Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:56, реферат
Коррупция описывается в СМИ как серьезный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и последствий.
Введение.......................................................................................... 3
Глава I.
§1. Понятие коррупции.................................................................... 4
§2. Формы коррупции в России....................................................... 5
Глава II.
§1. Причины возникновения коррупции.......................................... 12
§2. Последствия коррупции............................................................. 14
Глава III. Меры по борьбе с коррупцией.......................................... 16
Заключение...................................................................................... 19
Список литературы......................................................................................... 20
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Глава I.
§1. Понятие коррупции.............
§2. Формы коррупции в
России........................
Глава II.
§1. Причины возникновения
коррупции.....................
§2. Последствия коррупции.........
Глава III. Меры по борьбе с
коррупцией....................
Заключение....................
Список литературы.............
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства несомненно является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы наконец с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме. По одним из последних данных Транспаренси Интернешнл индекс восприятия коррупции в России, характеризующий уровень коррупции в стране, в 2001г. равен 2.3, и Россия занимает 79-81 место из 91 (по результатам 10 независимых исследований)[1]. Значит, наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее «успехи» в этом существенно опережают достижения национальной экономики, что, по сути, не самая приятная новость.
Коррупция описывается в СМИ как серьезный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и последствий.
Все вышесказанное послужило своего рода толчком к началу подробного изучения коррупции. Но в силу сложности как самого явления коррупции, так и его изучения, сегодня только начинается разработка теоретических подходов в этом направлении. А так как с коррупцией приходится сталкиваться довольно часто, работа исследователей опирается на конкретные формы проявления рассматриваемого явления в различных сферах общественной жизни.
ГЛАВА I.
§1. Понятие коррупции.
Коррупция – явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет многовековую историю и присуще буквально всем государствам. В России первое упоминание о борьбе с коррупцией встречается в судебнике 1497 г., где речь идет о мздоимстве, т. е. о получении взятки. В более позднем судебнике 1550 г. наряду с мздоимством уже фигурировало и лихоимство. Под ним понималось получение должностным лицом судебных органов завышенных пошлин.
Затем круг проявлений коррупции,
зафиксированный юридической
Термин "коррупция" происходит от латинского слова "corrumpere" – подкупать. Современное значение он приобрел в Европе в XV-XVI веках. На международном уровне свое нормативное закрепление термин получил в резолюции "Практические меры борьбы с коррупцией", подготовленной секретариатом 8-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями, проходившего в Гаване в августе-сентябре 1990 г. В резолюции речь идет о "нарушениях этического (нравственного), дисциплинарного, административного и уголовного характера, выражающихся в противозаконном использовании своего служебного положения субъектом коррупционной деятельности".
В феврале 1995 г. Международная группа по коррупции (МГК) Совета Европы приняла следующее определение коррупции: "Коррупцией, в той мере, в какой она попадает в сферу деятельности МГК, является подкуп (взятка), а равно и любое иное поведение в отношении лиц, наделенных полномочиями в государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса государственного должностного лица, лица, работающего в частном секторе, независимого агента... и имеет целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя либо иных лиц"[2].
В широком смысле коррупция
- это прямое использование должностным
лицом прав, связанных с его
должностью в целях личного обогащения;
продажность, подкуп должностных лиц,
политических деятелей. В более узком
смысле, под коррупцией обычно понимают
ситуацию, когда должностное лицо
принимает противоправное решение,
из которого извлекает выгоду какая-либо
другая сторона (например, фирма, получающая
государственный заказ вопреки
установленной процедуре), а само
должностное лицо получает незаконное
вознаграждение от этой стороны. Типична
ситуация, когда чиновник, обязанный
по закону принять определенное решение
по отношению к некоторому лицу (к
примеру, выдать лицензию на какой-либо
вид бизнеса), создает для этого
искусственные незаконные преграды,
чем понуждает своего клиента
к даче взятки, что, как правило, и
происходит. Эта ситуация соответствует
традиционному понятию
§2. Формы коррупции в России.
Коррупция – явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет многовековую историю и присуще буквально всем государствам. Говорить о том, что коррупция возникла в современной России, не приходится, поскольку она существовала столько же, сколько существует государственность, только проявлялась она в разных формах.
Исторически различающимися в российском общественном мнении и праве формами коррупции были мздоимство - получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий (бездействия) по службе, и лихоимство - получение тем же лицом каких-либо преимуществ за совершение по службе незаконных действий (бездействия). Мздоимство и лихоимство могут проявляться на всех уровнях системы власти, при этом объемы сумм и масштабы вредного воздействия на общество могут бесконечно варьироваться.
В наше время наиболее характерными
и распространенными формами
проявления коррупции являются взяточничество,
подкуп государственных и общественно-
Различают несколько форм
коррупции: низовая (мелкая, повседневная);
вершинная (крупная, элитарная). Наиболее
распространена и наиболее опасна коррупция
во властных структурах, коррупция, связанная
с использованием административного
ресурса (политическая коррупция, которая
может выступать и в форме
низовой коррупции - взятка за регистрацию
предприятия, и в форме вершинной
- использование
К низовой коррупции вплотную
примыкает бюрократический
Известно, что взаимодействие власти с гражданином возникает в двух случаях:
1. Когда власть должна
предоставить ему некоторые
· сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным принципом
· незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей чиновников на их предоставление
· сокрытие чиновниками информации о своих обязанностях и правах граждан
· усложненность бюрократических процедур
· монополия ведомств на предоставление услуг
· структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство обладает полномочиями принимать властные решения, и оказывать услуги.
2. Когда власть, выполняя
свою ограничивающую и
Никаких других законов, кроме
законов административного
Любая форма коррупции
предполагает наличие человека, имеющего
возможность распоряжаться не принадлежащими
ему ресурсами, принимая или не принимая
те или иные решения. В случае если
этим человеком является государственный
служащий, мы имеем дело с государственной
коррупцией; если это сотрудник коммерческой
или общественной организации, речь
может идти о коррупции в
Государственная коррупция
существует постольку, поскольку у
чиновника имеется возможность
распоряжаться не принадлежащими ему
ресурсами за счет принятия (или
непринятия) тех или иных решений.
К таким ресурсам относятся: бюджетные
средства, государственная или
Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они могут проявляться в виде:
· вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;
· служебного мошенничества и других формах хищения;
· получения "комиссионных" за размещение государственных заказов;
· оказания государственным служащим разного рода услуг и иных "знаков внимания";
· поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;
· латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;
· вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
· устройства на работу родственников, друзей, знакомых;
· получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.
Возможность возникновения коррупции напрямую связана с непрозрачностью процесса, что в бюджетном процессе прямо ведет к произволу чиновников: выбор организации, исполняющей различные расходные статьи бюджета, находится в руках чиновников, велико искушение получить "откат", вот вам и коррупция.
Исследования центра "Стратегия" в российских регионах (от Санкт-Петербурга до Южно-Сахалинска) показали, что везде бюджетный процесс непрозрачен. Наиболее открыт бюджет (т.е. доступна информация о бюджете и бюджетном процессе) в Санкт-Петербурге, Карелии и Обнинске. В бюджетном процессе также имеются специфические формы проявления коррупции (далее приведены результаты исследований по регионам Северо-запада):
Законодательные
органы субъектов федерации
Резервные фонды депутатов. В Санкт-Петербурге каждый депутат имеет право единолично и бесконтрольно израсходовать по своему усмотрению около 800000$ (более 1500000$ в 2002г.) в год[3].
Резервный фонд администрации - решение о расходовании этого фонда принимает глава субъекта федерации.
Изменение тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Предприятия-монополисты повышают тарифы без предоставления какого-либо обоснования.