Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 20:52, лекция
Горюче-смазочные материалы (ГСМ) - общее наименование топлив, масел, смазок и спецжидкостей всех марок, применяемых при эксплуатации авиационной и наземной техники.
АвиаГСМ - общее наименование топлив, масел, смазок и спецжидкостей всех марок, применяемых при эксплуатации авиационной техники.
Контроль качества горюче-смазочных материалов - это определение физико-химическими анализами значения показателей качества ГСМ для установления соответствия полученных значений требованиям ГОСТ или ТУ на данный продукт.
ВВЕДЕНИЕ
Еще несколько лет тому назад торговля горюче-смазочными материалами (ГСМ) была распространена в сфере довольно узкого круга предприятий и организаций. Однако в настоящее время в силу своей практически 100-процентной ликвидности и высокой рентабельности данный вид предпринимательской деятельности превратился в один из самых популярных. Множество предприятий и организаций, никогда ранее не занимавшихся торговлей ГСМ, оказались вовлеченными в этот процесс. Поэтому у многих организаций возникают вопросы, связанные с особенностями контроля качества ГСМ.
Горюче-смазочные материалы (ГСМ) - общее
наименование топлив, масел, смазок и спецжидкостей
всех марок, применяемых при эксплуатации
авиационной и наземной техники.
АвиаГСМ - общее наименование топлив, масел, смазок и
спецжидкостей всех марок, применяемых
при эксплуатации авиационной техники.
Контроль качества горюче-смазочных
материалов - это определение физико-химическими
анализами значения показателей качества
ГСМ для установления соответствия полученных
значений требованиям ГОСТ или ТУ на данный
продукт.
Топливо и смазочные
материалы должны использоваться только
тогда, когда показатели их качества соответствуют
ГОСТам или ТУ. Отклонения от этих показателей
вызывают не только перерасход топлива
и смазочных материалов, но и весьма отрицательно
сказываются на надежности и долговечности
техники, на их производительности, а в
конечном итоге предопределяют дополнительные
эксплуатационные расходы и удорожание
себестоимости транспортныхработ.
Чтобы избежать применения
некачественных нефтепродуктов, необходимо
контролировать их качество на всех этапах
движения к потребителю. При этом различают
полный и контрольный анализы топлив и
смазочных материалов.
Полный анализ производится,
если номера цистерн не совпадают с номерами,
имеющимися в документах отправителя;
цистерны не имеют пломб, их целостность
нарушена или пломбы поставлены не станцией
отправителя, а какой-нибудь промежуточной
станцией; по данным лабораторного контроля
или паспорта отправителя топливо или
масло не соответствует ГОСТу или ТУ; топливо
или масло доставлено без паспорта отправителя,
а также если нефтепродукты хранятся не
на центральной нефтебазе Главнефтеснабсбыта
в течение полгода - бензины, два года -
дизельное топливо, один год - смазочные
материалы всех типов. При полном анализе
проверяют показатели в объеме ГОСТа или
ТУ на данную марку топлива или смазочного
материала, за исключением октанового
и цетанового чисел, индукционного периода
и упругости паров. По результатам анализа
составляют паспорт качества, показатели
которого сравниваются с показателями
соответствующего ГОСТа или ТУ. Если показатели,
полученные при анализе, не соответствуют
показателям ГОСТа или ТУ, то составляют
акт, являющийся основанием для предъявления
претензии поставщику или транспортным
организациям. Паспорт качества предъявляется
нефтебазой Главнефтеснабсбыта при отпуске
нефтепродуктов автозаправочным станциям,
стационарным и полевым пунктам заправки.
Контрольный анализ производится при
отсутствии паспорта качества, нарушении
правил транспортирования, слива, налива
и хранения, а также периодически: бензинов
не реже чем через 3 месяца, дизельного
топлива через 12 и смазочных материалов
всех типов - через 6 месяцев хранения.
При контрольном
анализе проверяются следующие показатели:
для топлив - цвет, прозрачность, плотность,
вязкость (дизельное топливо), фракционный
состав, содержание водорастворимых кислот
и щелочей, механических примесей, фактических
смол, серы; для жидких (моторных и трансмиссионных)
масел - вязкость, плотность, содержание
механических примесей и воды, водорастворимых
кислот и щелочей; для пластичных смазок
- температура каплепадения, пенетрация,
содержание механических примесей и воды.
Для проведения анализа можно пользоваться
стационарными лабораториями, имеющимися
на складах топлива и смазочных материалов,
а также переноснымилабораториями.
Чтобы при проверке
правильно оценить качество того или иного
нефтепродукта, прежде всего нужно тщательно
отобрать его пробу. Решение о порядке
использования топлив и смазочных материалов,
если некоторые их показатели не отвечают
требованиям ГОСТа или ТУ, принимает главный
инженер автохозяйства или организации.
Согласно действующей нормативной документации зарубежом действуют следующие виды контроля:
- предварительный контроль при заключении договоров на поставку авиаГСМ и СЖ;
Специалистами в области качества осуществляются проверки:
- правильности и полноты выполнения всех операций,
предусмотренных технологией работы,
руководством по качеству, технологическими
инструкциями и технологическими картами;
- регулярности и правильности ведения
контрольно-регистрационной документации;
- наличия последних версий документов
на рабочих местах, согласно перечня;
- применения исправного оборудования;
- выполнения графиков технического обслуживания
оборудования;
- осуществление контроля за управлением
действующей и вновь поступающей документации;
- выполнения замечаний и рекомендаций
предыдущих инспекторских проверок.
Специалисты в области качества осуществляют сбор, анализ и обобщение всех замечаний, случаев ухудшения качества авиаГСМ, участвуют в работе комиссий, создаваемых при расследовании внештатных ситуаций, летных происшествий. Все результаты работ фиксируются в соответствующих журналах и актах.Разработанные специалистами Технология работы, Руководства по качеству, Технология формирования паспорта качества, технологические карты и инструкции документально обеспечивают заявленную политику качества и требования отрасли по обеспечению безопасности полетов в части применения авиаГСМ.
Таким образом, основным документом, подтверждающим качество нефтепродуктов, является паспорт (сертификат). В нем записываются дата изготовления, номер партии, сорт и марка, состав присадок, значения основных физико-химических показателей качества. Паспорт дает возможность контролировать качество нефтепродукта во время их хранения и положительно решать споры с поставщиками Контроль качества заключается в отбора пробы, выполнении анализа и по сравнению полученных показателей качества с соответствующими в паспорте. К отбору проб допускаются лица, имеющие соответствующий опыт и навыки. Точный и старательно проведен анализ даст ложные результаты, если проба отобрана неправильно и неаккуратно доставлена в лабораторию. Поэтому при выполнении всех этапов этой работы лицо, отбирает пробы, должна быть внимательной и добросовестным. Она имеет также знать, для какого вида испытания отбирает пробу и требования этого испытания к отбору проб.Пробу нефтепродукта для анализа качества отбирают непосредственно из емкости или из трубопровода в непосредственной близости от емкости при ее заполнения или опорожнения. Для этого используют специальные обычно переносные пробоотборники (рис. 1). Пробы, в зависимости от назначения, делят на индивидуальные (точечные), средние (объединенные), контрольные и арбитражные. Индивидуальную пробу, характеризующий качество нефтепродукта в том месте, откуда она отобрана, отбирают за один прием. Среднюю пробу составляют из нескольких индивидуальных, отобранных на разных уровнях в одном или нескольких резервуарах или индивидуальных проб партии затаренном нефтепродукта. Она характеризует качество нефтепродукта в целом и его соответствие стандарту. Контрольная проба - часть индивидуальной или средней, которая предназначена для лабораторных испытаний. Арбитражная проба сохраняется для арбитражных испытаний, проводимых при возникновении разногласий в оценке качества нефтепродуктов. Индивидуальные пробы нефтепродукта из горизонтальных и вертикальных резервуаров диаметром не более 2500 мм берут с трех уровней: верхнего - на 200 мм ниже поверхности нефтепродукта, среднего - с середины высоты наполнения нефтепродукта, нижнего - на 250 мм выше дна, а при наличии приемо-раздаточной трубы - на 100 мм ниже ее нижнего края. Среднюю пробу составляют перемешиванием индивидуальных проб верхнего, среднего и нижнего уровней в соотношении 1:6:1. Индивидуальные пробы нефтепродукта из горизонтального цилиндрического резервуара диаметром менее 2500 мм, независимо от степени наполнения, а также из резервуаров диаметром более 2500 мм, но заполненных до половины или меньше, отбирают из двух уровней: с середины уровня жидкости и на 250 мм выше дна резервуара. Среднюю пробу составляют смешением индивидуальных проб среднего и нижнего уровней в соотношении 3:1. При высоте уровня нефтепродукта ниже 500 мм отбирают одну индивидуальную пробу с нижнего уровня С автомобильной цистерны отбирают пробу на уровне 1 / 3 ее диаметра (снизу). Пробы из бочки, бидонов и других небольших емкостей принимают с помощью медицинских шприцов или трубок диаметром 10 - 15 мм с оттянутым концом (рис. 1, б). Нефтепродукт перед отбором пробы тщательно перемешивают. Пробу мазеобразной нефтепродукта отбирают щупом с продольным вырезом (рис. 1, б). На месте погружения щупа удаляют верхний слой продукта толщиной 25 мм. При отборе пробы щупом с продольными вырезом его опускают, вдавливая в продукт до дна тары, возвращают на 180 °, вытаскивают и выдавливают лопаткой (шпателем) из него нефтепродукт. Слой нефтепродукта толщиной 5 мм в верхней части щупа в пробу не включают.Полученную среднюю пробу нефтепродукта делят на две равные части: одну часть пробы анализируют в лаборатории, вторую (контрольную опечатаны) хранят на случай разногласий с паспортными данными в оценке качества нефтепродукта. Минимальный объем проб нефтепродуктов для проведения анализов приведены в таблице 1. Пробы жидких нефтепродуктов хранят в чистых сухих стеклянных бутылках, заполненных на 90%, чтобы был свободный простор для взбалтывания перед выполнением анализа. Пробу мазеобразной нефтепродукта размещают в чистой сухой стеклянной, жестяной или полиэтиленовой банке. Бутылки с пробами должны быть плотно закрыты пробками или винтовыми крышками с прокладками, не растворяются в нефтепродукте; банки должны быть плотно закрыты крышками. Горловину закрытой бутылки или банки следует обернуть полиэтиленовой или другой плотной пленкой и завязать веревкой (шнурком, концы которой продивають в отверстия этикетки и пломбируют или заливают сургучом (мастикой) и опечатывают печатью организации, получающей нефтепродукт. Допускается приклеивать этикетку к бутылке, банки. Пробы, взятые для проведения анализов качества на месте взятия проб, не опечатываются. На этикетке указывается: номер пробы по журналу учета, марка нефтепродукта, название предприятия-поставщика, номер резервуара и высота наполнения, номер партии, тары, цистерны, из которой отобрана проба , дата, время отбора и срок хранения пробы, стандарт или технические условия на нефтепродукт, фамилии и подписи лиц, отобрали и опечатали пробу. Пробу, на случай разногласий в оценке качества, хранят в течение трех месяцев в сухом помещении, которое отвечает противопожарным требованиям. Контроль качества нефтепродуктов заключается в отбора пробы и проведении ее визуального осмотра и лабораторных испытаний (анализ), а также в изучении паспорта качества на полученный нефтепродукт. Лабораторные испытания, в зависимости от их назначения, делят на приемо-сдаточные, контрольные, полные и арбитражные. Приемо-сдаточные анализы проводят для установления соответствия марки нефтепродукта, поступившего указывается в сопроводительных документах. Эти анализы проводят по образцам, отобранные из транспортных средств или перед сливанием из них. Проведение анализа следует закончить до отправления транспортных средств. Контроль-анализ проводят для установки или во время слива или при перекачке нефтепродуктов не смешанный с другими марками нефтепродуктов, и периодически - во время хранения нефтепродуктов для оперативной проверки их качества, чтобы по наиболее важным показателям определить, соответствуют ли они требованиям стандартов или их нужно изменить на свежие.Полный анализ проводят при сертификации нефтепродуктов при поступлении нефтепродукта без паспорта качества, периодически - при хранении, а также в случае несоответствия результатов испытаний при проведении контрольного анализа требованиям нормативной документации на продукцию. Арбитражном анализа подлежат образцы нефтепродуктов в случае возникновения разногласий в оценке качества испытательными лабораториями отправителя и получателя нефтепродуктов. Арбитражные анализы проводят обычно в "нейтральной" лаборатории с согласия обеих сторон. Анализы при приеме и выдаче нефтепродуктов и контрольные (в хозяйствах) проводят в объеме, предусмотренном набором оборудования ручных и полевых лабораторий. Полные анализы требуют сложного оборудования и их обычно проводят в специализированных лабораториях. Периодичность проведения анализов по длительного хранения нефтепродуктов приведены в табл. 2, а показатели качества, которые при этом определяются, - в табл. 3. Анализы нефтепродуктов для предъявления претензий нафтопостачальним организациям по их качества могут выполняться в лабораториях учебных заведений, научно-исследовательских организаций или машинно-испытательных станций по заказу предприятий и организаций сельского хозяйства. Такие анализы проводят в соответствии с требованиями стандартов на методы испытаний. Арбитражные анализы проводят в аккредитованных лабораториях чинно Для быстрой оценки пригодности нефтепродуктов до использования могут быть применены простые (экспресс) методы, менее точны, но позволяют оперативно оценить показатели качества топлив и смазочных материалов. Охарактеризуем основные показатели качества нефтепродуктов. Плотность ( абсолютная) - масса вещества, находящегося в единице объема. Относительная плотность выражается отношением массы объема вещества к массе такого же объема воды, имеющей температуру 4 ° С (масса 1 л воды за 4 ° С равна 1 кг). Определяют плотность нефтепродуктов при помощи нафтоденсиметрив (рис. 2). Во время измерения опускают нафтоденсиметр в сосуд с нефтепродуктом, по верхним мениском на шкале отсчитывают значение плотности и одновременно с помощью термометра определяют температуру жидкости. Если она не равна 20 ° С, то ее приводят к стандартным условиям с помощью формулы p20 = pt + a (t-20), где pt - показания нафтоденсиметра при температуре определения, кг/м3; t - температура подконтрольного нефтепродукта, ° С; a - температурная поправка (из таблиц). Плотность автомобильных бензинов за 20 ° С составляет 690-810 кг/м3, дизельного топлива - 820-860 кг/м3, смазочных материалов - 870-950 кг/м3.Цвет и прозрачность. Жидкие топлива - прозрачные жидкости, мутность указывает на наличие воды или загрязнения. Появление окраски от желтого до светло-коричневого свидетельствует о наличии смолистых веществ или о смешении с другими нефтепродуктами. Неэтилированные бензины и гаси - без цвета, дизельное топливо имеет окраску от светло-желтого до светло-коричневого, увеличение интенсивности окраски свидетельствует о содержании фактических смол. Вода и механические примеси. Вода и механические примеси попадают в нефтепродукты при изготовлении, транспортировке, хранению и выдаче Наличие воды в нефтепродуктах нежелательна, так как она усиливает коррозию металлов, ускоряет разложение, срабатывания и вымывания присадок. Зимой вода, имеющаяся в нефтепродуктах, образуя кристаллики льда, может прекратить их подачу. Поэтому стандартам не допускается наличие воды в жидких и газообразных топливах, а с елеем ее должна быть не более 0,03% (следы). Механические примеси (почвенный пыль, продукты коррозии резервуаров, трубопроводов, продукты износа элементов системы питания и т.п.), попадая в камеры сгорания двигателей, вызывающих интенсивное срабатывания деталей цилиндро-поршневой группы. Поэтому стандартам не допускается наличие механических примесей в жидких и газообразных топливах, а в маслах строго ограничивается. Вода и механические примеси не растворяются в топливе, поэтому их можно обнаружить, просматривая среднюю пробу топлива в сосуде из прозрачного стекла. Если топливо мутное, то оно содержит воду. Другой способ заключается в том, что в чистую сухую пробирку наливают на 1 / 2 высоты хорошо перемешанного топлива и добавляют к нему два-три кристаллы марганцовокислого (перманганата) калия. Содержание пробирки тщательно перемешивают. При наличии воды кристаллики марганцовокислого калия растворяются в ней, образуя вокруг кристалликов водяные подтеки. Капля масла, содержащего воду, при нанесении на стекло выглядит также мутной. В елеем наличие влаги нельзя определить пробой на потрескивание. Для этого небольшое количество тщательно перемешанной масла наливают в пробирку и осторожно нагревают на малом огне или спичками (не более трех). При наличии воды слышно потрескивание, масло пенится, на холодной части пробирки оседают капельки воды. Если же верхняя часть пробирки помутнела, а потрескивание нет, то с елеем есть только следы воды (до 0,03%).Для выявления подтоварной воды несколько кристаллов марганцовокислого калия, который не растворяется в топливе, но легко растворяется в воде, кладут в белую ткань, опускают на дно резервуара и выдерживают 2-4 мин. Окраска ткани указывает на наличие воды. Высоту слоя воды определяют с помощью водочутливои пасты или ленты. Ленту изготавливают из плотной бумаги, покрывают специальным веществом, которое растворяется в воде и не вступает в реакцию с нефтепродуктами. На нижнюю часть метр-штоков, лотов-пробоотборников прикрепляют водочутливу ленту или наносят ровный тонкий слой пасты высотой 10-15 см, а затем погружают в нефтепродукт и выдерживают 5 мин. Если в нефтепродукте есть вода, вещество растворится в ней. На ленте или пасте четко видно границу, за которой можно определить высоту слоя воды.
Заключение
В завершение хотелось бы указать, что в наше время горюче-смазочные материалы используются практически во всех отраслях народного хозяйства, предприятиями всех форм собственности. Поэтому учет качества и соответственно контроль ГСМ и авиаГСМ играют первостепенную роль в стабильном развитии того или иного авиапредприятия.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)
Кафедра Техносферной безопасности и авиатопливообеспечения
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
На тему: Контроль качества авиамасел и спецжидкостей применяемых зарубежом
Ульяновск 2013
Информация о работе Контроль качества авиамасел и спецжидкостей