Легитимность и легальность политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

Обращение к проблеме легитимации государственной власти на современном этапе представляется весьма своевременным и актуальным, поскольку Российская Федерация идет по сложному пути укрепления демократических институтов, становления правового государства. Данный процесс связан с постепенным преодолением отчуждения власти от личности, личности от власти, с укреплением правовой культуры у населения и политической ответственности у властной элиты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ……………………………………….4
ГЛАВА 2. ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ……………………………………………………….6
ГЛАВА 3. РАЗНИЦА ПОНЯТИЙ ЛЕГИТИМНОСТЬ И ЛЕГАЛЬНОСТЬ ВЛАСТИ……....9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………12
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 35.83 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ……………………………………….4

ГЛАВА 2. ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ……………………………………………………….6

ГЛАВА 3. РАЗНИЦА ПОНЯТИЙ  ЛЕГИТИМНОСТЬ И ЛЕГАЛЬНОСТЬ ВЛАСТИ……....9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………12

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Обращение к проблеме легитимации  государственной власти на современном  этапе представляется весьма своевременным  и актуальным, поскольку Российская Федерация идет по сложному пути укрепления демократических институтов, становления  правового государства. Данный процесс  связан с постепенным преодолением отчуждения власти от личности, личности от власти, с укреплением правовой культуры у населения и политической ответственности у властной элиты. Актуальность темы характеризуется  высокой значимостью изучения взаимоотношений  между обществом государством и  государственной властью, а также  возрастающим интересом общественности в России к деятельности властных структур, правовым основам власти, политическому курсу, по которому движется российское государство.

Легитимация государственной  власти имеет важное значение для  любого государства для установления стабильности в политической жизни  общества, обеспечения законности и  правопорядка, повышения уровня и  качества жизни граждан.

Проблема легитимности государственной  власти является одной из основополагающих направлений в системе любой  организации. Чем выше уровень определенного  социального института, тем более  значим данный вид проблемы.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Политическая власть - это  специальный социальный институт, упорядочивающий  социальные отношения и поведение  индивида. Она оказывает определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. Политическая власть. проявляется в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, она мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

Основными компонентами власти являются: ее субъект, объектные средства (ресурсы) и процесс, приводящий в  движение все ее элементы и характеризующийся  механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный  человек, организация, общность людей. Первичными субъектами политической власти являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня - различные общественные группы, и народно- политические элиты и лидеры

Субъект определяется содержанием  властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе  предписывается поведение объекта  власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой  выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа и, характера содержащихся в нем требования во многом зависит  отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.1

Власть - всегда двустороннее взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет  и власти, несмотря на то, что стремящийся  к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными  средствами принуждения. В итоге у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях”.2 Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного повиновения. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти - это все те средства, использование  которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы, представляют собой, либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и  т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых  можно лишить человека тех или  иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные  органы в целом). Ресурсы выступают одним из важнейших оснований власти и могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Структурные основания политической власти - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Выделяют такие типы оснований политической власти как страх, интерес, убеждение.

Виды власти. В соответствии с ресурсами, на которых основывается политическая власть, она делится на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную  и политическую. В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. Классификация власти по функциям ее органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти.3

Политическая власть - способность  социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и  представляющих её организаций и  индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными  или ненасильственными средствами. Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ

Слово "легитимность" происходит от латинского "legitimus" - законный. Легитимность - это качество взаимоотношений  власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимность обусловлена способностью власти формировать  и поддерживать убеждение в оптимальности  существующих политических институтов.    Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти.4 Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие.

Легитимность и легальность (законность) власти - несовпадающие  понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая  характеристика), например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон. то легитимность - доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение - легальна. В то же время она может: быть нелегитимна, не приниматься народом. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам.

 Легитимация - это способ  или процесс, посредством которого  власть получает оправдание.

  Способы поддержания  легитимности власти

  • Совершенствование законодательства и государственного управления в соответствии с новыми требованиями.
  • Создание такой политической системы, легитимность которой основана на традициях населения, и потому не только более стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан.
  • Личные харизматические черты политического лидера.
  • Успешное осуществление государственной политики, поддержание законности и правопорядка.5

    Типы легитимности  власти:

1. Традиционный. Этот тип основан на обычаях, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость установленного порядка. Различают четыре вида традиционной власти:

  • Патриархализм - полная зависимость властителей от традиций. Представляет собой "чистый" вид традиционной власти, свойственный родовым отношениях.
  • Патримониализм - определенная свобода властителя от традиций. Появляется тогда, когда возникает потребность в создании армии и административного аппарата для управления захваченными территориями.
  • Султанизм - разновидность патримониализма. Характерен для стран Востока. Власть передается по наследству, а правитель фактически свободен от патриархальных традиций, что на деле нередко граничит с абсолютным произволом.
  • Феодализм - отличается от султанизма тем, что чиновники рекрутируются из местной знати, образуя сословие нотаблей, которые при выполнении управленческих функций обычно не нуждаются в оплате.

2. Харизматический (от греческого "charisma" - благодать, божественный дар). Основан на вере в исключительные качества и величие личности вождя. Если лидер не назначит преемника, то между его последователями нередко возникает борьба за право наследовать власть, которая грозит перерасти в кризис и привести к утрате их влияния на общество.

3. Легальный. Основан на подчинении законам, в рамках которых демократически избираются и действуют представители власти. Наиболее развитой формой этого типа власти выступает рациональное государство, где властные отношения лимитируются нормами права. Основным правовым актом такого государства является конституция, устанавливающая определенные правила социального поведения, которые обязаны соблюдать все без исключения граждане, в том числе и политические руководители. Законы в рациональном государстве принимают политики, а их исполнение осуществляет бюрократия.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РАЗНИЦА  ПОНЯТИЙ ЛЕГИТИМНОСТЬ И ЛЕГАЛЬНОСТЬ  ВЛАСТИ.

Понятие «легитимности» в  политологии чаще всего употребляется  вместе с парным понятием - «легальность». Оба слова - и «легитимность», и  «легальность» - образованы от одного корня от латинского lex, т.е. закон. Но означают они довольно разные вещи. «Легальность» - это строгое соответствие официально существующему закону. Если сопоставить какой-то конкретный политический или юридический случай с нормами  закона, мы можем однозначно решить, легально это или нелегально. Если нечто не противоречит закону, то это  легально. А если противоречит, то нелегально.

«Легитимностью» в политологии  называют соответствие того или иного  действия, той или иной политической фигуры ожиданиям всего народа, всего  общества в целом. «Легитимность», в  отличие от легальности, это не формальный закон, не четко сформулированная юридическая  норма. Это совпадение личности правителя  или какого-то его действия с тем, что ждет от него общество, требуют  история, традиция, иногда чрезвычайные обстоятельства. 6

Разницу между легитимностью  и легальностью можно понять на следующем  примере. Правительство любого суверенного  государства имеет право при  определенных обстоятельствах начать военные действия против какой-то державы, тогда как никакие иные организации  и инстанции в суверенном государстве  такого решения принять не могут. Легально начать войну имеет право  только правительство. Легальность  подобного акта, когда он осуществляется в соответствии с прописанными и  законодательно закрепленными процедурами, не подлежит сомнению.

А вот конкретное объявление войны той или иной стране при  тех или иных условиях может быть как легитимным, так и нелегитимным. Если история не оставляет иного  выхода или если народ, общество одобряют такой поступок правителей, осознавая  его необходимость, то вступление в  войну будет и легально, и легитимно. Примером такого случая является начало войны СССР против нацистской Германии. Сталин имел право начать войну с точки зрения легальности, и это было полностью легитимным шагом, подтвержденным исторической необходимостью и волей народа к свободе от напавшего первым врага. В другом случае, когда войны можно избежать, но правители все же принимают решение о ее начале, вопреки настроениям большинства, это легально, но не легитимно. Таковой была русско-японская война начала ХХ века. 7

И в исключительных случаях, когда законная власть парализована и не способна принять решение, какие-то группы людей могут сами приступить к боевым действиям, минуя легальные  процедуры, но опираясь на легитимность истории и волю народа. Таким действием  было собрание ополчения в Новгороде  князем Мининым и гражданином  Пожарским для борьбы с польско-литовскими оккупантами.

Именно народ и история  делают решение легитимным. Но народ  и история постоянно движутся, никогда не стоят на месте, поэтому все формальные нормы права, выработанные в других обстоятельствах и в другом историческом контексте, не могут угнаться за этой жизнью. Также существуют случаи, когда легального выхода из положения просто нет - и в законе подобной ситуации не описано. Особенно это касается чрезвычайных ситуаций - политических кризисов, социальных волнений, природных катастроф, войн и смут. Основное определение легитимности - это совпадение воли народа и власти в конкретном действии, решении, выборе.

Информация о работе Легитимность и легальность политической власти