это документ своего времени. Одна из важнейших задач при разработке проекта Конституции состояла в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя. Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии, несомненно, сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.
Проводимые в стране реформы требуют внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, а может быть и полного ее пересмотра. Конституция должна быть выдержана логически, грамматически, юридически, политически, содержательно и научно. Конституцию Российской Федерации следует совершенствовать во имя интересов страны, народа, каждого человека.
Итак, завершая свою работу, можно выделить некоторые условия, осуществление которых будет способствовать построению свободного, демократического и правового государства:
1. Необходимо обеспечить верховенство права, без которого невозможны ни конституционность, ни правовое государство, ни высокий уровень правовой культуры.
2. Следует привести Конституцию Российской Федерации в соответствие с правом; она должна отличаться совершенством, исключать пробелы и редакционные погрешности.
3. Перечень прав и свобод человека и гражданина должен быть наполнен адекватным содержанием.
4. Принцип разделения властей должен трансформироваться из декларативной нормы в неукоснительно соблюдаемую реальность.
5. Необходимо ввести институт конституционной ответственности, так как это является важнейшим элементом в механизме реализации Конституции.
По моему мнению эти условия являются наиболее важной составляющей успеха в стабилизации общественной жизни и укреплении государственности в нашей стране.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ : - М..:, ИНФРА-М, 2003.- с.39;
2. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность.- М..;ЭНАС 1997.- 64с;
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. с200;
4. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999 с 200;
5. Лучин В. О. Конституция РФ. Проблемы реализации. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002 с 150;
6. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. М., 1994 с 200;
7. Ковлер А. И. Конституция "формальная" и "реальная".//Политические исследования.-1998-№6,стр. 26-31;
[1] Конституция РФ. - М.:, ИНФРА-М, 2003.-С. 39.
[2] Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003. - 112 с.
[2] Кутафин О.Е., Государственное право Российской Федерации. - М.: Юрид литература , 2002. - 584 с.
[3] Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной. // Государство и право. - 1998. - № 4.
[4] Кутафин О.Е., Государственное право Российской Федерации. - М.: Юрид литература , 2002. - 584 с.
[5] Коваленко А.И., Конституционное право России. - М.: Закон и правопорядок, 2001. - 208 с.
[6] Кутафин О.Е., Государственное право Российской Федерации. - М.: Юрид литература , 2002. - 584 с.
[7] Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002. - 752 с.
[8] Эбзеев Б.С., Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. - М.: Закон и Право, 1997.
Информация о работе Конституция - основной закон Российской Федерации